Власти Татарстана выдали чиновникам госзадание на управление по индикаторам оценки качества жизни населения
Власти Татарстана выдали чиновникам госзадание на управление по индикаторам оценки качества жизни населения

ВСЕМ СЕСТРАМ ПО СЕРЬГАМ: ЧИНОВНИКАМ РАЗДАЛИ «МИШЕНИ»

Госзадание на управление по индикаторам оценки качества жизни населения обнародовал на прошлой неделе кабмин РТ. Документ из 72 страниц наглядно демонстрирует, какие цели в принципе власти Татарстана считают достижимыми в нынешних непростых условиях. Содержащиеся в нем индикативные показатели в определенном смысле можно рассматривать как некий аналог знаменитых майских указов президента РФ Владимира Путина, приземлившийся на татарстанскую почву. Их будут ежеквартально мониторить и доводить до сведения министерств и ведомств. Итоги минэкономики РТ сведет в единый отчет, а затем кабмин вправе «стимулировать» чиновников ради достижения ими обозначенных целей — видимо, и кнутом, и пряником

Например, минздрав РТ, обеспечивший по итогам 2015 года продолжительность жизни татарстанцев на уровне 71,2 года, должен уже к концу этого года увеличить ее еще на 37 дней, а к 2018 году — до 72,4 лет. Средний размер зарплаты медперсонала среднего звена сейчас 76,7% от уровня среднереспубликанской, но к концу 2017 года должен добраться до 100%. Зарплата врача уже сегодня составляет 127% от среднереспубликанской, а в 2017 году она должна достичь 200%. Правда, не совсем понятно, что тут зависит от минздрава: деньги-то на зарплаты идут из общего котла. Видимо, свои плоды должна принести в том числе оптимизация сети медучреждений, а также расширение платных услуг.

 Министр труда, занятости и соцзащиты РТ Эльмира Зарипова
Министр труда, занятости и соцзащиты РТ Эльмира Зарипова

Сложнее многих, вероятно, придется одной из немногих представительниц прекрасного пола в ранге министра. Главе минтруда, занятости и соцзащиты РТ Эльмире Зариповой предстоит ответить за уровень жизни. Увы, денежные доходы на душу населения в сравнении с минимальным потребительским бюджетом падают с 2014 года. Если тогда доходы превышали МПБ в 2,54 раза, то в этом году разница составит уже лишь 2,33 раза, а в первом квартале и вовсе прогнозируется падение до 2,25 раза. Но уже во втором квартале (а это ведь так близко!) дела граждан пойдут в рост. И вот, наконец, счастливое будущее: к концу года среднестатистический житель республики будет получать в 2,39 раза больше минимального потребительского бюджета. Превысить же показатели благополучного на этом фоне 2014-го предстоит года через три — до 2,6 раза. Добавим, что доля населения, имеющего доходы выше МПБ, к концу прошлого года свалилась с 78,6% до 72,5% и вернется на круги своя, в зону относительного благополучия, также через три года.

Министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов
Министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов

Довольно сомнительно, на взгляд непрофессионала, установлена планка для Энгеля Фаттахова, ведающего образованием и наукой. Зарплата в этой сфере почти не будет расти: сейчас работники образования получают 78,4% от средней по РТ, к концу года цифры не изменятся, а в перспективе — рост лишь на 1 п. п. в 2017 году и до 83,4% в 2018-м. Еще министру образования предстоит бороться за ЕГЭ. Пока результаты татарстанских школьников по математике — 110,6% к среднероссийскому уровню, по итогам требуется хотя бы 105%, а в 2018-м — те же 110%. А вот по русскому языку нужно обеспечить рост со 105 до 110% за три года.

Очень забавно, если не знать внутренней кухни, смотрится ситуация у министра по делам молодежи и спорта РТ Владимира Леонова. Ему надо увеличить число татарстанских спортсменов в российских сборных. Учитывая, что в «высшей лиге» считанные сотни спортсменов, поднять представительство татарстанских делегатов на 1 - 3% — задача амбициозная.

Министр земельных и имущественных отношений РТ Азат Хамаев
Министр земельных и имущественных отношений РТ Азат Хамаев

ИПП — ПОДНЯТЬ, АПК — ПОНИЗИТЬ, ГОСДОЛГ — УВЕЛИЧИТЬ

Ведомству Азата Хамаева предстоит сложная борьба за земельное счастье многодетных татарстанцев, в результате которой доля многодетных, бесплатно получивших участок, должна вырасти с нынешних 72% до 75%. Правда, уже сейчас эта цифра на 10% ниже, чем год назад, но что делать: многодетных семей все больше, причем настолько, что исполком Казани предложил Госсовету РТ ввести для них ценз оседлости. А вот в части доходов минзему жизнь облегчат: если «на старте» ведомство сумело собрать 102% доходов от управления госимуществом, то в перспективе планку понизят до 100%. Зато предстоит повысить процент невостребованных долевых земель, на которые признаны права муниципалитетов — с 58% по итогам 2015-го до 65% к 2018 году.

Министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов
Министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов

Для профильных министерств постановление ставит задачу по снижению числа убыточных предприятий. Например, минсвязи предстоит уменьшить их «поголовье» с нынешних 20% до 14% за три года. Минпромторгу предписано сократить популяцию неудачников в сфере добычи полезных ископаемых, энергетики и обрабатывающих производств с 23% до 20%, а в торговле — с 19% до 16% и параллельно повышать производительность труда. Если сейчас в добывающих компаниях она составляет 96,6%, то к 2018 году должна повыситься аж на 8%. Причем в обрабатывающих производствах темпы производительности с 113,5% могут упасть до 109% и так далее.

Гораздо интереснее ситуация с индексом промпроизводства — ключевым, вместе с валовым региональным продуктом, экономическим показателем. По итогам 2015 года он оценивается в 100,4%. В перспективе же минпромторгу необходимо добиться роста: к концу года — до 101,3%, через год — рывок до 105,2% и к 2018 году более скромные 103%. Объемы экспорта к 2018 году необходимо увеличить с нынешних 25,5% до 27% продукции. Также требуется обеспечить рост несырьевых секторов экономики: сейчас доля экспорта их продукции в общем годовом объеме РТ — 60,2%, а в перспективе должно быть 62%.

Министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов
Министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов

Ведомству Марата Ахметова тоже предстоит борьба за безубыточность, но минсельхоз вправе и проиграть. Если по итогам 2015 года в общей массе предприятий АПК доля убыточных составила 10%, то через год их должно быть... в полтора раза больше! Индекс производства продукции сельского хозяйства сейчас — 104,7%, и темпы роста предстоит... снизить до 101,9% к 2017 году, обеспечив такую же стабильность и спустя еще год. Печально!

На этом фоне минфину разрешено взрастить госдолг. Сейчас он составляет 53,8% к уровню годового бюджета, но ведомство вправе увеличить его до 70% в 2018 году. При этом главному финансовому алхимику Радику Гайзатуллину предстоит обеспечить исполнение бюджета РТ по налоговым и неналоговым доходам на уровне не ниже 100% — сейчас это 101,5%.

Министр финансов РТ Радик Гайзатуллин
Министр финансов РТ Радик Гайзатуллин

Министерству экономики предстоит обеспечить темпы роста оборота продукции малых предприятий. В 2015 году удалось выдать на-гора 104,2%, но в перспективе рост будет вдвое слабее: к концу года ждут 102,1%, а возвращение к былым успехам ожидается в 2018 году (с показателем 105%). Иначе говоря, министру Артему Здунову предстоит сохранить динамику малого бизнеса на нынешнем уровне к концу трехлетки. Темп роста производительности труда, упавший по экономике за год с 102% до 100,5%, просто таки обязан пойти в рост и достичь 103,8% к 2018 году. Зато позволяется снизить долю инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте — сейчас это 33,2%, а можно «упасть» до 28% к концу года.

Министр экономики РТ Артем Здунов
Министр экономики РТ Артем Здунов

«ИНДИКАТОРЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИЗЕМЛЕННЫМИ, ИНАЧЕ ЧИНОВНИК ТЕРЯЕТ ОРИЕНТИР»

Напомним, что система индикативного управления в Татарстане обкатывается с 1999 года и уже прочно вошла в кровь и мозг государственного управления. Нынешнее госзадание не документ-декларация, рассказывающий широкой общественности о планах чиновников, объясняет источник в одном из республиканских министерств. Это внутренний документ, который регламентирует определенный KPI госслужащих, задает вектор работы. В татарстанской «Стратегии-2030» прописаны общие задачи, а госзадание фиксирует его в конкретных цифрах. «Надо же нам на что-то ориентироваться, — говорит наш собеседник. — В любой организации, в том числе и в вашем издании, есть внутренний план и показатели эффективности». Реалистичны эти планы или нет — дело десятое: чем дальше продвинулся, тем лучше.

Еще один источник рассказывает, что в работе чиновника «бывают индикаторы, которые и с жизнью не связаны». Например, «рисуют» абсолютно невыполнимые индикаторы, в разы превышающие исходные цифры. А от этого меж тем зависит и зарплата чиновника, и его репутация, сетует он: «Если индикаторы невыполнимые, к ним и отношение будет такое. Они должны быть реалистичные, приземленные».

Советник премьер-министра РТ по вопросам взаимодействия с исламскими финансовыми институтами Линар Якупов
Советник премьер-министра РТ по вопросам взаимодействия с исламскими финансовыми институтами Линар Якупов

Индикативная система нужна в любом случае, ведь как-то свою работу нужно оценивать, говорит советник премьер-министра РТ по вопросам взаимодействия с исламскими финансовыми институтами Линар Якупов. Но нужных показателей можно достичь только при наличии возможностей — достаточного финансирования, рабочих рук. «Я не очень понимаю, как то же министерство экономики или минпромторг могут повлиять на убыточность компаний, — недоумевает он, — когда компании одна за другой «валятся» только из-за того, что у них по большому счету нет ни возможностей финансирования, ни возможностей выхода на новые заказы и рынки, а затраты на бизнес увеличиваются. Да, министерства помогают делать проекты, продвигать их, обучать, лоббировать их на внешних рынках, но прямых инструментов влияния уменьшить убыточность компаний... Мне кажется, тут даже для минэкономразвития России это задача сложная. Разумным ростом показателей можно считать 5 - 10 процентов в год, 20 процентов — для передовиков. «При нормальном стечении обстоятельств 10 - 20 процентов в год более чем достаточно», — подытоживает Якупов.

По мнению завкафедры государственной службы и кадровой политики Государственного университета управления ВШЭ Александра Турчинова, рациональное зерно в такой системе есть, поскольку все-таки нужно оценивать результаты тех или иных министров, что сделано в той или иной отрасли. Это плюс. «Но, с другой стороны, у нас, как всегда, будет так: к такому-то числу столько-то процентов, — предполагает он. — Не исключаю, что при нынешних условиях, когда начинаются оценки вышестоящих руководителей по результатам показателей, возможно повторение того, что у нас было в советский период, когда были приписки и прочее. Если нет механизма контроля за этим всем, то это вряд ли даст что-то положительное. Например, как можно повысить результаты ЕГЭ на 10%? Если директор не повысил на 10%, считайте, что директор плохой — так и будет, рассуждает Турчинов, но итог от него не зависит: главное, чтобы преподаватель работал и отвечал за результаты. «А это все по цепочке в конечном итоге приведет наверх к «давайте такие результаты. А кто будет контролировать, достигнуты ли эти результаты на самом деле или это очередной доклад того или иного руководителя вышестоящему органу о том, что он эти показатели выполнил? Есть проблема. С другой стороны, да, по иным основаниям, кроме как по цифрам, у нас нет возможности оценивать. Но нужны механизмы, которые бы обеспечивали объективность этих результатов», — резюмирует эксперт.