Денис Шаповалов
Денис Шаповалов

И СТАЦИОНАР, И «ПЕРЕДВИЖКА»

Можно не сомневаться, что публика нижнекамского колледжа им. Сайдашева и челнинского Органного зала приняла «Искусство смычка» так же тепло, как и посетители трех фестивальных вечеров в ГБКЗ на площади Свободы. Не думаю, что встретившиеся на фестивале солисты — как иноземные, так и отечественные — скучали, выступая (некоторые даже впервые друг с другом) на «экзотических» для них волжско-камских широтах.

В нижнекамской «передвижке» поучаствовали превосходные московские виолончелисты Денис Шаповалов и Борис Андрианов, к которым добавился космополитской биографии скрипач Хьюго Тиччиати, смахиваюший на повзрослевшего и вытянувшегося Гарри Поттера. Он же скреплял своей улыбчивостью и набережночелнинский выездной состав, куда кроме него вошли русско-голландский скрипач Дмитрий Махтин и контрабасист Ян Криговски.

Дмитрий Махтин

И ЗВЕЗДЫ, И НЕ ОЧЕНЬ

О каждом участнике (кроме Шаповалова, срочно вызванного заменить не получившего визу француза Жилья Апапа) буклет сообщал симпатичные сведения. В первую очередь, конечно, о победах на конкурсах и о престижных наградах. На самом деле международный конкурсный топ сейчас не так изобилен, как всем нам хотелось бы, поэтому иногда буклетный и конферансьешный нажим на конкурсные обстоятельства в биографии представляемого музыканта вызывал улыбку.

Куда более говорящей информацией была сообщаемая об участии музыканта в тех или иных фестивалях. Поверьте, если речь идет о собственных фестивалях, как, например, регулярно проводимый в Москве фестиваль Андрианова Vivacello, тогда все отлично! Еще один принцип акцента на составе фестивальных гостей — «скажи мне кто твой друг...» Например, бывший ленинградский скрипач Махтин сотрудничает в камерном репертуаре с Борисом Березовским (фортепиано) и Александром Князевым (виолончель), и даже если б они не получили за совместную запись престижную французскую премию Diapason d`Or («Золотой диапазон»), послушать такого гостя все равно было бы познавательно.

Борис Андрианов

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ И ПОСТАРШЕ

Приглашая на фестиваль «Искусство смычка» более-менее молодых, состоявшихся, активно экспериментирующих, моментально подстраивающихся друг под друга российских и заезжих солистов, организаторы фестиваля, конечно, совершают благо. Назовем это благо информационно-полезным. На L`arte del arco информационно-полезное благо сочетается, так сказать, с педагогически-беспроигрышным делом. Проводятся мастер-классы, по преимуществу для учеников ДМШ, но и это — «свет в окне» и лучшая из мотиваций к занятиям музыкой. За такое — только спасибо! Ну а познавательно-экскурсионные поездки по Татарстану да еще с публичными концертами — роскошь, ради которой, полагаю, некоторые европейского уровня музыканты и принимают приглашение казанского фестиваля.

Проблема лишь в том, что уровень приглашенных настолько выше уровня приглашающих, что на деле прекрасное дело получается вовсе не столь уж и прекрасным. Вот пример: Le grand tango Пьяццоллы для виолончелиста Андрианова — сущая детская радость, он и играл эту вещь наизусть, с драйвом, которого, увы, не в силах был поддержать казанский камерный оркестр и его руководитель, дирижирующий четвертными метрами, как на уроках сольфеджио.

Хьюго Тиччиати
Хьюго Тиччиати

ПРИКРЫТИЕ ПАРТНЕРАМИ

Наивный юноша Тиччиати с пьесой Петериса Васкса «Дальний свет» для скрипки и оркестра попал в смысловой переплет: в оркестре вроде все краски были подстать солисту, — и невротические ostinato, и склеротические «зависания», и истерические эпизоды. Но все было какое-то неживое, противоестественно задвинутое на дальний план, то ли подавленное пиететом перед солирующей звездой, то ли великодушно предоставившее ему сцену. Разве так должна звучать музыка, в которой постсоветский авангардизм прячется за «новой простотой» и о которой размышлять надо в режиме конфликта стилей?! Зачем же солист надрывался, а оркестр просто выигрывал ноты, покорно соблюдая авторские указания?! Музыка все-таки состоит не из нот (нотами ее только записывают) и даже не из указаний — она состоит из мыслей.

Вторая часть довольно известной сонаты Сезара Франка прозвучала у того же Тиччиати под безобразно подзвученное пианино, и это при двух нерасчехленных роялях на левом и правом флангах авансцены. И если б на поклоны не вышла пианистка Елена Лось, можно было бы так и остаться в убеждении, что вместо фортепиано звучала фонограмма. Паганиниевские вариации «на одной струне» из «Моисея» Россини геройски исполнялись Андриановым под холодновато-сторонний камерный аккомпанемент.

ГДЕ ДВИЖЕНИЕ — ТАМ И ИСКУССТВО

Собственно, уже второй фестивальный концерт прояснил не самую напряженную схему составления программ: номер за номером, один солист, дуэт солистов под аккомпанемент La Primavera, юные дарования с не очень выученной «Наваррой» Сарасате под тот же камерный оркестр. Малоизвестный, известный и популярный репертуар — в равной пропорции при непропорциональном авторстве Рустема Абязова большинства исполняемых инструментовок. Не самых искрометных (для искрометных инструментовок надо учиться на композиторском), зато в пугающем изобилии заготовленных на все случаи жизни.

Тем не менее даже при всей умозрительности фестивального названия — «Искусство смычка» — этот фестиваль может занять определенную нишу. Если проводить его не в главном республиканском академическом зале, а именно на школьных и студенческих сценах, совмещая с мастер-классами, а мастер-классы, в свою очередь, совмещая с выездами на природу и в другие города. Примерно так устроены небольшие летние европейские фестивали. Как правило, они проводятся в небольших поселениях, завлекая несложным репертуаром в хорошем исполнении молодежь и местную публику. Так что если «Искусству смычка» осуществить сезонный скачок из марта в лето, сопроводив его географическим скачком из Казани куда-нибудь в Кукмор, тот же Нижнекамск и т. д., то, во-первых, фестиваль можно сделать более пролонгированным, а во-вторых, приносить фестивалем реальную воспитательную и просветительскую пользу.