ТАИФ купил заправочную сеть «Автодорстрой» из 66 АЗС

ТАИФ РАСКИДЫВАЕТ СЕТИ

ТАИФ продолжает консолидировать топливный рынок. Накануне, 1 апреля, в офисе холдинга состоялось подписание компаниями, входящими в его группу, — ООО «Карсар» и ООО «Телеком-Менеджмент» — договоров купли-продажи долей ООО «Автодорстрой», управляющего сетью под одноименным брендом. Как сообщается на сайте ТАИФа, благодаря покупке доля компании в общем числе АЗС по Татарстану вырастет с 21% до 27%. Сумма сделки и прочие подробности не раскрываются.

Комментируя событие представителям корпоративной прессы, первый заместитель гендиректора ОАО «ТАИФ» Рустем Сультеев заявил, что к этой сделке стороны шли более пяти лет. «Сегодня мы подошли к финишной черте. Всем, кто готовил эту сделку, большое спасибо. Проделана большая работа. Думаю, в дальнейшем наша совместная работа будет идти на развитие группы и всего Татарстана с тем, чтобы в республике продавалось хорошее топливо, не наносящее вреда экологии», — отметил Сультеев. Сделка, как отмечается, связана с бурным ростом производства топлива на ТАИФ-НК. Как сообщил Сультеев, сегодня компания производит около 700 тыс. т бензина и более 2 млн. т дизельного топлива, а к началу 2017 года в планах производство более 4 млн. тонн.

Напомним, что это не первое подобное приобретение для ТАИФа за последний год. Как уже писал «БИЗНЕС Online», в прошлом году предприятие консолидировало 86% акций крупнейшего топливного заправщика ХК «Татнефтепродукт», выкупив доли у СИНХа и топ-менеджемента компании. Позже доля ООО «Телеком-Менеджмент» была доведена до 98,82%. Сумма сделок не сообщалась, но, исходя из объявленной аферты, можно сделать вывод, что вся компания была оценена в 9,9 млрд. рублей.

Рустем Сультеев и Альберт Шигабутдинов
Рустем Сультеев (слева), первый заместитель Альберта Шигабутдинова (справа), заявил, что к этой сделке стороны шли более пяти лет

Эксперты тогда полагали, что покупку «Татнефтепродукта» можно рассматривать как сигнал к монополизации рынка и пролог к будущей схватке с «Татнефтью», которая в наступившем году начнет выпускать на ТАНЕКО свой бензин, а значит, сократит его закупки у ТАИФ-НК.

Пока все АЗС будут работать под привычными для глаз водителей вывесками, но со временем объединятся под одним брендом «ТАИФ-НК». Согласно данным benzin-price.ru, расклад по имеющимся на сегодня заправкам среди игроков бензинового рынка таков. Под вывеской ТАИФ-НК работают всего лишь 36 заправок в Татарстане и 1 в Удмуртии. После покупки «Татнефтепродукта» сеть расширилась на 175 заправок. Теперь же благодаря новому приобретению ТАИФ прирастет еще 66 заправками — 59 в Татарстане и 7 в Самарской области, доведя, таким образом, общее количество АЗС до 278, из которых в Татарстане — 243. По республике сеть «Автодорстроя» распределена довольно равномерно: есть заправки в Казани, Челнах, Нижнекамске, Альметьевске, Заинске, Елабуге, Чистополе и на федеральных трассах. Обскакав татарстанского лидера рынка ОАО «Татнефть», у которого насчитывается 168 заправок, ТАИФ пока на втором месте по абсолютному показателю: 570 АЗС «Татнефти» против 278 — ТАИФа, так что не исключено, что приобретения продолжатся.

К слову, сейчас для этого самый благоприятный момент. Как писал «БИЗНЕС Online», независимые сети АЗС оказались, по сути, между молотом и наковальней — разрыв между оптовой и розничной ценой топлива сократился до минимума. На кону в этих условиях лишь вертикально интегрированные компании, которые сами и производят, и продают нефтепродукты.

Пока все АЗС будут работать под привычными вывесками, но со временем объединятся под одним брендом «ТАИФ-НК»
Пока все АЗС будут работать под привычными вывесками, но со временем объединятся под одним брендом «ТАИФ-НК»

НА «АВТОДОРСТРОЙ» ОБЛИЗЫВАЛАСЬ И «БАШНЕФТЬ»

Собственно, сама сделка не была большой неожиданностью. Еще в январе ФАС России одобрила ходатайство «Телеком-Менеджмента» о покупке 99,9% «Автодорстроя». Владельцем одной из крупнейших сетей АЗС в РТ до последнего времени значился коммерческий директор компании Алексей Пятницын. Исторически же «Автодорстрой» входил в структуру группы ТЭА «Ресурс-холдинг», основанной Альбертом Мустафиным, одним из крупнейших бизнесменов Закамья, считавшегося близким к бизнес-империи гендиректора Сетевой компании Ильшата Фардиева. Мустафин зарегистрировал порядка 60 компаний, но в 2014 году передал свои доли, в основном 100-процентные, в двух третях предприятий, а последняя треть либо ликвидирована, либо организации прекратили деятельность в результате слияния. Холдинг остался под руководством его брата Рушада Мустафина, бывшего директора «Казанских электросетей». Тогда источники «БИЗНЕС Online» сообщали, что Альберт Мустафин на постоянной основе живет в Германии. Его отъезд туда на ПМЖ сопровождался устойчивыми слухами о том, что он якобы находится в федеральном розыске, но подтверждения они не нашли. Татарстанский олигарх и прежде бывал на большой родине лишь наездами, а после гибели в автокатастрофе его сына в 2014 году практически перестал посещать страну.

Альбурт Мутсафин (справа)
Исторически «Автодорстрой» входил в структуру группы ТЭА «Ресурс-холдинг», основанной Альбертом Мустафиным (справа), одним из крупнейших бизнесменов Закамья

«ЭТО НЕ ПОСЛЕДНЕЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ ТАИФА»

Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что о монополизации рынка говорить пока рано, но более мелким игрокам действительно тяжелее выживать в нынешних условиях.

Ирек Сулейманов — глава ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ:

— Укрупнение ТАИФа было вполне ожидаемым. На рынке появляется новый крупный игрок. В Татарстане теперь два гиганта, у которых есть и свое производство бензина, и точки его сбыта. У ТАНЕКО — заправки «Татнефть», и вот теперь ТАИФ постепенно обзаводится своей сетью. Я бы не сказал, что это монополизация рынка, однако то, что мелким игрокам становится выживать все сложнее, — это факт. Для потребителей, конечно, выгодно, чтобы на рынке было больше конкуренции.

Укрупнение ТАИФа было вполне ожидаемым. На рынке появляется новый крупный игрок
Укрупнение ТАИФа было вполне ожидаемым. На рынке появляется новый крупный игрок

Ренат Муслимов — член АН РТ, консультант президента РТ по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений:

— Мне кажется, это не последнее приобретение ТАИФа. Если завод выпускает нефтепродукты, то надо их реализовывать. Мощность завода огромная — 7 миллионов тонн переработанной нефти. Вполне логично, что компания будет укрупняться. Для потребителей, скорее всего, никаких изменений не произойдет. По логике вещей, чем больше конкуренция, тем цены ниже. Но у нас в России конкуренция большого влияния на цены не оказывает, они в среднем везде фактически одинаковые.

Другое дело, что более мелким компаниям все сложнее удержаться на рынке АЗС. Крупняки чувствуют себя лучше, особенно в кризисной ситуации. Если частнику две-три заправки держать — это невыгодно. Считается, чтобы нормально выживать, надо иметь не менее семи заправок, поэтому мелкие игроки долго не живут на рынке и их розничные точки становятся лакомым куском для крупных китов. У меня друзья пытались открыть бизнес в Ленинградской области, хотели развить небольшую сеть заправок и тоже пришли к выводу, что разница в цене между оптовыми закупками и продажей слишком маленькая, поэтому должен быть определенный объем реализованного горючего. А если ты бензин сам и производишь, сам бог велел развивать сеть своих АЗС.

Рамиль Хайруллин — руководитель татарстанского отделения федерации автовладельцев России:

— Мне сложно пока сказать, как эта покупка повлияет на обычных водителей. Для потребителей ведь главное — цена и качество. На АЗС по Татарстану цена примерно везде одинакова, а вот по качеству вопросов много. Бензин лучше у тех, кто только заходит на рынок. Компания себе создает имидж, доверие покупателей, и поэтому на таких заправках первое время отличное топливо. Но со временем качество уходит на второй план. У мелких игроков сеть небольшая, терять своих клиентов тоже не хочется, поэтому они борются за клиента. Контроль в крупных компаниях на «выходе» с оптовых баз, конечно, осуществляется, но у нас же «бадяжат» на самих АЗС, там могут присадки добавить. Крупнякам каждую заправку и контролировать тяжелее. А если заправок немного, то хозяину проще осуществлять контроль за качеством.