Олег Даминов: «Татарстан должен стать примером эффективной борьбы за чистоту берегов для других регионов»
Олег Даминов: «Татарстан должен стать примером эффективной борьбы за чистоту берегов для других регионов»

ПЕРВЫЙ ФРОНТ — БЕРЕГОВАЯ ЛИНИЯ

В ближайшее время в Татарстане прибрежные водные полосы рек Волги и Камы, а также региональных водоемов будут очищены от пирсов, заборов, сараев, а в отдельных случаях и жилых домов. Об этом заместитель волжского межрегионального природоохранного прокурора Олег Даминов заявил в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online». Обратный отчет уже начался в год, объявленный президентом Татарстана Рустамом Миннихановым Годом водоохранных зон. По словам Даминова, Татарстан должен стать примером эффективной борьбы за чистоту берегов для других регионов. Сотрудники надзорного ведомства намерены проинспектировать берега Волги и Камы на предмет наличия любых строений на территории береговой линии. По каждому установленному факту нарушения будет проведена тщательная проверка, пообещал он. На отдельных территориях природоохранные прокуроры уже начали оттачивать методы соблюдения законодательства.

«Как только снег растает, мы приступим к проверкам совместно с контролирующими органами, прежде всего с Росреестром, — рассказал Даминов. — Мы определяем отметку, где проходит береговая линия. На расстоянии 20 метров от этой отметки запрещены любые строения. Проблема сейчас заключается в том, что не установлены границы Куйбышевского водохранилища, но федеральное агентство водных ресурсов РФ обязательно решит этот вопрос до конца 2016 года».

Примечательно, что в качестве первой мишени прокуратура выбрала «казанскую Рублевку» — Боровое Матюшино. «Мы не случайно решили начать с «казанской Рублевки», это сознательное решение наказывать не простых граждан, а состоятельных, — пояснил Даминов. — Кроме того, практику мы будем нарабатывать не с домов, а с менее значимых строений — бань, прибрежных пирсов, заборов, сараев. В дальнейшем, когда сложится судебная практика, перейдем на капитальные строения — дома и коттеджи».

За матюшинских олигархов прокуроры решили взяться всерьез — уже созданы целых три группы по выявлению и предотвращению нарушений Водного кодекса на территории элитного загородного комплекса. «Более того, сотрудники природоохранной прокуратуры из других субъектов РФ будут прикомандированы к нам для участия в этой задаче, — добавил Даминов. — Это будет пилотный проект, который мы показательно проведем, чтобы было неповадно и в других регионах застраивать территорию водных объектов береговых полос».

Процедурно сотрудники надзорного ведомства будут работать по следующему алгоритму: проводить проверку, выявлять нарушения, после чего контролирующий орган, к примеру министерство экологии РТ, выдаст владельцу строения предписание об устранении нарушений закона, то есть сносе постройки. В случае неисполнения требования надзорное ведомство будет обращаться с исками в суд.

Однако дело не всегда доходит до затяжного судебного разбирательства. «Многие лица сами устраняют нарушения закона и сносят незаконные постройки, — отметил Даминов. — По моей информации, владельцы коттеджей в Боровом Матюшино уже начали освобождать береговую полосу и водные объекты от незаконных построек. Впрочем, мы готовы и к судам, но надо понимать, что в Боровом Матюшино не один и не два дома».


ВТОРОЙ ФРОНТ — ЛЕСОПОЛОСА

Проблема определения границ складывается и с другой вотчиной природоохранных прокуроров — лесами. В Татарстане всего лишь 13% лесного фонда поставлено на кадастровый учет.

«Это достаточно мало, — признал Даминов. — Поэтому постоянно возникают вопросы по захвату неучтенных лесов. Прокуратура с Росимуществом и минлесхозом ведет активную работу в этом направлении. Недавно по итогам совместной проверки с сотрудниками Росимущества было направлено в суд исковое заявление по населенному пункту Нагорный, где под АЗС был выделен в гослесфонде земельный участок. Суд полностью удовлетворил наши требования и возвратил землю в гослесфонд».

По словам прокурора, преобладающее большинство захватов земель лесного фонда отмечается в пригороде Казани, в Набережных Челнах, в Лаишевском и Зеленодольском районах. «При этом судебная практика по возврату участков складывается неоднозначная, не всегда министерство лесного хозяйства выигрывает суды и земля возвращается в собственность Российской Федерации, — сетует Даминов. — Несмотря на то что на руках у представителей министерства есть материалы лесоустройства, которые говорят, что это земли лесфонда, границы зачастую обозначены неточно, поэтому судьи не всегда идут нам навстречу».

Несмотря на непростую ситуацию с хищениями земель, есть у природоохранной прокуратуры и поводы для оптимизма. При том что всего около 17% территории Татарстана покрыто лесом, в последние несколько лет этот показатель прирос на 0,5% за счет новых высадок. Свою роль в этом сыграл и селекционный центр в Сабинском районе.

Полностью стенограмма интернет-конференции вскоре будет опубликована на сайте «БИЗНЕС Online».