Талгат Таджуддин: «Если положить на одну чашу весов ученых университета „аль-Азхар“, а на другую Заки абый, то мой устаз перевесит»
Талгат Таджуддин: «Если положить на одну чашу весов ученых Университета аль-Азхар, а на другую Заки абый, то мой остаз перевесит»

ПОСЛЕДНИЙ КРУПНЫЙ ТАТАРСКИЙ БОГОСЛОВ XX ВЕКА

Временно отчисленного из единственного в СССР медресе в Бухаре молодого парня Талгата Таджуддина и 71-летнего старца Заки бабая свел вместе Аллах в далеком 1966 году. Будущему верховному муфтию России после неудачных попыток найти наставника рекомендуют обратиться к обычному прихожанину казанской мечети «Марджани» Ахмадзаки Сафиуллину. Внешне ничем не выделяющийся и не производящий впечатление крупного мусульманского ученого седовласый бабай после уговоров соглашается учить у себя на квартире жадного до знаний 19-летнего юношу. На дворе эпоха развитого социализма с его атеистической политикой, поэтому уроки проходят негласно. По легенде, парень изучает арабский язык. Как любил повторять на закате жизни сам Заки хазрат, Талгат был его первым за 40 лет и самым способным учеником. За один год интенсивного обучения он смог освоить столько материала, сколько остальные шакирды наставника будут с трудом брать за пять-шесть лет. В дальнейшем жизнь у Талгата Таджуддина наладится. Его восстановят в Бухарском медресе «Мир-Араб». Но на каникулах, даже блестяще окончив духовное училище и служа имамом мечети «Марджани», он продолжит ходить на уроки к своему остазу.

В 1973 году имама казанской мечети, впервые при советской власти, приглашают на учебу в авторитетнейший исламский вуз мира — египетский Университет аль Азхар в Каире, с дипломом которого он через пять лет возвращается в Казань. «Если положить на одну чашу весов ученых Университета аль-Азхар, а на другую Заки абый, то мой остаз перевесит», — так Таджуддин оценивал уровень знаний своего наставника. Между тем в 1980 году 31-летнему единственному в Советском Союзе обладателю диплома аль-Азхар предлагают возглавить ДУМЕС — духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири. После неоднократных попыток отказа Заки хазрат на правах наставника приказывает будущему муфтию: «Ты ведь мой первый ученик. За 70 лет никто еще от нас не отучился в Каире. Аллах дал тебе эту возможность. Как ты смеешь отказываться? Если не согласишься — буду считать тебя дезертиром, сбежавшим с поля боя. Не противься! Это удел Всевышнего».

Габдулла Галиуллин и Ахмадзаки Сафиуллин

Вняв гласу остаза, вот уже 35 лет Талгат Таджуддин в Уфе возлавляет муфтият, хотя и под разными названиями. Своего наставника он вернул к активной духовной деятельности, назначив имамом казанской мечети «Марджани». Позже Ахматзаки Сафиуллина избрали главным казыем (шариатским судьей) ДУМЕС СССР. Благодарный ученик до сих пор не забывает Заки бабая. В кабинете верховного муфтия наподобие православной иконы висит портрет остаза. К его краям Талгат хазрат прикалывает все свои ордена и медали как дань уважения первому учителю.

Талгат Таджуддин (в центре) и Ахмадзаки Сафиуллин (справа)

ОН СТАЛ НАСТАВНИКОМ ЕЩЕ БУДУЧИ РЕБЕНКОМ

Между тем было бы неточно назвать Таджуддина первым учеником Ахмадзаки Сафиуллина. Свою «преподавательскую деятельность» он начал еще учеником младшего класса медресе деревни Кизляу. Родился будущий наставник татарских имамов в селе Кульбай-Мараса ныне Нурлатского района РТ 28 марта 1896 года в многодетной крестьянской семье. Рано остался без отца. Несмотря на трудности, мать, видя большое стремление сына к учебе, отправляет его на учебу в медресе за 50 верст от родного дома. Там он показывает свои незаурядные способности в освоении шариатских дисциплин. Ему даже было позволено, в виде исключения, обучаться бесплатно. Взамен Заки сам преподавал младшим курсам. Вообще, медресе Кизляу конца XIX - начала XX веков было одним из сильнейших мусульманских учебных заведений Российской империи, уровень знаний в котором был намного выше, чем в современных богословских центрах исламского мира.

Между тем блестящему выпускнику медресе Кизляу недолго довелось служить имамом мечети в родной деревне Кульбай-Мараса. В начале XX годов, опасаясь репрессий, он был вынужден покинуть родные края и бежать в Среднюю Азию. Только через 10 лет Ахматзаки Сафиуллин вместе с семьей вернулся в Казань, где мистическим образом, а Заки хазрат придерживался суфийских взглядов, Господь после недель мытарств помог своему рабу. Он любил часто вспоминать, как, сидя на лавке, после неудачных попыток найти работу ему привиделся «ак киемле карт» (тат. старец в белом одеянии), который перед тем, как исчезнуть, сказал: «Бар батан бакчасына. Сине анда көтәләр» (тат. Иди в ботанический сад, там тебя ждут). Порасспросив прохожих, он находит зоопарк, где было вакантно место дворника и предоставлялось служебное жилье. Вплоть до выхода на пенсию он трудился в ботаническом саду Казани дворником, бондарем. Мастерски изготавливал бочки. Тихо ходил в единственную в столице ТАССР мечеть. После встречи с Таджуддином обучал и других мусульман.

У Заки хазрата обучались руководители ДУМов многих регионов страны, в том числе муфтий Татарстана (1998-2011) Гусман Исхаков
У Заки хазрата обучались руководители ДУМ многих регионов страны, в том числе муфтий Татарстана (1998 - 2011) Гусман Исхаков

ГУСМАН ИСХАКОВ: «СРЕДИ ТАТАР ДО СИХ ПОР НЕТ ЗНАТОКА ЛИТЕРАТУРНОГО, КОРАНИЧЕСКОГО АРАБСКОГО ЯЗЫКА, КАКИМ БЫЛ ЗАКИ ХАЗРАТ»

У Заки хазрата обучались председатель союза муфтиев России Равиль Гайнутдин, первый муфтий Татарстана Габдулла Галиуллин, мухтасиб Казани Мансур Джалялетдин, многочисленные имамы РТ, других областей РФ, руководители ДУМ многих регионов страны. В числе них муфтий Татарстана (1998 - 2011) Гусман Исхаков.

— Я познакомился с ним начале 1970-х. Еще до службы в армии. Брал у него уроки по сарфу (морфологии) и наху (грамматике) арабского языка, который он знал в совершенстве. Среди татар до сих пор нет знатока литературного, коранического арабского языка, каким был Заки хазрат. Талгат хазрат был первым, кто так возвысил нашего общего наставника. Мы всегда будем помнить Заки хазрата. Каждый раз, когда воздаем молитвы за ушедших в мир иной близких, упоминаем и любимого остаза. Да будет его душа вечно пребывать в Раю!

Один последних учеников Заки хазрата — муфтий Москвы, Центрального региона России и Чувашии Альбир Крганов (фото: <a href=
Один из последних учеников Заки хазрата — муфтий Москвы, Центрального региона России и Чувашии Альбир Крганов (фото: rosmuslim.ru)

ВО ВРЕМЯ ЕГО ПРОПОВЕДИ МОЖНО БЫЛО УСЛЫШАТЬ ЖУЖЖАНИЕ МУХИ

Ахматзаки Сафиуллин был непревзойденным оратором. Как вспоминает один из последних его учеников муфтий Москвы, Центрального региона России и Чувашии Альбир Крганов, он, будучи шакирдом казанского медресе имени 1000-летия принятия ислама, приходил в мечеть «Марджани» для уточнения освоенных в учебном заведении знаний. Больше всего муфтия восхищали ораторские способности Заки хазрата.

— Я первый раз услышал его проповедь в 1989 году, когда нас, школьников из села Шыгырдан Чувашской Республики, привезли на экскурсию в Казань, в мечеть «Марджани». Мы были зачарованы его манерой говорить. Ясно, четко, без лишних слов. Во время проповеди в мечети стояла такая тишина, что можно было даже услышать жужжание мухи. Говорил он о сложных вещах весьма простым, понятным всем языком. За словом в карман не лез. Так, однажды у Заки хазрата спросили, можно ли мусульманину носить шляпу, это ведь еврейский головной убор. На что мулла-острослов пошутил: «А вы хотели бы, чтобы мусульмане вместо шляпы одевали на голову лапти?» Таких примеров множество.

Крганов называет своего наставника последним хранителем дореволюционной татарской богословской школы, традиционного ханафитского мазхаба.

Своего внука Марата Сафиуллина Заки хазрат хотел видеть муллой
Своего внука Марата Сафиуллина Заки хазрат хотел видеть муллой

КТО НАУЧИЛ ГЛАВНОГО НАЛОГОВИКА ТАТАРСТАНА МАРАТА САФИУЛЛИНА ЧИТАТЬ КОРАН ПО-АРАБСКИ?

У Заки хазрата много учеников из современного мусульманского истеблишмента, но он не смог оставить наследника, продолжившего бы его дело. Своего внука, ныне руководителя управления федеральной налоговой службы по Республике Татарстан Марата Сафиуллина он хотел видеть муллой. И это была заветная мечта великого богослова, исламского мистика, имама центральной мечети Советского Союза. Вот так вспоминает деда сам главный налоговик Татарстана.

— Он был очень умным человеком. Строгий, суровый, но очень справедливый. Искренне служил Всевышнему. Помню, в школе нам сказали, что бога нет, ведь в СССР была политика атеизма. Я передал это деду. Услышав это, с ходу он влепил мне такую пощечину... Успокоившись, сказал, чтобы я больше так не говорил. Мол, подрастешь, сам поймешь истину. Когда ночевал у давати (тат. дедушка), видел, как он ночами читал литературу, готовился к проповеди. Был системный человек. Жил мечетью. Любил своих детей. Помогал моему отцу материально. Давал деньги на покупку автомобиля. Например, «Жигули» стоили тогда 5 тысяч рублей, дедушка оплатил более половины этой суммы.

К слову, зарплата имама в СССР была довольна большая. Так, мулла в мечети «Марджани», по словам первого муфтия Татарстана Габдуллы Галиуллина, получал порядка 400 рублей. Фантастическая сумма с учетом того, что буханка хлеба стоила 16 копеек, а проезд в троллейбусе был в четыре раза дешевле. Но, как говорит главный налоговик республики, Заки хазрат был равнодушен к деньгам. Его главным стремлением было служение исламу. Своего внука он хотел видеть священнослужителем. Вообще хотел, чтобы в роду были продолжатели его дела.

Ахмедзаки хазрат Сафиуллин и Габдельхабир хазрат Яруллин

— Он хотел отправить меня в Бухару, на учебу в медресе. Но я видел себя экономистом, так как учился в школе на одни пятерки. После того, как я сказал ему об этом, давати благословил меня. Сказал, чтобы я не никогда не забывал Аллаха, — вспоминает успешный внук своего деда. — Я не стал муллой, но зато дедушка научил меня чтению Корана на арабском языке. Что касается намаза или обязательного поста в месяц рамазан, давати никогда не заставлял совершать обряды. Считал, что человек сам должен прийти к этому.

Похоронили наставника множества татарских имамов на Ново-татарском кладбище в столице Татарстана
Похоронили наставника множества татарских имамов на Ново-Татарском кладбище в столице Татарстана

Заки хазрат ушел из жизни в возрасте 99 лет. Был похоронен 2 июня 1995 года в священный для мусульман день — пятницу. Заупокойную молитву (джаназа) совершил над ним любимый ученик — верховный муфтий России Талгат Таджуддин. Похоронили наставника множества татарских имамов на Ново-Татарском кладбище в столице Татарстана.

Ежегодно казанское высшее мусульманское медресе имени 1000-летия принятия ислама в первую субботу мая проводит мероприятие под названием «Остазларның кадерен бел, остазларның каберен бел» (тат. Цени наставника, когда он еще жив, не забывай его могилу после кончины). Шакирды медресе и гости со всей России воздают мольбы Всевышнему об упокоении душ остазов, похороненных на кладбище. И один из первых, кого вспоминают мусульмане, — это Ахмадзаки Сафиуллин. Последний крупный татарский богослов прошлого века.

Фарид Шагидуллин