Как осознать, каким образом инстинкты управляют принятием решений и почему окружающий мир воспринимается именно так?
Ниже приведены пять психологических эффектов, которые помогут понять то, как работает мозг человека.
1. Вы нравитесь окружающим больше, когда совершаете ошибки.
Тот, кто не ошибается, кажется общественности не такими привлекательным, чем тот, кто делает промахи. Когда ошибаетесь, то выглядите более человечным. Психологи называют это «эффектом полного провала». Совершенство же отталкивает окружающих, оно создает ощущение Вашей непобедимости.
Такой психологический эффект исследовал доктор Эл. Аронсон. Он дал группе прослушать аудиозаписи людей, принимавших участие у викторине. В одних случаях можно было услышать, как один участник уронил чашку с кофе. Самыми привлекательными результатами оказались как раз те, кто кофе разлил.
2. Большие ожидания могут реальность изменить.
Если думаете о чем-то и верите — это непременно сбудется. Это еще называется эффект Пигмалиона. Доктор по психологии Р.Розенталь занимался исследованием этого эффекта на своих уроках в школе.
Осенью он продемонстрировал учителям сфальсифицированный список школьников, которые якобы показали очень высокие итоги бесплатного IQ теста. В реальности их фамилии были выбраны без какого-либо анализа успеваемости. А к лету эти же ученики показали результаты гораздо лучшие, чем остальные. Педагоги ожидали гораздо лучших результатов этих школьников и ожидания изменили реальность. Доктор Р.Розенталь назвал это открытие самоисполняющимся пророчеством. Припомните и такое, что если человека все время называть свиньей, то когда-то он хрюкнет.
3. Чем шире предлагаемый выбор, тем менее вероятно, что останетесь довольны результатом.
Часто ли, сделав покупку в магазине, придя домой, или по пути к дому, начинаете сомневаться: возможно, стоило взять другую вещь, или подождать распродажи, или найти что-нибудь дешевле?
Даже когда выбор сделан правильно, можете быть неудовлетворенны им, потому что предложений было чересчур много. Такой психологический эффект называют «парадоксом выбора».
4. Чем большее количество людей видит, что нуждаетесь в помощи, тем меньше вероятность того, что ее получите.
В ситуации, когда необходима помощь, не стоит обращаться к толпе. В таком случае работает «эффект свидетеля», еще один психологический трюк подсознания.
Люди, увидевшие ДТП, или правонарушение, не стараются вызвать экстренные службы, думая, что это сделает, либо уже сделал кто-либо другой. В случае же, когда свидетель один, он осознает, что помочь больше некому и прикладывает все усилия, чтобы спасти пострадавших.
5. Ваши ошибки не так бросаются в глаза, как об этом думаете.
Чувство, что за вами все время наблюдают, это лишь игра воображения. Это плод вашей же неуверенности в себе. Этот «эффект прожектора» также был проверен психологами на группе людей. На них одели необычные, привлекающие внимание футболки и попросили отметить, какое количество окружающих заметили ее. Ответ тестируемых был в два раза больше, чем реальное число людей, обративших свое внимание на их внешний вид.
Этот результат доказал, что внимание окружающих заостряется на вас не так часто, как сами считаете.
Этот маленький секрет поможет вам быть гораздо спокойнее в местах скопления людей.
Теперь же, зная истолкованные выше факторы психологического восприятия, можете принимать решения в той или иной ситуации более осмысленно, не поддаваясь уловкам подсознания.

16+