Еще на четверть увеличил накануне ТАИФ свою сеть розничных продаж топлива, купив компанию «Автодорстрой». Покупка упрочила лидерство группы по количеству АЗС в Татарстане, однако по общему размаху она все еще отстает от «Татнефти». Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что это далеко не последняя подобная сделка: в планах у ТАИФ-НК уже в 2017 году полуторакратный рост выпуска топлива, а многие мелкие игроки, замученные «ценовыми ножницами» на рынке, не прочь продаться.
ТАИФ купил заправочную сеть «Автодорстрой» из 66 АЗС
ТАИФ РАСКИДЫВАЕТ СЕТИ
ТАИФ продолжает консолидировать топливный рынок. Накануне, 1 апреля, в офисе холдинга состоялось подписание компаниями, входящими в его группу, — ООО «Карсар» и ООО «Телеком-Менеджмент» — договоров купли-продажи долей ООО «Автодорстрой», управляющего сетью под одноименным брендом. Как сообщается на сайте ТАИФа, благодаря покупке доля компании в общем числе АЗС по Татарстану вырастет с 21% до 27%. Сумма сделки и прочие подробности не раскрываются.
Комментируя событие представителям корпоративной прессы, первый заместитель гендиректора ОАО «ТАИФ» Рустем Сультеев заявил, что к этой сделке стороны шли более пяти лет. «Сегодня мы подошли к финишной черте. Всем, кто готовил эту сделку, большое спасибо. Проделана большая работа. Думаю, в дальнейшем наша совместная работа будет идти на развитие группы и всего Татарстана с тем, чтобы в республике продавалось хорошее топливо, не наносящее вреда экологии», — отметил Сультеев. Сделка, как отмечается, связана с бурным ростом производства топлива на ТАИФ-НК. Как сообщил Сультеев, сегодня компания производит около 700 тыс. т бензина и более 2 млн. т дизельного топлива, а к началу 2017 года в планах производство более 4 млн. тонн.
Напомним, что это не первое подобное приобретение для ТАИФа за последний год. Как уже писал «БИЗНЕС Online», в прошлом году предприятие консолидировало 86% акций крупнейшего топливного заправщика ХК «Татнефтепродукт», выкупив доли у СИНХа и топ-менеджемента компании. Позже доля ООО «Телеком-Менеджмент» была доведена до 98,82%. Сумма сделок не сообщалась, но, исходя из объявленной аферты, можно сделать вывод, что вся компания была оценена в 9,9 млрд. рублей.
Рустем Сультеев (слева), первый заместитель Альберта Шигабутдинова (справа), заявил, что к этой сделке стороны шли более пяти лет |
Эксперты тогда полагали, что покупку «Татнефтепродукта» можно рассматривать как сигнал к монополизации рынка и пролог к будущей схватке с «Татнефтью», которая в наступившем году начнет выпускать на ТАНЕКО свой бензин, а значит, сократит его закупки у ТАИФ-НК.
Пока все АЗС будут работать под привычными для глаз водителей вывесками, но со временем объединятся под одним брендом «ТАИФ-НК». Согласно данным benzin-price.ru, расклад по имеющимся на сегодня заправкам среди игроков бензинового рынка таков. Под вывеской ТАИФ-НК работают всего лишь 36 заправок в Татарстане и 1 в Удмуртии. После покупки «Татнефтепродукта» сеть расширилась на 175 заправок. Теперь же благодаря новому приобретению ТАИФ прирастет еще 66 заправками — 59 в Татарстане и 7 в Самарской области, доведя, таким образом, общее количество АЗС до 278, из которых в Татарстане — 243. По республике сеть «Автодорстроя» распределена довольно равномерно: есть заправки в Казани, Челнах, Нижнекамске, Альметьевске, Заинске, Елабуге, Чистополе и на федеральных трассах. Обскакав татарстанского лидера рынка ОАО «Татнефть», у которого насчитывается 168 заправок, ТАИФ пока на втором месте по абсолютному показателю: 570 АЗС «Татнефти» против 278 — ТАИФа, так что не исключено, что приобретения продолжатся.
К слову, сейчас для этого самый благоприятный момент. Как писал «БИЗНЕС Online», независимые сети АЗС оказались, по сути, между молотом и наковальней — разрыв между оптовой и розничной ценой топлива сократился до минимума. На кону в этих условиях лишь вертикально интегрированные компании, которые сами и производят, и продают нефтепродукты.
Пока все АЗС будут работать под привычными вывесками, но со временем объединятся под одним брендом «ТАИФ-НК» |
НА «АВТОДОРСТРОЙ» ОБЛИЗЫВАЛАСЬ И «БАШНЕФТЬ»
Собственно, сама сделка не была большой неожиданностью. Еще в январе ФАС России одобрила ходатайство «Телеком-Менеджмента» о покупке 99,9% «Автодорстроя». Владельцем одной из крупнейших сетей АЗС в РТ до последнего времени значился коммерческий директор компании Алексей Пятницын. Исторически же «Автодорстрой» входил в структуру группы ТЭА «Ресурс-холдинг», основанной Альбертом Мустафиным, одним из крупнейших бизнесменов Закамья, считавшегося близким к бизнес-империи гендиректора Сетевой компании Ильшата Фардиева. Мустафин зарегистрировал порядка 60 компаний, но в 2014 году передал свои доли, в основном 100-процентные, в двух третях предприятий, а последняя треть либо ликвидирована, либо организации прекратили деятельность в результате слияния. Холдинг остался под руководством его брата Рушада Мустафина, бывшего директора «Казанских электросетей». Тогда источники «БИЗНЕС Online» сообщали, что Альберт Мустафин на постоянной основе живет в Германии. Его отъезд туда на ПМЖ сопровождался устойчивыми слухами о том, что он якобы находится в федеральном розыске, но подтверждения они не нашли. Татарстанский олигарх и прежде бывал на большой родине лишь наездами, а после гибели в автокатастрофе его сына в 2014 году практически перестал посещать страну.
Исторически «Автодорстрой» входил в структуру группы ТЭА «Ресурс-холдинг», основанной Альбертом Мустафиным (справа), одним из крупнейших бизнесменов Закамья |
«ЭТО НЕ ПОСЛЕДНЕЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ ТАИФА»
Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что о монополизации рынка говорить пока рано, но более мелким игрокам действительно тяжелее выживать в нынешних условиях.
Ирек Сулейманов — глава ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ:
— Укрупнение ТАИФа было вполне ожидаемым. На рынке появляется новый крупный игрок. В Татарстане теперь два гиганта, у которых есть и свое производство бензина, и точки его сбыта. У ТАНЕКО — заправки «Татнефть», и вот теперь ТАИФ постепенно обзаводится своей сетью. Я бы не сказал, что это монополизация рынка, однако то, что мелким игрокам становится выживать все сложнее, — это факт. Для потребителей, конечно, выгодно, чтобы на рынке было больше конкуренции.
Укрупнение ТАИФа было вполне ожидаемым. На рынке появляется новый крупный игрок |
Ренат Муслимов — член АН РТ, консультант президента РТ по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений:
— Мне кажется, это не последнее приобретение ТАИФа. Если завод выпускает нефтепродукты, то надо их реализовывать. Мощность завода огромная — 7 миллионов тонн переработанной нефти. Вполне логично, что компания будет укрупняться. Для потребителей, скорее всего, никаких изменений не произойдет. По логике вещей, чем больше конкуренция, тем цены ниже. Но у нас в России конкуренция большого влияния на цены не оказывает, они в среднем везде фактически одинаковые.
Другое дело, что более мелким компаниям все сложнее удержаться на рынке АЗС. Крупняки чувствуют себя лучше, особенно в кризисной ситуации. Если частнику две-три заправки держать — это невыгодно. Считается, чтобы нормально выживать, надо иметь не менее семи заправок, поэтому мелкие игроки долго не живут на рынке и их розничные точки становятся лакомым куском для крупных китов. У меня друзья пытались открыть бизнес в Ленинградской области, хотели развить небольшую сеть заправок и тоже пришли к выводу, что разница в цене между оптовыми закупками и продажей слишком маленькая, поэтому должен быть определенный объем реализованного горючего. А если ты бензин сам и производишь, сам бог велел развивать сеть своих АЗС.
Рамиль Хайруллин — руководитель татарстанского отделения федерации автовладельцев
— Мне сложно пока сказать, как эта покупка повлияет на обычных водителей. Для потребителей ведь главное — цена и качество. На АЗС по Татарстану цена примерно везде одинакова, а вот по качеству вопросов много. Бензин лучше у тех, кто только заходит на рынок. Компания себе создает имидж, доверие покупателей, и поэтому на таких заправках первое время отличное топливо. Но со временем качество уходит на второй план. У мелких игроков сеть небольшая, терять своих клиентов тоже не хочется, поэтому они борются за клиента. Контроль в крупных компаниях на «выходе» с оптовых баз, конечно, осуществляется, но у нас же «бадяжат» на самих АЗС, там могут присадки добавить. Крупнякам каждую заправку и контролировать тяжелее. А если заправок немного, то хозяину проще осуществлять контроль за качеством.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 80
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.