На прошлой неделе в Казани зафиксирован небывалый скачок цен на моторное топливо

«ЕСЛИ НЕ ПЕРЕЙДУ НА ГАЗ, ПРОДАМ МАШИНУ И КУПЛЮ МОТОРОЛЛЕР»

Нынешнее повышение акцизов на бензин — уже второе за год. С 1 января, напомним, они уже подросли в среднем на треть, что привело в итоге к росту цены литра АИ-92 на АЗС в Казани с 32,61 рубля в декабре 2015 года до 33,75 рубля в конце марта этого года, то есть на 3,5%. С сегодняшнего дня акциз по бензину вырастет не менее значительно: по бензину — с 7,53 до 10,13 тыс. рублей за тонну, по дизельному топливу — с 4,15 до 5,29 тыс. рублей за тонну. Таким образом, рост по бензину составит 2,6 тыс. рублей за тонну (+34%), по дизельному топливу — 1,14 тыс. рублей за тонну (+27%).

Корреспондент «БИЗНЕС Online» сегодня объехал ключевые АЗС Казани и выяснил, что в день начала действия новых ставок акцизов никаких изменений в их прейскуранте нет — ценники переписали заблаговременно. Действительно, на прошлой неделе в Казани зафиксирован небывалый скачок цен на моторное топливо. По данным Татарстанстата, на 28 марта по сравнению с 23 марта средняя стоимость, например, АИ-92 в столице РТ поднялась на 2,8%, до 33 рублей 75 копеек литр. АИ-95 подорожал на 2,5% до 36 рублей 45 копеек за литр. С декабря прошлого года рост цен на эти два самых ходовых сорта автомобильного бензина составил соответственно 3,5% и 1,7%.

Так, АЗС «Татнефть», что возле речного техникума (улица Пролетарская, 17априм. ред.), сегодня встретила покупателей стелой со вчерашними ценами. Как рассказал мастер АЗС Константин, последнее повышение было пару дней назад — топливо подросло примерно на 1 рубль. Тщательно подбирая слова, молодой человек осторожно заметил, что покупатели не выразили беспокойство по поводу незначительного повышения цен. «Бензин — это такой товар, который будут брать при любой цене, — заявила кассир АЗС «Татнефть» корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Народ будет возмущаться, но покупать. Тут уж ничего не поделаешь».

Нажмите, чтобы увеличить


К топливо-раздаточной колонке подъехал белый
KIA Rio с шашечками на крыше. Водитель Дмитрий готов к кардинальным мерам из-за очередного подорожания топлива. «Для нас, водителей такси, вопрос цены на бензин стоит очень остро — говорит водитель. — Заявок и так сейчас мало, теперь еще и ездить станет нерентабельно. Срочно ищу деньги на газовое оборудование. А может, вообще, профессию буду менять».

На АЗС ТАИФ-НК возле «Пирамиды» (улица Московская, 1) цены на топливо тоже повышались заблаговременно — 11 марта на 1 рубль. Об этом «БИЗНЕС Online» заявила управляющая станции, заверив, что повышения цены на нефтепродукты с 1 апреля на ТАИФ-НК не произошло.

Спокойствие управляющей не разделяет владелец Chevrolet Lanos Камиль. «Мы — страна, которая добывает нефть, а цены на бензин у нас дороже, чем у тех стран, которым мы продаем! Куда это годится? — возмущен водитель. — Несправедливо. Если уж цены снова вырастут, то я если не перейду на газ, то точно продам машину. И общественный транспорт тоже не выход. Там же тоже цены выросли. Надо купить мотороллер».

Покупатели реагируют на подорожание бензина крайне негативно

Более оптимистично настроен владелец Toyota Land Cruiser Альберт. «Рост цен на бензин уже сейчас отражается на моем бумажнике, — признал мужчина. — Но это на всех заправках повышается, так что тут ничего не поделаешь — не на велосипед же нам пересаживаться. Кризис рано или поздно закончится. Потерпим немного».

Стела АЗС «Лукойла» на проспекте Амирхана также отметилась заблаговременным рублевым подорожанием нефтепродуктов. Управляющий сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что в середине марта цена на АИ-92 выросла ровно на рубль, на АИ-95 — на 30 копеек. «О новом повышении нам руководство пока не сообщало, — отметил собеседник издания. — Заранее нас обычно не предупреждают, так что даже не знаю, как отразится на нашей АЗС повышение акцизов».

По признанию сотрудника заправки, покупатели реагирует на подорожание бензина крайне негативно, хотя бурных эмоций он пока не заметил. «В нашем квартале (на проспекте Амирханаприм. ред.) живет довольно обеспеченный народ, а для них дополнительные пара рублей за литр погоду не сделают, но если цена резко дойдет до 40 рублей за 95-й, то даже не берусь предсказать реакцию клиентов, — опасается молодой человек. — Самое неприятное, что все камни летят на нас — на АЗС. Мол, это мы зажрались. А на самом деле мы очень зависимы от оптовых цен, а это уже уровень правительства. Поэтому заправки даже некоторое время работают себе в убыток, чтобы как-то сгладить резкие подъемы цены. Таким образом, удается избежать народных возмущений».

Стела АЗС «Лукойла» также отметилась заблаговременным рублевым подорожанием нефтепродуктов

«ПАНИКИ У НАРОДА ПОКА НЕТ, ПОТОМУ ЧТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ ЗАПРАВКИ ПОДНЯЛИ ЦЕНЫ»

«Повышение розничных цен на топливо в Казани на 1,5 - 2 рубля, вероятнее всего, было сделано для более плавного скачка цены после 1 апреля», — считает глава татарстанского отделения федерации автомобилистов России Рамиль Хайруллин, По его мнению, рост цен на этом не остановится: «Я предполагаю, что скоро цена поднимется еще на столько же. Хотя я не понимаю, почему заправки вообще должны поднимать цены, ведь акцизы накладываются на НПЗ. Паники у народа пока нет, потому что еще не все заправки подняли цены. Я думаю, стоимость литра бензина в конце-концов установится на уровне 40 рублей за 95-й. Именно такую цену пообещали некоторые участники рынка, когда новость про повышение акцизов только-только появилась», — рассказал Хайруллин в интервью «БИЗНЕС Online».

Российский минфин, который рассчитывает дополнительно выручить от повышения акцизов на моторное топливо 90 млрд. рублей за год, прогнозирует рост розничной цены бензина и дизтоплива на 7 - 8% в годовом выражении. Между тем президент союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль также прогнозирует увеличение цены литра бензина после 1 апреля еще на 2 - 3 рубля. В итоге в этом году средняя цена моторного топлива поднимется, по его расчетам, не менее чем на 10%. К концу года, по его словам, стоимость литра АИ-95 «перевалит за 40 рублей». «Уже сейчас в доходах среднестатистической российской семьи расходы на бензин составляют 12 процентов семейного бюджета, в то время как в странах Запада эта доля не превышает 4 - 4,5 процента», — заявил президент союза нефтегазопромышленников, предложив ввести льготные цены на моторное топливо для социально незащищенных граждан (например, пенсионеров) и малого бизнеса.

==table998==

«БИЗНЕС Online»

После повышения размера акциза с 1 апреля, по расчетам Шмаля, доля налогов в стоимости литра бензина поднялась с 60 до 65%. Таким образом, практически на две трети стоимость топлива зависит от аппетитов фискальных служб. Впрочем, по словам экспертов, пока что розничная цена в значительной степени сдерживалась за счет оставшихся 35%. «Специфика устройства нашего рынка нефтепродуктов и ценообразования на нем таковы, что на цену на бензоколонках мало влияют как мировые цены на нефть, так и изменение акцизов. Например, рынок поначалу мало заметил рост акцизов на 36,1 процента, произошедший с 1 января, — говорит аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. — Под влиянием рыночной конкуренции, а также снижения покупательной способности потребителей нефтяные компании вынуждены сдерживать рост розничных цен, перераспределяя издержки и прибыли внутри своих холдингов. Покуда у производителей еще остаются внутренние резервы по сдерживанию цен, ждать их резкого повышения не стоит. Но если они будут исчерпаны, то рост розничных цен на бензин в 2016 году вполне может составить до 10 процентов и выше».

О том, что «жирок» в рознице практически исчерпан, уже давно говорят сами участники рынка — розничные цены практически сравнялись с оптовыми, что давит в первую очередь на независимые АЗС, не встроенные в вертикально интегрированные цепочки нефтяных компаний. «Когда мы смотрим на цены на бензин, мы видим только заправку, а нужно смотреть еще на оптовый сегмент, — поясняет президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов. — А там, на заводах, за последние три месяца очень поднялась цена. Розница на сегодняшний день всего лишь догоняет эту цену. К тому же, до повышения в Казани и в республике на рубль цена на бензин в Приволжском федеральном округе была самой низкой. На сегодняшний день мы где-то в середине в ПФО. Оптовики, заводы уже давно подняли цены и продолжают их поднимать. Цены меняются, это понимают нефтяные компании, заводы-производители. Поэтому я считаю, что в первую очередь вопросы к ним».

Наиль Маганов
В числе обратившихся с просьбой перенести уплату акцизов с НПЗ на АЗС фигурирует и гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов

О ЧЕМ НАИЛЬ МАГАНОВ НАПИСАЛ ВЛАДИМИРУ ПУТИНУ

Между тем нынешней ситуацией недовольны и нефтяники. Главы крупнейших нефтяных компаний несколько дней назад направили письмо Владимиру Путину с просьбой перенести уплату акцизов с НПЗ на АЗС. Реализация предложения будет означать, что акцизы на нефтепродукты превращаются, по сути, в налог с продаж. Акциз будет автоматически прибавляться к розничной цене бензина или дизтоплива, что приведет к существенному росту их стоимости на АЗС.

«Природа акциза как косвенного налога фактически предполагает перенос бремени его уплаты на конечного потребители при реализации на автозаправочных станциях», — цитирует «Интерфакс» текст обращения нефтепромышленников к президенту. Нынешняя же система уплаты акцизов, по мнению авторов письма, лишает нефтяные компании оборотных средств. В числе подписантов этого крика души фигурирует и гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов. А также глава «Роснефти» Игорь Сечин, «Лукойла» — Вагит Алекперов, «Сургутнефтегаза» — Владимир Богданов, «Газпром нефти» — Александр Дюков, «Башнефти» — Александр Корсик и другие нефтяные генералы.

Ситуацию для «БИЗНЕС Online» прокомментировал источник в одной из татарстанских компаний, занимающейся розничной торговлей нефтепродуктами. «Я, конечно, слышал информацию о возможности переноса уплаты акцизов с производителя на АЗС, но пока именно производители несут ответственность за цены на заправках, — говорит он. — Если они вдруг повысят отпускные цены на всю свою номенклатуру, то у продавцов сразу начнутся проблемы. Придется балансировать на грани рентабельности либо даже продавать топливо себе в убыток. Просто так поднять розничные цены нам никто не даст. Ведь именно с АЗС спрашивают про социальные обязательства перед людьми. Розничные цены тормозятся на правительственном уровне. Так что сейчас важно узнать, на сколько поднимут отпускную цену производители».

По проекту бюджета РТ на этот год акциз на бензин и дизтопливо даст 6,1 млрд. — примерно 4% всех доходов

«СЕГОДНЯ ТОЛЬКО 4 - 5 ПРОЦЕНТОВ ОТ МИРОВОЙ ЦЕНЫ БАРРЕЛЯ НЕФТИ ДОСТАЕТСЯ БЮДЖЕТАМ РЕГИОНОВ»

Кому достанется куш от роста акцизов? В настоящее время все 100% сборов с моторного топлива поступают в региональные бюджеты. Их авансом уплачивают местные НПЗ до отгрузки бензина и дизельного топлива на АЗС. В нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих регионах акцизы на нефтепродукты составляют существенною долю доходов региональных бюджетов. В полной мере это относится и к Татарстану. По проекту бюджета РТ на этот год акциз на бензин и дизтопливо даст 6,1 млрд. — примерно 4% всех доходов.

Однако с 1 мая федеральный минфин готовит бензиновую «революцию» — 23% сборов теперь будут уходить в федеральную казну. В результате от допдоходов, которые с 1 апреля и до конца года составят 70,7 млрд. рублей, Москва получит 68,5 млрд. рублей, а субъектам Федерации дополнительно достанется только 2,2 миллиарда. В Татарстане с 1 апреля и до конца текущего года, по экспертным оценкам, производители топлива дополнительно заплатят акцизов на сумму примерно в 600 млн. рублей. Однако лишь 10% этого прироста, то есть 50 - 60 млн. рублей, осядет в республике.

Как отметил, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», глава союза нефтегазопромышленников России Шмаль, сегодня только 4 - 5% от мировой цены барреля нефти достается бюджетам регионов, все остальное забирает федеральный бюджет. Он напомнил, что так называемый бюджетный маневр в нефтянке уже привел к сокращению доходной базы региональных бюджетов. Увеличение НДПИ при отмене ранее запланированного снижения экспортных пошлин существенно сократило прибыль нефтекомпаний. А именно налог с прибыли составляет львиную долю (наряду с НДПИ) доходов региональных бюджетов. Например, в Татарстане налог на прибыль дает около 40% доходов.