«Арыш мае» намерен серьезно усилить представительство в «глубинке», пересев на площади муниципальных торговых точек
«Арыш мае» намерен серьезно усилить представительство в глубинке, пересев на площади муниципальных торговых точек

СОТНЯ СЕЛЬСКИХ ЛАВОК — ПОД АЛКОГОЛЬ

Как стало известно «БИЗНЕС Online», сельские райпо в Мамадышском районе Татарстана в начале года отдали свои площади под полки продукции «Арыш мае», основная часть которой — алкоголь производства татарстанского холдинга «Татспиртпром». Как пояснили нам в пресс-службе «Татспиртпрома», ретейлер действительно намерен серьезно усилить представительство в глубинке, пересев на площади муниципальных торговых точек. Так, с февраля под крыло «Арыш мае» перешли 73 магазина Мамадышской организации потребкооперации в деревнях и селах. Еще 25 бывших магазинов райпо Алькеевского района находятся в процессе присоединения к «Арыш мае» — ретейлер сейчас оформляет на них алкогольную лицензию. На ближайшие месяцы запланировано освоить площади еще 11 точек Татпотребсоюза в Заинском районе.

Таким образом, ретейлер прирастет по географическому охвату и числу точек: вместе с сотней новых магазинов Татпотребсоюза их общее число составит более 800. В основном это магазины в сельских поселениях со средней площадью 30 - 35 кв. м и средним чеком от 50 до 180 рублей, уточняют в пресс-службе ТСП.

Особых финансовых ожиданий от расширения сети у «Арыш мае» нет: проект называют чисто социальным, а его целью — противодействие распространению контрафакта и продажам нелегальной алкогольной продукции. «Увеличить годовую выручку за счет торговых точек Татпотребсоюза сеть «Арыш мае» не планирует», — сообщили нам в ТСП.

Однако при этом Татпотребсоюз, предоставив площади «Арыш мае», компенсирует свою задолженность перед татспиртпромовским поставщиком спиртного — «Алкоторгом». Долг накопился уже давно: еще год назад председатель правления Татпотребсоюза Махмут Фаттахов на ежегодном отчетном собрании упоминал о задолженностях райпо в 37 млн. рублей и предупреждал подопечных руководителей, что придется отдавать свои площади в залог. В итоге так и случилось.

«Они [Арыш мае»] поставили оборудование, и у нас продают, и деньги инкассируют сами. А продавцы наши», — подтвердил «БИЗНЕС Online» Фаттахов. По его словам, торговые площади райпо отданы «Татспиртпрому» в залог, поэтому поставщик алкоголя может ими воспользоваться. Однако Фаттахов в беседе с нашей газетой подчеркнул: о полной продаже сельских магазинов речи не идет, вывески на «Арыш мае» Татпотребсоюз менять не будет.

Махмут Фаттаховеще год назад говорил о задолженностях райпо в 37 млн рублей и предупреждал подопечных руководителей, что придется отдавать свои площади в залог
Махмут Фаттахов еще год назад говорил о задолженностях райпо в 37 млн. рублей и предупреждал подопечных руководителей, что придется отдавать свои площади в залог

«ЭТОТ ПРОЕКТ НЕ СУПЕРПРИБЫЛЬНЫЙ, НО ОН СУПЕРНУЖНЫЙ ДЛЯ ЗАЩИТЫ «ТАТСПИРТПРОМА»

Аренда площадей Татпотребсоюза, по сути, новое направление развития сети «Арыш мае», в которой 220 торговых точек являются собственными и еще порядка 500 работают по франшизе. Как рассказывал «БИЗНЕС Online» гендиректор «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов, по объемам реализации «Арыш мае» занимает 8% рынка алкоголя в Татарстане, а стратегическая цель предприятия — довести ее до 20%. Значит, холдингу нужно активно расширять сеть сбыта. «Мы каждый день получаем заявки от тех, кто хочет встать под нашу вывеску и нашу лицензию. За франчайзинг мы не берем денег, а условие одно: чтобы стоял ассортимент «Татспиртпрома». То есть у людей не будет головной боли по поводу того, как получить и оплачивать лицензию, как сдавать отчеты», — объяснял он принцип работы «Арыш мае».

Миннахметов не скрывает, что, хотя этот бизнес низкомаржинальный, «Татспиртпрому» развитая сеть торговых точек существенно необходима, в том числе и на селе. «Может быть, этот проект не суперприбыльный, но он супернужный для защиты «Татспиртпрома» от подделок, от неправильного ценообразования. Держать собственными силами 20 процентов рынка — это задача очень серьезная, но выполнимая. Думаю, для любой крупной компании иметь такую сеть — это ресурс непотопляемости», — говорит гендиректор «Татспиртпрома».

По словам Ирека Миннахметова (справа), по объемам реализации «Арыш мае» занимает 8% рынка алкоголя в Татарстане, а стратегическая цель предприятия — довести ее до 20%
По словам Ирека Миннахметова (справа), по объемам реализации «Арыш мае» занимает 8% рынка алкоголя в Татарстане, а стратегическая цель предприятия — довести ее до 20%

«ЕСЛИ ПРАВИЛЬНО РАБОТАТЬ, ПРИБЫЛЬ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ В ЛЮБОЙ ТОЧКЕ»

Выход в село через райпо — нормальная практика: ее уже давно использует, к примеру, продуктовая сеть «Пятерочка», рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель челнинского филиала казанской гильдии малого и среднего предпринимательства Марат Баймурзин. При этом сотрудничество идет по уже подзабытой схеме торгового кооператива: Татпотребсоюз отдает площади продуктовому ретейлеру, который вкладывается в ремонт помещения и оборудование, но не платит аренду. Каждый получает свое: «Пятерочка» зарабатывает на логистике, а райпо — на прибыли от розничных продаж. Сельчане-продавцы остаются при рабочих местах — и все довольны, резюмирует Баймурзин.

Социальная функция работы «Арыш мае» в деревнях действительно важна, отмечает Баймурзин. «Все-таки у нас два года подряд растет потребление нелегального алкоголя, а уровень потребления контрафакта в деревне очень велик. Очень дешево покупают и «фанфурики», и казахский алкоголь, и самогон. Легальный алкоголь там всегда будет дороже, но если он просто будет в наличии, то это будет большим благом, — рассуждает он. — Кроме того, данные магазины будут работать в определенное законом время — до 22 часов, «ночных похождений» там не будет». Но в перспективе на замещении контрафакта «Арыш мае» сможет и зарабатывать, считает Баймурзин: «Может быть, не сразу, но точки будут приносить доход».

«Если правильно работать, прибыль можно получить в любой точке. Вопрос только в том, как организовать торговлю», — говорит экс-маркетолог «Бахетле» и «Корзинки» Игорь Шевелев. По его словам, «Арыш мае» важно проанализировать потребность сельчан в покупках и с ее учетом формировать ассортимент в райпо, «ведь на алкоголиках много не заработаешь». По его мнению, упор на продвижении исключительно продукции «Татспиртпрома» не всегда продуктивен: потребитель привык к широкому ассортименту. «В свое время «Эдельвейс» продавал у себя свое пиво, свою «молочку», и в итоге они не смогли стать лидерами рынка: покупатели уходили в магазины, где был выбор», — вспоминает Шевелев.