У газеты «Московский комсомолец» вновь сменился региональный партнер в Казани
У газеты «Московский комсомолец» вновь сменился региональный партнер в Казани

МК ГОТОВИТСЯ К ЧЕМПИОНАТУ МИРА ПО ФУТБОЛУ

У газеты «Московский комсомолец» в очередной раз сменился региональный партнер в Казани. МК расстался с выпускавшей еженедельник командой под началом Андрея Григорьева, и с 16 мая издавать газету будет ООО «Статус» во главе с экс-директором казанского филиала ЗАО «ИД «Комсомольская правда» Ириной Лукашовой, которая распространила информацию об этом в своем Facebook:

«По условиям лицензионного договора мы получаем право на выпуск проектов в четырех регионах России, в том числе в Татарстане, Самарской, Ульяновской областях и в Мордовии. 4 интернет-СМИ и единое печатное издание будут объединять аудиторию всех четырех регионов. Что важно, нам будет предоставлена возможность внести изменения в региональной части контента. Мы наполним номер еще большим местным уникальным содержанием, конечно, с учетом специфики регионов и наиболее подходящей для них тематики. Важно, что все четыре региона — соседи друг для друга, три из них готовятся к проведению чемпионату мира по футболу-2018, и всех их объединяет любовь к спорту. Это также будет учтено в процессе актуализации содержания. Мы благодарим руководство МК за готовность максимально адаптировать контент для читателей в этих регионах <...> Добавлю, что я с уважением отношусь ко всем своим предшественникам. Я желаю нынешнему издателю Андрею Григорьеву найти новый интересный проект и, конечно, удачи! Так получилось, что наши интересы по проекту пересеклись в Казани, и я надеюсь, он с пониманием отнесется к этим переменам. Знаю, что правообладатель сделал все возможное для достижения этого взаимопонимания», — написала Лукашова.

Новый главный редактор пока не назначен. «Чуть позже представлю вам нового редактора. Пока не стоит муссировать этот вопрос, это связано с выполнением обязательств на его прежнем рабочем месте. Он также должен пройти утверждение в Москве», — рассказала она «БИЗНЕС Online». По нашим сведениям, на эту роль рассматривается нынешний главред «Казанского репортера» Антон Райхштат, но получить подтверждения пока не удалось.

Напомним, в августе 2015 года КП возглавил известный медиаменеджер Василь Галимов, а прежний директор Лукашова, работавшая в «КП-Казань» с 2009 года, была отправлена в отпуск, а впоследствии уволилась. Она пояснила, чем занималась с того момента до сегодняшнего дня. «Я ушла из «Комсомольской правды» в прошлом году. Предполагая причины обсуждения этой темы, сразу поясню. Считаю, что перед издательским домом КП свою миссию выполнила в полной мере. Первая дискуссия о возможных изменениях состоялась еще осенью 2014 года. Несмотря на то, что за это время ко мне поступали предложения возглавить ряд проектов, я доработала до третьего квартала прошлого года, передала филиал вместе с эффективной командой своему коллеге, после чего смогла спокойно покинуть «Комсомолку». Если уж ты капитан, то когда нужно, должен передать штурвал. У прежнего руководителя были все шансы отстроить все процессы, — сказала она. — До сегодняшнего дня занималась рекламными проектами, в том числе сотрудничала с рядом предприятий и медиахолдингов. И, конечно, искала наиболее подходящий для себя продукт».

Андрей Григорьев
Андрей Григорьев

ПОПЫТКА №8

По словам Лукашовой, редакция «Московского комсомольца» сама вышла на нее с предложением заняться развитием проекта. «Руководство МК не устраивала ситуация с подписными тиражами, розничными продажами, рекламой. Москва также была крайне заинтересована в освоении двух новых регионов — Ульяновска и Саранска. Сегодня издание распространяется только в двух — Татарстане и Самарской области и преимущественно в столицах. По интернет-направлению ранее работал только один подддомен сайта mk.ru — в Казани, теперь добавятся Самара, Ульяновск и Саранск, — объяснила она. — Предполагается и полноценная промо-кампания, которая охватывает широкое продвижение издания и интернет-СМИ, чего ранее также не было. Сейчас обсуждается проведение регионального тура крупного федерального проекта «Покори Воробьевы горы», в рамках которого абитуриенты из Поволжья смогут поступить в МГУ».

Что касается новой команды, то она, по словам нового издателя, уже по основным позициям сформирована. На вопрос о том, останется ли кто-то из старого коллектива, Лукашова ответила, что открыта для предложений. «Я сторонник открытого диалога, поэтому посчитала правильным связаться с нынешним издателем для урегулирования всех вопросов. И, конечно, публично сообщила об изменениях после официального информирования правообладателя, поскольку принимаю проект оперативно — по сути, в течение двух недель, поскольку впереди майские праздники. Здесь, я очень надеюсь, мы все останемся профессионалами и без эмоций, спокойно сможем решить все вопросы в интересах читателей и рекламодателей. В большей степени, на мой взгляд, при тех подписных тиражах, которые существуют — их чуть больше 100 экземпляров — в этом больше должен быть заинтересован нынешний издатель, даже несмотря на то, что авансы по подписке к нынешнему собственнику уже поступили. Со своей стороны максимально открыта к диалогу», — сказала Лукашова.

Отметим, что за время выпуска казанской версии МК местный партнер газеты меняется уже восьмой раз. Первым учредителем «МК в Татарстане» был бизнесмен из Марий Эл Максим Басин. В 2003 году Москва сменила франчайзи: им стало ООО «Медиа-К» во главе с генеральным директором Иваном Морозовым. Вскоре, помимо «МК в Татарстане», стала выходить газета «МК в Закамье», распространявшаяся в Нижнекамске и Набережных Челнах. В том же году «Московский комсомолец» неожиданно отказался от прежнего партнера и переподписал договор с новым — медиахолдингом «Эфир», причем гендиректором издания стал бывший финансовый директор ООО «Медиа-К» Андрей Кораблев. Затем газету передали партнерам холдинга: ее начала выпускать телекомпания «СТС-Казань». Затем «МК в Татарстане» издавала компания «Эпсилон-медиа», которая прекратила выпуск газеты с татарстанским контентом в декабре 2008 года. С июня 2009-го «МК-Поволжье» перешел под начало «АНТ-Медиа» Геннадия Наумова — влиятельного в 1990-х журналиста, бывшего пресс-секретаря мэра Казани Камиля Исхакова. Наконец, в марте 2013 года новым франчайзи «Московского комсомольца» стал Наиль Адельбаев — владелец издательского дома «Коммерсант в Казани», экс-владелец крупной бугульминской телерадиокомпании «Бугульма-РТВ», а редакцию «МК-Поволжье» возглавил экс-главред журнала «Деловой Квартал в Казани» Григорьев. Если в 2013 году, по данным источников «БИЗНЕС Online», печатный тираж еженедельного выпуска «МК в Поволжье» составлял 5 тыс. экземпляров, то сегодня — всего 3 тысячи.

Согласно базе данных «Контур.Фокус», ООО «Статус» было образовано еще в октябре 2005 года. Директор — Лукашова, а единственный учредитель — Артем Рулев. На вопрос о средствах на приобретение франшизы Лукашова ответила следующее: «Для реализации проекта привлечен ряд инвесторов. Кто именно — не разглашаю».

УХОД «КАМИКАДЗЕ»

Эмоциональный фон, на котором произошла смена франчайзи, весьма накаленный. Григорьев вчера в своем в Facebook написал пост, назвав себя «камикадзе».

«Спасибо, друзья, за слова поддержки. За час — просто шквал звонков и сообщений в личку. Даже меня, не первый год работающего в медиабизнесе и привыкшего ко всему, поразил этот факт. Поразил, естественно, приятно.

Теперь по ситуации. Сочувствовать нам с Алиной не нужно. Полтора года назад, когда я взял во франшизу МК, многие восприняли это как самоубийство. Самоубийство растянулось на полтора года, и, как говаривал небезызвестный Фридрих, лишь сделало нас сильнее (подходящую картиночку в рамке не нашел, извините). Мы покидаем проект победителями. Покидаем не сразу, а спустя месяц, только по двум причинам.

1. Прекрасно понимаю, что новому франшизеру, учитывая уровень его амбиций, потребуется время, чтобы включиться в полноценную работу — какие бы бюджеты за ним не стояли.

2. Самое важное: у меня остались обязательства перед читателями и деловыми партнерами, которые я собираюсь выполнить за этот срок. Выполнение всех обязательств важно для репутации. Репутацией я дорожу. Времени не так много, но нам, журналюгам, не привыкать работать в режиме жесткого цейтнота, — пишет Григорьев, завершая пост словами. — С благодарностью, ваш камикадзе».

Газета «БИЗНЕС Online» попросила Григорьева рассказать, кто из команды уходит вместе с ним и в чем причина смены франчайзи.

«Наша команда — я и моя жена, Алина Григорьева — уходит с проекта. Мы выпускаем МК еще месяц, что позволит нам выполнить все обязательства, а потом передаем бразды правления команде нового франшизера. Никого, кроме Лукашовой, я из этой команды пока не знаю. Своих планов после МК я пока не раскрываю, но не исключаю запуск абсолютно нового издания», — сказал он. На другие вопросы Григорьев не ответил, сославшись на занятость.

Алина Григорьева у себя в Facebook сообщила дополнительные подробности о том, как их с мужем оповестили о смене франчайзи: «Письмом на электронку Андрею. Во вторник вечером. Надо ли добавлять, что переговоры велись в тайне от нас. Но мы видели столько подобных схем, что абсолютным шоком это не стало. Хорошего мало», — отмечает она, выражая неудовольствие тем, что «директор МК в Татарстане в нарушение договоренностей между нами и Москвой о «режиме тишины» — оповестила всех о смене власти, и медиасообщество все узнало». Между тем новый проект, в который может уйти нынешняя команда «МК-Поволжье», уже на высокой стадии: «Есть издательский дом. Есть концепция нового ресурса. Даже имя есть. Будучи независимым СМИ, мы всегда готовились к худшему», — сообщает Григорьева.

Нажмите, чтобы увеличить


РАВИЛЬ ЗИГАНШИН ЗАТКНУЛ ФОНТАН?

Источники «БИЗНЕС Online» на медиарынке утверждают, что за сменой франчайзи стоит весьма неожиданный игрок — ПСО «Казань» Равиля Зиганшина. Косвенно на это указывает и странный на первый взгляд для СМИ принцип выбора регионов распространения газеты — какое отношение к этому может иметь чемпионат мира по футболу? Однако многое встает на свои места, если вспомнить, что именно в Саранске и Самаре Зиганшин строит стадионы. В самой компании информацию не подтверждают. «ПСО «Казань» никакого отношения к этому проекту не имеет», — заявил пресс-секретарь компании Шамиль Садыков.

Лукашова тоже не видит связи между ПСО и уходом Григорьева. «Как я уже отметила, приобрело лицензию на выпуск издания «МК-Поволжье» ООО «Статус». Очень странное предположение с вашей стороны по поводу ПСО «Казань». Но идея мне нравится. С удовольствием выйду на них с предложением разместить рекламу в МК!» — сказала она.

Григорьев же на вопрос о связи ПСО с его уходом ответил уклончиво, но не без намека. «Если верна информация про ПСО «Казань», думаю, вам понятно, почему», — сказал главред. Напомним, что МК среди других СМИ выделялся в том числе огромным количеством публикаций о компании Зиганшина, связанных со скандалом вогруг «засыпки Волги» — газета посвятила так называемому «водораспилу» многостатейный сериал, основным автором которого выступала известная эко-активистка Неля Биктимирова.

Равиль Зиганшин
Равиль Зиганшин

«МК — ЭТО ЧИСТЫЙ ТАБЛОИД В ХОРОШЕМ ПОНИМАНИИ»

Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» перезапуск МК в Татарстане.

Геннадий Наумов — главный редактор газеты «Аргументы недели»:

— «Безумству храбрых поем мы песню» — здесь такая же история. Если МК не потянул даже «Эфир», который сделал бешеные вложения в раскрутку газеты, то о чем тут говорить. Возможно, контент он выдавал неплохой, но продукт-то невостребованный в Татарстане. Формат МК регионам не интересен!

МК распространяется только по франшизе, филиалов практически нет, потому что убыточное издание. Москва поступает хитро: если проект прибыльный, возникает филиал, если убыточный — тут же предлагается франшиза. В ряде регионов в свое время, кажется, в Иркутске, МК шел почти вровень с «Комсомолкой». Но это скорее исключение. Во многих регионах тираж — 1 - 3 тысячи. С таким тиражом невозможно выживать. Он генерирует исключительно убытки.

Я поднимал этот вопрос перед Гусевым. Оказывается, продукт для регионов специально не делается. Просто в субботу выходит группа верстальщиков, дежурный редактор, и делаются дайджесты с московской «ежедневки». Должен быть отдельный продукт для регионов, со своей спецификой.

Люди наивные не знают или не рассчитывают: понятно, что покупают газету в качестве площадки, чтобы на ней что-то писать. Но ведь это бизнес, а какой рекламодатель пойдет в печатный тираж 3 тысячи? А сколько продается? Это же смешно.

Лукашова год помучается, через год поймет, какие убытки, и будет у москвичей новый партнер....

Руслан Серазетдинов — главный редактор «Делового квартала»:

— В последнее время в газете в основном был заметен оппозиционный контент. Издание было заметно тем, что предоставляло трибуну для таких моментов, которые, может быть, в других СМИ не освещались. МК — это чистый таблоид в хорошем понимании.