Сегодня — ровно год со дня пожара в ТЦ «Адмирал», который унес жизни 19 человек и стал настоящим шоком для республики и всей страны. В эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online» прокурор РТ Илдус Нафиков рассказал, какие сроки грозят основным обвиняемым, почему прекращено преследование владельца группы ASG Алексея Семина, что ждет ОПГ «Тукаевские», как наводился порядок на 1342 объектах с массовым пребыванием людей, а в Госдуме завернули противопожарные инициативы Татарстана.
Илдус Нафиков |
«СДЕЛАНО НА СЕГОДНЯ ВСЕ, ЧТО ВОЗМОЖНО»
— Илдус Саидович, прежде всего вопрос, который на острие темы, — о ходе следствия. Ожидалось, что весной дело будет передано в суд, а недавно его продлили до 11 сентября. С чем это связано?
— Это время необходимо дать для ознакомления с материалами дела. Мы, конечно, всегда недовольны, всегда хочется, чтобы следствие быстрее прошло. Тем более есть же требования Европейского суда по правам человека, что любое следствие, включая не только предварительное, но и судебное следствие, должно проходить в максимально короткие сроки. Если нарушаются разумные сроки, то нарушается доступ к правосудию. Поэтому мы постоянно на коллегиях говорим, что сроки расследования надо сокращать и стремиться к этому. Но в данном случае длительный срок во многом оправдан, потому что дело сложное, конечно. Там множество томов, большой объем уголовного дела...
— 214 томов, как мы слышали...
— Да, большой объем. Нередко по таким делам ознакомление затягивается. Тем более по делу проходят 12 человек. И следствие само долго длилось. Только в качестве потерпевших допрошены 703 человека, в качестве свидетелей — 900, не говоря уже о многочисленных допросах обвиняемых, очных ставках, обысках, выемках документов, запросах в госорганы.
Было много технических моментов — проведено 170 судебных экспертиз. Много вопросов коллизионных. Мы с вами обсуждали еще в прошлом году, сколько было спорных моментов. Нужны были и строительно-технические экспертизы, и другие исследования. И специалисты сами иногда путались в оценках при даче показаний...
— В целом как вы оцениваете работу следствия? Все ли процедуры соблюдены? Все ли сделано, что нужно?
— Сделано на сегодня все, что возможно, проведено достаточно полное расследование. Мы хотели быстрее, но, видите, не получилось...
— Наверное, у вас уже сформировалось представление окончательное? К каким выводам вы сами пришли?
— Не все замкнулось так, как мы ставили с прокурорской позиции. Прокурор же немножко впереди должен быть, он где-то обвинительные версии подбрасывает. На ряд лиц прекращены дела — на [владельца ASG] Алексея Семина, на сотрудниц Росреестра, БТИ. Всего на пять человек прекратили уголовное дело.
По Семину мы, когда выносили постановление в порядке статьи 37 УПК (о роли прокурора в следственном процессе — прим. ред.), ставили на версию, что он является фактическим владельцем. Но на практике фактическое владение тяжело доказать. Следствие не добыло достаточно данных — и уголовное дело прекратили. Под каждое дело нужны неопровержимые доказательства.
— Или нужны были признательные показания директора УК «АС Менеджмент» Роберта Хайруллина...
— В том числе. На практике такие вещи трудно доказуемы, хотя помимо Хайруллина следствие допросило несколько десятков сотрудников компаний, входящих в группу ASG. Они дали показания, что никаких управленческих функций Семин не осуществлял. Да, он проводил совещания, где определялись приоритетные направления развития компании, но доказательств, что он давал какие-либо поручения именно по «Адмиралу», у следствия нет.
— При этом пресс-секретарь СК РФ Владимир Маркин на всю страну во всеуслышание объявлял, что есть стопроцентные доказательства вины Семина. Как он мог такое сказать?
— Я бы не хотел давать оценки федеральным структурам, нашим коллегам. Это неправильно и неэтично. И потом я ведь тоже на всю, наверное, страну, на всю республику, на весь город Казань заявил, что мы видим вот такую-то версию. Мы не говорили, что Семин виновен, мы говорили, что требуем уголовного преследования, и обосновывали свою версию...
Алексей Семин |
«ОСНОВНЫЕ ВИНОВНИКИ ПОЖАРА — ЭТО НЕ РАБОЧИЕ С ГОРЕЛКОЙ»
— Все-таки год прошел, множество следственных действий проведено... Что-то новое стало известно, добавилось по ходу следствия? По сравнению с той картиной, что была год назад...
— Нового практически ничего нет. Нашло подтверждение то, что было выявлено практически сразу.
— Но все-таки из-за чего произошел пожар?
— Как и предполагали, из-за тех работ, которые производились на крыше...
— Все-таки рабочие с горелками виноваты? У общества может сложиться ощущение, что нашли стрелочников...
— Рабочие, конечно, тоже виноваты. Но работа с горелкой — это только повод, толчок, искра... Если бы все правила пожарной безопасности были соблюдены, пожар был бы локализован на этом участке, он дальше не распространялся бы. А так, даже если бы молния ударила, все равно бы заполыхало. Поэтому мы и предъявляем претензии не только к ним, но и к должностным лицам. Основные виновники пожара в «Адмирале», конечно, руководители, а не рабочие с горелкой. И основное гособвинение будет направлено против них.
Гусейн Гахраманов |
— А из этих должностных лиц кто, на ваш взгляд, наиболее виновен?
— По степени виновности я бы распределил так: Гусейн Гахраманов (директор ООО «Заря» — прим. ред.), его отец Гюльгусейн Наджафов и Роберт Хайруллин (гендиректор ЗАО «УК «АС Менеджмент» — прим. ред.). Вот эти три лица. Хайруллин со стороны собственника, Гахраманов, Наджафов — со стороны арендатора.
— Им что грозит?
— По основной статье — оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности, — до 10 лет. С учетом прочих статей — до 15. Впрочем, наши гособвинители выслушают все стороны, потом будут вырабатывать какую-то позицию. Сейчас я заранее ее предсказать не смогу.
Гюльгусейн Наджафов |
«ВОПРОС О ВОЗМЕЩЕНИИ УЩЕРБА ДОСТАТОЧНО СЛОЖНЫЙ»
— В рамках уголовного процесса пострадавшие предъявили к ASG 1,4 миллиарда материального и 11 миллиардов рублей морального вреда. Есть ли у пострадавших предпринимателей, их семей шанс добиться компенсаций в рамках процесса?
— На основании этих заявлений следствие добивалось ареста имущества ASG. Позже с его части арест был снят, но часть собственности компании арестована, сейчас это 261 объект на сумму 2,7 миллиарда рублей, в основном это земельные участки.
Но все-таки в рамках уголовного процесса это сопутствующее, главное — состав преступления, наказание за него. Возмещение ущерба — это второе. Вопрос о его размере достаточно сложный, нужно будет как-то оценивать, перепроверять. Уголовный суд имеет право от этого уйти и предложить сторонам обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства. Иногда такое случается. Тут и моральный ущерб присутствует, и все прочее. Но это после того, как пройдет основной суд, на основании приговора, вступившего в законную силу...
— А человеческая жизнь сколько стоит?
— Это никто никогда не считал, такой методики нет.
— То есть и миллион долларов может стоить?
— Нет такого прейскуранта. Есть судебная практика по делам о ДТП, например. Там в пределах миллиона, по-моему.
Роберт Хайруллин |
«МЫ БУДЕМ НАСТАИВАТЬ НА ОПЕРАТИВНОЙ РАЗРАБОТКЕ ОПГ «ТУКАЕВСКИЕ»
— Неясна ситуация с владельцами «Зари». То есть привлечены к ответственности не все собственники ТЦ «Адмирал».
— 25 процентов принадлежит Гахраманову и еще 25 процентов — Альмире Гибадуллиной. Но в ходе следствия выяснилось, что она лишь номинальный собственник, близкий человек того же Гахраманова, фактически капитал контролируется им. Но подчеркну, что он несет ответственность именно как менеджер, а не как собственник. Собственник привлекается тогда, когда есть доказательства, что он принимал решения, участвовал в оперативном управлении. Также собственник может нести ответственность, когда есть какие-то махинации с долями, с передачей владения.
— И все-таки второй собственник — это Алла Залялова, приемная дочь Анатолия Агрбы, супруга Ильнара Залялова — замначальника отдела по борьбе с оргпреступностью центрального аппарата МВД РФ по РТ. На суде, где его арестовали, Наджафов заявил: «Идея создать «Адмирал» принадлежала Толику Агрбе». Это все как-то проверялось?
— Были оперативные данные, что Агрба же и финансировал часть проекта, что он якобы, скажем так, надеялся на ребят в ОПГ «Тукаевские». Известно, что такая группировка существует, но там минимум материала и разработок, они же постоянно сидели на таком полулегальном бизнесе в районе Колхозного рынка, ЦУМа, вокзала...
Жанна Алпарова |
— И, похоже, частично переехали в «Адмирал», когда закрыли вещевые ряды на Колхозном рынке.
— Они постоянно сидели на торговле, то есть не с насильственными преступлениями были связаны — это криминал экономический, что ли, теневой, черный рынок. Их сложнее было зацепить, там же коррупционные связи надо искать, но пока, к сожалению, фактуры мало. Мы в рамках этого дела хотели проверить версию и поставить перед МВД вопрос о проверке данной группировки. Но следственным путем установить вину, доказать и привлечь кого-то не удалось.
Тем не менее мы все-таки настаиваем на том, что нужна оперативная разработка, органы МВД должны будут провести соответствующую оперативную работу по этой группировке — что это за группировка, кто за ней стоит. Мы будем на этом настаивать. Мы уже и требования вносили, и письма писали, и будем продвигать этот вопрос дальше. В этом плане можно посмотреть, есть ли коррупционные моменты...
— К вопросу о коррупционных моментах. По юной девушке-приставу Минзиле Сафиной все-таки что выяснилось? Кто-то сверху ей давал указания, чтобы исполнительное производство по закрытию «Адмирала» остановила? Жанна Алпарова, которая тоже привлекается в рамках дела, или кто-то еще, повыше?
— Версия следствия такова, что устное указание Сафиной давала именно Алпарова, будучи временно исполняющей обязанности заместителя главного судебного пристава по Татарстану. Указание, согласно материалам, было дано 8 ноября 2013 года, а 13 ноября Сафина закрыла исполнительное производство, зная, что фактически нарушения пожарной безопасности в «Адмирале» не устранены.
Минзиля Сафина |
11 ПРОВЕРЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ВСЕ ЕЩЕ ЗАКРЫТО
— Давайте перейдем к урокам «Адмирала». За год все ли выводы сделаны, чтобы подобная трагедия не повторилась в Татарстане?
— Нам хотелось бы верить, что выводы сделаны, но насколько все? Таких грубых нарушений, как в «Адмирале», сейчас на объектах с массовым пребыванием людей в Татарстане все-таки нет. Во всяком случае, мы очень серьезное внимание уделили вопросам пожарной безопасности. Мы проверили ни много ни мало 1 342 объекта с массовым пребыванием людей. В них найдено 5 152 нарушения требований пожарной безопасности. К дисциплинарной ответственности привлечено более 700 человек, к административной — около 400.
Но главное — мы подали 222 исковых заявления в суды, из которых 122 — о приостановлении деятельности объектов, а остальные 100 — об устранении нарушений.
— То есть под угрозой закрытия оказался почти каждый 10-й такой объект в Татарстане?
— Да, в результате мы добились приостановки деятельности 61 объекта. И эта мера оказалась действенной: большинство объектов позже возобновило работу после полного устранения выявленных нарушений. При этом деятельность 11 объектов по-прежнему приостановлена.
Кстати, только что президиум Верховного суда принял решение по Вьетнамскому рынку: отменить решение первой инстанции, апелляционного суда и вернуть на новое рассмотрение в суд первой инстанции — Советский районный суд — о приостановлении работы складского помещения.
— Она была приостановлена, но решили повернуть обратно?
— Да, правда, там исполнительный лист не запускался. Были спорные моменты. Так что было решение о приостановлении, но ввиду того, что все это оспаривалось, исполнительный лист так и не дошел до исполнения.
— Но вы все же настаиваете на закрытии рынка? Они ведь уверяют, что все сделали, как полагается.
— После нашего обращения в суд действительно много сделали. Но ровно настолько, сколько требуется для того, чтобы получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в качестве склада. А если это не склад, а торговое помещение, то там несколько больше требуется. Там требуется отсекающие перегородки устанавливать и так далее — вот этого не сделано. А в рамках склада — да, все уже идеально. Хотя бы это...
— А какие выводы, на ваш взгляд, сделало для себя общество?
— Общество тоже сделало выводы. Раньше при проверках мы сталкивались с тем, что не очень серьезно многие относились, считали, что это прихоть чья-то. Сейчас даже наши проверки показали, что многие тут же начинают устранять замечания.
Люди стали более серьезно к этим вещам относиться, закупать средства защиты. И клиенты этих заведений стали обращать внимание, тоже жалуются, обращаются на горячие линии, на другие наши ресурсы. Для общества, конечно, произошли изменения серьезные.
ЗАКРЫТЬ НЕЛЬЗЯ ИСПРАВИТЬ
— Все-таки как провести грань между необходимостью обеспечить безопасность людей и желанием все-таки не «кошмарить» бизнес?
— Мы об этом задумывались. Сначала у нас было где-то, может быть, недостаточно внимательное отношение к противопожарным вещам. Потом, сразу после трагедии, пошел перегиб в другую сторону — мы побежали всех закрывать.
Но тогда сами предприниматели подняли вопрос, чтобы, во-первых, их представителей включали в эти комиссии при МЧС, которые заседают и разбирают каждый случай: где повышена степень риска, где меньше степень риска на объектах с общественным, массовым пребыванием людей. Мы допустили представителей бизнеса к участию в этих делах.
Во-вторых, мы приняли решение, что на первом этапе, когда выявляем объект, не соответствующий требованиям, все-таки не сразу бросаемся его закрыть, а даем возможность собственникам составить план устранения недостатков с четким графиком. Если план-график четко выдерживается, устраняются нарушения, то мы просто контролируем исполнение. Но если срываются сроки, тогда уже эти нарушения фиксируются, предъявляются, мы подаем заявление в суд. Такой алгоритм мы приняли, определенная практика выработалась.
По практике надзора мы тоже сделали выводы. Случай, из-за которого прокурор города ушел с должности, показал, что не должно быть шараханья из стороны в сторону. Если уж выявили нарушение, обратились в суд, тогда уже менять позицию нельзя. Это принципиально.
— А власть какие-то выводы сделала, как вы считаете?
— Власть тоже, полагаю, сделала выводы. Например, мы, когда стали анализировать причину этих явлений, обнаружили одно из условий, которое способствовало нарушениям, — недостаточный муниципальный контроль. Дело в том, что в Градостроительный кодекс несколько лет назад было внесено такое понятие, как осмотр строящихся объектов с массовым пребыванием людей. Полномочия такие у муниципальной власти появились. Но это не практиковалось. Потребовалось принятие муниципальных правовых актов для того, чтобы порядок этот был отработан. Во многих муниципалитетах эти нормативно-правовые акты не были приняты. Прокуроры обратили на это внимание, более 58 правотворческих требований было внесено, чтобы этот пробел правовой ликвидировать. Муниципалитеты все это привели в соответствие с законом.
Это позволяет им зайти и делать осмотры. Потом, если выявляются нарушения, у них появляется возможность обращаться в контролирующие органы, туда акты свои направлять, а контролирующие органы будут применять методы воздействия. Муниципалитеты также обладают правом обращения с исками в суд, в том числе о приостановлении объектов.
— Но они же не специалисты по пожарной безопасности?
— При осмотре они могут зафиксировать нарушение. И в административный орган обратиться, в тот же пожарный надзор, там специалисты есть. Либо, повторю, могут сами обратиться с иском в суд и в суде потребовать назначения экспертизы, если сами оперативно сделали какое-то заключение. То есть множество вариантов есть.
— За какими органами закрепляется право осмотра объектов?
— Каждый муниципалитет должен сам определить на своем уровне. В условиях Казани это, наверное, АТИ либо управление архитектуры и градостроительства. Это касается разграничения полномочий. Вот для этого подзаконные муниципальные акты и нужны: кто куда заходит, кто на строящийся объект, кто на готовый объект.
— Вы считаете это реально действующим механизмом?
— Это реально действующий механизм, поскольку позволяет легально зайти и выявить недостатки, в рамках законных полномочий. Без этого: с чего пришел, зачем зашел? Потому что если брать контролирующие органы, Госстройнадзор, то у них свои могут быть ограничения: во-первых, у них попадают под проверку объекты не менее трех этажей, не менее 1,5 тысяч квадратных метров. То есть многие объекты могут не попасть. Проверки должны быть не чаще определенного срока и так далее.
КРАПЛЕНЫЕ ИНДУЛЬГЕНЦИИ ОТ ПРОВЕРОК МЧС
— Еще об одном пласте проблемы в интервью «БИЗНЕС Online» рассказывал ваш подчиненный Ратмир Шайдуллин. По его словам, в республике около 20 фирм, которые имеют право давать заключение о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности. Если есть такая индульгенция, МЧС три года не может прийти с проверкой. А на практике оказалось, что на многие нарушения такие фирмы закрывают глаза.
— Мы выявляли заключения по степени риска, которые не совсем соответствуют действительности. Попытались сначала в судебном порядке признавать их недействительными. Но судебный порядок у нас не прошел — суды указывали, что эти заключения не являются правовыми актами, поэтому суды оспаривать их в судебном порядке не могут, они могут рассматриваться только как доказательства того, что надо приостановить деятельность объекта или не надо приостанавливать.
— Но проблема существует?
— Да, проблема существует. Можно на это просто не обращать внимания, но мы видим, что степень риска искажена в этих заключениях. Мы видим, что реально на объекте такие нарушения пожарной безопасности, которые требуют закрытия объекта. Мы должны в таком случае обратиться в суд с требованием о приостановлении деятельности, где уже давать оценку этим заключениям как одному из доказательств, которые не соответствуют действительности. Вот такой путь. Либо вносить какие-то другие акты реагирования в отношении этих фирм... У нас несколько таких компаний.
«НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТСЕКЛИ»
— Республика после «Адмирала» внесла в Госдуму пакет законопроектов, где предложила, что надо выделить в отдельную категорию места с массовым пребыванием людей, что там должен быть особый противопожарный режим. Вы участвовали в их разработке?
— Участвовали, подавали свои предложения, разрабатывали юридическую часть, потом все это объединялось: и наши предложения, и предложения пожарных. Но на стадии обсуждения думскими комитетами наши предложения не нашли поддержки.
— Скажите честно, а подавалось это туда с надеждой, что все будет принято, или просто чтобы потом сказать: вот, мы предлагали, а они не приняли?
— С надеждой, что будет принято. Хотя бы как раз в части особых противопожарных режимов в отношении объектов с массовым пребыванием людей. Там было и другое предложение, чтобы вернуть Госпожнадзору полномочия по надзору за такими объектами на стадии проектирования, реконструкции и ввода в эксплуатацию. Но тут надежды было меньше, потому что с 2007 года принята концепция, согласно которой комплексный надзор за строящимися объектами возложен на Госстройнадзор. Видимо, кто-то с какой-то логикой в 2007 году это сделал. В части этого у нас была очень небольшая надежда, что пройдет.
Но вы посмотрите, что происходит: инспекция Госстройнадзора на всю республику имеет всего 8 специалистов по пожарной безопасности, из них двое дислоцированы в Казани. При этом только в прошлом году выдано 126 заключений о соответствии проектов требованиям пожбезопасности, из них в Казани — 60. И это только по объектам с массовым пребыванием людей, не считая все остальные. Ясно, что качество такого контроля вызывает вопросы.
— Получается, что на системном уровне, на уровне законодательства ничего после «Адмирала» не изменилось? Как и после «Хромой лошади»?
— Получается, что так...
«Общество должно привыкнуть жить самостоятельно, но его надо приучать к этому, приучать политической волей. Само оно никогда не будет готово, никогда не созреет» |
«НАДО ДАВАТЬ МАКСИМУМ СВОБОДЫ, НО СВОБОДА ДОЛЖНА ДОРОГО СТОИТЬ»
— Помните, в нашем интервью год назад вы говорили, что все контролировать невозможно, у государства никогда не хватит сил, что нужно дать свободу самим собственникам, освободить их от проверок, но зато, если что-то случится, спрашивать с них по всей строгости. Но мы в этот режим все-таки пока не переходим?
— Пока нет, пока у нас административная система очень жестко установлена. Мы привыкли все опекать, у нас нет такого, чтобы дать самостоятельность. У меня есть теоретическая позиция, что надо давать максимум самостоятельности и свободы, но свобода должна дорого стоить. Если ты в своих свободных действиях допускаешь грубейшие нарушения, то иди в тюрьму на большой срок. Тогда, года через два-три после ряда трагедий, как бы это жестко ни звучало, порядок утрясется, но уже на уровне свободного человека. А сейчас у нас власть на уровне какого-то поводыря.
— Сейчас у нас сами собственники говорят: ну как же, у меня все бумажки есть, вы же сами сказали, что все нормально. А бумажки-то получены за взятки...
— Собственники прикрываются этим, но это отрыжка административно-командной советской системы.
— Плюс мы видим схемы, через которые может спрятаться реальный собственник, подставить через сеть прокладок непонятных людей, а потом сказать, что я не участвовал в оперативном управлении. Чтобы до него добраться, надо еще ликвидировать эти прокладки, найти реального собственника... Получается, что общество и власть к этому не готовы?
— Общество, может, и готово, но это же надо осмелиться пойти на такой революционный шаг.
— А пока будем наращивать репрессивные и контролирующие органы?
— Не знаю, революционный шаг — это, наверное, было бы дешевле и легче для свободного рынка. Я вообще сторонник минимума налогов, минимума нагрузки на бизнес, минимума разрешительных процедур, очень много времени и ресурсов на все это тратится у бизнеса. Мы вроде боимся отпустить бизнес на свободу, но в итоге, опекая, мы и себя связываем, и больше связываем по рукам и ногам предпринимателей.
Нужна воля, чтобы решиться на изменения. Общество должно привыкнуть жить самостоятельно, но его надо приучать к этому, приучать политической волей. Само оно никогда не будет готово, никогда не созреет, нужна политическая воля. Может быть, год-два это не пойдет, будут трагедии, но сажать нужно. Будут и злопыхатели говорить — вот, мол, насоветовали, зря приняли...
— Спасибо за откровенный и содержательный разговор!
Читайте также:
Спецпроект «Трагедия в «Адмирале»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 78
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.