Талгат Абдуллин
Талгат Абдуллин: «Люди, которые выиграли жилье два года назад, перестали пока платить. Считают — мы выбрали. А мы строим. Второе: люди устроились на работу на полсмены где-то в бюджетной сфере, выбрали квартиру — и сейчас работают в совершенно других сферах, а нам дайте по социальной ипотеке...»

«МЫ ДОЛЖНЫ СИДЕТЬ И ДУМАТЬ, ТО ЛИ МЫ ПОТЕРЯЛИ СВОЮ КВАРТИРУ, ТО ЛИ НЕ ПОТЕРЯЛИ»

В минувшие выходные разрешился скандал, который начался в День смеха, но не стал причиной хорошего настроения для тысяч участников программы социальной ипотеки в Татарстане. 1 апреля на официальном сайте Госжилфонда появилась крайне невнятная новость: «Фонд продлил выбор на все квартиры в несданных в эксплуатацию объектах». Аргументировалось это «многочисленными обращениями граждан о расторжении предварительных договоров и предоставлении возможности выбора квартир в других домах». Отмечалось, что заявки на ранее выигранные квартиры сохранены, однако подведение итогов состоится только за месяц до сдачи дома в эксплуатацию.

На самом же деле за этими мудреными формулировками скрывался тот факт, что результаты всех ранее проведенных конкурсов по выбору квартир аннулируются. И за квартиры, которые участники программы считали своими, придется биться опять — с неизвестным результатом.

Первыми публично возмутились будущие жильцы соципотечного дома по Оренбургскому тракту — конкурс на их квартиры состоялся еще в 2014 году. Они заподозрили даже, что вся реформа придумана для того, чтобы квартиры в их домах перераспределить в пользу «блатных» очередников, а их самих отправить в Юдино и Залесный. Впрочем, не меньшее возмущение накрыло и обладателей квартир в «Салават Купере» — они помимо отмены результатов конкурса жаловались на удорожание квадратного метра и затягивание сроков.

В начале апреля несколько человек смогли прорваться на прием к руководителю ГЖФ Талгату Абдуллину, однако четких ответов, по их словам, не получили. 2 - 3 апреля обеспокоенные соципотечники вновь штурмовали Госжилфонд, однако на входе были выставлены несколько охранников, которые отказались пустить людей внутрь. Возмущенная общественность уже собиралась просить разобраться с ситуацией президента РФ Владимира Путина и даже подготовила текст соответствующего обращения. В социальных сетях вовсю обсуждались планы митингов и пикетов.

Наконец, в кратком интервью телеканалу «Вести. Татарстан» глава ГЖФ постарался разъяснить необходимость реформы. К изменениям, по его версии, подтолкнули не только те, кто вдруг захотел поменять ранее выигранную квартиру, но и недобросовестные участники программы. «Люди, которые выиграли жилье два года назад, перестали пока платить. Считают — мы выбрали. А мы строим. И вопрос денег тоже есть. Второе: люди устроились на работу на полсмены где-то в бюджетной сфере, выбрали квартиру — и сейчас работают в совершенно других сферах, а нам дайте по социальной ипотеке...», — заявил Абдуллин.

Однако соципотечникам эти аргументы показались неубедительными. «Те, кто не платит ежемесячно, они всегда были, и от них избавлялись в штатном режиме. То же самое с работой. Кто-то выиграл квартиру и поменял работу. Есть возможность перерегистрации. Раньше так и было — люди заново собирают документы после выигрыша квартир, чтобы доказать, что да, условия не изменились, у нас все еще мало квадратов, мы работаем на такой же работе», — рассказала «БИЗНЕС Online» Чулпан, жительница будущего дома в микрорайоне М-14 на Оренбургском тракте (фамилию женщина назвать отказалась прим. ред.). Она работает в Казанском федеральном университете, но сейчас находится в декрете и признается, что каждый месяц вносить оплату за «призрачную» квартиру совсем не просто. «Была бы у нас какая-то гарантия, что два-три месяца — и нам не надо будет платить за съемную квартиру, мы сможем спокойно выплачивать ипотеку. А тут оказывается: то, что мы выиграли эту ипотеку, ничего не значит, те документы, которые у нас на руках, ничего не значат, и все это спокойно можно отменить».

Самое неприятное, по словам нашей собеседницы, заключается в том, что Госжилфонд уходит от прямого ответа, для чего нужны все эти изменения: «Пожалуйста, если кто-то так хочет, пусть его квартира аннулируется, пусть он перезаявляется в другое место. Но мы-то хотим остаться, мы сидим и ждем. То есть мы должны еще 9 месяцев сидеть и думать, то ли мы потеряли свою квартиру, то ли не потеряли, и что нам вообще делать?» — возмущается женщина.

фото: vk.com
Возмущение накрыло и обладателей квартир в «Салават Купере» — они помимо отмены результатов конкурса жаловались на удорожание квадратного метра и затягивание сроков (фото: vk.com)

«МЫ РЕШИЛИ ЭТОТ ВОПРОС ОТЛОЖИТЬ»

Однако, по всей видимости, набирающая силу волна народного гнева не осталась незамеченной. В субботу утром сразу после совещания в кабмине РТ с участием президента РТ Рустама Минниханова в срочном порядке был организован пресс-подход с участием Абдуллина, который объявил, что перераспределения уже выбранных ранее квартир не произойдет.

— Изменений не будет. С учетом пожеланий граждан мы решили этот вопрос отложить, — сообщил Абдуллин.

— То есть теперь участники программы могут успокоиться? — поинтересовались журналисты.

— Кто успокоился, тот успокоился. Кто хотел поменять квартиру — к сожалению, не получится, — не без некоторой язвительности отметил Абдуллин.

Для получения окончательного протокола участникам нужно будет выполнить все условия, прописанные в договоре: подтвердить, что они по-прежнему являются работниками бюджетной сферы либо предприятий, от которых они получали квартиры, и вовремя вносить платежи.

Отвечая на вопрос, для чего в принципе нужно было вводить новую схему, Абдуллин опять все свел к пожеланиям самих жильцов: «Я же сказал, что у нас было очень много обращений, и они остаются сегодня. В том числе по Оренбургскому тракту — там есть люди, которые выбрали однокомнатные квартиры, а сейчас в семье у них стало четыре человека. Они говорят: мы хотим выбрать четырехкомнатную квартиру. Уже не получается».

Однако далее он дал понять, что реформа лишь приторможена, но не отменена. Для тех, кто квартиру еще не выбрал, вводятся новые правила.

«Если мы раньше ежемесячно итоги подводили, то теперь будем подводить их один раз — за 30 дней до заселения. Для новых людей», — акцентировал внимание на этом факте Абдуллин.

То есть участники программы смогут выбрать несколько квартир, на которые они претендуют, и ежемесячно вносить оплату на счет. При этом на одну и ту же квартиру может быть подано несколько заявок. Победитель будет определяться за месяц до сдачи дома, и преимущество будет отдано тому, кто наберет больше баллов. Баллы же, как и раньше, складываются из времени ожидания человеком своей квартиры и средств, внесенных им на счет. «Будет ясно, что дом построен. Человек выберет дом, который уже готов», — пояснил Абдуллин.

фото: vk.com
Источники «БИЗНЕС Online» на строительном рынке видят в реформе подготовку почвы для подъема цен (фото: vk.com)

«СТОИМОСТЬ КВАДРАТНОГО МЕТРА МОЖЕТ ПОВЫШАТЬСЯ, ДА»

Далее глава ГЖФ рассказал, что на совещании у Минниханова было принято еще несколько решений, касающихся программы соципотеки: «Мы включаем в работу биржу и сокращаем время прохождения денежных средств от фонда до строительных организаций и поставщиков», — сообщил он, отметив, что это поможет сократить бюрократическую процедуру оформления документов и поможет ускорить ход строительства.

Абдуллин пообещал также, что вся информация о ходе строительства будет размещаться на сайте Госжилфонда — вплоть до получения строителями денежных средств. «Каждый человек сможет увидеть, какие темпы, какой подрядчик как работает, что они делают. Это будет на сайте жилищного фонда, это будут видеть граждане, муниципальные образования, министерства строительства, заказчики, проектные организации, технический надзор, государственный архитектурно-строительный надзор», — презентовал новую схему глава ГЖФ. Таким образом, вся информация о денежных расходах, покупке материалов и их качестве будет доступна в онлайн-режиме уже через две-три недели.

Тем не менее Абдуллин не исключил возможности удорожания квадратного метра. «Стоимость квадратного метра может повышаться, да. Пока она остается на прежнем уровне, — пояснил он, добавив, что все перечисленные выше мероприятия как раз и проводятся для того, чтобы взять формирование цены под жесткий контроль. — Мы будем делать все, чтобы эта цена не росла. По крайней мере, сегодня мы не объявляем о том, что стоимость строительства вырастает. Соответственно, и стоимость жилья...»

Если раньше соципотечники жили с уверенностью в том, что получат жилье по твердым ценам в твердые сроки, то теперь процесс стал выглядеть гораздо менее предсказуемым для людей

ТРИ ВЫГОДЫ ГЖФ

Так в чем же смысл, пожалуй, самой серьезной реформы за 12 лет в истории программы соципотеки?

Во-первых, перемены выглядят как симптом возникновения у ГЖФ финансовых трудностей. В кризис собирать взносы с предприятий сложнее, вероятно, добавилось и число неплательщиков среди самих ипотечников, да и взнос в капитал «АК БАРС» Банка в размере 9,8 млрд. рублей не мог пройти бесследно.

Очевидно, что новый порядок распределения квартир будет стимулировать соципотечников нести на свои счета больше денег. И дело не только в тех, кто, выиграв квартиру, перестает платить. Еще больше тех, кто платит «минималку» — 3,6 тыс. рублей в месяц — и формально ничего не нарушает. Теперь, желая сорвать джекпот, люди будут заинтересованы набирать как можно больше очков до самого дня конкурса.

Во-вторых, источники «БИЗНЕС Online» на строительном рынке видят в реформе подготовку почвы для подъема цен. Сейчас каждый такой случай сопровождается чуть ли не митингами, ведь это воспринимается как доплата за уже купленные квадратные метры. С другой стороны, по нынешним ценам подрядчики, у которых резко подрожали стройматериалы, работать уже не могут. Характерно, что на место отстраненного от работ в «Салават Купере» «КамГЭСа» пока что никто так и не вышел — на встрече с журналистами Абдуллин лишь еще раз заверил, что такое намерение есть у «Ак Таша», «если мы договоримся по цене». Получается, что стандартные для других подрядчиков расценки не подходят? С переходом на новую схему ГЖФ сможет выносить дома на аукцион по той цене, по которой считает нужным: не хочешь — не бери.

В-третьих, новый порядок, как это ни странно, поможет снять социальное напряжение среди соципотечников. Сейчас, когда заявленные сроки строительства домов начали срываться, очередники стали вести себя как обманутые дольщики. Ну а если никаких обязательств ГЖФ по конкретному дому нет, тогда никто и не в обиде.

Платой за все эти плюсы для ГЖФ, однако, может стать снижение доверия населения к программе. Если раньше соципотечники жили с уверенностью в том, что получат жилье по твердым ценам в твердые сроки, то теперь процесс стал выглядеть гораздо менее предсказуемым для людей. Кстати, раз уж Абдуллин заговорил о прозрачности хода строительства и движения средств строителей, почему бы не сделать, наконец, открытыми и финансы самого ГЖФ? Тогда гарантий, что фонд не выродится в пирамиду и не кончит так же, как вексельная программа в конце 90-х, будет больше.

«ЭТО НУЖНО, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ НЕРВЫ ИПОТЕЧНИКОВ»

Участники строительного рынка оценили последние изменения в политике Госжилфонда.

Андрей Симаков — гендиректор ипотечного агентства РТ:

— Если люди за два-три года выиграли себе квартиру, за это время могло многое случиться. Семья могла разрастись, и когда дом сдавался, в Госжилфонде наверняка появлялись заявления с просьбой предоставить другую, более просторную квартиру. И чтобы это предотвратить, мне кажется, была введена эта мера. Тем более вы сами пишете, что сейчас некоторые подрядчики испытывают сложности и сроки сдачи домов сдвигаются. И чтобы не травмировать ипотечников, сохранить их нервы в порядке, решили прибегнуть к данной мере.

Анастасия Гизатова — руководитель агентства недвижимости «Счастливый дом»:

— ГЖФ считает, что это социальный проект, и даже с условием задержки в сдаче дома люди не должны предъявлять претензий об этом. Учитывая низкую стоимость квадратного метра, не все подрядчики укладываются в эту смету. И для того, чтобы не возникало дополнительных претензий со стороны ипотечников, они решили непосредственно при сдаче разыгрывать квартиры. Любая стройка долевого жилья связана с форс-мажором. Подрядчик подвел, коммуникации не проложили, грунтовые воды оказались выше, чем рассчитывали. А вследствие того, что застройщик не всегда может справиться со своими обязанностями, не всегда может отвечать за свои обещания, в ГЖФ пришли к выводу, что лучше поступить именно так. Ну и плюс ко всему два-три года назад квартиры стоили дешевле. И чтобы, видимо, сократить эту разницу в ценах, теперь квартиры будут разыгрывать за месяц.