Очередной тревожный звонок прозвучал сегодня на рынке пассажирских перевозок – временно приостановлен один из самых убыточных маршрутов Казани №95. Один автобус у перевозчика КПАП №7 изъяла компания «ВЭБ-лизинг», другой стоит на приколе — нет денег на ремонт. Подобное в Казани произошло впервые за 7 лет. В исполкоме Казани случившееся назвали «чрезвычайным происшествием», но отмечают, что ресурсов на поддержание нерентабельных маршрутов у перевозчиков сегодня просто нет.
КПАП №7 сегодня обслуживает 4 маршрута: 35А, 74А, 28 и 28А, на которых работает 38 автобусов, так что, возможно, закрытие 95-го маршрута — лишь первая ласточка |
«ПОЛИТИКА БЫЛА ТАКАЯ — ВМЕСТЕ С ХОРОШИМ МАРШРУТОМ ИДЕТ ОДИН СОЦИАЛЬНЫЙ»
Сегодня комитет по транспорту исполкома Казани объявил о временном закрытии автобусного маршрута №95 от остановки «10 микрорайон» до «МКДЦ». О причинах сложившейся ситуации «БИЗНЕС Online» рассказал сам перевозчик, учредитель КПАП №7 (через брата он контролирует также ООО «Республиканский автовокзал») Ильдар Мухаметов. По его словам, автобусы больше не выходят на линию, поскольку лизинговая компания «ВЭБ-лизинг» забрала за долги последнюю «бегавшую» на маршруте машину, Само же предприятие погрязло в долгах из-за скопом навалившихся на него проблем: это и низкая стоимость перевозок и нечеловечески возросшие цены на расходные материалы. Отметим, что всего КПАП №7 сегодня обслуживают 4 маршрута: 35А, 74А, 28 и 28А, на которых на данный момент работают 38 автобусов, так что, возможно, закрытие 95-го маршрута — лишь первая ласточка.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал в автобусном парке предприятия. Вход на базу ПАТП находится у гаражного комплекса на Абжалилова. Через КПП то и дело проезжает очередной красный автобус. База состоит из диспетчерской, двух ремонтных мастерских, автомойки и административного здания, где расположены офисы «ООО Республиканский вокзал» и ООО КПАП №7. Убранство офисов шикарным не назовешь — царит рабочая обстановка. В ремонтном боксе стоят два автобуса: у одного ведется замена коробки передач по гарантии, у другого сильно разбит кузов. Кипит работа и на мойке.
Мухаметов рассказал «БИЗНЕС Online», с чего начались проблемы. «Политика у города была такая, что вместе с хорошим маршрутом идет один социальный маршрут», — вспоминает Мухаметов о том, как проходил конкурс для перевозчиков в 2013 году. Вот таким социальным как раз и оказался 95-й маршрут, который связал улицу Завойского с 18-й поликлиникой и улицей Дубравной. На этом маршруте ходили всего два автобуса — «ПАЗ» и Hyundai. Но в конце ноября 2015 года лизинговая компания потребовала «ПАЗ» обратно за неуплату. Так что в последнее время маршрут обслуживала всего одна машина. Но маршрут недлинный — 12 км, так что, по словам Мухаметова, этого хватало. Сейчас Hyundai стоит на приколе из-за поломки — у предприятия нет средств купить для него запасные детали. До последнего времени 95-й еще как-то держался за счет машин, которые перебрасывали на него с других маршрутов, но сейчас маршрут полностью перестал функционировать.
Ильдар Мухаметов: «На 95-м даже если 50 рублей поставят проезд — будет ни о чем!» |
«Целью было обеспечить перевозку жителей улицы Дубравная. Но потом, когда полтора года назад по просьбам жителей туда пошел 46-й маршрут, это был последний гвоздь в крышку гроба нашего маршрута, мы начали возить 50 - 60 человек в сутки. А если взять по средней цене проезд, то это порядка 900 рублей, — сокрушается Мухаметов. — Для сравнения, я плачу водителю в день 1000 - 1200 рублей, плюс заправляю на 1 тысячу рублей, плюс автобус, за который нужно платить по лизингу 109 тысяч рублей в месяц, то есть глубокий минус. На этом маршруте даже если 50 рублей поставят проезд — будет ни о чем!»
Интересно, что маршрут, который оказался обузой для перевозчика, по большому счету уже не так сильно нужен и пассажирам. На остановке у МКДЦ пенсионерка Альфия Давлетшина (56 лет) рассказала, что ездит в 18 поликлинику на 74 автобусе. «Так что отмена 95 маршрута не сильно меня коснулась. Но чем больше автобусов, тем лучше. Теперь вот дольше на остановке приходится ждать», — говорит она. Еще одна пенсионерка Кристина Кононова (61 год) призналась, что даже не знала, что маршрут отменили: «Он и раньше не часто ездил, так что народ уже привык, наверное, обходиться без него. Но думаю, лишним он не был. Тем, кто на Дубравной живет, теперь, наверное, только с пересадками до больницы добираться».
Маршрут №95 – от остановки «10 микрорайон» до «МКДЦ» (©2ГИС. Городской информационный сервис. www.2gis.ru)
«ВЭБ-ЛИЗИНГ»: «СФОРМИРОВАЛАСЬ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ НА КРИТИЧНУЮ СУММУ...»
95-й маршрут оказался самым слабым, но не единственным звеном маршрутной цепи, которое может оборваться. Если раньше перевозчики могли содержать «социальные» перевозки за счет прибыльных направлений, то сейчас такой возможности у них нет. Как снежный ком нарастают проблемы, связанные с ростом цен на запчасти и расходные материалы. «Два года назад мы брали бочку масла по 22 тысячи рублей, сейчас мы ее покупаем за 56 тысяч рублей. А мне в месяц нужно четыре бочки минимум — и это только масло! А трансмиссионные жидкости подорожали страшно: по 180 - 200 тысяч рублей бочка стоит, которая раньше обходилась нам в 44 - 45 тысяч рублей! А у нас коробки передач импортные, ничего другое им не подходит», — объясняет ситуацию перевозчик.
Лизинг также обходится в копеечку. «НЕФАЗ» я брал по спецпрограмме, он мне достался за 4,2 миллиона рублей. Но вы поймите — они в лизинге, и в итоге он мне обойдется в 7,5 миллионов рублей. И я буду платить за него до конца конкурса. В январе 2018 года, если повезет, то я их выкуплю. Но за три года они уже достаточно потрепанные, а мне еще два года отрабатывать. Что мне от них останется и как мне на них дальше работать?» — недоумевает учредитель КПАП-7. По его словам, в лизинговой компании грозят в случае неоплаты забрать оставшиеся у перевозчика автобусы.
Как подтвердил «БИЗНЕС Online» генеральный директор казанского филиала компании «ВЭБ-лизинг» Рустем Иксанов, всего предприятию было передано около 6 автобусов в лизинг. Ситуацию он называет форс-мажорной. По его словам, у компании «сверхлояльное» отношение к муниципальным перевозчикам, но ситуация не оставляет выбора. «Первое время клиент обслуживал долго и хорошо, но сейчас сформировалась задолженность на критичную сумму — около 1 миллиона рублей, что вызывает у нас очень сильное беспокойство, — отметил Иксанов. — Если в дальнейшем клиент не сможет обслуживать свои долги, мы будем вынуждены расторгнуть с ним договор, а ему придется поставить нам всю технику. Мы ее вернем в том случае, если долг будет погашен».
Отобранный автобус на стоянке «ВЭБ-лизинга» |
«МНОГИЕ ГОВОРЯТ, ЧТО, НАВЕРНОЕ, НУЖНО УХОДИТЬ — ВРЕМЯ ПРИШЛО»
Сейчас у Мухаметова весь транспорт, что называется заложен и перезаложен, а сотрудники, которые с ним работают, сами обросли кредитами. «Ситуация критическая», — констатирует перевозчик. Водители стали отказываться работать с № 95, так как на хороших маршрутах, по словам Мухаметова, они немного забирают себе «премиальных» из налички, а здесь не получалось выкроить ни копейки.
Общий объем просрочки у КПАП-7 составляет 12 млн. рублей. «Если нам тариф не поднимут, то я бизнес просто сворачиваю! — разводит руками Мухаметов и вспоминает. — Я на конкурс 2013 года (на котором разыгрывались автобусные маршруты — прим. ред.) вошел с 37 миллионами долгов, зашел в него для того, чтобы попытаться выйти из этих долгов, но у меня это не получилось». По его словам, у других предприятий положение примерно такое же тяжелое. «Многие говорят, что, наверное, нужно уходить — время пришло», — делится он.
Говоря о том, какая же должна быть справедливая цена за проезд в автобусе, Мухаметов поясняет, что реальная стоимость билета вовсе не 20 рублей, как считают многие. Это полная стоимость, однако все льготники ездят по цене 15 рублей за поездку, по транспортным картам стоимость проезда составляет 18 рублей. «Средняя стоимость проезда, таким образом, выходит 15,83 рубля, — подсчитал перевозчик. — Это то, на что мы можем рассчитывать, а еще с них надо налоги заплатить», — сетует он. По его мнению, справедливая средняя стоимость проезда должна составлять 25 - 28 рублей. «Если будет рублей 25, тогда можно работать, на перспективу закладывать», — говорит Мухаметов. Отметим, по данным исполкома Казани, только 24% пассажиров оплачивают полный тариф. Остальные 76% пассажиров оплачивают проезд транспортной картой, из них 35% — льготники.
Наиль Садриев: «Не знаю, что будет дальше, мы уже тоже у черты стоим. Если все будет так продолжаться, значит, придется уменьшать число автобусов на маршрутах и разбирать их на запчасти» |
Другие участники рынка пассажирских перевозок пока держатся за свои маршруты, но уже из последних сил. Директор ПАТП-4 Наиль Садриев рассказал «БИЗНЕС Online», что его предприятие в ущерб всему вносит лизинговые платежи своевременно: «Зато мы задерживаем другие платежи — за топливо долг составляет около 10 миллионов рублей, за запчасти — около 5,5 миллионов, — сетует Садриев. — Не знаю, что будет дальше, мы уже тоже у черты стоим. Если все будет так продолжаться, значит, придется уменьшать число автобусов на маршрутах и разбирать их на запчасти. Мы просим одного — повышения тарифа хотя бы до 26 рублей».
А вот у Вячеслава Лаврентьева, генерального директора НП «Союз автомобильных грузовых перевозчиков», иное мнение. Он считает, что перевозчик такими телодвижениями просто хочет отказаться от невыгодного маршрута. «Перевозчик работает с наличкой, деньги поступают каждый день, поэтому странно, что у перевозчика отнимают машину за неуплату лизинговых платежей. Конечно, если перевозчик совсем не платит, то есть не выполняет условия договора, то это нормально, что лизинговая компания решила забрать машину. Это все зависит от договорных условий лизинга. Но для Казани потеря одного автобуса большой роли для транспортный системы не сыграет. По моему субъективному мнению, тут перевозчику больше нужен повод, чтоб отказаться от убыточного маршрута. Изъятие автобуса может дать необходимый резонанс при общении с руководством города. Мол, вот у нас такая плохая ситуация, что даже автобусы забирают. А вообще, по собственному опыту могу сказать, что лизинговые и кредитные организации чаще всего идут навстречу работающему бизнесу. И без серьезного повода до изъятия залога дело не доходит».
Айдар Абдулхаков рассказал, что в связи со сложившейся ситуацией маршрут временно закрыт, а дальше будет новый конкурс |
«ЭКОНОМИКА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НЕ СХОДИТСЯ»
Интересно, что и в комитете по транспорту Казани не горят желанием спасать тонущий маршрут, хотя, как признался «БИЗНЕС Online» председатель комитета по транспорту Айдар Абдулхаков, вся эта ситуация даже для него стала полной неожиданностью — ни лизинговая компания, ни сам перевозчик не предупредили о произошедшем. Он рассказал, что в связи со сложившейся ситуацией маршрут временно закрыт, а дальше будет новый конкурс.
«Порядок обычный — сначала мы предупреждаем перевозчика о расторжении договора и выставляем маршрут на конкурс. В том случае если трижды аукцион не состоится, маршрут закрывается, — объяснил Абдулхаков. — Мы видели расходы перевозчика: себестоимость [одной поездки] составляет порядка 40 рублей, пассажиропоток низкий. И без того на маршруте работала одна машина вместо трех, поэтому есть опасения, что при такой себестоимости желающих взять этот маршрут не появится. Хотя мы бы такого перевозчика приняли бы с распростертыми объятиями».
Следовательно, пока маршрут будет временно закрыт. Вместе с тем комитет по транспорту намерен обратиться к другим перевозчикам за помощью в обслуживании маршрута. «Чтобы не ухудшать уровень обслуживания жителей, будем обращаться к другим предприятиям с просьбой взять этот маршрут, возможно, стоит изменить один из существующих маршрутов и создать заезд на некоторые остановки 95-го, чтобы с минимальными потерями отказаться от этого маршрута», — добавил Абдулхаков. В качестве примера собеседник «БИЗНЕС Online» привел маршрут №74 и №74а, который следует по значительной части маршрута №95.
«Весь маршрут был «заточен» только для этой поликлиники и доставлял туда пациентов, которые в этом микрорайоне проживают. Сейчас 74-й маршрут доставляет туда пассажиров из других точек, но возможность с пересадкой добраться до больницы есть».
Спасать 95-й маршрут за счет муниципальных автотранспортных предприятий в исполкоме также не собираются. «Считается, что мы можем заставить взять этот маршрут муниципальные предприятия, но они и без того терпят убытки (убытки муниципальных автотранспортных предприятий к концу 2015 года составили более 400 млн. рублей — прим. ред.), — сетует Абдулхаков. — Экономика пассажирских перевозок не сходится, у нас каждую неделю на эту тему совещания с перевозчиками, и каждый раз встает вопрос повышения тарифа».
Рустам Нигматуллин: «Перевозчики еще год назад поднимали вопрос о том, что тарифы на проезд в общественном транспорте уже не позволяют им сводить концы с концами. Но тогда им отказали. За год все их проблемы обострились еще больше» |
«СЕГОДНЯ ЗА ДОЛГИ ЗАБРАЛИ ОДИН АВТОБУС, ЗАВТРА ЗАБЕРУТ ЕЩЕ ДЕСЯТЬ, ПОСЛЕЗАВТРА — СТО»
Тем не менее закрытие, пусть даже временное, любого маршрута общественного транспорта первый заместитель мэра Казани Рустам Нигматуллин называет чрезвычайным происшествием. «То, что перевозчик нас заранее не предупредил об этой конкретной проблеме, это серьезное нарушение. Но сказать, что этого совсем ничто не предвещало, было бы лицемерием, — заметил Нигматуллин в разговоре с «БИЗНЕС Online». — Перевозчики еще год назад поднимали вопрос о том, что тарифы на проезд в общественном транспорте уже не позволяют им сводить концы с концами. Но тогда им отказали. За год все их проблемы обострились еще больше».
Нигматуллин напомнил, что тариф на пассажирские перевозки в Казани не изменялся больше двух лет — с февраля 2014 года. При этом за последние два года официальный уровень инфляции в России составил 25,8%. «Цены повысились на коммунальные услуги, на запчасти, на бензин, — перечислил Нигматуллин. — По отдельным позициям рост цен на запчасти достигает 300 процентов. Выросли расходы на страхование транспорта и пассажиров, увеличилась налоговая нагрузка. Цены на топливо в этот период выросли до 45 процентов. Очередное повышение цен на топливо в связи с утвержденным повышением акцизов будет с 1 апреля текущего года».
По словам первого заместителя исполкома Казани, парадокс в следующем: «Все понимают, что лизинговая компания не может работать себе в убыток и правильно забрала автобус, но от предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, почему-то требуется работать по тарифам ниже себестоимости. Себестоимость отдельных маршрутов сегодня выше действующих тарифов в полтора-два раза, — подчеркнул Нигматуллин. — Чудес не бывает. Сегодня за долги забрали один автобус, завтра заберут еще десять, послезавтра — сто. Остальные, уже отработавшие свой ресурс, потихоньку развалятся. Уже сейчас наблюдаются частые сходы тех же автобусов с маршрутов по причине разного рода неисправностей. В данный момент износ парка автобусов составляет около 45 процентов, троллейбусов — 70 процентов, трамваев — 60 процентов. К концу текущего года необходимо произвести замену 350 автобусов, приобретенных перевозчиками с 2006 по 2008 годы, а также 11 трамваев и 68 троллейбусов, физический износ которых уже в следующем году сделает невозможным их выход на маршрут. Однако убытки предприятий не позволяют это осуществить».
А ведь есть еще и человеческий фактор. Совсем недавно водитель потерял сознание за рулем. Это, к сожалению, уже не первый случай. Тут все взаимосвязано: из-за нехватки кадров и низкой зарплаты люди вынуждены перерабатывать, а это уже впрямую сказывается на безопасности проезда. Сегодня при потребности Казани в двух тысячах водителей общественного транспорта 354 места, или пятая часть, остаются вакантными, 19% работающих водителей предпенсионного возраста, четверть всех водителей — мигранты из ближнего зарубежья.
Если сегодня тарифы будут сохранены на прежнем уровне, уже завтра число автобусов на маршрутах сократится на четверть |
ТРИ ЧЕТВЕРТИ ГОРОДСКИХ МАРШРУТОВ УБЫТОЧНЫ
Интересно, что закрытия автобусного маршрута в Казани не случалось уже 7 лет. До этого перевозчики в столице Татарстана проходили через процедуру банкротства в 2008 и в 2009 году. «Тогда 7 перевозчиков обанкротились, и пришлось перераспределить их маршруты, — вспомнил Абдулхаков. — Но и сейчас складывается непростая ситуация. По данным, которые прислали перевозчики, из 63 существующих маршрутов на уровне рентабельности находятся около четверти. Три четверти — убыточные».
Как правило, самыми невыгодными маршрутами являются те, при которых автобусы следуют в такие дальние поселки на окраине Казани, как Чебакса или Кадышево, Кульсеитово, Куюки, Аки, Крутушка. Всего их около 15, этими маршрутами «награждаются» перевозчики, выигравшие наиболее рентабельные маршруты, за счет прибыли которых они могут покрывать убытки. Каждый из этих маршрутов — кандидат на вылет в условиях нарастающей тенденции снижения рентабельности в пассажирских перевозках.
«Наметилось сокращение пассажиропотока и падение рентабельности, следовательно, даже у владельцев выгодных маршрутов больше нет возможности перекрывать затраты на убыточные маршруты, — констатировал Абдулхаков. — Все упирается в тариф, назрела серьезная проблемная ситуация. Ремонтировать подвижной состав денег нет, приобретать новые автобусы тоже. Сейчас проблемы аналогичный той, что возникла у КПАП №7, появятся повсеместно. Перевозчики не смогут обслуживать дальние маршруты».
По словам Абдулхакова, вариантов решения проблемы несколько. Есть возможность перекроить существующую маршрутную сеть в сторону увеличения продолжительности прибыльных маршрутов с захватом отдаленных остановок. Еще одна возможность избежать повтора сценария маршрута №95 — выплата перевозчикам компенсаций по убыточным маршрутам, либо введение дифференцированного тарифа. Однако по разным причинам они неприемлемы, полагает Абдулхаков: ресурс продления маршрутов исчерпан, компенсация выпадающих доходов для перевозчиков не предусмотрена вовсе. Поэтому самый вероятный вариант решения проблемы — повышение тарифа.
Тариф на пассажирские перевозки в Казани не изменялся больше двух лет — с февраля 2014 года. При этом за последние два года официальный уровень инфляция в России составил 25,8% |
ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФА БУДЕТ С 1 АПРЕЛЯ?
Напомним, что в начале марта 13 перевозчиков Казани взорвали «тарифную бомбу», опубликовав открытое письмо министру транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленару Сафину, мэру Казани Ильсуру Метшину и председателю госкомитета по тарифам Марату Зарипову.
Перевозчики заявили об остром кризисе в отрасли. «Если сегодня тарифы будут сохранены на прежнем уровне, уже завтра число автобусов на маршрутах сократится на четверть, о чем мы считаем своим долгом проинформировать казанцев!» — прямо заявили подписанты, среди которых — ИП Умарова С. М., КПАТП-9, Республиканский автовокзал, ПАТП-2 и ПАТП-4, ООО «Инженерно-технический центр», «Метроэлектротранс», КПАП-7, УМ-4, «Байлык-3», ИП Гарипов, ИП Беляев.
Они напомнили, что тарифы для основного числа пассажиров не менялись два года с февраля 2014 года, а для льготных категорий пассажиров — 5 лет. Для сравнения, официальный рост инфляции за этот период более 25%. Транспортники написали, что себестоимость на многих маршрутах составляет от 22 до 42 рублей. Так что справедливым тарифом, по их мнению, была бы цена за проезд в 28 рублей при оплате проезда наличными.
В комитете по транспорту Казани проблему признали. Выяснилось, что балансовые убытки только муниципальных автотранспортных предприятий к концу прошлого года составили более 400 млн. рублей. На ситуацию оперативно отреагировал мэр Казани Метшин — он лично собрал перевозчиков за круглым столом. Выслушав их, глава города акцентировал, что обоснование расчета тарифа входит в полномочия госкомитета РТ по тарифам. «Но мое твердое убеждение, что рост тарифов не должен превышать уровень инфляции за два года», — дал понять свою позицию мэр. Он подчеркнул, что, пройдя большую дорогу и оставив за плечами историю с пазиками и «газелями», возвращаться к хаосу не намерен.
Позже на пресс-конференции в «Метроэлектротрансе» председатель комитета по транспорту исполкома Абдулхаков заявил, что исполком уже отправил заявку с ценами в госкомитет по тарифам. В результате компромисса мэрия и перевозчики согласовали цену билета на уровне 26 рублей при оплате наличными и 23 рубля — транспортной картой. Цена билета будет единой для всех видов транспорта. Повышение может произойти с 1 апреля, прогнозирует Абдулхаков. Малообеспеченные слои населения, по словам Абдулхакова, защищены по-прежнему: дети до 7 лет вправе ездить бесплатно, а цены на проездные билеты также предполагается сохранить на прежнем уровне. И это неплохая экономия: билет на 50 поездок стоит 750 рублей за месяц, то есть одна поездка обходится в 15 рублей. А безлимитный проездной на все маршруты автобусов будет стоить 1700 рублей, как и сейчас.
В госкомитете по тарифам, куда обратился «БИЗНЕС Online» за комментариями, от ситуации отмахиваться не стали. «Текущие показатели инфляции, в том числе увеличение цен на ГСМ, шины и запасные части, а также предоставленные перевозчиками отчетные и бухгалтерские документы позволяют делать выводы о том, что действующие тарифы не обеспечивают безубыточной деятельности», — признали в комитете. Однако на данный момент информации о введении нового тарифа не поступало. Завтра, по сведениям «БИЗНЕС Online, по этому вопросу должно состояться заседание согласительной комиссии.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 538
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.