Марат Низамов

ПОЧЕМУ ЛЕЧИТЬСЯ НАДО В СООТВЕТСТВИИ С ШАРИАТОМ?

Услышав про новый документ, люди могут недоумевать: что за стандарты «халяль»? Обычно это слово ассоциируется с едой или поведением человека, поэтому мы назвали его не стандарты «халяль», а общие требования по оказанию медицинских услуг по канонам ислама, а то ассоциация у людей будет не совсем корректная. Для чего это нужно? В России проживает от 20 до 25 млн. мусульман. Есть определенные правила, определенные требования к отношениям между врачом и пациентом. Например, что все должно быть согласно нормам шариата: мужчину должен обслуживать только мужчина-врач, женщину, соответственно, женщина.

Во-первых, мусульманин не должен открывать аурат (слабое незащищенное место, часть тела, которую мусульмане обязаны прикрывать перед другими людьми, для женщин ауратом считается все тело, кроме овала лица и кистей рук, для мужчин — от пупка до колен включительно — прим. ред.) перед посторонней женщиной. Да и женщине запрещено открывать аурат перед посторонним мужчиной. Это можно делать лишь в экстренных случаях, когда жизнь человека висит на волоске. При спасении пациента можно отступить от правил. Кроме того, есть этический момент: не каждый мужчина наберется смелости и расскажет женщине-врачу о своих болезнях, и не каждая женщина расскажет мужчине-врачу, какие симптомы у нее наблюдаются.

Есть определенные требования и к помещениям. Его по гендерному признаку необходимо разделить по зонам, чтобы не смущать других пациентов. Кроме этого, есть требования к лекарственным препаратам: есть препараты, в которых мусульмане сомневаются. Это могут лекарственные средства, где есть ингредиенты животного происхождения. Главный вопрос здесь: разрешенное ли это было животное, и если разрешенное, то заколото ли в соответствии с нормами шариата? Есть препараты, содержащие алкоголь, а в некоторых имеются и наркотические вещества.

Соблюдающая правила мусульманка должна искать альтернативу. Если она для себя считает, что не пойдет к доктору-мужчине, она должна искать альтернативу. Это касается и лекарств. Если она знает, что в лекарстве есть харам, она должна искать альтернативу.

ДОКУМЕНТ ДОЛЖЕН ПОЯВИТЬСЯ УЖЕ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ

Почему комитет по стандарту «халяль» стал заниматься этим вопросом? Потому что назрела в этом необходимость. К нам приходят люди. У них есть требования в получении медицинских халяль-услуг по канонам ислама. Если у поликлиник будут такие пациенты, они могут обратиться к нам. Мы им на основании общих требований скажем, покажем, что можно сделать для того, чтобы мусульманка или мусульманин получили медицинские услуги в соответствии с его вероисповеданием. Если человек заболел, если он хочет получить услуги по нормам ислама, а его принимает женщина, он может обратиться к заведующему, чтобы поменяли врача. Если не получается, то это его волеизъявление, он может сам найти другого врача, пойти в платную поликлинику, где эти услуги были сертифицированы. Сертификация добровольная, требовать сейчас от государственной клиники предоставления халяль-услуг не получится. Документ носит рекомендательный характер, поэтому если в государственной больнице есть такая потребность, можно предоставить отдельную палату, отдельных врачей . Это можно узаконить внутренними документами, согласовать это с министерством здравоохранения, а частные клиники могут то же самое сделать с учредителями.

Фото: ©Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

Мы только недавно начали разрабатывать этот документ «Общие требования по оказанию медицинских услуг в соответствии с канонами ислама». Сейчас идет фаза обсуждение проекта. 14 апреля впервые собрались в РИИ на круглый стол, сформировали рабочую комиссию. Каких-то разногласий нет, идет трактовка определенных пунктов: как это правильно сказать, как правильно выразить. Жестких противоречий нет.

Мы приглашаем на обсуждение практикующих врачей, у которых есть опыт работы с мусульманами, есть доктора, проработавшие в мусульманских клиниках. В Казани таких учреждений порядка пяти-шести. Хоть эти клиники и позиционируют себя как мусульманские, туда любой человек может прийти, ведь даже если больной иного вероисповедания или атеист, ему, наверное, все равно хочется, чтобы врач был одного пола с пациентом. В этих клиниках оказывают медицинские услуги, не противоречащие шариату. Знающие врачи, соответствующие лекарства, комнаты, где можно принять омовение, совершить намаз, целый перечень требований к персоналу там прописано, как нужно разговаривать с пациентом, какие процедуры проводить. Халяль-питание должно быть обязательно. Это все на аутсорсинге сейчас делается: заказывают организации, она им поставляет еду. Например, халяльное кафе может подвозит. В ДРКБ, например, где проводят обрезание, одна фирма обеспечивает едой в соответствии с шариатом. Что касается врачей частной практики, мы еще с ними не работаем, пока только с юридическими лицами, потому что вопрос щепетильный. Квалификацию врачей мы не знаем, а у поликлиники есть лицензия. Сами врачи заинтересованы, ведь к ним приходят мусульмане, пожилые люди , бабушки-дедушки из деревень... Сам документ мы хотим презентовать уже скоро на международном экономическом саммите «Россия — Исламский мир: KazanSummit». В этом году он пройдет 19 мая.

записал Альфред Мухаметрахимов