Татарстанские ценители кино теперь смогут получать доступ к греющим душу кадрам из советского прошлого в режиме онлайн. Запустился проект архивного управления кабмина РТ — портал, где размещена кинохроника аж с 1937 года. Несмотря на платный доступ к контенту, авторы надеются, что в Год кино беспрецедентный для России ресурс будет мегавостребован. Чем опасна старая кинопленка, можно ли кинохронику 30-х годов довести до формата full HD и кто такой Булат Батыр — в материале «БИЗНЕС Online».
В копилке запущенного недавно портала tatarch.vidimax.ru есть легендарные картины |
В 30 - 40-Е ГОДЫ ВЫХОДИЛО ПО 50 «ДОКУМЕНТАЛОК»
С появлением у руля главного архивного управления при кабинете министров РТ в конце прошлого года энергичного экс первого замминистра культуры республики Ирады Аюповой стоило ждать новых активных шагов со стороны архивного ведомства. И вот первое из подобных событий совпало с окончанием работы, которая велась в течение нескольких лет.
В копилке запущенного недавно портала tatarch.vidimax.ru, представляющего собой виртуальный читальный зал Центрального государственного архива аудиовизуальных документов Республики Татарстан, есть легендарные картины, среди которых, к примеру, «Булат Батыр» 1927 года, рассказывающий о личной драме вождя кычкынларов Булата Батыра на фоне бурных событий времен Пугачевского бунта, кинохроника военного времени, киножурналы «Татарстан», «Дружба народов», «Межреспубликанский киножурнал», «На Волге широкой», кинодокументы о художнике Константине Васильеве из личного архива друга живописца Геннадия Пронина. Всего около 300 единиц кинохроники. Для запуска портала потребовались три года работы и средства из республиканского бюджета на восстановление, оцифровку и описание кинодокументов.
«Все кинофильмы, которые вы здесь видите, были созданы татарским отделением «Союзкинохроники» и Казанской студией кинохроники, — рассказывает «БИЗНЕС Online» директор Центрального государственного архива аудиовизуальных документов РТ Сергей Горохов. — Татарское отделение «Союзкинохроники» открылось в 1932-м, но еще до этого, с 1924 года, фильмы снимало «Татаркино». Вообще, в 30 - 40-е годы выходило по 50 «документалок» в год. В годы войны коллектив кинохроникеров Татарии создал десятки кинофильмов и сотни киносюжетов, рассказывающих о героическом и самоотверженном труде рабочих, колхозников, ученых. Послевоенный документальный фильм «Советский Татарстан», к примеру, рассказывает о вкладе республики в общую победу в Великой Отечественной войне. На экране народ «в едином порыве» несет на переплавку медную и бронзовую посуду, «не зная устали», трудятся рабочие Казанского мехового комбината, «снабжавшего Красную армию легкими меховыми комбинезонами и теплой обувью».
«Качество картинки просто поражает — продолжает Горохов. — Все отреставрировано, почищено. Кадр стоит как влитой. Оцифровка киноматериалов проводилась на новейшем киносканере с разрешением 2,3 К — качество даже выше, чем full HD».
Ресурс рассчитан на киноведов, режиссеров и просто любителей старого доброго кино. При регистрации пользователь получает в подарок один бесплатный просмотр. Один киноролик можно посмотреть за 45 рублей — такая же сумма взимается с посетителей реального читального зала архива. В настоящее время в личном кабинете на сайте пользователь может приобрести 10, 20, 40 онлайн-киносеансов на выбор за умеренную плату. Каждый приобретенный фильм можно будет смотреть в течение 48 часов с момента первого просмотра. В будущем тарифные планы станут разнообразнее.
Сайт также предусматривает и возможность приобретения киноконтента. Одна секунда киноматериала обойдется в 23 рубля, при этом пользователь может выбрать фрагмент с точностью до секунды.
Фильмы разбиты по жанрам: комедия, драма, приключения, историческое, детектив, детское/семейное, анимационное, документальное, киноочерк, научно-популярные, фильмы-инструкции. Две последние и наиболее интригующие категории пока пустые, возможно, это ненадолго — до конца года архивисты обещают добавить на сайт еще около 700 документов. Можно настроить поиск по режиссерам, сценаристам или операторам, а также по году выпуска и региону. Так как на все Поволжье киностудия в советские времена была одна, в списке регионов значатся Татарская, Марийская, Мордовская и Чувашская АССР, а также... Украина и Германия.
«Снимали в Лейпциге, там проходила международная ярмарка образцов «Мессе Мессен». Посетителей ярмарки очень заинтересовал павильон, посвященный ТАССР, — уточняет директор архива. — Вот молодой Ренат Ибрагимов поет песню «Дружба — Freundschaft» в концертном зале исторического музея — там в свое время выступал Иоганн Себастьян Бах».
Сергей Горохов |
ЧЕМПИОНАТ ФИНА В КАЗАНИ: «МАЛО КТО ЗНАЕТ, НО ПРО НЕГО УЖЕ СОЗДАН ФИЛЬМ — ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ, СО СПЕЦЭФФЕКТАМИ»
На сайте для большинства киножурналов доступны монтажные листы — покадровое описание журнала. К сожалению, пока не все. Архивисты надеются привлечь студентов КГУКИ для создания монтажных листов, иначе завершить работу и до конца Года кино не получится — в архиве и аннотациями, и монтажными листами занимается всего один человек.
С 2005 года теле- и радиокомпании, киностудии направляют в архив обязательный экземпляр аудиовизуальной продукции. «Многие татарстанские фильмы получают награды на фестивалях, но не доходят до зрителя. А вот если мы разместим их работы на своей площадке, то народ их увидит. В апреле хотим запустить этот проект, — продолжает Горохов. — К слову, у нас в Казани в 2015 году проводился чемпионат мира по водным видам спорта. Мало кто знает, но у нас в республике про него уже создан фильм — великолепный, со спецэффектами».
Давняя мечта архивистов Центрального государственного архива аудиовизуальных документов Республики Татарстан — создать систему электронной приемки аудиовизуальной продукции посредством интернета. Сейчас СМИ по закону об обязательном экземпляре сдают в архив свою продукцию на оптических дисках: фильмы, передачи, фотографии. Было бы гораздо эффективнее, если бы редакции газет и журналов напрямую загружали свой контент на сервера архива, а метаданные размещали в архивную базу, это сэкономило бы и время, и деньги.
«Конечно, правообладатель может отказаться выставлять свой контент в интернет. Но мы должны найти с ним консенсус — может быть, будет делиться прибыль. Может быть, некоторые работы не будут выставляться на всеобщее обозрение», — предполагает собеседник «БИЗНЕС Online».
СЕРВЕРА — ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ
Хранится информация и на пленке, архивисты признаются, что это самый надежный способ хранения. Срок хранения традиционного носителя — 400 лет (при условии соблюдения всех режимов хранения). В цифровом виде информация дублируется на дисках, в последнее время на «каменных», с металлокерамической основой, которые, в отличие от обычных, не боятся ультрафиолета.
«Сервера — дорогостоящее дело, — объясняет Горохов. — Было бы хорошо, если бы на государственном уровне в дата-центре IT-парка нам сделали площадку. У нас уже порядка 300 терабайт информации. Дублирование — это уже 600 терабайт. Расчет показывает: для того чтобы все это сохранить, потребуется дорогостоящее оборудование».
Кроме кинодокументов до конца года на сайте появятся и 40 тыс. аудиофайлов. Народные песни, симфоническая, оперная, хоровая, камерная музыка, записи театральных спектаклей, поэтических чтений. Предмет гордости архивистов, к примеру, запись концерта Салиха Сайдашева 1949 года, где он сам дирижирует оркестром.
Такой виртуальный или, точнее, «смотрибельный» зал — татарстанское ноу-хау. Ни у одного архива в России нет ничего подобного.
«Многие региональные архивы не принимают обязательный экземпляр аудиовизуальной продукции, — отмечает Горохов, — и в будущем будут вынуждены выкупать копии своих материалов в Москве. Наше кредо — сделать аудиовизуальный контент более доступным для всех».
Ирада Аюпова |
«НАМ КРУПНО ПОВЕЗЛО, ЧТО ЭТИ МАТЕРИАЛЫ ОСТАЛИСЬ У НАС»
Сама Аюпова так прокомментировала «БИЗНЕС Online» старт нового проекта: «Виртуальный читальный зал Центрального архива аудиовизуальных документов РТ на сайте tatarch.vidimax.ru — пилотный проект, аналогичного которому в Российской Федерации не существует. Вообще, Центральный государственный архив аудиовизуальных документов республики в этой части на передовых позициях — мы используем профессиональное оборудование, поэтому качество фильмов, представленных на портале, независимо от года выхода достаточно высокое».
По словам начальника главного архивного управления при кабинете министров РТ, представленные материалы будут интересны не только в республике. «Портал интересен еще и тем, что он объединяет документальные хроники не только Татарстана, но и Марий Эл, Удмуртии, Чувашии, Мордовии. Безусловно, это привлечет внимание пользователей не только из нашей республики, но и из соседних регионов. Только что мы были с визитом в архивной службе Удмуртии, обменивались опытом. Архивисты Удмуртии проявили высокую заинтересованность данным контентом. Дело в том, что в России основной аудиовизуальный контент сконцентрирован в Красногорском архиве. Нам крупно повезло, что эти материалы остались у нас, — считает Аюпова. — Конечно, на данном этапе портал только развивается. У нас есть большое количество оцифрованного материала, который только подлежит выгрузке на данный сайт. Если не загружать новый материал, ресурс будет терять свою актуальность. Основная задача сейчас — сформировать концепцию развития данного портала. Мы очень активно работаем и с режиссерами, и с «Татаркино». Они и сами готовы приобретать материал и использовать наш ресурс для продвижения своего контента».
Один из многолетних руководителей республиканского минкультуры уверена, что в Татарстане существует неподдельный интерес к старым фильмам. «Недавно в творческой лаборатории «Угол» мы показывали фильм 1927 года «Булат Батыр» — собралось достаточно много зрителей. Думаю, и в дальнейшем нужно устраивать такие показы», — уверена Аюпова.
Тот показ в живом музыкальном сопровождении организовал совместно с архивным управлением фонд поддержки современного искусства «Живой город». «Мы активно работаем со всеми киноархивами, будем постоянно устраивать показы и обсуждение этих фильмов, привлекать специалистов, проводить дискуссии. Теперь материалы, которые могут быть нам интересны, будут у нас перед глазами, впоследствии мы сможем их использовать. Мне кажется, это очень удобно. Архив предоставляет нам фильмы бесплатно, так как мы рассказываем об их деятельности, — сообщила «БИЗНЕС Online» директор «Живого города» Инна Яркова. — Мы уже запустили проект «Кинохроники «Угла», где показывали фильм «Булат Батыр». Даже не ожидали, что будет столько зрителей. Планируем продолжать такие показы».
О том, будет ли новый видеопортал востребован, рассказал «БИЗНЕС Online» кинорежиссер Салават Юзеев: «Мне как профессионалу очень часто приходится обращаться в архивы. Однажды мы даже ездили в Берлин и там в архиве искали кинодокументы. Если такие материалы есть в интернете и их можно скачивать, то, конечно, среди профессионалов это будет очень востребовано. Особенно для кинодокументалистов, которые работают на телевидении, и вообще для тех, кто создает телепередачи. 45 рублей за просмотр фильма — небольшая сумма. В центральном Красногорском архиве это стоит гораздо дороже. Нужно ехать и записываться на просмотр, вставать в очередь и в назначенное время опять приезжать — уходит очень много времени и денег. Если есть возможность скачать по интернету, это замечательно».
«Даже если можно оплатить только 10 просмотров, это не так много для тех, кому реально нужна данная информация. Это исследователи, ученые — масса людей, — считает Юзеев. — Пока не знаю, понадобятся ли мне в ближайшее время эти киноматериалы. Хотел бы я свои работы разместить на этом сайте? Почему нет? Пусть люди смотрят».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.