Владимир Гусев: «Первыми выставками нужно привлечь внимание к хрестоматийным именам. Брюллова знают все»
©Игорь Руссак, РИА «Новости»

«ФИЛИАЛЫ НЕ ДОЛЖНЫ МНОЖИТЬСЯ КАК ГРИБЫ»

Чем татарстанский филиал Русского музея будет заманивать посетителей, сегодня журналистам рассказал не кто-нибудь, а сам директор учреждения Владимир Гусев, специально приехавший из Северной Пальмиры. Несколько раз во время пресс-конференции, проводившейся в ИА «Татар-информ», он подчеркнул, что такой центр — первый в стране.

«Вы не представляете, как у нас в Казани любят словосочетание «впервые в России»!» — подметила ведущая пресс-конференции. Далее от журналистов последовал вполне закономерный вопрос — почему сразу Казань?

»Это первый вопрос, который прозвучал вчера на перроне, когда мы только приехали и нас встречали журналисты, — усмехнулся Гусев. — Филиалы — слово привлекательное. Почему именно здесь открывается филиал? Для этого нужно совпадение целого ряда факторов. Если культуру и искусство сравнивать с источником, почему источник забил именно здесь, а не в 100 метрах, не в километре отсюда? Целый ряд условий — именно так течет вода, в скале какая-то трещина. Или где растут грибы? Там, где есть грибница. Я не хочу сказать, что филиалы должны множиться как грибы, их не должно быть много. Но должно быть несколько факторов — прежде всего готовность принимающей стороны, профессиональное руководство, директор Розалия Миргалимовна (Нургалеева — директор ГМИИ РТ прим. ред.), которую мы знаем уже очень давно. Русский музей вообще курирует 250 художественных музеев России. Но одного директора мало — должен быть коллектив, которому это интересно, который готов этим заниматься. Все это у вас есть».

Всего же у Русского музея 180 электронных филиалов по всему миру, 40 из них находятся за рубежом. В Казани же будет «капитальный» культурно-выставочный центр, нечто подобное есть только в испанской Малаге. Некоторые виртуальные филиалы готовы стать реальными, но музеи, где они располагаются, по выражению Гусева, «еще зреют».

«Мы не торопим этот процесс, — подчеркнул питерский гость. — Самое главное — должно быть понимание руководства города, республики. Здесь это тоже есть. Открыть филиал просто, произнести речь на открытии тоже нетрудно. Но его еще нужно содержать. Каждая выставка — это затраты: транспорт, страховка. Хорошо, что электронные технологии облегчают процесс культурного обмена. У нас обязательно будут лекции, встречи в формате онлайн. Конечно, должно быть помещение — здесь оно тоже есть, прекрасная усадьба Сандецкого, и нужно отдать дань уважения руководству города, в великолепном состоянии».

«Конечно, открытие выставочного центра в усадьбе Сандецкого закономерно! Вы знаете, что наш ГМИИ РТ обладает потрясающей коллекцией русского искусства начиная с X века, — похвалилась директор Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева. — У нас были просто замечательные проекты — Архип Куинджи, который потряс наше население, большой поток стремился на нашу площадку, она была прекрасно оформлена нашими коллегами из Русского музея. Этот проект нам показал, что мы можем принимать такие великолепные проекты».

Розалия Нургалеева: «Открытие выставочного центра в усадьбе Сандецкого закономерно! Наш ГМИИ РТ обладает потрясающей коллекцией русского искусства начиная с X века»

«И СТАЛ «ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ» ДЛЯ РУССКОЙ КИСТИ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ»

Первыми в Казань приедут около 50 работ Карла Брюллова, в том числе известные «Автопортрет», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», эскиз картины «Последний день Помпеи» и другие. Выставка откроется уже завтра в 15:30.

«Почему Брюллов? Это одно из величайших и известных имен, — любовно произнес Гусев. — Первыми выставками, конечно, нужно привлечь внимание к хрестоматийным именам. Брюллова знают все. Потом будем открывать и новые имена, потому что далеко не вся история российского искусства известна зрителям... Это величайший художник. Помните, у Баратынского? «И был «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день».

Над своей самой знаменитой картиной про извержение Везувия и гибель Помпеи живописец работал пять лет. В 1828 году он посетил город и сделал множество набросков для будущей работы. Полотно получило восторженные отзывы критиков в Риме и Париже, итальянские газеты называли Брюллова гением, поэты писали про него стихи. Евгений Баратынский посвятил художнику строки:

Принес он мирные трофеи

С собой в отеческую сень.

И был «Последний день Помпеи»

Для русской кисти первый день.

Первыми в Казань приедут около 50 работ Карла Брюллова, в том числе известные «Автопортрет», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», эскиз картины «Последний день Помпеи» и другие

Следующим «хедлайнером» КВЦ в Казани станет первый русский импрессионист Константин Коровин. Его выставка запланирована на октябрь. «Есть вещи, которые мы впервые показали в XX веке. Не знаем, сумеем ли мы привезти огромные полотна, которые были на всемирной выставке, но очень хотелось бы», — подчеркнул директор Русского музея.

Как оказалось, руководство питерского музея не боится конкуренции ни с казанским Эрмитажем, ни с собственными виртуальными и реальными филиалами.

«Нас многие предупреждали — мол, вы откроете электронные музеи, в реальные никто не пойдет. Наоборот, оттуда, где у нас работают электронные филиалы, приезжают люди, много школьников, студентов хотят оказаться в реальном Русском музее, — отметил выступающий. — Конкуренция, конечно, есть. Хорошо, что здесь есть Эрмитаж, потому что это не дает нам возможности дремать, надо делать интересные программы».

Затем Гусев отдал дань определенной моде и, пользуясь случаем, поблагодарил западных «партнеров» за санкции. Оказалось, запретное русское искусство в Европе попало в тренд.

«В Малаге мы открыли наш филиал, с интервалом в три дня там открылся парижский центр Помпиду. Мы были готовы к тому, что будем отставать от Помпиду по посетителям раза в два. Во-первых, русское искусство в мире еще недостаточно известно, мы стараемся менять ситуацию. Во-вторых, центр Помпиду в более выигрышном месте, там порт, куда приезжают 12 миллионов туристов. Но по итогам года в определенные дни посетителей у нас намного больше. Русское искусство оказалось востребовано! Это как раз пример того, как санкции влияют на оборот. Помните, как запрещали рок-н-ролл, буги-вуги, формалистское искусство? Россия вроде бы под запретом, под санкциями, но интерес к русской культуре возрастает».

В ближайшее время открывать у себя электронные, а затем и реальные филиалы Русского музея собираются Куба (Гавана) и Китай (Пекин и Шанхай). В Китай музейные работники полетят уже на следующей неделе . «Оборудование уже есть, экраны, компьютеры, главное, чтобы люди были готовы с этим работать», — высказался Гусев. Кроме того, в Шанхае и Пекине планируется провести выставку работ художников передвижников — ну любят в Поднебесной русское реалистическое искусство, ничего с этим не поделаешь.