Годовое собрание акционеров «Нижнекамскнефтехима» началось с экскурсии по площадке завода изопрена-мономера, где строится новое производство изобутилена

РЕКОРДЫ ПО КАУЧУКУ, ПЛАСТИКУ И ПОЛИСТИРОЛУ

Накануне президент республики Рустам Минниханов приехал в Нижнекамск, чтобы принять участие в годовом собрании акционеров компании в ПАО «Нижнекамскнефтехим». У тех же были все поводы для радости — их интересы только выиграли от перемены погоды в экономике. Выплаты по акциям НКНХ в 2015 году пропорционально прибыли выросли в три раза, оставалось лишь утвердить их. Рекордная награда акционерам — без малого 8 млрд. рублей — что и говорить, грандиозна даже для ТАИФа. Но выбора не было: компании с участием республики в капитале обязаны направлять на дивиденды 30% чистой прибыли.

Мероприятие началось не с протокольной части, а с экскурсии по площадке завода изопрена-мономера, где строится новое производство изобутилена мощностью 160 тыс. тонн в год, что позволит нарастить мощности завода до 330 тыс. тонн в год. Проект стартовал в июне 2015 года, срок завершения всех работ — конец 2016-го. Посматривая на корпус будущего завода, президент внимал речам генерального директора НКНХ Азата Бикмурзина и замгендиректора ОАО «ТАИФ» по управлению и стратегическому развитию группы «Нижнекамскнефтехим» Владимира Бусыгина. Те рассказали, что инвестиции в новое производство оцениваются в 21 млрд. рублей. Также они поделились другими текущими «творческими планами», например, по строительству установки синтеза формальдегида мощностью 100 тыс. тонн в год.


Далее делегация переместилась в зал главного административного здания компании, где основные действующие лица наконец-то развернулись в полной мере, выступив с докладами. В президиуме с двух сторон от Минниханова расположились Бусыгин и гендиректор ТАИФа Альберт Шигабутдинов. Рядом с последним посадили гендиректора ПАО «Татнефть» Наиля Маганова, так что два фельдмаршала татарстанской экономики имели возможность периодически широко улыбаться друг другу и о чем-то переговариваться.

Надо отдать должное ораторам, они не томили долгими речами присутствующих акционеров. Всего каких-то 20 минут понадобилось Бикмурзину, чтобы озвучить стахановские рекорды предприятия и развернуть перед аудиторией его основные перспективы. План по производству товарной продукции НКНХ выполнил на 115%, а выпуск товарной продукции по отношению к 2014 году в сопоставимых ценах составил 103,1%. Выработаны максимальные за всю историю компании объемы каучука — более 647 тыс. т, полистирола — более 300 тыс. т, не считая изопрена, стирола и бензола. Кроме «резинового» рекорда состоялся и «пластиковый», коего тоже выпустили как никогда много — 718 тыс. тонн. Причем работа по расширению производства новых марок пластика продолжается.

«На экспорт в отчетном году реализовано продукции на сумму 72 миллиарда рублей, что на 15 процентов выше суммы выручки от экспорта в 2014 году. Доля экспорта в общем объеме продаж составила порядка 48 процентов. Наибольшую часть экспортной выручки — а это 78 процентов — традиционно дали синтетические каучуки. «Нижнекамскнефтехим» является вторым по величине производителем пластиков в РФ. Внутри страны было реализовано 90 процентов этого вида продукции. На пластики пришлось 58 процентов от объема реализации на внутреннем рынке. Общая выручка от реализации товарной продукции и услуг в 2015 году превысила выручку 2014 года более чем на 13 процентов», — Бикмурзин представил акционерам географию и структуру продаж, в довершении заметив, что зарплата на предприятии выросла на 15% до 44 тыс. рублей.

Азат Бикмурзин
Азат Бикмурзин: «Общая выручка от реализации товарной продукции и услуг в 2015 году превысила выручку 2014 года более чем на 13 процентов»

ЧЕТВЕРТЬ ДИВИДЕНДОВ — «ТАТНЕФТИ»

Перед тем как начать делить прибыль, хозяева озвучили основные финансовые показатели. Выручка от продажи товаров и услуг НКНХ составила 150,5 млрд. рублей, прибыль от продаж — 27,2 млрд. рублей, прочие доходы за минусом прочих же расходов составили 6,3 млрд. рублей, в бюджеты всех уровней отправились налоги на 16,1 млрд. рублей. Собственный капитал ПАО «Нижнекамскнефтехим» на конец года — 91,4 млрд. рублей, чистые активы — 91,9 млрд. рублей.

Ну и наконец главное блюда на этом столе — подлежащая разделу чистая прибыль в размере 26,4 млрд. рублей. Еще 16 марта совет директоров компании опубликовал сообщение, в котором рекомендовал к раздаче 7,943 млрд. рублей (годом ранее — 2,8 млрд. рублей). По обыкновенным акциям — 6,993 млрд. рублей (4,34 рубля на 1 акцию), по префам — 950,4 млн. рублей (4,34 рубля на 1 акцию).

Любопытно, что спустя всего пару дней, 18 марта, стало известно, что пакет 24,99% обыкновенных акций НКНХ за 19,8 млрд. рублей перешел в руки его друга — «Татнефти». Довольно иронично, но именно «Татнефть» в результате может рассчитывать на получение 1,75 млрд. рублей, то есть четверти от всех дивидендов по обыкновенным акциям НКНХ. То есть за счет этой «премии» нефтяники могут вернуть 8,8% суммы, потраченной на покупку акций «Нижнекамскнефтехима». При сохранении тех же темпов покупка окупится за 11 - 12 лет, но, по всей видимости, это произойдет раньше — планы-то по расширению у НКНХ наполеоновские.

Тут же в новом составе прошло и первое заседание совета директоров НКНХ. По предложению президента его председателем вновь избрали Бусыгина. Покинули состав совета экс-министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов, исполнительный директор IPCO — Trading SA Милич Желько и управляющий партнер адвокатской конторы «Раппопорт и партнеры» Александр Раппопорт.

Новыми лицами стали начальник юридического управления ОАО «ТАИФ» Альберт Латыпов и вторая, похоже, близкая к холдингу персона — акционер Interpetrol SA Муйичич Наим, который с прошлого года заседает и в совете директоров «Казаньоргсинтеза». Однако, как и ожидалось, усилила свои позиции и «Татнефть» — к Маганову присоединился его советник по внешнеэкономической деятельности и финансово-банковским вопросам, начальник стратегического управления ПАО «Татнефть» Нурислам Сюбаев, бывший зампред банка «Зенит». Интересно, что он как доверенное лицо Маганова уже сидел с ним рядом в совете НКНХ еще в те времена, когда его шеф был замдиректора «Татнефти». В 2007 году Сюбаева из совета убрали, и вот теперь он возвращается обратно и теперь вряд ли так просто уйдет — его место куплено за вполне конкретные деньги.

ГДЕ ДЕНЬГИ, ТАИФ?

Назвав собрание акционеров компании успешным, а итоги 2015 года образцовыми, Минниханов подчеркнул, что, несмотря «на все события, на ограниченность финансов, сложности в экономике, компания развивается, и к концу года мы получим новое современное каучуковое производство, плюс 133 тысячи тонн». При этом после ввода новых мощностей у Нижнекамска возникнут дополнительные возможности, как позже подчеркнул глава региона: «Это должно быть двукратное, а по некоторым позициям и трехкратное увеличение».

Кроме того, он отметил «огромную работу по снижению издержек производства и импортозамещению». «Здесь у вас в Нижнекамске создано производство по выпуску катализаторов. И здесь привлечены как предприятия республики, так и Казанский федеральный университет. И я считаю, то, что вы имеете свой научно-технический центр, это позволяет вам быть конкурентными и занимать лидерские позиции в нашей стране», — пояснил Минниханов. По его словам, компания не только сохранила позиции на рынке, но и нарастила все показатели — от прибыли до зарплаты и работ по экологическим программам.

«Основным блоком в «Стратегии-2030» является Камский кластер, где реализация наших проектов даст увеличение объемов промышленного производства в ближайшие 6 - 7 лет в 3 раза. И здесь основной локомотив и точка роста — нефтепереработка и нефтехимия. И тот проект, который мы обсуждали, «Этилен-1000», потом решили — «Этилен-600» (предусматривает увеличение мощности этиленового комплекса на 600 тыс. тонн в годприм. ред.), важнейший, конечно же, для развития полимеров нам нужен этилен. Надо учитывать то, что ваши партнеры, группа компаний «ТатнефтьІ, завершают работы в 2015 году по новой установке на 6 миллионов, поэтому сырье — рядом, все — рядом. Для нас стратегически программа «Этилен-600» является, наверное, самой приоритетной программой», — отметил президент. Интересно, что о второй части проекта — строительстве второй этиленовой печи еще на 600 тыс. тонн — он упоминать не стал.

Позже, на пресс-конференции Шигабутдинова спросили, откуда все-таки компания возьмет деньги на этот мегапроект (ранее представители компании оценивали обе очереди не менее чем в 500 млрд. рублей, что круто даже для ТАИФа). 21 сентября прошлого года совет директоров НКНХ даже объявил беспрецедентную «мобилизацию», поручив правлению рассмотреть возможность «максимального использования всех потенциальных инвестиционных и финансовых ресурсов» для финансирования проекта. Предлагалась и допэмиссия, и создание некоего ООО с передачей в него всего имущества НКНХ, и даже отказ от выплаты дивидендов. В итоге, как выяснилось, вопрос не решен до сих пор. Как отметил Шигабутдинов, «схема финансирования будет окончательно определена в конце сентября - начале октября». Но, чтобы придать уверенности в реальности неоднократно переносившегося по срокам проекта, добавил: «На площадку мы выйдем к концу года, а оборудование начнет поступать в начале будущего года. Срок завершения проекта — конец 2018 - начало 2019 года».


«ЕЩЕ КАКИЕ-ТО СЕКРЕТЫ Я НЕ СМОГУ ВАМ ДОЛОЖИТЬ»

Говоря о развитии Камского кластера, Минниханов подчеркнул, что его развитие требует серьезных инфраструктурных изменений, прежде всего транспортных: автодорог, железнодорожного транспорта, трубопроводов. Напомним, на то, что к проектам ТАИФа не подведены газопроводы, на днях обращал внимание гендиректор «Газпром трангаз Казань» Рафкат Кантюков: «ТАИФ, комплекс глубокой переработки, как будет обеспечен газом? Надо 85 километров газопровода провести, и ни о чем никто не говорит», — сетовал он. По словам главы республики, Татарстан добивается того, чтобы кластер получил поддержку федерального центра, поскольку решение всех инфраструктурных вопросов требует значительных вложений. Напомним, проект «Иннокам» на 750 млрд. рублей был представлен на площадке «Гайдаровского форума» в январе.

Наконец, заметно было в речи президента то, что достижения нефтехимиков он неизменно отмечал в связке с нефтяниками: упоминание одних влекло за собой именование смежников. Причем нефтяники возникали в речи, как правило, первыми — иногда вообще складывалось впечатление, что это праздник на улице не Шигабутдинова, а Маганова. Возможно, Минниханов таким образом восстанавливал справедливость, учитывая, сколько в последние месяцы «Татнефть» — не блистающая кратным умножением прибыли — сделала для республики. «В целом по стране идет рецессия, а мы свои позиции сохранили и по объемным показателям — 100,5 процентов промышленной продукции, валовый региональный продукт мы сохранили на уровне 2014 года, самое главное — инвестиции в основной капитал — 617 миллиардов рублей. Все этого говорит о том, что, несмотря на все сложности, благодаря нашим нефте... (Минниханов слегка запнулся, явно намереваясь произнести «нефтехимиков», но тут же уверенно продолжил)... нефтяникам и нефтехимикам республика сохранила свои позиции», — закончил мысль президент и попросил аудиторию аплодисментами поблагодарить «местных товаропроизводителей».


Позже, отвечая на вопрос о «королевской свадьбе» с продажей 25% минус одна акция НКНХ «Татнефти», Минниханов сказал: «Мы по этому вопросу уже высказали свое отношение, что нефтехимический блок «Татнефти» тоже развивается. Но в любом случае «Татнефть» сегодня — стратегический партнер ГК «ТАИФ». И все будет складываться из конъюнктуры и интересов сторон. Нам важно, чтобы эти два крупных холдинга балансировали и взаимодополняли друг друга. Мы уже озвучивали это, и больше, чем мы говорили, еще какие-то секреты я не смогу вам доложить. Пока такая складывается схема работы».


«НЕМНОЖКО ПОХВАЛИТЬ ТОЖЕ НЕПЛОХО»

Будущее самого Нижнекамска Минниханов также расписал на пресс-конференции, которая стала завершающим аккордом вчерашнего действа. По мнению президента, надо в первую очередь создать в городе микроклимат — обеспечить стабильную экологическую ситуацию, чтобы каждое современное производство отвечало всем мировым требованиям. Второе — наладить комфортное проживание: наличие торговых и прочих объектов.

«Вот Альберт Кашафович [Шигабутдинов] говорит, что здесь должен быть мирового уровня торгово-развлекательный центр, чтобы люди не ездили куда-то, — с намеком кивнул Минниханов на сидящего рядом главу ТАИФа. — Это правда. Посмотрите, какой уровень доходов в этом городе! Когда инвесторы на Нижнекамск смотрят, он, может, не соответствует их требованиям, но по покупательской способности, уровню жизни Нижнекамск очень привлекателен. Нам обязательно надо привлечь сюда крупную компанию мировую, чтобы дети пошли вот сюда, мамочки пошли по всем магазинам, чтобы потратить деньги для семьи».

Айдар Метшин
Айдар Метшин

Третьей составляющей комфортного микроклимата президент назвал транспортную доступность. «Мы утром сегодня смотрим — сплошной поток транспорта. С одной стороны, это хорошо. Раньше все ездили на вахтовых автобусах, сейчас все ездят на машинах. Значит, или нам надо сейчас делать общественный транспорт, который будет удобным и качественным, или еще какие-то вещи. Но дорожно-транспортную сеть надо адаптировать под сегодняшние задачи. Есть очень хорошая, привлекательная идея — через Соколки сделать перемычку, и Нижнекамск будет на 40 - 50 километров ближе, и дорога к столице будет значительно сокращена и будет более безопасной», — заключил глава республики.

Оценив блестящие перспективы, Метшин стал пламенно благодарить промышленные предприятия и лично президента за оказанную городу поддержку, сказав, что это не просто громкие слова, и он их говорит вовсе не потому, что президент сидит рядом. На это Минниханову оставалось лишь улыбнуться: «Немножко похвалить тоже неплохо».