. Дела духовные стояли сегодня в повестке заседания попечительского совета фонда возрождения памятников истории и культуры РТ

«БЕЗ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ НЕ ОБОЙТИСЬ»

Дела духовные стояли сегодня в повестке заседания попечительского совета фонда возрождения памятников истории и культуры РТ с участием Рустама Минниханова, которое прошло в представительском корпусе Кремля. Для начала — видимо, для тех, кто не знал или подзабыл — глава республики напомнил, что 4 ноября он подписал указ о воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери и создании Болгарской исламской академии. Последняя должна стать ни много ни мало одним из «ведущих центров образования и духовно-просветительских мусульманских центров», а воссоздание храма президент РТ назвал «восстановлением исторической справедливости».

Было объявлено, что к реализации проектов подключен фонд «Возрождение» во главе с Минтимером Шаймиевым. Такой читающийся выбор Минниханов объяснил высоким кредитом доверия у населения и налаженным контактом с ЮНЕСКО, бизнес-сообществом и отлаженным фондом механизмом привлечения кредитных средств. «Мы говорили об этом с Рустамом Нургалиевичем, — подтвердил госсоветник РТ Шаймиев, напомнив, что на будущий год ему стукнет 80 лет. — А он сказал, что члены политбюро и старше бывали». Зал отреагировал дружными аплодисментами и смехом.

Уточним, что проектировщиком здания Болгарской исламской академии выступает ГУП «Татинвестгражданпроект», генподрядчиком — ООО «Грань» (21 мая 2016 года, в день официального принятия ислама Волжской Булгарией, намечена закладка памятного камня на месте строительства академии). Воссозданием собора Казанской иконы Божией Матери в качестве проекта также займется «Татинвестгражданпроект», а генподрядчиком станет ООО «Евростройхолдинг+». Строительство обоих объектов начнется сразу после закладки памятных знаков в основание.

Проект собора представляет полную копию утраченного оригинала. Сейчас на территории Казанского Богородицкого монастыря уже начаты археологические работы и найден старый кирпичный фундамент. «Надо еще смотреть, если фундамент будет нормальным, то на нем храм и будет восстанавливаться, — сказал «БИЗНЕС Online» митрополит Казанский и Татарстанский, владыка Феофан. — Все, что найдут в ходе раскопок, будет помещено в создаваемый музей Богородицкого монастыря. Говорить о том, кто будет расписывать, еще рано — надо построить».

«НЕ МНОГО ЛИ МЫ НА СЕБЯ БЕРЕМ?»

Как сообщил «БИЗНЕС Online» ректор Российского исламского университета, директор ГБУ «Центр исламоведческих исследований» Рафик Мухаметшин, только строительство исламской академии потребует не менее 1 млрд. рублей. Само учреждение уже прошло юридическую регистрацию, и по плану набор студентов начнется задолго до окончания строительства, чтобы 1 сентября 2016 года уже начать образовательную работу.

Замминистра культуры РФ Александр Журавский рассказал, что финансирование восстановления и строительства объектов будет вестись по принципу 50 на 50: половину выделит федеральный бюджет, другую составят деньги из республиканской казны и от благотворителей. «Но, насколько я понимаю, со стороны республики будет гораздо больше, чем 50, — сказал он, намекая на «работу» с благотоворителями. — Конечно, без дополнительных, внебюджетных источников не обойтись».

Альберт Шигабутдинов заявил, что компания и прежде оказывала посильное участие в предыдущих проектах, и этот проект ТАИФ тоже поддержит


Первым делом слова поддержки Минниханов нашел у главы самой богатой компании Татарстана, гендиректора ОАО «ТАИФ» Альберта Шигабутдинова. «Не много ли мы на себя берем, можете ли вы быть нашим подспорьем?» — участливо спросил президент. Разумеется, Шигабутдинов ответил, что компания и прежде оказывала посильное участие в предыдущих проектах, и этот проект ТАИФ тоже поддержит. Кто бы сомневался.

Евгения Даутова: «Большая ответственность лежит на нашем поколении, потому что мы застали время, когда храмы разрушали. Естественно, что наше поколение обязано их восстанавливать»


«Законы такие, надо одну сороковую — сюда, одну десятину — туда, — под смех собравшихся говорил Минниханов и попросил высказаться предправления ОАО «Акционерный коммерческий банк «Спурт» Евгению Даутову. — Может, мы неправильно что делаем?»

Сомнений в том, что «нужно», не оказалось и у Дамира Каримуллина


Отрицательный ответ был явно неуместен. Даутова, конечно, начинание горячо поддержала: мол, каждое поколение строило храмы и синангоги. «Большая ответственность лежит на нашем поколении, потому что мы застали время, когда храмы разрушали, — сказала Даутова. — Естественно, что наше поколение обязано их восстанавливать». Сомнений в том, что «нужно», не оказалось и у председателя федерации профсоюзов РТ Татьяны Водопьяновой, и у гендиректора ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» Дамира Каримуллина...

«МАРАТ, Я РАД ТЕБЯ ВИДЕТЬ, НО ГДЕ ГАФУРОВ?»

Тему культурной и общественной значимости строительства упомянутых объектов продолжил муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин. «К сожалению, происходит вовлечение российских мусульман в эти процессы путем бездумного интернет-серфинга и обучения в зарубежных исламских центрах, — сказал Самигуллин. — Создание академии является продолжением и возрождением исламского образования не только у татар, но и у всех мусульманских народов нашей страны. Стоит отметить, что в советское время подавляющее большинство мусульманских традиций в образовании было прервано, крупные центры распущены, а богословы подверглись репрессиям».

Тут вроде бы «по протоколу» должен был пройти к трибуне митрополит Феофан, и, судя по его телодвижениям, он уже готовился к выступлению, но постановка пошла не по сценарию. «Иметь такую школу в целом для нашей страны — важный момент и надо бережно относиться к нашей религии, истории, языку, — вмешался Минниханов, начав издалека. — В интернете идет обсуждение, что кафедру татарской филологии... Вы можете мне пояснить? Вас сильно ругают».

Напомним, на прошлой неделе в ряде СМИ прошла информация о том, что КФУ может остаться без отдельной кафедры татароведения. Возмущение татарской общественности этим известием выразил постоянный автор «БИЗНЕС Online» Рафаэль Хакимов, в своей еженедельной колонке, собравшей почти полтысячи комментариев. Отвечать на неудобный вопрос президента взялся директор института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов, который спокойно пояснил, что «прошла неправильная информация» и университет вообще не принимает решения о закрытии кафедр (речь идет о слиянии кафедры татароведения с этнологией и археологией, но сути это не меняет).

«А кто принимает эти решения?» — спросил президент. Хайрутдинов повторил, что такое решение не принимается.

«Когда такие вопросы возникают, вы должны публично собрать прессу, дать разъяснение, — распекал глава республики. — Почему вы сидите, окопались — и никакой реакции? Неужели я должен вам это говорить? Гафуров здесь?»

Ректора КФУ Ильшата Гафурова на месте не оказалось. Замглавы аппарата президента РТ Александр Терентьев сообщил, что он то ли не приглашен, то ли не приехал, так что держать удар пришлось проректору по вопросам экономического и стратегического развития университета Марату Сафиуллину.

«А ты чего пришел сюда? Ты не представитель совета ректоров, — спрашивал Минниханов. — Марат, я рад тебя видеть, но где Гафуров? Почему ректор не пришел? Терентьев, почему плохо работаете?»

Разберемся, рапортовал Терентьев. «Не надо разбираться, обзвоните, это наш ведущий университет, — отругал его президент. — Я прошу от вас объяснений через прессу, чтобы понять, насколько оправданно поднимается этот вопрос. Главное — как попечителя меня приглашает, а ко мне не приходит! Я к нему в следующий раз не пойду... Я ко всем обращаюсь! Если вас приглашают на такое мероприятие, то это не из-за вашей фамилии, а из-за вашей должности. Я тоже не вечный... Правила должны быть везде».

«Реакция общественности резко отрицательная, — добавил масла в огонь Шаймиев. — Надо разобраться с ситуацией, выступить, извиниться».

Как потом оказалось, у Гафурова причина уважительная: болен отец. «Но он должен был сообщить, предупредить, проинформировать, что по семейным обстоятельствам его не будет, — сказал Минниханов. — Все равно ему «желтая карточка». Во-первых, за то, что он плохо отнесся к родному языку, не информируя о том, что делается. Во-вторых, надо пользоваться мобильными средствами связи и электронной почтой».

Отметим, что после заседания КФУ собрал экстренную пресс-конференцию, на которой директор института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов попытался опровергнуть информацию о ликвидации кафедры, но подтвердил ее слияние с другими кафедрами: «Татароведение пойдет как одно из направлений вместе с этнологией и археологией». «БИЗНЕС Online» готовит с пресс-конференции отдельный репортаж.

«ЗАСЕДАНИЕ СТРАСТНОЙ ПЯТНИЦЫ»

Наконец настал черед выступления митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, предваряя которое Минниханов пошутил для разрядки атмосферы. «Сейчас возьмет владыка, по-татарски выступит, еще лучше будет», — улыбаясь сказал президент. «Хотелось бы», — не полез за словом в карман Феофан и, не чинясь более, сообщил, что на освещение закладки храма 21 июля в день обретения Казанской иконы Божией Матери приедет сам патриарх Кирилл, который уже благословил воссоздание собора.

«Не случайно презентация этих двух больших проектов совпала не в дни Пасхи, а проходит в самый строгий день поста, когда православные вообще ничего не вкушают до вечера, никакой пищи. Случайностей не бывает», — сказал владыка Феофан.

«Я передам Сафарову (Асгат Сафаров — руководитель аппарата президента РТприм. ред.), он в последнее время глубоко погрузился в религию», — отреагировал Минниханов снова под смех зала.

Начальник департамента по взаимодействию с религиозными организациями управления президента РФ по внутренней политике Евгений Еремин творчески развил мысль владыки и предложил внести сегодняшнее событие в историю как «Заседание страстной пятницы». Запахло аллюзиями на тайную вечерю, пусть на дворе и не четверг, да и собравшихся было гораздо больше 13. Впрочем, идея широкой поддержки не получила.