«МОЖНО ВЫСКАЗАТЬ РАЗОЧАРОВАНИЕ НЕОПЕРАТИВНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, НЕ ВЫПОЛНЯЮЩЕЙ ЗАКОН»

Проблемы финансово-банковской системы России обсудили накануне в Москве на финансовом форуме, состоявшемся в рамках недели российского бизнеса. Показательно, что бизнес и власть все-таки не слились в экстазе, оценивая нынешнюю экономическую ситуацию в целом и банковскую в частности. «Ситуация явно неординарная. Все рабочие органы российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) сходятся в том, что это кризис продолжительный и так просто, если не предпринимать усилий и мер, не включать нестандартных мер поддержки, из кризиса будем выходить еще дольше, с еще бóльшими потерями», — сразу предупредил исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев. По его словам, ключевыми стали три фактора. Во-первых, внешние вызовы — финансовые и секторальные ограничения, которые только усилили жесткость ресурсных ограничений. Во-вторых, структура экономики и ее зависимость от глобальных вызовов. В-третьих, внутренние проблемы, которые страна так и не решила. «Пока не хватает, на взгляд бизнеса, стратегического видения и целеполагания. Бизнес не чувствует прогнозируемости общей ситуации, не чувствует понимания, что может быть в завтрашнем дне», — беспокоился Мурычев.

Вторил ему президент ассоциации региональных банков России и председатель комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков: «Главное, что необходимо сделать исполнительной власти, — это добавить определенности в своих действиях. Необходимо предложить стратегию социально-экономического развития страны». Депутат утверждал, что кабмин до сих пор не выполнил своей обязанности по стратегии, поэтому и бизнес, и общество вынуждены гадать, что же «правительство собирается строить». «Можно высказать свое разочарование неоперативными действиями исполнительной власти, не выполняющей закон», — вздохнул Аксаков.

Все это вместе взятое, как утверждал Мурычев, «смотивировало в другую сторону», то есть спровоцировало ограничение инвестиционной и производственной активности бизнеса. Исполнительный вице-президент полагает, что надо делать ставку на восстановление экономического роста. «Но все как-то по-разному понимают, как это сделать», — добавил он. В РСПП по этому поводу придерживаются мнения, что основной упор должен быть на внутренние источники финансирования, а для этого необходимо обеспечить стабильность валютного курса, смягчать денежно-кредитную политику и поэтапно снижать ключевую ставку. «Для этого все условия сейчас созданы с учетом уровня инфляции и других макропоказателей», — заметил Мурычев.

Александр Шохин
Александр Шохин (фото: nrb-rspp.ru)

«ЭТО КАК ТОРГОВЦЫ БЕНЗИНОМ: КОГДА НЕФТЬ ДОРОЖАЕТ — ОНИ СРАЗУ ВЗВИНЧИВАЮТ ЦЕНУ, КОГДА ДЕШЕВЕЕТ — ОНИ ВСЕ РАВНО ПОВЫШАЮТ»

В свою очередь, президент РСПП Александр Шохин не питал иллюзий по поводу пятничного заседания ЦБ РФ. «Консенсус-прогноз был, что ЦБ не снизит ключевую ставку, так оно и получилось. Хотя в глубине души была надежда, что, может быть, произойдет что-то неожиданное», — рассказал он. Тем не менее многие эксперты, по его словам, сходятся во мнении, что если уж не в первой половине года, то во второй ставка точно будет снижена.

«Я был разочарован решением совета директоров ЦБ оставить ставку на прежнем уровне, — в тон печалился Аксаков. — В прошлом году, когда он снизил достаточно быстро с 17 до 11 процентов, инфляция в годовом исчислении равнялась тем же 16 - 17 процентам, сейчас она меньше 10 процентов. На мой взгляд, есть все возможности снижать ключевую ставку, тем самым стимулировать кредитование экономики, стимулировать снижение процентов по кредиту. К сожалению, этот процесс замедлится».

К ораторам примкнул президент ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян. «Это как торговцы бензином: когда нефть дорожает, они сразу взвинчивают цену, когда нефть дешевеет, они все равно повышают цены на бензин — непонятная логика действий. Так же и здесь, — возмущался он. — Если есть возможность изменить ситуацию в данный момент, мы должны ей воспользоваться. Падает рентабельность самого бизнеса, поэтому спрос на кредиты сокращается. Невозможно при таких ставках кредитовать низкорентабельный бизнес».

«СКРЫТОЕ ПОЛЗУЧЕЕ ОГОСУДАРСТВЛЕНИЕ ПРОИСХОДИТ»

Еще один пункт, по которому мнение Тосуняна и чиновников Центробанка не сходится, — пропорция отзыва лицензий и санаций. «За десятилетие на 463 отзыва лицензии 43 санации. Пропорция должна быть диаметрально противоположной», — подсчитал глава АРБ. Правда, иного мнения придерживается другой банкир — председатель правления ЮниКредит Банка Михаил Алексеев. Он усомнился в том, что тот триллион рублей, который пошел на санацию банков, был растрачен эффективно. «Может, лучше направить их на программу развития АИЖК на помощь валютным ипотечникам?» — предположил Алексеев.

При этом он обратил особое внимание на то, что суммарные активы кредитных организаций, которых лишили лицензии, превысили 3 трлн. рублей, а это 4% от активов всей банковской системы. «Тревожный сигнал... В середине 1990-х годов было более 2,5 тысяч кредитных организаций. Сейчас мы ускорились в плане сокращения числа банков, за прошлый год было отозвано более 100 лицензий, осталось менее 700 банков. Если мы такими же темпами будем двигаться, то лет через 5 - 7 мы можем прийти к такой ситуации, когда у нас останется не очень много кредитных организаций», — предупредил глава банка. По его словам, продолжается укрупнение и так крупных банков, при этом в первой десятке доминируют банки с госучастием. «Скрытое ползучее огосударствление происходит», — добавил Алексеев.

Еще одно предложение банкира — распространить систему страхования депозитов физлиц на средства предприятий малого и среднего бизнеса.

Нажмите, чтобы увеличить

«Я РАБОТАЮ ПОД РУКОВОДСТВОМ ЦБ, Я ЕГО ОБОЖАЮ»

Кстати, про рынок страхования. На вчерашней дискуссии, пожалуй, только страховщики оказались довольны действиями Банка России. «Я работаю под руководством ЦБ, я его обожаю. Мое обожание в прошлом году связано с тем, что страховой рынок был спасен Центральным банком», — признался президент всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. Столь пламенную любовь к регулятору он объяснил прошлогодним решением ЦБ повысить тарифы ОСАГО. «Повышение тарифов — это мужественный шаг, он спас рынок, который вырос на 3,6 процента, по сравнению с остальными мы просто в передовиках. Многие компании в прибыли», — доволен Юргенс.

Все нападки на Банк России кажутся главному страховщику безосновательными. «Экономика зависит не от ЦБ, который грамотно удерживает стабильность макроэкономическую, а от бюджета, когда мы находимся в кольце врагов, санкционном режиме. Ждать от ЦБ проявления воли нельзя, бюджет вкладывает 80 процентов в наше развитие, — пояснил он. — Поэтому без бюджетного решения, без структурной реформы бюджета ничего не получится, нечего пинать и пенять на ЦБ».

Юргенс не увидел ничего страшного в сокращении количества страховых компаний. «В 90-е годы у нас было 3 тысячи страховых компаний, сейчас осталось 300, а на будущий год будет 200. Без создания национальных чемпионов развивать рынок не получится», — пояснил он. При этом страховщики уже договорились с ЦБ в условиях, когда внешние рынки оказались закрыты, создать национальную перестраховочную компанию. «Это первая ласточка, это неизбежное огосударствление страхового сектора. Это единственный возможный выход в санкционной ситуации», — добавил он.

Кроме того, Юргенс объявил, что для рентабельности ОСАГО придется повышать тариф, переходить к его либерализации, что в конечном итоге разойдется с интересами потребителей. «Без какого-то рода ГЧП, института, который бы объединил ресурсы государства и страховщиков, ничего не получится. То же самое произойдет со страхованием жилья. В этот момент никакого другого способа выбраться из ситуации, кроме ГЧП, в том числе на нашем рынке, нет», — заявил он.

Более того, главный страховщик поставил под сомнение существование бюджетного здравоохранения. «Я замахиваюсь очень высоко и далеко и могу сказать, что государство в том состоянии, в каком оно находится, дальше вот так тянуть здравоохранение не сможет. Бюджетное здравоохранение — это тупик. Придется переходить на страховые принципы. Это значит выделить «национальных чемпионов», докапитализировать их и отдать медицину им на страховые принципы», — смело заявил Юргенс.

Нажмите, чтобы увеличить

СИТУАЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ НЕ ОСЕНЬ, А ОЧЕНЬ РАННЯЯ ВЕСНА

Наконец, под занавес заседания слово получили представители регулятора и властей. Они, в отличие от бизнеса, были более позитивны в своих прогнозах. Первый зампредседателя ЦБ РФ Алексей Симановский был лиричен и метафоричен в своих оценках. «Понятно, что состояние дел, как мы привычно выражаемся, сильно непростое, но одновременно, если давать какие-то оценки, связанные со сменой сезонов, экономическая жизнь как природа, сезон меняется, процесс идет, — путано рассуждал он, очевидно, ошарашенный московской погодой последних дней. — Мы говорим об отрицательной температуре темпов экономического роста, пока мы говорим об отрицательной температуре темпов роста показателей деятельности банковского сектора и т. д. По моим ощущениям, я скорее оценивал бы эту ситуацию не как позднюю осень, а как очень раннюю весну. Бывает и минус, и снег, и дождь, и ветер». В целом, по оценкам первого зампредседателя Центробанка, ситуация движется в позитивном направлении.

Положительную динамику Симановский разглядел даже в кредитовании «физиков». «Если в целом говорить о динамике кредитования физлиц, то на 1 марта 2015 года было минус 2,4 процента, а сейчас — минус 0,8 процента. Тоже можно говорить о некоей вполне позитивной динамике. Такого рода развитие ситуации мы прогнозировали и продолжаем прогнозировать», — заявил он.

Да и банки, по его словам, получают прибыль. «В 2015 году прибыль российских банков составила 192 миллиарда рублей против 589 миллиардов рублей 2014 года. За два месяца текущего года получена прибыль, которая составляет порядка 40 процентов (чуть больше даже) от той прибыли, которая была получена за тот же период прошлого года», — объявил первый зампредседателя ЦБ РФ. При этом он согласился, что прибыль получена в основном за счет крупных организаций. В 2016 году, по его прогнозам, прибыль банковского сектора может составить до 500 млрд. рублей. Но в ЦБ есть эксперты, отметил Симановский, которые дают еще более благоприятные прогнозы.

Что касается раскритикованного банкирами и бизнесом решения по ключевой ставке, то и тут у Симановского было свое осторожное объяснение. «Поторопиться здесь означало бы, возможно, допустить ошибку, потому что спешка, как известно, вредит большим и правильным решениям», — сказал он и добавил, что впоследствии, при обострении ситуации, было бы хуже отступить — поднять ставку. По словам зампреда ЦБ, регулятор при принятии решений опирается не только на цель таргетирования инфляции на уровне 4% к концу 2017 года. «Эта цель по инфляции не является единственной задачей Банка России. Смотрятся направление и возможности по решению этой задачи исходя из двух других составляющих этого треугольника, двух сторон: возможностей экономики... и финансовой стабильности», — рассказал первый зампредседателя ЦБ РФ.

Что касается отзыва лицензий, о котором так переживал Тосунян, Симановский объяснил его целью повышения доверия к банковской системе. «Речь идет о том, что если не выносить своевременно с этого поля «трупы», то дольше всех придется этим воздухом дышать. Лучше выносить их быстрее, чем медленнее, тогда создадутся условия, чтобы мы жили в условиях свежего воздуха, — он вновь перешел на метафоры. — И наша работа по оздоровлению банковской системы приведет к тому, что доверие к банковскому сектору и доверие, когда нет рисков это доверие утратить, не будет обмануто. Такая ситуация является для нас с точки зрения надзорных действий приоритетной».

«МЫ СМОЖЕМ ВЫХОДИТЬ НА ТРАЕКТОРИЮ РОСТА»

Замминистра финансов РФ Алексей Моисеев, в свою очередь, поддержал ЦБ в решении по ставке. «Я думаю, что Центральный банк правильно сделал, что не понизил ставку в пятницу. Анализ последствий расходования резервного фонда у нас такой же, как у Центрального банка. Да, это будет очевидное ослабление денежно-кредитных условий», — сказал он.

Далее замминистра был еще более позитивен, заявив, что экономика уже во второй половине года может перейти к росту — с единственной оговоркой. «За последние два года у нас экономика испытала три очень серьезных шока. У нас был шок санкций, был один нефтяной шок, второй нефтяной шок, который закончился буквально несколько месяцев назад. И воздействие экономики на второй шок, воздействие второго шока на экономику — то, что сейчас очевидно, — намного меньше, чем первый шок. Экономика приспосабливается, и, я думаю, если новых шоков не последует, то мы сможем уже выходить на траекторию роста ко второй половине этого года», — объявил Моисеев.

После такой дискуссии бизнесу остается только уповать на президента РФ Владимира Путина, который обещал посетить съезд РСПП в четверг. «Если хорошо аргументируем свои предложения, то вправе по ряду из них получить более обязательные для правительства поручения президента», — объявил Шохин.

Смотрите также другие интервью:

Неделя российского бизнеса