Рашид Аитов
Рашиду Аитову, которого подозревают в хищении 27 млн. рублей, суд продлил арест на три месяца — до 11 июля 2016 года

«МНЕ ГОВОРИЛИ: «НЕ УМИРАЙ, НАМ НАДО ТЕБЯ ЕЩЕ ПОСАДИТЬ»

Сегодня Ново-Савиновский райсуд Казани продлил арест на три месяца — до 11 июля 2016 года — руководителю ООО «Фирма «Свей», экс-депутату Казгордумы Рашиду Аитову, которого подозревают в хищении 27 млн. рублей. На заседание его привели в свитере, полуспортивных штанах и кроссовках в сопровождении трех конвойных, один из которых был соединен с подследственным наручниками. Не помогли заметно подуставшему Аитову приобщенные справки о наличии букета болезней: выписки из амбулаторных карт РКБ, справки о том, что с момента последнего продления ареста в СИЗО-2 ему шесть раз вызывали скорую из-за проблем со здоровьем. Зал был полупустой, никакой «группы поддержки» в виде дольщиков — лишь приставы, гособвинение, судья и адвокаты, которым и вовсе пришлось ютиться на лавках: для них не нашлось даже стола, чтобы разложить бумаги.

Представитель гособвинения возразила против освобождения строителя из-под стражи, так как не было подлинников документов. Защита взбунтовалась: в больнице выдают только копии, но, если нужно, предоставим и оригиналы. Однако суд доводы адвокатов удовлетворил и приобщил копии к делу. Услышав о проблемах со здоровьем, судья в самом начале спросила, может ли Аитов участвовать в заседании, и предложила вызвать скорую помощь. «Чувствую себя нормально», — отказался владелец «Свея».

Зачем продлевать срок пребывания подозреваемого под стражей? «Необходимо допросить большое количество свидетелей, потерпевших, поскольку ежедневно поступают заявления, по которым возбуждаются дела и присоединяются к основному уголовному делу, — отчеканила следователь отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по РТ. — Применение мягкой меры заключения невозможно, поскольку это не исключит возможности обвиняемого скрыться от органов, влиять на ход следствия». Ранее сроки следствия по делу продлили до 11 июля, свою вину Аитов по-прежнему не признает.

Прокуратура также сочла продление ареста обоснованным. «Доводы о состоянии здоровья опровергаются справкой из следственного изолятора, в которой ничего не сказано о том, что Аитов не может содержаться под стражей», — заявил гособвинитель.

Представитель следствия подлила масла в огонь и заявила, что Аитов симулирует, когда, находясь в следственном изоляторе, просит вызывать скорую. Впрочем, внятно объяснить, кто и при каких обстоятельствах говорил такое, следователь описать затруднилась.

«Давление всегда было 200 - 220, гипертонический криз был! — тяжело поднимаясь, возмущался на такой выпад руководитель ООО «Фирма «Свей», имеющий 2-ю группу инвалидности по сердцу. — Мне говорили: «Не умирай, нам надо тебя еще посадить!» Как это понимать?»

«ГОВОРЯТ, ПОХОЖ, ВИДЕЛИ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ»

Адвокат Галина Кайнова сама услышала такое от своего подзащитного впервые (в СИЗО с Аитовым работает другой адвокат, каковых у него целых пять). И началась перепалка со следователем: «Почему вы не разрешаете проведение независимой медицинской экспертизы? Зачем, если он симулирует, вы оказываете ему медицинскую помощь?» — спросила Кайнова.

«По приказу», — ответила следователь и готовилась продолжить свою мысль, но была остановлена судьей, пожелавшей не превращать заседание в балаган.

«Здоровье ухудшается, становится все хуже и хуже... — вновь взял слово Аитов и попросил заменить заключение на подписку о невыезде или на домашний арест. — Чтобы дома достроить, потому что весна пришла, надо что-то делать с дольщиками...».

Развивая линию защиты, адвокаты назвали ходатайство о продлении ареста нарушающим конституционные права Аитова на охрану здоровья, предлагая суду освободить его из-под стражи, так как у него есть перечень заболеваний, с которыми нельзя находиться в изоляторе. «Кроме того, он страдает сахарным диабетом, что требует особого режима питания», — заявила второй адвокат Тамара Овчинникова.

«Мне нужен особый рацион, вот сегодня после заседания у нас продолжатся очные ставки, а я вновь без обеда», — пожаловался Аитов.

Судья же продолжила расспрашивать подследственного о том, где он находился во время розыска.

«Я ни от кого не скрывался, после возвращения с семьей с отдыха из Турции самостоятельно пришел в управление по борьбе с экономическими преступлениями. О том, что я нахожусь в розыске, я не знал», — подчеркивал Аитов.

Адвокаты добавили: лично Аитов не вступал в отношения с дольщиками, они заключали договоры с юрлицами, по иным схемам.

«Если бы он хотел скрыться, то давно бы это сделал, — заявила Овчинникова. — Как он может повлиять на ход следствия, потерпевших, если все они находятся в разных городах?» Кайнова же сообщила, что очные ставки вообще носят странный характер.

«Люди его не знают, лично он с ними не встречался, — заявила Кайнова. — А говорят, что похож, видели его по телевидению, из других источников».

Следователь не стала говорить суду о точном количестве потерпевших, проходящих по делу сейчас. Однако адвокаты Аитова представили на рассмотрение суду ходатайство с подписями на нескольких листах дольщиков ЖК «Золотая середина» об освобождении владельца «Свея» для достройки жилья. Однако же суд отказался приобщать его к делу, сославшись на неправильное оформление документа.

ТВОРЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ВВОДИТЬ ИЗ-ЗА ОПАСНОСТИ

Напомним, по данным следствия, Аитов был в федеральном розыске, задержали его 12 ноября в Москве сотрудники отдела полиции «Измайлово», 14 ноября он был арестован по ходатайству следствия за мошенничество со строительством 18-этажных домов в ЖК «Золотая середина».

Всего Аитову вменяется 14 преступных эпизодов: 2 эпизода по ч. 3 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное группой лиц в особо крупном размере») и 12 эпизодов по ч. 4 ст. 159 УК РФ. Уголовное дело в отношении гендиректора фирмы «Свей» возбудили в сентябре 2015 года. Тогда же выяснилось, что подозреваемый уехал на лечение за границу.

Ранее президент РТ Рустам Минниханов поручил усилить работу по поиску активов и сообщников Аитова. Мэр Казани Ильсур Метшин в начале марта и вовсе заявил дольщикам, что два почти готовых «творения» владельца «Свея» нельзя вводить.

ООО «Фирма «Свей» основано в 1996 году. Компания преуспевала в то время, когда мэром города был Камиль Исхаков. Владельцы строительной фирмы: Леонид Осмоловский (33% доли в УК), Роберт Абдельменов (33% доли в УК) и Аитов (34% доли в УК).