«Я БЫ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ У ТАТАР БЫЛА СВОЯ «ИРОНИЯ СУДЬБЫ»

«Развитие кино в Татарстане не получило должного уровня по сравнению с литературой, музыкой, другими видами искусства, несмотря на то что в 20-х годах был дан неплохой старт — имею в виду первый татарский художественный фильм «Булат-батыр», — пессимистично начал пресс-конференцию председатель комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета РТ Разиль Валеев.

Впрочем, тон для разговора о татарстанском кинематографе вполне привычный. Тому депутат видит несколько причин: отсутствие материально-технической базы, скудное финансирование, кинопрокат, отсутствие кадров и человека, который все бы это организовал (сказано это было в присутствии председателя союза кинематографистов Татарстана Ильдара Ягафарова). «Для начала можно было бы пригласить тех, кто имеет непосредственное отношение как к Татарстану, так и в целом к татарскому народу: Хаматова, Шакуров... Их достаточно много», — начал перечислять депутат. Он продолжил о том, какое же из искусств является для нас важнейшим: «Кино — это синтетическое искусство, которое включает в себя и язык, и музыку, и художественное творчество, и другие аспекты культуры. Это мощнейший инструмент в деле сохранения как языка, так и в целом культуры татарского народа. Если народ стремится жить и развиваться в будущем, у него обязательно должно быть высокое киноискусство. Было бы хорошо, если бы в будущем смогли принять программу по развитию киноискусства в республике. Это было бы прекрасно!»

Режиссер Ягафаров согласился с поэтом Валеевым: «Кинематограф должен развернуться лицом в национальную сторону. Если мы говорим о сохранении языка, то мы должны пользоваться этим инструментом: кино врывается через телевизор в любую квартиру». И далее последовала метафора от главы культурного комитета Госсовета: «Если представить российское киноискусство в виде реки Волги, мы пока еще находимся на берегу. Надо бы нырнуть туда и течь вместе с большим киноискусством». После чего Валеев вывел для журналистов свою формулу того, как отличить хорошее кино от плохого. «Если фильм смотрят один раз, то это плохой фильм. Если фильм смотрят два раза, это хороший фильм, если фильм смотрят три раза, это отличный фильм, если фильм смотрят бесконечно, то это «Ирония судьбы»! — уверен он. — Я бы хотел, чтобы у татар была своя «Ирония судьбы».

Разиль Валеев

ПРАЗДНИК ДЕТСКОГО КИНО, НОЧЬ КИНО И ЛЕТНИЕ ПОКАЗЫ

Далее слово взяла заместитель министра культуры РТ Гузель Шарипова. Она рассказала о плане республиканских мероприятий в рамках Года кино в России. Все их, по словам Шариповой, можно разделить на два ключевых момента — поддержка киноиндустрии в Татарстане и фестивальные культурно-массовые мероприятия.

Так, в рамках Года кино в республике строится 5 новых клубов, которые будут оснащены современным цифровым оборудованием. 6 клубов уже получили такое оборудование, еще 15 учреждений культуры в районах будут им оснащены в ближайшее время. Также будут проведены конкурс киносценариев и всероссийская акция «Ночь кино»; проект «Дыхание времени»; казанский международный фестиваль мусульманского кино и казанский международный фестиваль любительского, молодежного и детского кино и т. д. 1 июня — в Международный день детей — пройдет праздник детского кино и анимации, в летнее время будут проходить уличные показы в городских парках и скверах, 1 сентября во всех школах пройдет урок кино. К слову сказать, в рамках летних показов предусмотрена и демонстрация татарских фильмов.

И во всей этой череде бесконечных мероприятий, которых всего около 50, в план включено производство лишь одного игрового, четырех документальных фильмов и трех молодежных проектов. Также предусмотрена экранизация классика татарской литературы Аделя Кутуя. Выделено на это все эти мероприятия неполных 9 млн. рублей, несмотря на то что изначально было заявлено 47 миллионов.

Однако, по словам Ягафарова, на производство только одного качественного полнометражного художественного фильма необходимо не менее 5 млн. рублей. «Если снимать кино абы как, то оно таким и получается... Если мы хотим создать индустрию... В Якутии, например, на производство фильмов тратится около 100 миллионов рублей», — посетовал режиссер.

Гузель Шарипова

ЛЮДИ СНИМАЮТ КИНО НА СВОИ ДЕНЬГИ, НА ДЕНЬГИ РОДИТЕЛЕЙ

Ягафаров также рассказал о делах и проблемах возглавляемого им союза.

Он напомнил: первое, что сделал союз кинематографистов после прихода нового руководителя, — принял программу развития татарстанского кинематографа. В рамках программы особое внимание уделено поддержке молодежи: «Появилась молодежь, которой нужно помогать. Пришла новая волна, и этой волной нужно заниматься систематизированно. Люди не просто хотят снимать кино, они снимают его на свои деньги, на деньги родителей и еще где-то там находят... Создается огромное количество фильмов, которых мы не видим. Причем порой такого уровня, что они могут спокойно ехать на крупные всероссийские фестивали. Им обязательно нужно подавать руку помощи».

«У союза нет самого главного — у него нет помещения, — вздохнул Ягафаров. — Помещения у союза не было 35 лет. Это главнейший вопрос. Если мы решим этот вопрос, то дальше можно двигать другие вещи, например продакшен фильмов. Союз кинематографистов создавался как общественная организация, но я считаю, что мы должны участвовать в производстве фильмов, мы должны помогать и министерству культуры: подсказывать, какие сценарии сильные, какие — не очень. Мы создали свой сценарный фонд, который возглавил Мансур Гилязов. На сегодняшний день у нас есть четыре полноценных сценария на полный метр, которые могут собрать кассу».

В целом разговор о развитии своего кино в республике вновь свелся к отсутствию финансирования. Так, если в прошлом году на кино в Татарстане было выделено 27 млн. рублей, то в этом — всего 8,8 миллиона. Не унывает лишь замминистра культуры: она привела несколько примеров того, как хорошее, на ее взгляд, кино было снято всего за миллион рублей — это и попавшие в прокат «Семейные хлопоты» Алексея Барыкина, и короткометражка «Хлопнул дверью и ушел» Салавата Юзеева, которая на прошлом фестивале мусульманского кино одержала победу сразу в двух номинациях.

С отсутствием денег связана и несбыточная мечта о своей киностудии в республике. Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», будет ли когда-нибудь в Татарстане создана киностудия, Валеев ответил: «Этот вопрос мы обсуждаем с конца 80-х - начала 90-х годов. К сожалению, этого не случилось. Я считаю, что киностудия должна быть. Писатель может писать и без материально-технической базы: у него есть карандаш и белая бумага — этого достаточно. Кино же — это производство. А производство без базы развиваться не может».

Шарипова придерживается иного мнения: «В прошлом году в беседе с Кареном Шахназаровым мы пришли к выводу, что сегодня база для снятия фильма не нужна. База может создаваться под конкретный фильм, а потом разбираться. В Казани можно снять все: и Европу, и деревню». С ней в корне не согласен Ягафаров: «Я хочу сказать, что Шахназаров — генеральный директор «Мосфильма», ему конкуренция не нужна, он будет это всегда лоббировать. Но студия, конечно же, нужна!» При этом главный кинематографист республики пример позитивный опыт Румынии. Они построили очень мощную студию, и Голливуд, используя дешевую рабочую силу, снимает там много своих эпизодов. По словам Ягафарова, Казань наравне со званием спортивной столицы России могла бы создать еще один бренд — кинематографической столицы.

«Есть цыгане, которые вообще не строят домов, есть бедуины, которые живут в палатках. Им ничего не надо, они говорят: «Нам и так хорошо!» Мы не хотим быть бедуинами и цыганами, мы хотим жить в добротных домах», — поддержал его Валеев.

«ЧТОБЫ ПОДТОЛКНУТЬ ЭТОТ МЕХАНИЗМ, НУЖЕН БЫЛ ТАКОЙ ЛЕГКИЙ ФИЛЬМ, КАК «БЕЛЫЕ ЦВЕТЫ»

Государство признает необходимость поддержки молодых кинематографистов. Так, по президентской программе несколько талантливых молодых артистов и режиссеров направляются в лучшие киностудии страны на учебу и стажировку. Первая такая ласточка — это молодой режиссер Степан Белов. На его обучение из бюджета республики будет потрачено 400 тыс. рублей. По словам Ягафарова, это очень большие деньги. «По сравнению с теми средствами, которые тратятся на спорт, это словно милостыня», — последовала реплика из зала.

Однако желающих, по мнению Ягафарова, намного больше. Это и режиссеры Рустем Рашидов и Ильшат Рахимбай, и мультипликаторы. «Этих людей огромное количество. Они хотят снимать кино. Они хотят учиться на высших режиссерских курсах, и они должны учиться», — подчеркнул Ягафаров. В союзе кинематографистов РТ был создан молодежный сектор, который возглавил Кузьма Морозов. Всего в него вошли 40 человек.

С целью поддержки одаренной кинематографической молодежи несколько дней назад академия кино Никиты Михалкова провела в Казани отбор абитуриентов для учебы в Москве на бесплатной основе. Татарстан вошел в число пяти регионов, которому представилась такая возможность. Результаты отбора станут известны в августе.

Вспомнили спикеры и сериал ТНВ «Белые цветы». Учитывая резонанс и споры, вызванные сериалом, нет ли возможности, прежде чем начать экранизацию какого-либо классика татарской литературы, устроить общественные слушания на данную тему? «Да, были разные мнения по этому фильму, — согласился Валеев. — Все мы знаем, что роман Абсалямова был написан в других условиях, он не соответствует сегодняшним реалиям. Но этот роман очень популярен среди населения, поэтому для того, чтобы дать старт, это был не самый плохой вариант. Я бы не сказал, что он был плохо воспринят. В этом году мы планируем экранизацию «Неотосланных писем» Аделя Кутуя. Это уже другой, более высокий уровень. Это мелодрама, но наш народ любит данный жанр. Если бы зависело только от меня, я бы пошел другим путем, согласен с вами. Необходимо, сидя за столом, прийти к единому мнению. Я бы, например, экранизировал Амирхана Еники, Аяза Гилязова, Махдиева... Наша литература настолько богата, что мы должны ставить более высокую планку. Но, повторюсь, для начала, чтобы подтолкнуть этот механизм, нужен был фильм попроще, такой легкий, как «Белые цветы»: его и играть легче, и философия у него примитивная...»

— Насколько мне известно, при министерстве образования и науки существует общественный совет, на который можно выносить такие вопросы и... — вступила в дискуссию замминистра культуры РТ.

— Этот общественный совет возглавляю я, — перебил ее Валеев. — Но к нам с таким предложением никто не обращался.

— Поэтому я и смотрю на вас, — отшутилась Шарипова.

— В будущем надо выносить такие обсуждения на общественный совет.

— Да, надо выносить.

СИБИРЬ НАПОЛНЕНА ТАТАРАМИ, КОТОРЫЕ ЖДУТ ТАТАРСКОЕ КИНО!

Не обошли темой еще один наболевший вопрос — кинопроката. По словам Шариповой, сегодня государственная система кинопроката представляет собой всего один кинотеатр «Мир». Коммерческие кинотеатры берут те фильмы, на которых можно заработать деньги. «Семейные хлопоты» — первый татарстанский фильм, который коммерческие кинотеатры взяли в прокат: «Я считаю, что это большое достижение. Это прецедент, которого Татарстан и татарстанские кинематографисты достигли впервые. Насколько я знаю, на сегодняшний день они не окупили своих затрат, но часть средств уже отработали. Внедриться в коммерческие фильмы, которые работают с пятью-шестью монополиями в России, невозможно. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы сохранить свою государственную систему проката, где мы можем влиять на процентное соотношение показываемых фильмов», — отметила замминистра.

«Мы со своими национальными проектами должны выйти на общероссийский национальный проект, — считает лидер кинематографистов РТ. — Пермская, Астраханская, Пензенская области, Екатеринбург, вся Сибирь — я не буду перечислять — они наполнены татарами, которые ждут татарское кино! Я ни на одном показе татарстанского кино не видел, чтобы были пустые залы! Вот где кроется наш прокат, здесь кроятся наши деньги».

В целом на сегодняшний день в Татарстане идет производство лишь нескольких молодежных фильмов тех режиссеров, которые сами хотят снимать. Большого проекта сейчас не снимается. «Но в мае у нас пройдет конкурсный отбор, и этим летом мы снимем порядка пяти-шести фильмов, куда входят и короткометражка, и полный метр, и документальные работы. Это произойдет! По крайней мере, есть люди, которые говорят: если даже не дадут денег, мы все равно снимем! Деньги ведь ищут не только здесь, деньги ищут и в России, и у спонсоров, у своих родителей и родственников», — не унывает Ягафаров. Готовится полнометражный художественный фильм и к фестивалю мусульманского кино — дело за отборочной комиссией.