Брюссель стал очередной мишенью серии терактов, ответственность за которые взяла запрещенная в России ДАИШ (фото: ©Стрингер, РИА «Новости»)

«ОСТАВАЙТЕСЬ ТАМ, ГДЕ ВЫ НАХОДИТЕСЬ»

С сегодняшнего утра Брюссель, столица Евросоюза, живет по «парижскому времени». Серия взрывов в аэропорту и метро этого бельгийского города, о которой новостные ленты начали сообщать всего несколько часов назад, практически полностью повторяет точечные теракты в Париже 14 ноября. С той разницей, что теперь призрак большой «Варфоломеевской ночи» навис над административным средоточием Европы, и началась эта «ночь» утром.

Первые взрывы прогремели в бельгийском международном аэропорту города Завентема около 8 утра по местному времени. Перед этим, как сообщают очевидцы, у стойки American Airlines, где и были приведены в действие бомбы, звучали стрельба и выкрики на арабском языке. Взрыв был такой силы, что сотряслись стены и обрушился подвесной потолок. По последним данным, при этом погибли 17 человек и более 20 получили ранения (впрочем, в новостях сообщают и другие цифры — до 100 пострадавших). Россиян среди них не было. Reuters со ссылкой на МИД Словении сообщает, что среди пострадавших оказался дипломат из Словении. Аэропорт сразу же был полностью блокирован (до 6:00 среды, как сообщают официальные источники), все рейсы отменены, а пассажиры эвакуированы, но о задержании террористов ничего не сообщалось — по всей видимости, взрыв произвел смертник.

Впрочем, жертв, судя по всему, могло быть гораздо больше: один из бельгийских телеканалов сразу же распространил известие, что в аэропорту «полиция обнаружила три пояса смертника, снаряженных взрывчаткой». Правительство Брюсселя в своем специальном заявлении сразу же назвала случившееся терактом, в чем, однако, никто из наблюдателей уже и не сомневался.

Почти синхронно с трагедией в Завентеме началась атака и на сам Брюссель — вернее, на городское метро. Первые взрывы прогремели на станциях «Мальбек» и «Шуман». Информация о жертвах противоречива, но к настоящему моменту известно о 10 убитых. В сети уже появились короткие видео, на которых можно увидеть, как растерявшихся пассажиров брюссельской подземки эвакуируют на поверхность.

Третье взрывное устройство сработало на станции Arts-loi, о жертвах и пострадавших пока неизвестно. Сообщалось также о четвертом взрыве, который прогремел на улице де ла Луа, однако, как сообщают местные СМИ, он был санкционированным и проводился саперами. Никто не сомневается, что война, объявленная неизвестными террористами столице Евросоюза, в любой момент может возобновиться где угодно: на улице, в кафе, в театрах или других «местах массового скопления людей».

В свете этого абсолютно разумным выглядит объявление, сделанное сегодня кризисным центром Бельгии в адрес всех жителей и гостей Брюсселя. «Весь общественный транспорт в Брюсселе не работает, — заявил кризисный центр. — Метрополитен и железнодорожные станции закрыты. Оставайтесь там, где вы находитесь».

БЕЛЫЙ ДОМ УВИДЕЛ В ТЕРАКТАХ МЕСТЬ ЗА АРЕСТ САЛАХА АБДЕСЛАМА

Брюссель замер, парализованный взрывами и указаниями собственных властей. Закрыт аэропорт, не работает метро, не ходят автобусы, остановлен рельсовый транспорт, следовавший в Завентем, эвакуируют Южный вокзал. Брюссельцам даже не рекомендуют пользоваться мобильными телефонами. Однако аккаунты соцсетей наполнены тревожными сообщениями и страхом в ожидании новых взрывов. Пристальным вниманием окружаются любые данные о возможных угрозах, как, например, сообщение о том, что на Дворцовой площади в Брюсселе был найден подозрительный пакет.

Белый дом сразу связал «брюссельскую атаку» с серией ноябрьских терактов в Париже, в результате которых погибло 130 человек. В администрации президента США даже назвали причину: накануне, 18 марта, в Брюсселе был задержан франко-марокканский террорист Салах Абдеслам, считающийся организатором парижской трагедии. Как сообщали СМИ, Абдеслам был обнаружен на квартире в брюссельском районе Моленбек и при задержании получил легкое ранение, так как пытался бежать. В настоящее время, после лечения в больнице Сен-Пьер, он находится в бельгийской полиции и ожидает экстрадиции во Францию. Около полицейского отделения сейчас выставлена дополнительная охрана. К этой версии присоединились и в России. В частности, депутат Госдумы, спецпредставитель Парламентской ассамблеи ОБСЕ по противодействию терроризму Николай Ковалев заявил, что считает теракты в Брюсселе местью за арест Абдеслама.

Фото: kremlin.ru

На теракты в Брюсселе, разумеется, отреагировал и Кремль. На официальном сайте президента РФ Владимира Путина появилась оперативная новость, что глава Российского государства осудил это варварское преступление, не имеющее никаких оправданий, которое в очередной раз подтверждает, что терроризм не знает границ и угрожает народам всего мира. «Борьба с этим злом требует самого активного международного взаимодействия», — отметил Путин и выразил уверенность в том, что убийцы и их пособники понесут заслуженное наказание, а также передал слова сочувствия родным и близким погибших, пожелания скорейшего выздоровления всем пострадавшим.

Теракт в Бельгии стал поводом для пикировки между Россией и Украиной. Глава службы безопасности Украины Василий Грицак заявил, что во взрывах в международном аэропорту и ряде станций городского метро Брюсселя может обнаружиться российский след. За это высказывание премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, выражая соболезнования родственникам погибших в своем Facebook, назвал его «придурком».

(Фото: Facebook Дмитрия Медведева)

Как и предполагалось, ответственность за теракты взяла на себя ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» прим. ред.). По последним данным, полиция Бельгии уже задержала двоих подозреваемых в организации взрывов. В штаб-квартире НАТО, которая, как известно, размещается в Брюсселе, введен «оранжевый» уровень опасности, отменены все встречи, а пройти в здание могут только сотрудники с бейджами. В СМИ распространяется сообщение вице-премьера Бельгии Александера де Кроо, курирующего вопросы связи и телекоммуникаций. По его словам, мобильные сети в Брюссельском регионе перегружены. «Избегайте звонков и пользуйтесь такими сервисами обмена сообщениями, как Facebook, WhatsApp, Twitter и так далее»,— цитируют СМИ призывы Кроо. Предприняты и глобальные меры — в частности, закрыта госграница между Францией и Бельгией. Но ситуация продолжает динамично развиваться, и никто не может исключить того, что атака на Брюссель еще не завершена.

«ТЕРАКТЫ СОВЕРШАЮТСЯ НЕ ВНОВЬ ПРИБЫВШИМИ МИГРАНТАМИ, А ТЕМИ, КТО РОДИЛСЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЫ»

Теракты, случившиеся сегодня в Брюсселе, «БИЗНЕС Online» попросил прокомментировать экспертов:

Гейдар Джемаль — общественный деятель, председатель исламского комитета России:

— Ясно, что в свете сегодняшних событий Брюссель просто может оказаться жертвой своей позиции по НАТО. Следовало ожидать, что Париж не первый и не последний в ряду тех, кто окажется под ударом. Я, к примеру, ожидаю неприятностей даже в Штатах в связи с успехами Дональда Трампа — не исключено, что останавливать его будут массивными терактами. И, скорее всего, за этим стоит сговор нескольких спецслужб, которые не являются больше едиными организациями, сейчас идет процесс их фрагментации. Какой в этом смысл? Смысл — мобилизовать Европу, уползающую куда-то вбок в сторону от борьбы с «исламским миром». Недаром взрывы прозвучали в непосредственной близости от штаб-квартиры НАТО и ЕС, в то время как в США идет стремительный обвал существующего порядка.

Штаты обеспокоены. Трамп несет с собой понижение уровня милитаризации и уровня сотрудничества с НАТО, изоляционизм. А это — сильнейших удар по имперскому истеблишменту, который живет до тех пор, пока государство пребывает в статусе жандарма. А если понизить жандарма до дружинника с повязкой, это немедленно скажется на долларе. Который, в свою очередь, держится на военном давлении. Как только понижается полицейский статус США, к черту летит доллар. Вашингтон не может этого допустить. Именно поэтому брюссельские теракты на руку Белому дому.


Василий Лихачев — депутат Госдумы РФ, член думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации:

— Смотрел сегодня кадры с места трагедии и видел те места, по которым ходил, когда был с 1998 по 2003 год постоянным представителем РФ при европейских сообществах в Брюсселе. Это и станция метро «Шуман», которая расположена совсем недалеко от квартала, где находится штаб-квартира Евросоюза, это аэропорт, это улица Луа, название которой переводится как «Закон»…

Теракты в Брюсселе, с моей точки зрения, имеют свою специфику. Сегодняшние взрывы в аэропорту и метро прогремели всего четыре месяца спустя после подобной же трагедии в Париже. А мы знаем, что во французских взрывах был обнаружен бельгийский след. Кроме того, теракты произошли на фоне практически неурегулированной проблемы — потока мигрантов с Ближнего и Среднего Востока в Европу. Произошедшая трагедия — серьезнейший удар по авторитету не только Королевства Бельгии, но и Брюсселя как столицы НАТО, Евросоюза и еще где-то двух десятков разных международных организаций, которые имеют здесь штаб-квартиры. То есть практически мы должны говорить о вызове мирового масштаба. Эти террористические акты — удар и по ООН, которая в последние годы занимается организацией борьбы против терроризма.

То, что произошло сегодня в Бельгии, говорит о непрофессионализме силовых структур Евросоюза, о некой их расслабленности, а может быть, и о политическом мандраже. Не могут регулировать ситуацию, не могут анализировать и выдавать прогнозы на будущее, что очень важно для борьбы с разными проявлениями терроризма. И в этой связи возникает актуальнейшая задача — уже сегодня в масштабе европейской безопасности, европейской площадки проводить серьезный форум. И в нем должны принимать участие не только страны, которые находятся под угрозой терроризма, я имею в виду столицы Лондон, Париж, Берлин, Брюссель, но и Российскую Федерацию. На фоне сегодняшних взрывов в Брюсселе все разговоры о дискриминации России, о расширении санкций против нее показывают, что политики в Европе потеряли способность адекватно реагировать на современные тренды и угрозы.

Думаю, что надо в самое короткое время повысить эффективность взаимодействия между силовыми структурами разных стран. Когда я был замминистра юстиции России, мы занимались вплотную этими вопросами, сотрудничали с Евросоюзом по линии правосудия, верховенства права, принятия мер, ориентированных на подготовку договора между ЕС и РФ по антикриминальным направлениям, сотрудничеству прокурорских и судебных структур. Анализируя тактику, которую применяют террористические группировки, можно с огромным сожалением отметить, что эта террористическая волна не закончится в Брюсселе. Существует угроза, что она будет распространяться и на другие, по крайней мере, европейские страны. Поэтому так нужно сегодня плотное сотрудничество и силовых, и политических структур европейских стран.

Сегодня очень многие спрашивают: а Россия готова к новой волне терроризма? Ведь взрывы гремят уже не так далеко от наших границ… Думаю, наша страна готова. У нас есть эффективный кадровый потенциал, технические возможности, соответствующая агентурная база, есть, наконец, российское законодательство, которое позволяет применять эффективные меры. С моей точки зрения, сейчас самое главное, буквально вопрос часов и дней, – налаживание общеевропейского диалога по антитеррористической тематике.

Игорь Шевчук — член президиума общероссийской общественной организации «Офицеры России», ветеран группы антитеррора «Альфа»:

— Я не считаю, что западные спецслужбы после событий в Брюсселе в сфере своей профессиональной деятельности можно считать банкротами. Этот вопрос очень непростой, и к нему нужен системный, аналитический подход. Кто за этим стоит — на данный момент есть информация, что эта диверсия совершена боевиками ДАИШ в количестве трех человек. Я думаю, там было намного больше, чем три человека, и сейчас, к сожалению, у нас информационная динамика и подача такова, что информацию, которая у нас выведена в официальное обозрение, надо проверять и перепроверять. К сожалению, зачастую информация бывает очень поспешной.

Кто стоит за этими терактами? Ответ достаточно прозрачен, ведь мы понимаем, что террористические организации сами по себе как грибы после дождя не возникают. Это чье-то управленческое решение. А мы понимаем, что главным «кукловодом» в мире у нас сейчас является американо-британский союз. Поэтому я считаю, что за этим стоят западные спецслужбы США и Великобритании, скорее всего.

Будут ли руководством стран Евросоюза приняты жесткие меры против мигрантов? Я думаю, не будут, потому что окрас произошедшего указывает именно на то, что это терроризм в концентрированном его виде и здесь религиозного или национального окраса быть не может. Терроризм у нас — общепланетарная беда, и попасть в ряды террористов, то есть стать завербованным фанатиком, может представитель любой конфессии, любой страны.

Эдуард Лимонов — писатель, политик, создатель запрещенной партии НБП, председатель исполкома коалиции «Другая Россия»:

— Это борьба теократического государства под названием «Халифат», которое не является мелкой или вообще какой-то террористической организацией. Глава этого многонационального государства избран из того же племени курайшитов, к которому принадлежал пророк Мухаммад. Перед нами огромная опасность. У Халифата много фронтов, основной фронт не сирийская или иракская пустыня, а европейский театр военных действий. Сначала они ударили в Париже, теперь в Брюсселе... Их фронт проходит через европейские аэропорты, станции метро. Война цивилизаций — вот что нужно немедленно понять и перестать употреблять детские слова «террористическая организация».

Мало кто понимает, но я знаю, что когда появляется халиф из рода курайшитов, все мусульмане обязаны по шариату прибыть на территорию Халифата. Это не столько добровольцы, сколько верующие, которых истинная вера обязывает явиться. Они хотят добиться решающей битвы между Халифатом и Римом. А под Римом они имеют в виду христианский мир. Правители государств должны перестать игнорировать то, что происходит, потому что Халифат везде — в душах верующих. В Европе сейчас живет около 25 миллионов мусульман, и ситуация очень опасная. У служб ЕС есть смертники? Нет, не знаю ни одного. Руководство ЕС будет предпринимать жесткие меры постепенно. Но как кто-то правильно сегодня заметил один из аналитиков, теракты совершаются не вновь прибывшими мигрантами, а теми, у кого есть гражданство, кто родился на территории Европы.

Дмитрий Горовцов — член комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции, заместитель председателя этого комитета:

— За серией этих взрывов стоят те же самые структуры, которые осуществили аналогичные теракты в Париже в конце 2015 года. Это те же самые структуры, с которыми боролись наши российские Военно-космические силы в Сирийской арабской республике. Очевидно, что террористическая угроза не исчезла, и очередная страшная трагедия и в аэропорту, и в метро бельгийской столицы тому подтверждение. На мой взгляд, это демонстрация того, что терроризм в очередной раз показал свой человеконенавистнический звериный оскал. И это лишнее подтверждение того, что враг должен быть уничтожен. А терроризм — враг всего человечества. Все происходящее еще раз подтверждает правоту Российской Федерации, правоту политики президента Путина, когда принималось решение о проведении военной операции в Сирии по уничтожению инфраструктуры террористических вооруженных формирований, их баз, нефтеналивников и всего, что связано с финансовой подпиткой их бандитской вооруженной деятельности.

А с другой стороны, это говорит о слабости спецслужб ЕС, нескоординированности действий между ними. Ведь еще когда произошла страшная трагедия в Париже с огромным количеством жертв, с огромным количеством раненых, французские спецслужбы неоднократно обращались к своим коллегам в Брюссель с просьбой об установлении необходимого оперативного взаимодействия. Но этого сделано не было, обмена должной информацией налажено не было, отсутствовала необходимая агентурная работа. Ее просто не было. И в результате слабой работы спецслужб стали возможны эти страшные события в Брюсселе.

В данной ситуации надо говорить о том, что ни одна страна в мире победить террористическую угрозу не в состоянии. Нужна коалиция государств, что, собственно, многократно предлагала наша страна. Приведет ли произошедшее к тому, что руководством ЕС на этот раз будут приняты жесткие меры в отношении мигрантов? Вы же знаете, кто является главным проводником политики Евросоюза — это госпожа Меркель, это Германия. И их позиция абсолютно далека от адекватности. Если страшная парижская трагедия не привела к осознанию того, что надо наводить порядок в миграционных потоках, надо закрывать границы... Госпожа Меркель, к сожалению, отрицательно реагировала на эти инициативы. И не факт, что нынешние события в Бельгии приведут к кардинальному изменению позиции Германии и других стран в отношении мигрантов и в отношении миграционной политики Евросоюза в целом.