Яна Потоцкая
Яна Потоцкая

ВМЕСТО БАРАБАНА ЯЩИК ИЗ-ПОД АПЕЛЬСИНОВ

— Яна, что это за «зверь» такой — сальса? Откуда она взялась?

— В том виде, в котором мы ее знаем, сальса возникла в 1960 - 1970 годах. Куба исторически — это большой котел культур и рас: тут и испанские конкистадоры, и рабы из всех частей Африки, и сами кубинские аборигены. Благодаря всему этому смешению и получилось, что сальса — это соус, в котором есть кусочек каждой культуры. Исходный кубинский вариант — сальса касино — это танец по кругу. Из инструментов у кубинских музыкантов были разве что клаве — две палочки, вместо барабана — ящик из-под апельсинов, назывался он кахон, маракасы, сделанные из какого-нибудь кокоса, гитары, трубы. После американской экспансии в 1950-е на Кубу мир узнал о сальсе — она попадает в США. В Америке появляются стили Лос-Анджелес и Нью-Йорк, танец становится линейным, салонным. Его танцуют уже не на камнях и не на песке, а на паркете.

— А в Казань как ее занесли?

— В 2008-м приехали двое ребят из Штатов. Оба были бизнес-переводчиками и танцевали сальсу. Случайно пересеклись и решили открыть школу сальсы. Еще одна девочка приехала из Питера. Американцы привезли линейную сальсу, питерцы — касино. Так и пошло.

— Почему этот танец так долго до России добирался?

— Не думаю, что при Советском Союзе у многих из нашей страны была возможность съездить на Кубу. Потому и узнать о сальсе было тяжело, даже музыку было просто не достать. В последние 10 - 15 лет люди, конечно, стали больше путешествовать, как минимум появился интернет.

— Почему в России так любят сальсу? Все-таки две разные культуры.

— Скорее всего, это просто мода. Вообще, русская культура похожа на губку. Почему Куба приживается? Во-первых, у нас много общего с исторической точки зрения — на Кубе и сейчас социализм. Похожи мы и гендерно: и в России, и на Кубе сильные женщины, которые работают наравне с мужчинами, зачастую зарабатывают больше, чем они. На Кубе не случайно говорят, мол, мужчина главный на танцполе — и хватит с него. И, конечно, женщине хоть где-то хочется чувствовать себя слабой. А танец дает ей такую возможность, делает ее женственной, мягкой. И самое страшное — потом ей начинает это нравиться.

«НА МОЕЙ СОВЕСТИ ПЯТЬ СВАДЕБ»

— Говорят, что научиться танцевать как кубинцы в принципе невозможно. Они танцуют с пеленок.

— Мне кажется, если люди действительно хотят погрузиться в эту культуру, они могут научиться танцевать как кубинцы. Для этого нужно не только заниматься танцами, но и читать, смотреть фильмы про Кубу — не обязательно про сальсу, изучать историю, религию кубинцев, заниматься с кубинцами, пытаться понять их менталитет, на самом деле, очень близкий к России. Они так же эмоциональны, как русские люди. Нам легко общаться! Но насколько стоит приближаться в танце к аутентике — каждый человек решает сам. Когда моя группа становится выше уровнем, я спрашиваю: «Ребята, а будем учить африканскую румбу, танцы Ориш (афро-кубинские языческие танцы — прим. ред.)? Все зависит от желания ученика. Кто-то ходит на танцы, чтобы познакомиться с кем-то, пообщаться, кто-то — чтобы привести себя в форму, кто-то — чтобы узнать новую культуру.

— По поводу знакомств. Можно ли на танцах встретить свою любовь?

— На моей совести пять свадеб, то есть лично я свела пять пар. Я уже молчу, сколько за эти годы на сальсе завязывалось отношений. Конечно, возникают чувства, эмоции — это близкие танцы, прикосновения, которых у нас нет в обычной жизни. Где мы соприкасаемся с людьми? Только в метро, в автобусе. Те, кто ездят на машине, бывает, в принципе мало общаются с другими. Иногда говоришь такому автолюбителю: выйди из машины, хоть на людей посмотри.

— Распространенная ситуация: в семье танцами хочет заниматься только жена — у мужа нет времени или желания. Не опасно ли это для семьи, ведь на танцполе так много соблазнов?

— Нет, наоборот. В моей практике были случаи, когда пара приходила на занятия — и у них налаживались отношения. Но бывает, что приходит только жена или только муж. Бывает, что половинка ревнует. Но достаточно просто привести его/ее на вечеринку, чтобы показать — ничего страшного в танцах нет. Если так рассуждать, откуда мужчина знает, чем его жена занимается на работе, с кем флиртует? Как говорила Коко Шанель: «Никогда не следите за мужчиной. Следите за собой — и ваш мужчина будет следить за вами». То же самое — мужчины, ходите в спортзал, проявляйте к жене внимание — и никакие танцы ее у вас не отнимут. И потом, женщины и мужчины хотят нравиться. Это нормальное стремление любого человека — подчеркивать свою значимость не только для своего любимого человека, но и для окружающих. Тогда и со своим любимым они чувствуют себя уверенно. Главное — адекватно относиться к увлечениям друг друга.

— В каком-то видеоролике мужчина рассказывал, как жена уговаривала его пойти на сальсу. «Вы видели сальсу? — говорит он. — Сальса — это танец, где женщину от изнасилования спасает только одежда».

— На самом деле, в любом танце человек сам устанавливает комфортную для него дистанцию. Наши руки образуют рамку — и можно просто не пускать за эту рамку партнера. Всегда можно отказаться от танца с человеком, с которым вам неприятно или не хочется танцевать. Вас никто не заставляет! Можно деликатно сказать: извини, я пока не хочу танцевать, ногу подвернула, заболела — бациллу подхватила... «свиного гриппа». И никого не обидеть.

«ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ — НЕ СЛУЖБА СОЦПОМОЩИ»

— Как ваших учеников меняют танцы? Может, начинают по-другому одеваться?

— Как раз-таки одежда особого значения не имеет. Социальные танцы учат тому, что человек ценен сам по себе, снимают оковы социальных различий. Не важно, носит танцор Дольче и Гальяно или одевается на Московском рынке. Безразлично, ездишь ты на Mercedes или на метро, отдав последние деньги за абонемент. Это не важно. А вот что действительно меняется — люди начинают улыбаться глазами. Бывает, на первое занятие человек приходит с совершенно безучастным взглядом, но потом оживает. Но школа танцев — это все-таки не служба соцзащиты, где помогают подняться с колен. Большинство учеников — обычные люди, которые приходят просто потанцевать, найти новое хобби.


— Как вы сами пришли в танцы?

— 8 лет назад я познакомилась с мальчиком в интернете. Предложил научить меня танцевать — я согласилась. Через две недели начала преподавать. Сейчас такое уже невозможно — народ вырос. А когда сальса только появилась, почему нет?

Я окончила философский факультет и психфак. Мне кажется, нет ни одной сферы, где бы я могла применить себя лучше. Потому что без философии и психологии порой не разобраться в тех людях, которые сюда приходят. И опять-таки это социальные танцы. А все социальное связано с обществом, его болезнями, радостями. Но танцы однозначно снимают какие-то страхи, комплексы, особенно связанные с фигурой. Не у всех есть возможность, а то и время посещать спортзал, а на танцах выясняется, что девочки плотного телосложения иногда бывают более пластичны, чем худышки. Они зачастую лучше ведутся, потому что переживают, что они тяжелые. И по факту становятся более желанными партнершами, потому что считают, что внешностью взять не могут — значит, берут чем-то другим: улыбкой, доброжелательностью, красотой внутренней.

— Могут ли танцы заменить тренажерный зал?

— На мой взгляд, это возможно, если подходить к танцу не просто как к развлечению, а как к тренировке. На самом деле, любой любитель тренажерного зала вам скажет, что можно хорошо проработать мышцы даже с легкими гантелями, зависит от того, что ты качаешь — мышцу или гантелю. Если на занятиях представлять, как ваши мышцы становятся более упругими, подтянутыми, действительно можно получить эффект. Причем не только эмоциональный, но и физиологический. Плюс несколько раз в неделю проходят вечеринки. Даже если ходить на них только по выходным, представьте, в пятницу, это как минимум 3 - 4 часа кардионагрузки, в субботу — и вовсе 6. Уже 10 часов! Даже для того, чтобы просто держать свое тело в тонусе, нужны определенные усилия мышц спины, пресса. А уж во время танца качаются и руки, и передняя-задняя поверхность бедра, и икры. Я занималась в тренажерном зале 7 лет, но у меня не было так называемых «крыльев», как, например, у пловцов. После того, как я «потаскала» наших девочек за партнера, они у меня появились.

— В твоей школе преподают разные танцы. Твоя самая большая любовь — сальса?

— Мне кажется, можно полюбить каждый танец. Бачата — это нежность, ласка, полное раскрытие перед партнером. Сальса — это флирт, скорость, игра, подшучивание друг над другом. Кизомба — это танец-слияние, когда мужчина и женщина абсолютно едины. Да, это может быть не только в сексе, но и в танце. Нужно слушать музыку, вслушиваться в тексты, переводить. Тот же самый реггетон — танец, где очень много различных трясок, вращений грудью, бедрами — это полное раскрепощение. Тексты, на наш взгляд, могут быть не очень приличные, ну а разве наш рэп назовешь интеллигентным?

«ПОЧЕМУ-ТО ЕВРОПЕЙЦЫ НЕ ТЕРЯЮТ СВОЕЙ МУЖЕСТВЕННОСТИ, КОГДА ТАНЦУЮТ»

— А как в Европе обстоят дела с социальными танцами?

— В Европе примерно то же самое. Но средний возраст танцоров там немного выше, чем у нас. Наверное, молодежь занимается чем-то другим. И потом, европейцы начинают путешествовать в основном на пенсии, тогда у них начинается насыщенная жизнь. Наши пенсионеры не могут позволить себе прийти на танцы. А вообще, в Европе танцами занимается много мужчин. У них нет странного стереотипа «мужик не танцует», как у нас в России. Почему-то европейцы не теряют своей мужественности, когда танцуют.

— И все же почему на танцы ходит пока не так много мужчин?

— Сложно сказать. В Казани, например, очень много спортсменов, много тех, кто занимается в тренажерном зале. Но настоящий бодибилдер должен хорошо владеть своим телом, быть пластичным, иначе это просто груда мышц. Когда они это понимают, то приходят на танцы. Но многие по-прежнему считают, что танцующий мужчина — это вымазанный гелем для волос паренек в лосинах и на каблуках. Но в том-то и дело, что социальными танцами занимаются в обычной одежде.

— Танцы — дорогое удовольствие?

— Я бы не сказала, танцы потому и называются социальными, что доступны практически всем. Но зависит и от самого танца. Например, и платья, и туфли для танго дороги. Для сальсы, бачаты, кизомбы, реггетона ничего специфического в одежде и в обуви вовсе не требуется!


— Насколько этот бизнес сейчас прибыльный?

— Заработать на танцах может только директор школы. Когда есть несколько преподавателей, хорошие залы, много учеников. Тот же самый ресторанный бизнес — говорят, что он самый неприбыльный, но посмотрите, сколько вокруг ресторанов! За 8 лет работы школы мы пробовали практически все виды рекламы, кроме билбордов: радио, телевидение, газеты. Мы делали проект с мэрией города у «Чаши». Каждую неделю бесплатно обучали какому-то танцу обычных прохожих, разыгрывали интересные призы. Но даже после этого народ не особо пошел. Эффективнее всего работает сарафанное радио: когда наш ученик приводит в школу своих знакомых. Даже контекстная реклама не отрабатывает свои вложения. Может быть, сейчас с появлением SMM стало чуть-чуть легче.

— Вообще, в кризис учеников становится меньше?

— В какой-то степени это так. Какими бы социальными танцы ни были, мы все равно платим налоги, аренда растет — цены на абонемент на месте не удержишь. Но те, кто приходят, наоборот, говорят, что танцы помогают справиться с кризисом, снять нервное напряжение. Человек живет в замкнутом круге дом-работа-дом, и вдруг, окунаясь в другой мир, где ничего не связано с деньгами, может снова стать собой. Наверное, люди понимают, что кризис вечен и лучше тратить деньги на хобби, например, на танцы — это и саморазвитие, и развлечение, и выход за рамки серой действительности.


— Правда, что танцы вызывают зависимость? Опасна ли она?

— Зависимость бывает от всего. Зависимость от алкоголя или компьютерных игр — вот это страшно. Но ведь бывают фанаты горных лыж, фанаты автомобилей, я, например, фанат своего Volvo, для меня это почти человек, а не машина. Это хобби, превратится ли оно в зависимость — решает человек. А вот если кто-то замещает своим хобби реальную жизнь — это страшно. Думаю, в танцах нужно проводить не более двух лет. За это время танцы учат чему-то очень важному в социальном плане, потом эти «танцевальные» механизмы нужно использовать в реальной жизни. Может быть, поэтому этот бизнес сложно развить — люди вряд ли будут ходить на танцы десятилетиями.

К танцевальной школе надо относиться как к сообществу по интересам. Это нормальное желание любого человека — принадлежать к определенной группе людей. Человек — существо стадное, социальное. Мы социальны в семье, на работе. Согласитесь, существует не так много хобби, которыми можно заниматься запершись дома в одиночестве — вырезать по дереву и никому не показывать свои поделки? Мы же хотим похвалиться своим творчеством. Но что правда, то правда, во время танцев выделяются гормоны радости — эндорфины. На это ощущение действительно подсаживаешься.