Нияз Гараев
Нияз Гараев

«НАМ ГОВОРИЛИ, ЧТО С ДЕРЕВОМ ПРОБЛЕМЫ, ПОТОМУ ЧТО МЫ В ЕЛАБУГЕ АКТИВНО ПОДДЕРЖИВАЕМ ТУРЕЦКИЙ «КАСТАМОНУ»

Прочитал недавно статью на сайте «БИЗНЕС Online» о том, что в Татарстане японцы собираются разместить производство быстровозводимых домов и вложат для начала $100 миллионов. Прочитал, холодный пот прошиб — вот те на, такой сильный конкурент объявился. Только на днях обсуждал с конкурентом, что плохо, когда конкурентов нет, когда тебе в спину никто не дышит. Расслабляешься. А тут не то чтобы будут дышать, переедут, не заметив такую мелочь, как мы. Мы — это казанская команда «ДубльДом», которая ровно год назад и появилась для того, чтобы строить для татарстанцев эти самые быстровозводимые дома, собирающиеся так же, как у японцев, за месяц, а на участке устанавливающиеся за один день.

Причем не было у нас никаких брифингов в правительстве, заходов через инвестиционно-венчурный фонд и прочее, а были обычные для начинающих мытарства: сначала — поиск инвестиций (привет японцам с их «для начала 100 миллионами долларов»), потом — мучительный поиск помещений для цеха. Все говорят, что кризис, производства никто не открывает, а вы это скажите тем, кто сдает помещения в аренду. Им проще стоять годами пустыми, чем уступить вам 50 рублей с аренды каждого метра. Далее целый детектив по поиску адекватных поставщиков леса.

В Татарстане так и не нашли, кое-как нашли в Марий Эл, перебрав 30 производств — от самых убогих до вполне себе больших. Кстати, нам говорили, что с деревом проблемы, потому что мы в Елабуге активно поддерживаем турецкий «Кастамону».

Нам говорили, что с деревом проблемы, потому что мы в Елабуге активно поддерживаем турецкий «Кастамону» (фото: kastamonu.ru)

Причем запросы-то у нас были скромные — сушеная геометрически строганная древесина по адекватной цене, которую сделают в адекватные сроки. Кубов 40 - 50. Смех да и только. Вместо древесины каждый раз находили завывания производителей, как им жить трудно и что рабочие пьют, доллар скачет, «Кастамону» жрет дерево, как жук-короед, и уж очень хочется давно поменять свой новый BMW на еще более новый. Последнее намного важнее, естественно, чем бардак на производстве. Поэтому дайте 100-процентную предоплату и ждите пару месяцев. Нас даже один раз так кинули на 350 тысяч, полиция, кстати, не помогла.

Но больше всего времени я лично потратил на поиск площадки для выставочного дома. Дом не холодильник, посмотрев на картинки, его никто не купит. Тем более наш, инновационный. Я начал с центра Казани. Поехал на велосипеде искать место, куда поставить дом. Глаза разбегаются: Казань — потрясающий город, хочется поставить дом буквально везде. Кабан, площадь перед театром им. Камала, рядом с цирком, сквер Тысячелетия. В общем, губу раскатал — еле закатал. Понял, что ресурс у меня административный такой же, как у церковной мыши. Зашел на сайт мэрии, там все изучил и понял, что все через торги, аукционы. В общем, долго, причем непонятно, какой результат. Не мое.

Пошел по всем большим торговым центрам, где большие парковки. В 90% случаев просто отказ, типа парковка для машин, какой еще тебе дом. В «Бахетле» меня выслушали, даже цену адекватную назвали. Приготовились подписывать договор, но вспомнили, что земля под парковкой муниципальная. В нескольких местах отказали не прямо, а выставили «заградительную» цену в 3 тыс. за квадратный метр. Кто в бизнесе, тот поймет — асфальт под открытым небом по такой цене может арендовать только самоубийца или тот, кому нужно 2 - 3 квадратных метра. А мне нужно было 80. Итого только за аренду парковки я бы отдавал 240 тыс. рублей. Только представьте, какая это сумма для того, кто только что появился, с непонятными перспективами на строительном рынке в начале 2015 года, когда только идиотам приходила в голову мысль открывать новый бизнес.

И тут я читаю статью про брифинг, на котором директор инвестиционно-венчурного фонда РТ Айнур Айдельдинов заявляет: «О сроках говорить сложно. Сейчас необходимо помочь компании с землей, чтобы установить там демонстрационный дом». Там сказано, что он будет заниматься тем, чтобы помогать японцам искать землю под выставочный дом! Как тут не позавидуешь? На самом высоком уровне собираются помогать тем, кто, по их словам, строит по 100 домов в день, у кого миллиардные обороты...

И тут я впервые пожалел, что родился татарином. Если бы я был японцем и на ломаном английском сказал, что намерен вложить $100 млн., может, и ко мне бы выстроилась очередь из желающих помочь?

«МЫ ИЗ ВОЛЖСКА В КАЗАНЬ ДЕРЕВО ВЕЗЕМ, КАЖДУЮ КОПЕЙКУ СЧИТАЕМ, А ТУТ ИЗ ВЛАДИВОСТОКА!»

И я начал считать «чужие деньги». Пишут, что японцы строят 100 домов в день. Это 3 тыс. домов в месяц или 36 тыс. домов в год. И у них оборот — $10 миллиардов. Делим его на 36 тыс. домов и получаем $27 777 на дом. Или в рублях это 2 миллиона. За один дом, в котором, по словам японцев, есть все и даже частично мебель. Также заявляют, что себестоимость квадратного метра будет дешевле, чем у Талгата Абдуллина (глава Госжилфонда РТ, отвечает за соципотечное жилье в республике). Ладно, пусть квадрат у них стоит 35 тысяч. Тогда делим 2 млн. на 35 тыс. и получаем примерную площадь дома в 60 кв. метров. Они строят его месяц. Как и мы в «ДубльДоме». Создадут для начала 300 рабочих мест. Это 10 домов на одного человека в месяц. Здесь мы, конечно, проигрываем очень и очень сильно. У нас 5 человек на один дом. Посчитал некорректно, конечно, наверняка у них не будет здесь такого объема в день.

Вот еще вводная из статьи — японцы потребляют 750 тыс. «кубов» древесины в год. Это 20 «кубов» на дом в 60 квадратов. Во-первых, для каркасника многовато. У нас на такой дом уходит не больше 12 - 15 «кубов», причем с учетом того, что вся отделка (стены, полы, потолки, веранды) деревянная. Во-вторых, цена постройки получается слишком дешевой с такой кубатурой дерева. За эти деньги в Японию дерево не отвезешь, чтобы изготовить комплектующие. Само же оно там не растет. А на брифинге заявили, что японцы собираются возить древесину в Елабугу аж из Владивостока, чтобы, видимо, уже здесь делать детали «конструктора». Мы из Волжска в Казань (50 км) дерево везем, каждую копейку считаем, а тут из Владивостока!

Кто-то в комментариях в моем Facebook написал: вполне возможно, что строительство домов японцами — это такой несколько интересный вид бизнеса. Так как здесь их дома покупать будут не так активно, как закладывают в бизнес-плане, то они начнут их экспортировать на родину и под видом домов (сборные комплекты) будут вывозить к себе наш лес. И мне немного непонятно: что, компания по заготовке сырья будет во Владивостоке, а сборка — в Казани? В чем смысл тащить через всю страну дерево в Казань? Во Владике сделать сборку сложнее? Бойтесь данайцев, дары приносящих...

Ну и самый главный у меня вопрос был про объемы строительства. Куда Японии 36 тыс. мелких домиков в год? Причем это ведь только треть объема, «наши» японцы держат там 30% рынка. Куда их ставить? На их-то площади? Видимо, дома строят до первого тайфуна. Тогда еще понятно, куда они их девают.

Частично ответ мне дал Олег Панитков, директор по развитию датской компании Velux в России. По его словам, в Японии есть несколько компаний, которые от 10 до 50 тыс. домов в год строят, но там дома как машины: 3 - 5 лет — и их меняют, другой рынок, другое благосостояние, другая ипотека: «Поэтому за 10 лет, как я наблюдаю их суету на российском рынке, так ни одного японского завода и не появилось».

В общем, меня как-то отпустило. Не конкуренты нам японцы. Мы-то настоящие, а они пока виртуальные. Появятся — поборемся! А уж если казанские власти нам помогут с землей под выставочный дом, то и нам будет гораздо проще удвоить, догнать, перегнать и импортозаместить их.

Вы не подумайте, что я жалуюсь. Просто крик души. Причем вместе со мной так же кричат и другие «малыши», которых сверху не видно, которые не попадают на прием в высокие кабинеты. Некоторые начали меня причислять к оппозиции. Какая я оппозиция? Я, наоборот, всех этих революций наелся, ходите и своими ленточками машите сами. Мне дома строить нужно, японцев обогнать. Если здесь появятся.

Нияз Гараев