В обстановке загородного клуба с уютным, пусть и искусственным камином и торчащими из стен чучелами животных приглашенные охотно рассуждали о судьбах Татарстана и России в сегодняшних непростых условиях

ВСТРЕЧА «БЕЗ ГАЛСТУКОВ» ПРОШЛА В ГАЛСТУКАХ

Сегодня в «Лесном городе» состоялось второе заседание «Политической лиги» — нового формата политического пресс-клуба, на котором будущие участники праймериз «Единой России» вместе с приглашенными экспертами оттачивают мастерство ведения публичной дискуссии. Порассуждать на тему возможных точек роста экономики Татарстана и России в целом в ресторан «Лесная кухня» пригласили депутатов Госдумы Айрата Хайруллина и Александра Сидякина, вице-спикера Госсовета РТ Римму Ратникову, зампредседателя комитета Госсовета РТ Марата Галеева и других официальных лиц. В качестве главного спикера был заявлен министр экономики РТ Артем Здунов, и в головы журналистов даже закрались сомнения, не означает ли сие явление министерскую заявку на праймериз. Однако в пресс-службе «Единой России» нас заверили, что о подобных планах пока не слышали.

В обстановке загородного клуба с уютным, пусть и искусственным камином и торчащими из стен чучелами животных приглашенные охотно рассуждали о судьбах Татарстана и России в сегодняшних непростых условиях. К счастью, обошлось без речей по бумажкам и без утомительного перечисления статистических показателей, которыми изобиловали прошедшие коллегии. Модератор встречи единоросс Андрей Кондратьев большую часть встречи простоял под транспарантами с надписями типа «Совет да любовь» (в ресторане, похоже, нередки свадьбы) эдаким Купидоном. Правда, не метал в собравшихся стрелы, а лишь призывал журналистов активнее дискутировать со спикерами и даже предложил представителям СМИ выступить сомодераторами, но добровольцев почему-то не нашлось. Здунов же, которого, по информации «БИЗНЕС Online», завлечь на встречу было непросто, порадовался столь неформальному его характеру — «без галстуков» («Хотя все мы в галстуках», — приглядевшись, заметили гости).

Андрей Кондратьев большую часть встречи простоял под транспарантами с надписями типа «Совет да любовь»


С первых же фраз собравшиеся дружно сошлись во мнении: «Мы в кризисе», — и обменялись веселыми репликами на эту тему. Еще один участник — ведущий с «Эфира» Григорий Тинский — ввернул бородатую шутку о том, что как только мы достигли дна, то снизу постучали.

СИДЯКИН: «НУЖНО ПРИВЫКНУТЬ К МЫСЛИ, ЧТО САНКЦИИ НЕ КОНЧАТСЯ НИКОГДА»

Оптимистично настроенный Здунов вновь заверил, что Татарстан как регион с развитой экономикой оказался более устойчив к волнам кризиса. «У нас идет рост, но если мы включаем взвешенную инфляцию, то идем вровень с предыдущим годом. Считаю, что в сложившихся условиях это достаточно неплохо... Мы видим промышленные, инвестиционные перспективы на ближайшую пятилетку как минимум», — заверил министр. Более того, открываются новые производства, в том числе, отметил он, и с участием американских инвесторов.

«За прошедший год мы открыли два предприятия в ОЭЗ «Алабуга», где основной инвестор — США. Все считают их инициаторами этих санкций, а они приносят зарплату нашим татарстанцам. И что они производят? Завод двигателей Ford. Это что, санкции?» — задал он риторический вопрос.

Более скептично настроенный Сидякин заметил, что падение — на 3,4% — все же есть, подразумевая общероссийские показатели. Думский депутат призвал называть происходящее не кризисом, а «новой нормальностью». Сидякин точно подметил, что многие сегодня рассуждают: «Вот скоро закончатся санкции — и тогда...» По его мнению, нужно уже привыкнуть к мысли, что санкции не кончатся никогда, и учиться жить в новых условиях.

«Когда идет нефтяной фонтан, можно реализовывать такие проекты, как Сочи... Но сейчас, в условиях ограничения доступа к технологиям и капиталам, мы должны создавать у себя точки роста», — предложил Сидякин. И тут же он грустно признал, что сегодня даже в Москве нет четкого видения ситуации в экономике на долгосрочную перспективу: шутка ли, в условиях скачков валют депутатам пришлось дважды пересматривать краткосрочный план и переверстывать бюджет. И то ли еще будет!

Тинский залихватски предложил способ притормозить курсы валют — мол, достаточно обязать предприятия-экспортеры продавать валютную выручку. Но он заметил, что офшорные мультимилионеры не особо горят желанием столкнуться с такими новациями. «Деофшоризируем!» — весело заметил Сидякин. «Дай вам бог», — пожелал Тинский. А вот Здунов выступил на стороне офшорных мультимиллионеров и заметил, что это сразу снизит доверие к рублю. Мол, мы уже это проходили, это путь в никуда.

«ИМ НЕ КОМИССИЮ ИЗ МВФ ВЫСЫЛАТЬ, А КОНСИЛИУМ ВРАЧЕЙ!»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался, учитывают ли власти в своих прогнозах вероятность не отмены, а, напротив, ужесточения санкций. К примеру, с украинской стороны периодически звучат призывы вроде «ввести эмбарго на российскую нефть» или «отключить Россию от банковской системы Swift». Здунов ответил в том смысле, что возможно, конечно, все, но на Западе уже начали понимать вредоносность ограничений.

«Посмотрите, какая сейчас учетная ставка в Европе или в Японии? Они не могут средства раздать. То есть, с одной стороны, у нас блокировались источники длинных денег, с другой — они сами стали заложниками этой ситуации. Ноль процентов! Они уже должны платить тем, кто берет эти средства! Они сами заложники этой ситуации. Ведь если не отдать эти средства, будет падение инвестиций и далее — валового продукта. И при этом Россия — рынок, который требует эти средства. Мы еще посмотрим, кто больше страдает от этих санкций!» — сказал министр

Сидякин обратился к опыту Франции, которая, по его словам, уже ощутила все «прелести» падения товарооборота с Россией на 5,5 млрд. рублей. «Что касается заявлений со стороны Украины, то, мне кажется, чем больше таких заявлений будет, тем лучше будет осознание у европейцев, что им не комиссию из МВФ высылать, а консилиум врачей! Все больше заявлений граничит с шизофренией. Но мне кажется, что это весна!» — поиронизировал Сидякин.

«МЫ СПОСОБНЫ 1,3 МИЛЛИАРДА ЛЮДЕЙ НА ПЛАНЕТЕ КОРМИТЬ, И МЫ ИХ БУДЕМ КОРМИТЬ!»

Хайруллин, разумеется, увидел громаднейшие перспективы роста экономики в той части сельского хозяйства, которая «показывает стабильный рост». Он повспоминал, что еще каких-то 26 лет назад экономика СССР была второй в мире и «по многим показателям обгоняла первую». «Мы были в последние 16 лет очень расслаблены благодаря постоянному безудержному росту цен на нефть, который позволял нам не напрягаться вообще», — посетовал он задним числом, но высказал надежду, что вскоре все вернется на круги своя.

«Не было бы счастья, да несчастье помогло. Санкции, контрсанкции в любом случае заставят нас мобилизоваться... Рано или поздно Российская Федерация станет крупнейшим игроком на рынке продовольствия. Мы способны 1,3 миллиарда людей на планете кормить, и мы их будем кормить», — пронзал мыслью время Хайруллин. Он уверен, что недалек тот час, когда удельный вес сельхозпродукции в ВВП страны будет составлять 20 - 25%, а развитие аграрного сектора по цепочке потянет за собой и машиностроение, и химическую промышленность, и далее по списку.

Чаяния депутата связаны в первую очередь с ростом производства близких его бизнесу продуктов — мяса и молока. «У нас огромный потенциал, в ближайшие два-три года мы еще сможем серьезно наращивать производство мяса птицы и свинины, после чего произойдет переизбыток продукции и придется искать новые рынки. В части молока и говядины мы можем развиваться очень долго», — успокоил депутат. Внезапно свернув в сторону, он привел яркий пример того, как важно вкладывать средства в развитие села в плане демографии. «Городская пара в среднем женится в 25 лет и имеет одного ребенка. Четыре цикла за сто лет — это всего четыре человека потомства. Сельская пара в среднем женится в 20 лет, имеет 3 детей, 9 внуков — 363 человека потомства», — со знанием дела подсчитал «поголовье» Хайруллин.

Говоря уже о ситуации на полях и перспективе урожая-2016, депутат-аграрий, можно сказать, скрестил пальцы на удачу. Сейчас в почве, по его словам, накопилось достаточно влаги, что очень важно для земледелия. Да и по статистике: пора уже быть великим хлебам. «У нас последние 6 лет были неблагоприятные условия погоды, нам просто не везло. Но за последние 147 лет наблюдений не было такого цикла, я думаю, что, дай бог, начиная с этого года в следующие 147 лет у нас будут положительные климатические факторы», — заражал оптимизмом Хайруллин.

«HAIER ВСЕ РАВНО БЫ БЫЛ, НО ДЛЯ НАС ЛУЧШЕ, ЧТО ОН В ЧЕЛНАХ»

Здунов же особую миссию и светлое будущее разглядел за промышленными площадками Татарстана, которые уже стали своего рода брендом республики. Много хорошего, в частности, обещает Набережным Челнам получение статуса территории опережающего развития (ТОР). Но въедливых журналистов интересовало, как быть с преференциями иностранному Haier, в то время как своему, можно сказать, родному предприятию по производству холодильного оборудования — зеленодольскому ПОЗиСу — налоговых каникул не дадут. Можно ли говорить о честной конкуренции?

«До сих пор китайские производители высокотехнологичного оборудования не заходили на российские площадки с такой высокой степенью локализации, — начал издалека Здунов. — Почему Челны? Потому что там сильный инженерный корпус, там есть рабочие, которые могут проездить это оборудование». А вот что касается ПОЗиСа, министр заранее предупредил, что ответит формально: мол, этот завод и китайский производитель находятся в разных ценовых категориях. Он добавил, что на Haier у правительства большие надежды в плане производства не только холодильников, но и телевизоров и даже систем кондиционирования. «Haier все равно бы был, но для нас лучше, что он в Челнах, нужно снимать монозависимость», — напомнил министр. К тому же и у Зеленодольска, по словам Здунова, есть все надежды получить статус ТОРа. Хотя и в этом случае перспективы налоговых преференций для ПОЗиСа, заметим, сомнительны: все-таки наряду с заводом им. Горького предприятие является градообразующим и вписывается в нужные рамки.

Сидякин полюбопытствовал у Здунова, достаточно ли докапитализации фонда развития промышленности при минпроме РФ на 20 млрд. рублей. «Понятно, что мы свои-то заявки заберем, — хитро улыбнулся депутат. — Но мне кажется, что это не та цифра... в размерах всей экономики России». Татарстанский министр ответил ему как истинный политик: дескать, и 40 млрд. было бы мало, реально нужно в 10 - 20 раз больше, но мы работаем с тем, что есть. Галеев подметил, что важно не только сколько, но и то, на что мы потратим эти миллиарды. «Потратим», — расплывшись в довольной улыбке, принял подачу Сидякин. «Вопрос: куда?» — с нажимом повторил Галеев, подразумевая, что даже такую «малость» надо пристроить к делу с умом и пользой. После этого заседание «Политической лиги» можно было считать завершенным.