В 2015 году желающих учиться на права оказалось на 23,6% меньше: если в 2014 году учениками автошколы стали 31,8 тыс. человек, то в прошлом году эта цифра сократилась до 24,3 тыс. человек (фото: © Павел Лисицын, РИА «Новости»)


СПРОС УПАЛ НА ЧЕТВЕРТЬ, ЦЕНЫ — НА 3 ТЫСЯЧИ

Садиться за баранку личного авто становится роскошью для татарстанцев. Как неоднократно писал «БИЗНЕС Online», снижение реальных доходов населения обвалило спрос на автомобили. Согласно данным агентства «Автостат», регистрация новых легковых машин в РТ снизилась на 43,9%: со 110 тыс. до 61,7 тысячи. Как предвидели скептики, падение рынка заметно ускорилось в последнее время. Для сравнения: в 2014 году авторынок просел лишь на 11,5%, а в Казани эта динамика оказалась еще хуже — спрос сократился на 45,1% до 22,4 тыс. машин.

Теперь же, как выясняется, по цепочке приняли удар на себя и автомобильные школы. Как сообщила корреспонденту «БИЗНЕС Online» директор по развитию федерации автошкол РТ Ольга Ломовцева, в прошлом году желающих учиться на права оказалось на 23,6% меньше: если в 2014 году учениками автошколы стали 31,8 тыс. человек, то в 2015 году эта цифра сократилась до 24,3 тыс. человек. В 2016 году ситуация лишь усугубилась: с начала года в автошколах начали обучаться чуть более 1,7 тыс. человек.

Данные ГИБДД по Татарстану также свидетельствуют о снижении числа «чайников», но их сведения более оптимистичны. За 2015 год выдано 137,9 тыс. новых водительских удостоверений, что на 9,5% меньше, чем в 2014 году. Правда, здесь нужно учитывать, что 52,2 тыс. удостоверений выдано после окончания учебных организаций, а 85,6 тыс. — по обмену, после 10-летнего срока.

Сокращение спроса ведет к усилению конкуренции. Чтобы получить розовый водительский пластик, сегодня нужно потратить от 28 до 32 тыс. рублей со всеми скидками — по оценкам участников рынка, сокращение цен за последние полгода-год составило порядка 3 тыс. рублей, то есть порядка 10%. Кроме того, автошколы предлагают платить в рассрочку, максимально снижая первый платеж, но и это не сильно помогает привлекать новых учеников.

«Ситуация с набором в автошколы зависит напрямую от платежеспособности населения, в кризисной ситуации произошел, пожалуй, закономерный спад спроса на услуги автошкол. Будет улучшаться экономическая ситуация в стране — будут улучшаться и наборы, — отметила Ломовцева. — Что касается снижения цен, то тут палка о двух концах: кто-то пытается снизить цены в ущерб качеству, но при этом не увеличивается количество учеников, и автошколы несут еще большие издержки. На самом деле, очень многие сильно не снижают цену, потому что это невозможно при тех требованиях, которые сейчас предъявляются к автошколам. Это минимальные цены, если вести бизнес честно». Некоторые школы, не выдержав конкуренции, закрылись, хотя одновременно с этим появились и новые — в целом общее количество изменилось примерно на 20% в сторону уменьшения, сообщила Ломовцева.

http://prestige-pdd.ru/8_0/
Чтобы получить водительский права, сегодня нужно потратить от 28 до 32 тыс. рублей со всеми скидками (фото: prestige-pdd.ru)

РЕФОРМЫ ПРОТИВ АВТОШКОЛ

Сокращению рынка способствует и начатая в 2013 году масштабная реформа, касающаяся образования водителей. Ее цель — уменьшить число аварий, в которых участвуют начинающие автомобилисты. Именно тогда, в 2014 году, начали действовать более жесткие требования, предъявляемые к автошколам.

Согласно приказу минобрнауки, в автошколах теперь запрещена сдача экзаменов экстерном, жестче стали требования к сдающим теорию и экзаменаторам, зато для кандидатов в водители появилась возможность сдать практическую часть экзамена на машине с автоматической коробкой передач (однако водить автомобиль в таком случае можно будет только на «автомате»). Также увеличилось количество академических часов: со 106 до 138 часов на теорию и с 50 до 58 часов на практику (категория B). В рамках реформы введены 7 новых категорий прав, в частности, М (скутеры и мопеды) и B1 (квадроциклы и трициклы).

Основной проблемой в рамках реализации реформы в Казани, как и во многих других городах России, стали учебные площадки, площадь которых по новым нормативам должна составлять не менее 0,24 гектара. Проверить, прошла ли проверку ГИБДД конкретная автошкола и есть ли у нее положительное заключение, можно на сайте организации, который должен быть у каждой автошколы.

Из-за этого всего в 2014 году, по данным Госавтоинспекции, количество школ в России сократилось с 8 тыс. до 6,9 тысячи. К счастью, на знаниях обучающихся это сильно не отразилось. Только немного (на пару процентов) выросла доля сдавших с первого раза теорию, площадку и город. Тем не менее, по мнению руководства межрегиональной ассоциации автошкол, реформа смогла дать неплохие результаты, снизив аварийность с участием начинающих водителей в 2015 году почти на 25%. Однако реформа пока не закончена, тем более что процесс проведения экзаменов не претерпел никаких изменений.

ДОРОГИ И АВТОБУСЫ — ТОЛЬКО В ПЛЮСЕ

Впрочем, на проблему можно взглянуть и с другой стороны. Проблема пробок в Казани, несмотря на проведенные кардинальные улучшения в сети городских дорог, до конца еще не решена. Так что повальный переход казанцев на личные авто грозил бы уже в скором будущем новыми километровыми пробками. А кризис несколько притормозил этот процесс, предоставив городским властям небольшую фору.

Как сообщили в республиканской ГИБДД, по состоянию на 1 января 2016 года всего в Татарстане зарегистрировано 1 млн. 277 тыс. транспортных средств. Прирост числа транспортных средств за 2015 год составил 19,6 тыс. автомобилей, или 1,6%. В Казани число машин выросло всего на 0,5%. На тысячу татарстанцев приходится 337 машин. По сравнению с 2004 годом, прирост машин составил 80%, по этому показатели мы первые в ПФО.

Что касается общественного транспорта, то здесь также наблюдается снижение пассажиропотока. Как ранее рассказал «БИЗНЕС Online» Рамиль Якубов, директор ООО «Транспортная карта», население также меньше стало ездить на общественном транспорте из-за автомобилизации. «Но думаю, в связи с кризисом произойдет обратный отток, люди будут пересаживаться на транспорт», — предположил Якубов.

Повальный переход казанцев на личные авто грозил бы уже в скором будущем новыми километровыми пробками. Кризис несколько притормозил этот процесс, предоставив городским властям небольшую фору

«У ЛЮДЕЙ ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ, НО НЕТ СРЕДСТВ ОПЛАТИТЬ УЧЕБУ»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов дать свою оценку ситуации на рынке автошкол в республике.

Эльвира Яфизова — директор автошколы «Премьер-Авто»:

— Экономика напрямую влияет на ситуацию в автошколах — у людей нет денег. Есть желание учиться, но нет средств оплатить учебу. С начала открытия, с мая, у нас прошли обучение 125 человек, включая тех, кто еще учится. Мы стараемся повысить количество учеников качеством предоставляемых услуг. Также у нас существуют акции, но в пределах разумного. Акции, наверное, общие для большинства автошкол — пенсионерам, школьникам, студентам, какие-то праздничные. Но не всегда, все зависит от времени, от наплыва. Мы работаем всего год, но пока придерживаемся одной стоимости обучения. Дело в том, что люди, может быть, снижают цены, но цена на бензин ведь не снижается. А существует еще зарплата преподавателю — зарплату же мы снизить не можем. Резкого снижения никакого нет: как мы выставляли цену в начале, так она и держится.

Евгений Горожанин — соучредитель «Казанской школы высшего водительского мастерства»:

— Кризис — он у всех кризис, он не может быть в какой-то одной области. Поток действительно уменьшился. Даже те, кто хотел учиться, уже приступил к учебе, из-за того, что тяжелое финансовое положение у всех — кого-то сокращают, у кого-то зарплату урезают, не все могут позволить себе занятия. Поток поступающих уменьшился примерно наполовину. Сейчас у нас обучаются порядка 100 учеников. Всего с момента открытия мы выпустили более 8 тысяч человек.

Цены снижать мы не можем, потому что это снизит качество обучения. Качество мы повышаем постоянно, вводим новые методы обучения по максимуму. Это не зависит от кризиса, мы все равно над этим работаем. Конкуренция большая. Кто-то пытается брать ценой, но хорошие ботинки задешево не купишь. Требования ГИБДД поменялись в 2014 году. Увеличилось число часов по теории, вождению, люди стали больше изучать. А чем больше часов учимся, тем лучше качество.

Евгений Золотов — представитель федерации автомобилистов России по Казани:

— Тут много факторов, снижение цен же чем-то обусловлено. На самом деле, есть определенные требования, и автошколы их меньше не могут сделать. Поэтому здесь сумма не должна, мне кажется, влиять на это. На качестве цена не может сказаться, потому что есть определенное количество часов, определенное количество теории и практики, которые должны быть независимо от того, кто сколько платит. Сумма варьируется не только от того, что нужно получать зарплату всем преподавателям и инструкторам. Там же есть еще аренда помещения, аренда автомобиля, какая-то методическая литература, и много других нюансов, которые вкупе складываются в определенную сумму.

Самые опасные на дороге — водители, у которых стаж не более двух лет. От года до двух лет — они чувствуют себя асами, и у них притупляется чувство самосохранения. Чувство ответственности у них просто исчезает. Они думают, что они умеют управлять автомобилем, хорошо ездят, они к нему привыкают, и без него уже не могут. А погодные условия или форс-мажорные обстоятельства играют злую шутку с новичками. Бывалые водители уже много чего черпнули на дороге и готовы ко всему. А молодые «тапку в пол» со светофора и пошли, они уже по сторонам не смотрят.