ЭКОНОМИКА ПРИПОДНЯЛАСЬ, НО БАНКРОТОВ ВСЕ БОЛЬШЕ

Ситуация в экономике остается непростой, но тем не менее в первом квартале 2016 года татарстанская налоговая служба исполнила план по всем бюджетам, констатировал на традиционном квартальном совещании глава ФНС по РТ Марат Сафиуллин. Еще немного оптимизма чуть ранее, открывая совещание, добавил президент РТ Рустам Минниханов. «Я хотел сказать, что итоги по цифрам неплохие: валовой региональный продукт — 101,9 процента, индекс промышленного производства — 102,1 процента , строительный объем — 104,2 процента. По розничной торговле мы, конечно, еще не набрали объема — на 1,4 процента снижение. Есть факторы, которые влияли на нашу экономику — конечно же, это связано со стоимостью нефти в начале года, но пока, тьфу-тьфу, движение стоимости нефти идет с ростом», — сказал президент. Впрочем, как далее выяснилось, это был как раз тот случай, когда начинают за здравие, а заканчивают за упокой. Татарстанская бюджетная система настолько привыкла к сладкому слову «допдоходы», что без них и выполнение плана не в радость, ведь под угрозу попадают многие вполне себе обязательные траты.

Сафиуллин неожиданно выступил в роли эксперта-экономиста, рассказав об основных тенденциях в работе предприятий РТ. «Важно отметить, что реакция экономики республики на снижение мировых цен на нефть в этом году была более сдержанной, чем в прошлом. Безусловно, свою положительную роль сыграл высокий удельный вес экспортоориентированной продукции наших компаний, а ослабление рубля способствовало росту конкурентоспособности в ряде отраслей. Однако у многих представителей бизнеса адаптация к новым реалиям экономики проходит очень тяжело. Основная причина — отсутствие роста потребительского спроса, побуждающего снижать производство основных товаров и услуг и реализовывать их с минимальной наценкой, а то и вовсе по себестоимости», — рассказал он.

Марат Сафиуллин Марат Сафиуллин

Год от года в республике ухудшается ситуация с убыточными предприятиями: сумма исчисленного убытка составила за прошлый год 81 миллиард рублей, а накопленного убытка возросла со 155 до 220 миллиардов. «Для сравнения, налоговая база по налогу на прибыль за весь 2015 год составила 139 миллиардов рублей», — посетовал Сафиуллин. А число предприятий-банкротов выросло на 48 — до 723. «С октября прошлого года к ним добавляются граждане — на 1 апреля признано банкротом уже 120 человек», — заметил глава ФНС. Впрочем, Сафиуллин заметил: «Убыточность может быть мнимой и стать одним из способов по уклонению от уплаты налогов, поэтому необходимо выявлять конечных бенефициаров и их активы как источник покрытия задолженности».

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ УПАЛ НА ЧЕТВЕРТЬ

На столь непростом экономическом фоне общие поступления всех налоговых платежей по республике составили 83,5 млрд. рублей, из которых 55% пошло в федеральный бюджет, 45% — в местные, рассказал Сафиуллин. То есть консолидированный бюджет республики получил 37,8 млрд. руб. — на 36% меньше, чем в первом квартале 2015 года. «Снижение мировых цен на нефть в начале текущего года до минимальных значений негативно отразилось на поступлении налоговых доходов на территории республики — они уменьшились более чем на 16 миллиардов рублей. В том числе это налог на добычу полезных ископаемых — на 13,5 миллиардов рублей, снижение в консолидированный бюджет республики — на 2,7 миллиарда рублей», — констатировал спикер.

Впрочем, основная головная боль налоговиков — падающие поступления налога на прибыль. В первом квартале предприятия РТ выплатили бюджету 12,7 млрд. рублей — меньше, чем в аналогичном периоде 2015 года, на 4 млрд. рублей, или на 24%, рассказал министр финансов республики Радик Гайзатуллин. Из 1051 компаний, которые мониторит минфин, снизили платежи 430 — на 4,9 млрд. рублей. Крупнейшие налогоплательщики тоже не порадовали: «К уровню прошлого года снизили платежи «Татнефть» — на 1,7 миллиарда рублей, КВЗ — на 450 миллионов рублей, ТАИФ-НК — на 338 миллионов и «Лукойл» — на 113 миллионов». Тенденция по снижению налога продолжится и во втором квартале — оно может достичь 4,3 млрд. рублей, предупредил Гайзатуллин.

Радик Гайзатуллин (слева) Радик Гайзатуллин (слева)

Мало того, что бюджет получает меньше, чем годом ранее, растет и сумма переплаты налога на прибыль, то есть тех денег, которые по закону бюджет обязан компаниям вернуть. Сейчас эта сумма составляет 15,4 млрд. рублей, сказал Гайзатуллин. Особое беспокойство налоговиков в этом плане вызывает группа «Газпром», от которой с октября налог на прибыль не поступает, а переплата увеличилась до 1,25 млрд. рублей.

Меж тем граждане оказали бюджету гораздо большую пользу, чем ранее: поступления НДФЛ выросли на 13,6% до 14 миллиардов. Сафиуллин напомнил, что правительство продолжает совершенствовать электронную базу данных налогоплательщиков. Например, в конце прошлого года была создана единая база имущественных налогов, которая позволила сформировать единое налоговое давление для граждан по объектам, расположенным по всей России. «Если физлицо имеет машину в Якутии, дом в Санкт-Петербурге и в Татарстане землю, он заплатит по единому окну», — объяснил Сафиуллин.

Гайзатуллин предупредил, что дальнейшее исполнение бюджета будет напряженным — «в связи с отставанием в первом квартале и ростом переплаты, прогнозами крупных предприятий по снижению платежей». «Одновременно утяжеляет бюджет необходимость ликвидировать дефицит бюджета в 5,8 миллиарда рублей и вернуть федеральные кредиты в 2,2 миллиарда рублей», — напомнил министр.

«СРАЗУ В ПРОКУРАТУРУ. КТО БЫ НИ БЫЛ, ДРУГ НЕ ДРУГ — У НАС ВСЕ ДРУЗЬЯ!»

Сдержанные доклады финансистов сменили куда более эмоциональные отклики от членов правительства. Так, премьер-министр РТ Ильдар Халиков услышал в докладе Гайзатуллина о «ряде серьезных нарушений, которые происходят в некоторых муниципальных образованиях». Министр аккуратно упомянул о недобросовестных госзакупках: по его словам, в 7 районах проверки показали, что чиновники злоупотребляют правом закупки питания до 100 и до 400 тыс. рублей без проведения торгов. А потому, как можно было понять из обсуждений участников совещания, дробят лоты до нужных сумм и спокойно отдают дружественным конторам. «Я считаю, что мы обязательно разработаем механизм, исключающий волюнтаристические принятия решений по дополнительным расходам. То же самое и в части закупок. Понятно, что если муниципальное образование берет закупки и делит на 23 части по 100 - 400 тысяч, возникает много вопросов и у нас, и у правоохранительных органов. Поэтому просьба составить черный список, и, конечно же, должна быть аналитика — сравнительная таблица цен на закупки питания», — отреагировал на это премьер-министр.

Еще более эмоционально прокомментировал тему нечестных закупок президент. «Запретить надо дробить, а казначейству — не проводите эти платежи! Сразу, где идет дробление, отдавайте в МВД, правоохранительные службы. Ну зачем это делать? Кого мы хотим обмануть?! — вопрошал он. — У нас есть поставщики — Марату Готовичу (Ахметову, министру сельского хозяйства РТ — прим. ред.) поручено. Мы можем обеспечить качественными продуктами питания, мясной продукцией, молочной, крупами. Все же у нас есть — из первых рук будете покупать! Мы своим детям покупаем то, что не соответствует санитарным нормам. Что это такое?! Вообще с этими вещами не шутят».

Затем президент стал вспоминать конкретные случаи, упомянув некий инцидент с закупкой комбайнов в Муслюмовском и Кукморском районах, каким-то образом связанный с минобразования, поскольку ответ перед президентом держал его глава Энгель Фаттахов (он, к слову, также является куратором Муслюмовского района в правительстве). «Что это такое — комбайны какие-то покупаете, черт знает откуда появились?! Бросайте эту практику! Вы с огнем играете! Вы сами подставились, подставили управление закупок. Все надо делать прозрачно — время сейчас такое, — распекал президент, чуть позднее приподняв завесу тайны. — Старый комбайн там купили как новый. Что это такое?! Прикормленные ваши структуры! Может, они хорошие люди, но все должно быть прозрачно! Там, конечно, уголовное дело возбуждено, перечень лиц, которые стоят рядом, подпадают под сомнение. Других подставляете, нормальных служащих, которые работают на своих должностях», — сказал Минниханов.

Досталось критики и министру транспорта и дорожного хозяйства РТ — за состояние дорог. Эта тема звучала на недавнем субботнем совещании у Минниханова, но сделанные тогда им поручения создать комиссию по проверке подрядчиков, не выполняющих гарантийные обязательства, в протокол, как выяснил «БИЗНЕС Online», не попали. «И опять я поручаю Марсу Сарымовичу (Бадрутдинову, начальнику управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики прим. ред.) проверить — ну стыд и позор! Два года, три года... Дороги! — вспомнил президент о проблеме разрушения дорожного полотна. — Все передайте вон в прокуратуру. Что это такое?! Тяп-ляп! Это же наша республика, по этим дорогам мы ездим! Вы же министр, вы должны требовать за каждую копейку! Если нет — передавайте сразу в прокуратуру. Кто бы ни был — друг не друг. У нас все друзья!»

Традиционно президент попросил коллег усилить контроль за неплательщиками и напомнил об экономии: «Живем по деньгам!» А закончил совещание вновь на позитивной ноте: «Но в целом я считаю, что квартал мы отработали неплохо».

«С ИЮНЯ 2015 ГОДА ВОПРОС «ПОДВИС». В ИТОГЕ ДОЖДАЛИСЬ ПОРУЧЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА...»

«БИЗНЕС Online» спросил у госслужащих Татарстана, как продвигается борьба с нечестными госзакупками.

Роман Мугерман — депутат Госсовета РТ:

— Ранее (в 2015 годуприм. ред.) мы инициировали депутатские проверки закупок детского питания по всем районам. Была создана рабочая группа с участием представителей правительства РТ, министерств и ведомств, ряд депутатов Госсовета РТ вошел в эту группу. Были выработаны предложения, связанные с консолидацией закупок и был проведен анализ закупочной деятельности по различным районам. В результате этого было выявлено, что стоимость закупок на идентичные товары значительно разнится по цене. При этом было сделано предложение объединить, консолидировать закупки с разбивкой их по зонам, чтобы оптимизировать логистику и таким образом снизить стоимость питания в учреждениях образования и обеспечить должное качество. Предложения были подготовлены совместно с центром экономического исследования и переданы первому вице-премьеру Алексею Песошину.

Этот вопрос был связан и с питанием в больницах, поэтому встал шире. Составленное нами письмо с описанием итогов работы этой комиссии Песошин 11 июня 2015 года адресовал Редько, Ахметову, Здунову, Геллеру, Кудрявцевой, Радику Гайзатуллину, Фаттахову, Вафиной, Зариповой с резолюцией: «Прошу совместно подготовить соответствующую документацию для создания в республике системы централизованных закупок продуктов питания для социальных учреждений».

Насколько я понимаю, с июня 2015 года вопрос «подвис». В итоге дождались поручения президента...

Сейчас, на мой взгляд, нужно вернуться к предложениям, сформулированным этой депутатской группой: оптимизировать стоимость закупок за счет консолидации лотов, объединения идентичных товаров. Разбить их по логистически приемлемым зонам и обеспечить снижение цен на питание в больницах, школах, в детских садах. При этом обеспечить должный уровень качества.


Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ»:

— По детскому питанию президент дал задание казначейству разработать систему централизации и прозрачности. В создании этой системы мы [агентство] тоже участвуем. Будет новая система закупок питания. Могу вам сказать, что для детских дошкольных учреждений определили только 67 видов питания, которые будут закупаться. Роспотребнадзор выдал требования к расфасовке, ГОСТам, срокам хранения. Сейчас идет эта работа, и, как сказал министр финансов в своем докладе, не позже июля будет составлен доклад президенту.

Реально ли на площадке госзакупок отслеживать нечестные торги по детскому питанию? Да, реально. Я не буду сейчас раскрывать деталей, потому что их пока еще не утвердили. Пока идет набор предложений и эксперименты. Мы провели очень удачный эксперимент в Пестречинском районе. Но пока давайте без подробностей...

Я бы хотел в связи с этим отметить, что вчера генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка и вице-премьер правительства РФ Александр Хлопонин в унисон, не сговариваясь, выступили с теми же словами, которые я повторяю уже четвертый год ,— о том, что закон №44 ФЗ о контрактной системе получился очень неудачным. По сути, он позволяет легализовать договоренности. Или, как сформулировал заместитель руководителя ФАС Петербурга, чиновники, к сожалению, используют закон вопреки тем задачам, которые при разработке этого закона ставились. И поэтому проблема закупки питания — это только частный случай из всех возможностей, которые, к сожалению, открыл нам этот закон. Продолжаются «заточки», когда торги «затачивают» под единственного участника; продукты питания закупают не на электронных торгах, а на открытом конкурсе...

И премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на прошлой неделе сказал публично, что надо пересматривать условия торгов. Чтобы во время проведения открытого конкурса критерий субъективности был хотя бы 20 процентов, а не 50 процентов, как сейчас. Для этого нужно менять 44-й закон, отменять его или глубоко перерабатывать!