Круглый стол «Информационные войны в социальных сетях» инициировал в стенах КФУ на этой неделе ректор вуза Ильшат Гафуров, который сам стал активным участником дискуссии. Руководитель КФУ несколько раз помянул комментаторов «БИЗНЕС Online», поделился обидами по поводу скандала вокруг вырубки деревьев рядом с библиотекой им. Лобачевского, рассказал, почему не судится с обидчиками, и выслушал встречную критику от блогера Тимура Тимуршина.
Ильшат Гафуров (в центре) инициировал проведение в КФУ круглого стола «Информационные войны в социальных сетях» |
ГАФУРОВУ РАССКАЗАЛИ ПРО ТРОЛИНГ, ФЛУД И БАН
Необычный круглый стол «Информационные войны в социальных сетях» прошел на этой неделе в среду в КФУ. К сожалению, пресс-служба университета, несмотря на запросы «БИЗНЕС Online», не раскрывала состава участников, чем свела на нет интерес СМИ к мероприятию. А зря: ведь если бы заранее было известно о том, что дискуссия организована по поручению ректора КФУ Ильшата Гафурова и что он лично примет в ней участие, желающих прийти наверняка было бы намного больше. К счастью, теперь продолжить обсуждение можно заочно: буквально накануне на сайте вуза была выложена полная видеозапись мероприятия.
Свое появление в президиуме ректор объяснил тем, что ему интересна тема продвижения имиджа университета в блогосфере. Также позже Ильшат Рафкатович напомнил, что в сентябре состоятся выборы и он уверен: «Ряд блогерских сообществ будет на этом зарабатывать».
По левую руку от Гафурова сидел его советник Юрий Алаев, который модерировал встречу, по правую — Михаил Щелкунов, директор Института социально-философских наук и массовых коммуникаций, где она и проходила.
«Мы прилагаем немало усилий по продвижению бренда университета, — объяснил Гафуров в своем вступительном слове. — Пересмотрели, например, свое отношение к сайту КФУ и ко многим СМИ. Мы открыли университет по субботам — любой желающий может зайти в аудитории и лаборатории, побеседовать с сотрудниками, узнать, чем занимается университет. Это сделано для того, чтобы обыватели, которые не имеют никакого отношения к вузу, получили представление о том, чем он живет; узнали, почему государство выделяет на его развитие достаточно объемные ресурсы».
При этом Гафуров сразу же оговорился: достаточное финансирование» в масштабах международных стандартов не так уж велико, с финансированием мировых высших учебных заведений точно не сравнится.
«Но с точки зрения получаемых результатов мы сегодня неплохо движемся, — похвастался он. — О нашей работе должны узнать по всей республике, поэтому мы продвигаем собственное телевидение — только в кабельных сетях у нас сейчас 600 тысяч зрителей. Нужно сделать вещание круглосуточным».
Разумеется, предваряя будущий разговор про «больные мозоли» вуза, Гафуров сказал, что любой негатив на университет плохо влияет.
«Как банкиры говорят, деньги не водятся там, где есть большие проблемы. Наши оппоненты в стенах университета говорят, что мы недорабатываем. Так идите и сами сделайте! Если хочешь работать в университете, то должен нести ответственность. Я сразу скажу, что я не большой специалист в этой области. Но пришел, чтобы послушать и сделать выводы. Тем более у нас часто возникают спорные моменты, связанные с ролью журналистского сообщества в вопросах продвижения университета», — объяснил ректор свое появление и принялся слушать докладчиков.
Юрий Алаев |
После краткого теоретического введения от завкафедрой журналистики ИМКиСН профессора Светланы Шайхитдиновой ассистент кафедры Тимур Шайхитдинов провел ликбез ректору и всем присутствующим по поводу сленга интернет-сообщества. Доклад весьма заинтересовал Ильшата Рафкатовича.
«Тролингом называются провокационные действия в интернете, — объяснял молодой человек с трибуны. — Цель тролинга — вывести соперника на определенные эмоции. Как это работает? К примеру, существует ветка форума, туда приходит человек, которого называют тролем, он начинает писать провокационные сообщения, вовлекая всех присутствующих в конфликт. Если тема актуальна, то определенным образом построенное сообщение может вызвать серьезный конфликт. Часто бывает, что троли — это проплаченные люди, которые специально оставляют такие комментарии».
Далее ректор узнал, что флейминг — это разновидность тролинга, когда провокатор пытается столкнуть лбами людей и пишет сообщения в пользу обеих сторон. Флуд — заполнение форума комментариями, которые не несут в себе никакой ценности. Цель флуда — смысловая перегрузка темы. На фоне флуда нормальный диалог построить не получится. Оффтопом называется уход от темы. Цель провокатора в данном случае — уйти от адекватно заданного поворота в теме. Бан — добавление людей в черный список.
«Может случиться так, что автор темы является провокатором и хочет разжечь конфликт внутри своего топика, тогда бан становится методом информационной войны — он будет целенаправленно закрывать адекватные комментарии и оставлять конфликтные. В то же время бан — хороший метод борьбы с тролями, — продолжал Шайхитдинов.
«Думаю, если у населения улучшатся квартирные условия, резко снизятся информационные войны» — предположил Алаев из президиума.
«Наоборот, будут тролить в свое удовольствие, сидя в комфортных условиях», — едко заметил ректор.
Михаил Щелкунов |
«ГОВОРИЛИ: «РЕКТОР ЗАТЫКАЕТ ИМ РОТ...»
Часто в устах выступающих звучал наболевший вопрос анонимности сети, которая порой позволяет безнаказанно «поливать грязью». Особо этот вопрос интересовал ректора. Но, как выяснилось, среди присутствующих нашлось немало желающих задать ему неудобные вопросы, так сказать, в лицо. К примеру, многих интересовало, будет ли принят в университете нашумевший запрет публично критиковать вуз.
«Несколько лет назад на ученом совете мы действительно обсуждали этот вопрос, так как ряд дискуссий выносится в СМИ. Но мы этого решения не приняли, — с сожалением констатировал Гафуров и объяснил причину. — Посоветовались с юристами и зашли в тупик: а что будем делать с теми людьми, которые не соблюдают этот регламент? В действующем законодательстве это не отражено, поэтому мы отложили данный вопрос на неопределенный срок. Хотя некоторые СМИ писали, что ректор принимает такое решение в защиту собственных интересов. Говорили: «Затыкает им рот». Мы вот сегодня проводим обсуждение, кто-нибудь обязательно скажет: «Ректор специально это затеял, чтобы принять меры в защиту собственных интересов». Конечно, я что-то буду использовать в личных интересах. Но мои личные интересы часто совпадают с позицией университета».
Профессор юридического факультета КФУ Роза Ситдикова сообщила, что изучила практику судов по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации. По ее словам, законодательство не изменилось, но к этим вопросам изменились подходы с юридической точки зрения.
«Ущемление деловой репутации организаций сейчас толкуется судами несколько шире. К примеру, отрицательное высказывание о руководителе предприятия расценивается как причинение вреда деловой репутации уже самой организации», — обрадовала она ректора.
«А уровень ответственности какой?» — решил взять на карандаш этот вопрос Гафуров.
«Ну можно потребовать опубликовать опровержение в газете и компенсировать моральный вред», — ответила Ситдикова.
«Когда неадекватный уровень ответственности, люди, которые занимаются информационными войнами, осознанно идут на это, — к такому неутешительному выводу пришел Гафуров. — Потому что вопросы, связанные с очернением организации либо конкретной личности, в журналистской среде начинают особо раскручиваться. Уровень ответственности очень маленький! Могут отделаться тем, что мелким шрифтом напишут: «Извините, все, что было написано об этом человеке, не соответствует действительности». Это никто не читает! Я это по себе знаю!»
Светлана Шайхитдинова |
«НАВЕРНОЕ, ВСЕ ЗНАЮТ ПРАКТИКУ ПОПУЛЯРНОГО ИЗДАНИЯ «БИЗНЕС ONLINE»...»
Гафуров также живо интересовался вопросом, являются ли комментарии в СМИ по сегодняшнему законодательству (особенно анонимные) продолжением текста. «Или это две независимые части?» — спрашивал ректор.
Шайхитдинова рассказала, что в 2010 году Верховный суд РФ принял разъяснение по этому вопросу. Ситуация разрешается следующим образом: если есть комментарий к публикации в СМИ и на него не поступило заявление в Роскомнадзор, то ответственность несет субъект высказывания, а не СМИ, а если поступило заявление в Роскомнадзор и ведомство дает предписание СМИ его удалить, то в течение суток спорный комментарий должен быть удален.
«Если не удалили, встает вопрос о санкциях против конкретного СМИ, — пояснила профессор. — Но я как член общественной комиссии при Роскомнадзоре по РТ могу сказать, что они реагируют только на заявления, которые касаются высоких рисков, например экстремистских и террористических комментариев. Если создать прецедент реагирования на заявление по поводу комментария, затрагивающего честь и достоинство, то население просто завалит Роскомнадзор подобными заявлениями!»
Шайхитдинова вспомнила о том, что пыталась пригласить на круглый стол газету «Реальное время» и отправляла им пресс-релиз.
«Мне пришло автоматическое сообщение, что их электронная почта забита. А если им Роскомнадзор письмо отправит о противоправном комментарии? Они ведь могут стать субъектом ответственности! — недоумевала профессор. — Во всех других случаях редакция ответственности не несет. Более того, предмодерация даже не приветствуется, считается проявлением цензуры!»
Известие не порадовало ректора: «У меня есть просьба рассматривать не только то, что регламентировано законодательством. Мы имеем возможность и влиять на то законодательство, которое есть, — заметил Гафуров. — У меня возникает вопрос: насколько комментарии, которые, как правило, являются анонимными, влияют на формирование общественного мнения? Только у меня просьба приводить не глобальные [примеры]...»
«Наверное, все знают практику популярного издания «БИЗНЕС Online», когда небольшой материал сопровождается нередко более обширными и разносторонними комментариями, — отреагировал Алаев, который вступил в дискуссию с Шайхитдиновой. — Предмодерация, конечно, вопрос редакционной политики».
Завкафедрой журналистики ИМКиСН, опираясь на данные фонда защиты гласности, вновь ввела обсуждение в широкий контекст, заявив, что в российском обществе в целом спокойно относятся к языку вражды. «Он как раз в комментариях в основном высказывается, — подчеркнула профессор. — У нас просто низкая культура коммуникации у населения — такая базарная, выяснение всяких отношений. Причем она подогревается. А слепой медиарынок, который у нас развязан в 90-е годы, настроен так: чем больше комментариев, тем лучше! А о чем они конкретно, их это не интересует. Все вместе — публикация с комментариями — называется гипертекстом. Открываю текст и вижу 200 комментариев — для меня как представителя издания это очень хорошо. Написали 3 комментария — плохо. А что в комментариях абсолютно смазаны смыслы, меня, сотрудника СМИ, это не интересует!»
«Выходит, на любых мероприятиях с моим участием СМИ очень хорошо работают, потому что комментариев всегда не меньше 200, — заметил, обращаясь к присутствующим, Гафуров. — Я только что посмотрел сегодняшние публикации «БИЗНЕС Online» — сегодня один из материалов максимум набрал у них 80 комментариев. Поверьте, с моим участием было бы гораздо больше!»
По мнению Гафурова, это свидетельствует о том, что интерес к университету крайне велик. Ректор перешел к наболевшему — скандальной истории с вырубленным сквером за библиотекой им. Лобачевского. В распоряжении исполкома Казани от 26 ноября, разрешающем снос деревьев в этом месте, черным по белому было написано о «вырубке зеленых насаждений, попадающих в зону строительства дополнительной парковочной площадки». Именно с такой просьбой к городским властям обратилось республиканское ГКУ «Главтатдортранс». В итоге стихийная стоянка на «лысой горе», как это место прозвали блогеры, появилась сама собой.
«Вы посмотрите, что происходит с этим парком!» — начал Гафуров.
«С парковкой?» — вежливо поправил его Алаев.
«Я говорю, что с парком, а не с парковкой! — настаивал ректор. — Самого главного никто не говорит: хоть кто-нибудь видел проект этой парковки? Спрашиваю журналистов: откуда вы взяли, что здесь будет парковка?.. Никакой стоянки там нет. Мы планировали заасфальтировать все те площадки, которые там были исторически. Откуда появилась стоянка, никто не знает, но все это до сих пор обсуждают. Если кто-то машину поставил, это же не значит, что это официальная парковка. Я хочу сказать, что комментарии однозначно формируют общественное мнение. Чаще всего определяющим фактором бывает даже не сам текст, а эти комментарии внизу, поскольку их все читают!»
Весь зал, услышав это, кивал и поддакивал.
«Вот не зря ведь подняли вопрос об уровне ответственности, — воодушевленно продолжал Ильшат Рафкатович. — Ко мне не раз подходили юристы и говорили: «Давайте подадим в суд».
Шайхитдинова напомнила о том, что искать правду сейчас можно не только в суде. Осенью в Татарстане начала свою работу региональная коллегия по жалобам на прессу. Там уже успели оправдать телеведущую Ксению Собчак, которая предстала в своем Instagram в облачении православного священника и с накладной седой бородой.
«Я лично пока не нуждаюсь в этой защите. Разговор идет о продвижении имиджа университета. С ректором, без ректора — это другой вопрос...» — отмахнулся Гафуров.
«Нет, без ректора не получится...» — вполголоса запротестовал Алаев.
«Во всех рейтинговых агентствах 60 процентов занимает академическая репутация — это и опрос академического сообщества, и опрос работодателей... В чем вклад гуманитарного блока в продвижение университета? Вот эти 60 процентов!» — заявил ректор, приведя в качестве положительного примера сотрудничество с «Российской газетой», где появляются, по всей видимости, не бесплатные публикации об успехах вуза.
«А то сейчас так пойдет, что ректор пришел, о нем там что-то пишут, он защищается. Я в этом не нуждался и тогда, когда главой администрации работал 12 лет. Я исхожу из принципа «Собака лает, караван идет». У меня нет времени на это все! — заявил Гафуров. — А то я бы на юрфаке, где есть толковые юристы, нанял бы человек 20 и сказал: вы меня защищайте. Потратил бы на это огромное количество времени... Время рассудит — в России надо долго жить, чтобы видеть результаты своего труда. Давайте лучше обсуждать вклад гуманитарного блока в продвижение университета».
Тимур Тимуршин |
«Я ЧТО, ДОЛЖЕН ПРОСЫПАТЬСЯ ПО УТРАМ И ВСЕМ ОБ ЭТОМ СООБЩАТЬ, ЧТО ЛИ?»
В какой-то момент Алаев заметил, что приглашенный на встречу блогер Тимур Тимуршин усердно что-то печатает на своем ноутбуке. Блогер без обиняков заявил, что сразу же рассказывает о происходящем в КФУ своим подписчикам в Twitter.
«Очень часто университет становится предметом обсуждения среди казанских блогеров и СМИ, — сказал Тимуршин, обращаясь к ректору. — Ни для кого не секрет, что есть много конфликтов в стенах вуза. Позиция руководства по многим моментам (по рейтингам и парковке, например) вызывает много вопросов. Ваша проблема в том, что нет информационной открытости, соответственно, появляется поле для домыслов, манипулирования фактами. Если вуз заинтересован в минимизации репутационных издержек, то он скорректирует свою информационную политику».
«Тимур, а вы вообще на сайт университета заходите когда-нибудь?» — перешел в контратаку Гафуров.
«Нет, не захожу», — честно признался Тимуршин.
«Раньше я ходил на их площадку...» |
«Тогда о какой открытости вы говорите? — изумился Гафуров. — У нас все отчеты, все указы — на сайте. Мы очень открытый вуз! Говоришь с людьми как на разных языках! Не собираюсь тратить свою жизнь на то, чтобы сидеть перед монитором и отвечать на вопросы. Меня спрашивают, почему Twitter не заведу. А все мои передвижения в Instagram есть! Куда уж больше? Я что, должен просыпаться по утрам и всем об этом сообщать, что ли?»
Под конец встречи ректор вновь вернулся к волнующей теме: «Полностью согласен, что нам нужно делать побольше встреч, и с Тимуром согласен, хотя в «БИЗНЕС Online» (раньше ходил на их площадку) я в последний раз, когда был там, спросил: соберите всех комментаторов, блогеров, которые там пишут, я хочу с ними встретиться. На этом все утихло... Ну что мы анонимно общаемся? Придите, я расскажу, отвечу на все вопросы в любое время... Для меня как ректора, для университета сегодня все, что происходит в этом пространстве, не так критично. Ничего там такого нет, на что мы не могли бы ответить. Мы можем ответить на все неудобные вопросы».
P. S. «БИЗНЕС Online» всегда рад видеть ректора КФУ Ильшата Гафурова на интернет-конференции с читателями нашей газеты. Уверены, что именно такие развернутые интервью могли бы помочь обществу, да и 9 тыс. сотрудников университета лучше понять, что происходит в главном вузе республики и к чему он стремится.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 236
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.