«ПОЗНАКОМЬТЕСЬ: БУДУЩИЙ ЗАММИНИСТРА»

На «Казанской ярмарке» накануне под общим крылом открылись две выставки — «ВолгаСтройЭкспо» и «Недвижимость. Инвестиционные возможности. Франчайзинг». Приехали 212 предприятий из 27 регионов России, а также Беларуси, Германии, Испании и Северного Кипра. Официальное открытие ознаменовалось торжественной закладкой кирпичей в символическое основание выставок — за мастерки взялись министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин, заместитель председателя комитета госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев, президент союза строителей РТ Рим Халитов и другие. Укладывать кирпичи помогал и победитель открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia) РТ 2016» в компетенции «Кирпичная кладка» Талгат Самигуллин.

Во вступительном слове Файзуллин подчеркнул, что и в кризисные годы объем строительства в республике не снижается, и напомнил, что в РТ создается новая биржевая площадка, которая начнет работать с 1 мая на платформе агентства по госзаказу РТ, и посоветовал заказчикам взять ее на вооружение. Далее министр в сопровождении замов — Алмаза Ахметшина и недавно назначенного и. о. замминистра Ильшата Гимаева — начал обход выставки, задерживаясь у некоторых стендов. Например, заинтересовали Файзуллина лифты из Лыткарино (Московская область). «Сами производите? Абсолютно все?» — расспрашивал министр. Оказалось, что не совсем — главный привод и лебедки делают в Италии. Стандартный лифт для девятиэтажки стоит примерно 10 млн. рублей. Информация, судя по всему, оказалась актуальной. О чем-то посовещавшись с Гимаевым, Файзуллин предложил производителям лифтов обменяться с ним контактами. «Вы с Гимаевым тоже познакомьтесь — будущий замминистра», — представил он участникам рынка своего нового заместителя. Отметим, официального назначения еще не произошло, однако 4 апреля стало известно, что курировавший строительный блок министерства Ахметшин перешел на другую работу и на его место будет назначен Гимаев.

Еще одна зарубежная компания, привлекшая внимание делегации, — Feldhaus Klinker. Участник выставки был заявлен как ООО «Керамика и Клинкер Волга» — официальный представитель в Поволжье трех старейших заводов в Германии по производству клинкера. Представитель компании продемонстрировал Файзуллину программу-конфигуратор фасадов, в которую, по его словам, влюблены архитекторы и дизайнеры. Программа позволяет примерить любой понравившийся продукт, поменять цвет плитки, шва, водосточной системы. В «Волгастройэкспо» компания участвовала впервые и, судя по всему, привлекла внимание министра — он поручил взять ее на карандаш.

КИПР ЗОВЕТ

Остановился Файзуллин и у стенда компании «Термафлекс» (Московская область), производящей вспененные полимерные теплоизоляции для внутренних инженерных систем и гибкие трубопроводы для наружных. По словам представителя компании, кризис на ее делах сказался не слишком: «Кривая подъема несколько сгладилась. Не было такого резкого подъема продаж и поставок, как в предыдущие годы, но тем не менее рост был». «Термафлекс» задумался об открытии в Татарстане своего производства, о чем и сообщили Файзуллину.

«Сколько кирпича выпустили?» — спросил у представителя Казанского завода силикатных стеновых материалов министр. Ему ответили, что производительность завода — 250 млн. кирпичей в год и 100 тыс. кубометров газобетона. «Но главное, мы освоили производство железобетонных изделий, — рассказали представители предприятия. — Выпускаем сваи, плиты-перекрытия, элементы каркасного домостроения, бетонные блоки». «Цемент откуда берете?» — поинтересовался глава минстроя, видимо, вспомнив, о недавнем повышении цен, вызвавшем возмущение казанских строителей. — Покупаем у «Евроцемента». Сейчас цены зафиксировали, так что все будет нормально», — оптимистично заверил представитель фирмы. Он добавил, что в прошлом году продали 170 млн. штук кирпича, из них около 40 млн. — за пределы республики. А вот представитель компании «ХайдельбергЦемент Рус», которого корреспондент «БИЗНЕС Online» расспросил о ценах на цемент, заявил, что ситуация на рынке отнюдь не радужная.

Компании из России, Болгарии и Северного Кипра презентовали городскую, загородную и коммерческую недвижимость в разных ценовых сегментах. И если Болгария участвует в казанской выставке не впервые, то Северный Кипр — новичок. Компании из этой страны предлагают приобрести на острове недвижимость от квартиры-студии до виллы под заказ. «Из России многие приезжаюли просто посмотреть, тем более у нас есть ознакомительные туры — приглашаем посмотреть Кипр и нашу недвижимость бесплатно», — рассказали киприоты. Человек платит только за перелет, а проживание и экскурсии ему организует фирма. Иностранцы признают падение продаж — у людей стало меньше денег, но заверяют, что стало больше вариантов оплаты — беспроцентные рассрочки, кредиты и так далее.

РИЕЛТОРЫ ПРОСЯТ БРАТЬ С НИХ ДЕНЬГИ

В рамках выставки проходят и круглые столы. В частности, гильдия риелторов РТ организовала обсуждение гипотетического закона о риелторской деятельности. Говорили о том, что принятие такого закона помогло бы решить целый ряд проблем: увеличить налоговые поступления в бюджет, создать добросовестную конкуренцию (благодаря единым стандартам) и обеспечить прозрачность рынка, защитить собственников от мошенников. Однако пока гильдия натыкается на противоречие — закон может быть принят только на федеральном уровне, рассказал президент гильдии риелторов РТ Андрей Савельев. Круглый стол он предложил строить в формате беседы.

Первым взял слово руководитель АН «Аляска» Леонид Авилов. «Какие основные положения заложила гильдия в этом законе?» — поинтересовался он. «Как такового закона о риелторской деятельности у нас, конечно же, нет, у нас есть некоторые положения, которые мы тезисно разработали, — пояснил Савельев. — Первое: риелторская деятельность должна допускаться только при наличии специального разрешения. Субъектом риелторской деятельности могут быть только юридические лица либо индивидуальные предприниматели, при этом они должны быть членами какой-то саморегулируемой организации (не обязательно гильдии риелторов)». По задумке риелторов, закон должен включать страхование ответственности и единую форму регистрации договора, чтобы избежать левых сделок, ухода от налогов и оформления. Предлагается создание единой базы — активного реестра всех риелторов, которые имеют аттестат, дабы можно было сверить и убедиться, что перед ними действительно риелтор, а не человек с поддельным удостоверением. Дополнительно предлагается дать риелторам выполнять одну из функций МФЦ. Сейчас функция приема документов и их оформления в Росреестре есть у нотариусов. По мнению Савельева, то же самое могут делать и риелторы.

«Есть два пути, как нам принять закон о риелторской деятельности, — обратился к залу Савельев. — Первый: через федеральное законодательство, Госдуму. Второй путь: через региональный уровень, чтобы наше правительство предложило эту инициативу в Государственную Думу. Первый путь для нас практически невозможен, поэтому мы решили создать инициативную рабочую группу и проработать закон на нашем уровне. И, естественно, в качестве пилотного проекта опробовать его в Татарстане. Согласование некоторых министерств нами получено, они готовы принять участие. Единственный вопрос, который остается: действительно ли нужен этот закон? Но, несмотря на то, что народу было много, желающих дискутировать не нашлось. «Риелторы у нас достаточно неактивны и инертны», — с грустью констатировал Савельев. Однако положение вновь спас Авилов: «Больше 25 лет существует риелторская деятельность. И фактически нас называют черными риелторами, но мы не черные, мы серые риелторы. По сути, от нашей деятельности должны поступать деньги — для образования, для медицины. Но мы этого практически не платим. Это серый вид бизнеса. И это продолжаться до бесконечности не может. Потому что в цивилизованных странах человек, не заплативший налог, подвергается суровому наказанию!» По словам Авилова, из-за «риелторского» закона республика недосчитывается в год 1,5 млрд. рублей налогов. «Эта цифра будет достигнута в том случае, если все риелторы будут работать в открытую, по-белому, — уточнил Савельев. — Пока что белые риелторы проводят только 30 - 40 процентов сделок в Татарстане».