Дмитрий Волкострелов
Дмитрий Волкострелов

«КАРИНА И ДРОН»

В двадцатых числах апреля Казань, судя по всему, ждет солидный десант авторитетных столичных театральных критиков. А объектом притяжения их внимания станет камерная площадка творческой лаборатории «Угол» фонда поддержки современного искусства «Живой город». Через месяц ей исполнится ровно год, и хозяева «Угла» решили, что лучший подарок на день рождения — это тот, который ты делаешь сам себе, и пригласили поставить спектакль одного из главных героев отечественного экспериментального театра, режиссера Дмитрия Волкострелова.

В октябре «Живой город» организовал первые масштабные гастроли в российской провинции питерского «театра post», лидером и идеологом которого является Волкострелов. Опыт был признан успешным, и тогда появилась идея о дальнейшем сотрудничестве с «ключевым медиатором между современным искусством и театром сегодня», так характеризует режиссера из Санкт-Петербурга издание «Афиша».

Можно ли говорить, что на маленькой площадке «Угла», которая может вместить максимум сотню с небольшим зрителей, впервые создается проект, который претендует на то, чтобы стать значимым в масштабах всей театральной России? Этот вопрос «БИЗНЕС Online» задал директору фонда «Живой город» Инне Ярковой. «Это такое субъективное ощущение, поскольку у каждого собственное отношение к театру, — считает Яркова. — Мы продолжаем себя позиционировать как определенная альтернатива традиционному репертуарному театру. И для нас, конечно, спектакль Дмитрия Волкострелова — это большое событие, к которому мы долго шли. Хотя, возможно, кто-то относится к этому иначе и не придаст значения. Но для нас, пытающихся анализировать альтернативную театральную действительность, это очень значимая история».

В любом случае в «Живом городе» не спорят с тем, что будущая премьера выходит своими масштабами за пределы Казани. «Безусловно, мы будем звать столичных критиков. Это не местечковая история — «сделать что-то в «Углу». К тому же у Волкострелова очень небольшой опыт работы за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. И работать со школьниками над взрослым спектаклем — это такой странный, интересный и очень волнительный для нас для всех опыт», — говорит Яркова.

Действительно, спектакль подразумевает участие в нем исключительно молодых актеров. Волкострелов выбрал пьесу своего давнего соратника, минского драматурга Павла Пряжко «Карина и Дрон». У нее фактически нет сценической истории, была лишь читка на столичном фестивале «Любимовка-2014». Для подбора актеров казанского спектакля было решено объявить кастинг. Единственное ограничение для претендентов — возраст от 14 до 18 лет. В итоге среди 89 человек, решивших попробовать свои силы, были как первокурсники местного театрального училища, так и обычные школьники. Волкострелов и ведущая актриса «театра post» Алена Старостина, выступающая в роли ассистента режиссера, в течение двух напряженных дней работы должны были отобрать шесть счастливчиков.

«НА ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ РОДИЛИСЬ УЖЕ В НОВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ, ЭТО НАКЛАДЫВАЕТ БОЛЬШУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

Перед началом кастингов «БИЗНЕС Online» поговорил с Волкостреловым о его казанском проекте.

— Дмитрий, это ваш первый опыт кастингов в качестве режиссера?

— На самом деле, это не совсем так. Хотя слово «кастинг» мне очень не нравится, я в свое время сам проходил через это как актер. И все это было довольно неприятно. У нас скорее знакомство, мы будем знакомиться с большим количеством людей.

Но 89 человек за 2 дня — это, конечно, безумие (смеется). Иногда за год с таким количеством новых людей не познакомишься. У меня были уже ситуации на режиссерских лабораториях, когда нужно было за короткое время что-то понять про человека. В принципе, 10 - 15 минут для этого достаточно. Другое дело, что здесь все будет интенсивно, и это такая непростая история.

— У вас уже есть четкое представление о вашем казанском спектакле?

— Конечно, какие-то представления есть, они могут корректироваться в том числе и благодаря людям, которые тут появятся. Это такой интересный опыт, мне интересно это поколение и возможность с ними столкнуться и пересечься. Потому что очевидно, что это какое-то другое поколение, про которое интересно что-то понять. Я, честно говоря, возлагаю на них большие надежды. Это люди, которые родились уже в новом тысячелетии, это накладывает на них большую ответственность.

Мое небольшое советское детство накладывает свой отпечаток. Другое дело, что я рад тому, что в моей жизни были 90-е годы, которые вспоминаю как очень сложное, трудное и неоднозначное время. Но ту эйфорию начала 90-х я очень ощущал и чувствовал...

— Но о поколении нулевых, напротив, часто говорят, что они, не зная того опыта и свободы 90-х, менее самостоятельны и более подвержены влиянию масс-медиа...

— Мне как раз очень интересно что-то понять про них. На самом деле я не уверен в верности вашего суждения. У меня был небольшой опыт работы на лаборатории в Новокузнецке с 14 - 15-летними подростками из театральной студии. Меня удивило то, насколько они открыты, и то, как они живо откликаются на новую информацию, ее перерабатывают и что-то делают в связи с этим.

Текст Пряжко — это как раз история про поколение. Мне приходилось фактически читать его со словарем, потому что я просто не знал значения некоторых слов.

— Спектакль будет, привычно для вас, чем-то на стыке театра и современного искусства?

— Пока сказать сложно. Конечно, современное искусство — это важная история. Куда уж без нее, тем более в театре.

— Никто из коллег по цеху не относится к вашей нынешней командировке в Казань как к некоторой передышке между серьезными проектами?

— Вообще ни разу нет. Когда возникла эта история, я ей очень обрадовался и сразу предложил текст «Карина и Дрон». Именно потому что мне очень интересно поработать с этим поколением, а другой возможности у меня просто не будет, даже чисто организационно. Это невозможно, например, сделать в репертуарном государственном театре. И в «театре post» это сделать тоже было бы сложно. А поработать со школьниками — это уникальная ситуация, с людьми, про которых еще неизвестно. Я и с Пашей Пряжко говорил на эту тему. И он тоже возлагает большие надежды на это поколение.

— Что для вас самое важное в отборе актеров для своего спектакля. То, читают ли они Шекспира в подлиннике?

— Конечно, меня впечатляют какие-то интеллектуальные вещи. Впрочем, как и другие вещи, когда люди умеют делать то, чего я не могу. Но не это является основополагающим. Главное — это возникает ли при общении с человеком какая-то химия или не возникает. Это что-то такое сложно объяснимое.

«ЧЕРЕЗ ЭТИХ ЛЮДЕЙ МЫ БУДЕМ ЧТО-ТО ПОНИМАТЬ ПРО СЕБЯ»

В результате Волкострелов и Старостина не уложились в отведенные два дня. Побеседовав с каждым из претендентов, на это отводилось 10 минут, было решено объединить понравившихся в команды и посмотреть на то, как ребята взаимодействуют друг с другом. На это был отведен третий день кастингов.

«Если говорить серьезно, то я ждал чего-то другого, — подвел итоги знакомства Волкострелов. — Пьеса написана автором про минских подростков, но те ребята, которые приходили к нам в Казани, очень сильно от них отличались. Может быть, это система образования или еще что-то. А может быть, мне это только кажется, и я неправильно прочитал пьесу. Такое тоже вполне возможно. Те люди, которые пришли, они были интересные, они были очень разные. И пришлось даже встречаться во второй раз, чтобы посмотреть, как они взаимодействуют в каких-то компаниях, как сочетаются вместе. На самом деле, мы продолжаем думать».

Состав актеров пока так и не определен. Режиссер решил еще раз перечитать пьесу с учетом наличия конкретных претендентов. «Результатом я доволен, — рассказал Волкострелов «БИЗНЕС Online». Теперь начнется самое интересное, когда мы определимся и через неделю приступим к работе. И через этих людей будем что-то понимать про себя».

Репетиционный период продлится около месяца, а премьерные спектакли в «Углу» запланированы на 23 и 24 апреля.