УФАС требует от театра расторгнуть соглашение, а кафе выселить (фото: chelnyteatr.ru)

«КОГДА УФАС ПРИШЛО С ПРОВЕРКОЙ, МЫ САМИ ПОКАЗАЛИ ИМ ЭТОТ ДОГОВОР»

Сегодня истекает установленный УФАС срок для рассмотрения предписания, адресованного челнинскому Государственному татарскому драмтеатру (ГТДТ). В ходе последней проверки заведения было установлено, что в этом же здании расположено кафе, которое занимает 66 кв. м на основании договора аренды. Документ, кстати, был заключен еще в 2005 году. Интересной его особенностью является то, что он является бессрочным. Именно это и стало предметом внимания УФАС, так как подобные условия противоречат действующему закону «О конкуренции». Ведомство требует от театра расторгнуть соглашение, а арендатора выселить.

Челнинское учреждение культуры и само бы радо избавиться от кафе. Более того, с 2007 года театр пытается выселить своего соседа, да только все безуспешно. Об этом корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал замдиректора театра Руслан Исмагилов. «С 2007 года мы боремся с этим кафе, — пояснил он. — Уже 9 лет доказываем, что они неправомерно находятся в нашем здании. Мы прошли через много инстанций, но так и не смогли добиться своего. Мы сами показали УФАС этот договор при проверке. Естественно, представители ведомства обратили внимание, что документ бессрочный, и вынесли предписание его аннулировать. Мы отправили арендатору уведомление. Теперь по закону через три месяца мы будем иметь право выселить кафе. И будем очень рады, если нам это удастся».

Выселить кафе театр хочет сразу по нескольким причинам. Во-первых, как уже было сказано, находится на своих площадях арендатор незаконно. Во-вторых, платит он за «квадраты» смешные суммы. В-третьих, помещение необходимо театру для собственных целей. В качестве арендатора официально выступает ИП Венера Хуснуллина, супруга известного в Челнах бизнесмена Зинната Хуснуллина. Договор, кстати, с ней заключали сразу три стороны: минземимущества РТ как собственник здания, минкультуры РТ как учредитель театра и тогдашнее руководство учреждения, директором которого в 2005 году был Ильяс Тарханов. К слову, в ГТДТ считают, что ИП сдает помещение кафе в субаренду, что является нарушением пункта договора. Но официально такие взаимоотношения не оформлялись. Соответственно, театр не может это доказать и расторгнуть соглашение хотя бы на этом основании.

«Я несколько лет уже лично езжу в минземимущество и доказываю, что договор заключен с нарушением действующего законодательства, — рассказывает Исмагилов. — Но на уровне Казани на это, как правило, закрывали глаза. Был, правда, ответ от минкультуры — договор расторгнуть и арендаторов выселить. Но у Хуснуллиных свои юристы есть, они вечно что-то придумывают, связи, наверное, тоже какие-то имеются, и ситуация не меняется. Мы даже в арбитраже не смогли доказать свою правоту. И лишь УФАС обратил внимание на то, что договор неправильный, что он противоречит закону».

Пытались сотрудники театра разобраться и с арендной платой, которая была установлена в размере около 8 тыс. рублей. Исмагилов организовал независимую экспертизу. В результате рыночная стоимость аренды площадей составила более 40 тыс. рублей. Но установить новый тариф по аренде опять же не получилось. «И этого мы не смогли добиться. Они продолжают платить по прежней смешной цене. Единственное, чего я смог добиться, чтобы деньги не уходили в минземимущества. После того, как нам дали статус автономного учреждения, это стало нашим доходом. Но это копейки».

Еще одна точка противостояния театра и кафе — шум и, мягко говоря, не совсем трезвые клиенты увеселительного заведения. «Понятно, что кафе надо получать доход, — комментирует Исмагилов. — И, видимо, выручки только от посетителей театра им мало, поэтому они периодически проводят банкеты, а это пьянки-гулянки, но здание ведь не предназначено для театра. И получается, что люди, которые гуляют на юбилее или корпоративе, имеют доступ ко многим нашим помещениям, могут практически спокойно разгуливать по всему зданию. Нашим зрителям, естественно, не нравится такое соседство. Кроме того, и шум от них мешает, особенно когда идет репетиция или спектакль. Сейчас много говорится об угрозе террора, а у нас фактически получается так, что входная группа, которая к Хуснуллиной относится, не контролируется. Помещение, где сейчас кафе, нам самим нужно, у нас нехватка места. Например, там можно было бы оборудовать запасной репетиционный зал».

К сожалению, получить комментарий собственника помещения — минземимущества РТ — нам не удалось. На наш официальный запрос ответ на момент публикации материала нами получен не был.

Зиннат Хуснуллин (на фото с Хафизом Миргалимовым (слева) — известная в Челнах личность и в бизнес-среде, и в политических кругах автограда

НАЗНАЧЕНИЕМ ХУСНУЛЛИНА БЫЛИ НЕДОВОЛЬНЫ В ЦК КПРФ

Хуснуллин — известная в Челнах личность и в бизнес-среде, и в политических кругах автограда. Одно время он занимал пост первого секретаря горкома КПРФ. Данный пост он занял в ноябре 2013 года. Представить его автограду приехал глава республиканских коммунистов Хафиз Миргалимов. «19 ноября состоялось собрание бюро рескома. На нем было принято решение о создании первичной партийной организации, — пояснил на пресс-конференции Миргалимов. — Ее руководителем избран Зиннат Гусманович. Были обговорены и другие кандидатуры, но решение было принято именно такое. Я знаю Зинната Хуснуллина давно. Согласие он сразу не давал, пришлось убеждать. У него большой опыт партийной работы, он возглавлял на заводе двигателей 18 тысяч комсомольцев. Прошел партийную советскую, производственную службу, занимается бизнесом — это не возбраняется. Наша партия признает многоукладность, многие наши коммунисты занимаются бизнесом, работают на благо страны, создают рабочие места. И это поможет нам».

Первая задача, которая была поставлена перед Хуснуллиным, — это объединение коммунистов Челнов. Напомним, незадолго до этого в рядах КПРФ произошел раскол. В результате первый секретарь горкома Татьяна Гурьева покинула свой пост, вместе с ней ушло большинство челнинских однопартийцев. Они организовали в автограде местную ячейку «Коммунистов России».

После этого в горкоме Челнов началась чехарда. На место Гурьевой был назначен Ильдус Камалов, который ушел через несколько месяцев. Затем был Хуснуллин, который также покинул пост. Очевидно, потому, что не смог объединить коммунистов под знаменем КПРФ. Как сказала нашему изданию Гурьева, он и не пытался это сделать: «По большому счету шагов для объединения он не делал, он только громко заявлял, что у него есть много организаций, где есть молодежь, которую он и привлечет, но мы этого не увидели. Более того, когда к нему шли пожилые люди, чтобы зарегистрировать в КПРФ, он не стал их регистрировать. А ушел он, видимо, потому, что убедился, что свои бизнес-амбиции он не удовлетворит в партии». Добавим также, что назначением Хуснуллина — бизнесмена-ростовщика — были недовольны и в ЦК КПРФ.

В марте 2015 года Миргалимов пригласил на пост «варяга» Айдара Гараева. Последнего сменил Владимир Васев, который прославился как активный участник «мусорных войн» в Набережных Челнах и жесткий оппонент городских властей.

Добавим, что пока Хуснуллин был первым секретарем горкома КПРФ, он успел запомниться возбуждением уголовного дела в отношении своего бывшего работника Рима Фархутдинова, который, к слову, является человеком из команды Гурьевой. Бизнесмен заподозрил представителя «Коммунистов России» во взломе сайта руководимой им микрофинансовой организации. Впрочем, к каким-либо серьезным последствиям для сторон это не привело.

«ТОТТ» ПОКАЗАЛ РОСТ В 269%, А «КРЕДИТ ЦЕНТР» БОРЕТСЯ ЗА ВЫЖИВАНИЕ

По данным системы «Контур-Фокус», Хуснуллин является учредителем и руководителем ООО «ТОТТ» (эксклюзивный партнер швейцарского дилера драгоценных металлов EM Global Service) и КПК «Кредит Центр». Обе компании были образованы в марте 2007 года. Количество собственников «Кредит Центра» в общей сложности составляет 13 человек. Помимо Хуснуллина среди них еще и сын Артур Хуснуллин (он же директор кооператива), и супруга. Любопытно, что каждый из учредителей внес всего по 50 рублей в долю. Также за Хуснуллиным числятся три фирмы, прекратившие свою деятельность либо в результате банкротства, либо по решению суда: ТОО «Анис-Зиннат», ООО «Адмирал» и КПКГ «Альянс-Кредит».

По итогам 2014 года выручка ООО «ТОТТ» составила 8,2 млн. с ростом в 269%, чистая прибыль — 480 тыс. рублей. Хуснуллин пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что такой рост был обусловлен девальвацией российской валюты в конце 2014 года. «Само же золото не подорожало, поднималась в цене валюта, это и вызвало ажиотажный спрос, — сказал бизнесмен. — Сейчас валюта падает, и такого спроса нет. Но мы все равно ждем роста, для того и инвестировали».

У потребительского кооператива «Кредит Центр» указан по 2014 году лишь баланс в 170,8 млн. рублей также с ростом по отношению к предыдущему финансовому периоду в 38%. На сайте компании указано, что на данный момент «кооператив приостановил выдачу займов и прием личных сбережений в связи с задержкой выплат денежных средств по договорам личных сбережений». Иными словами, у КПК серьезные трудности. На том же портале говорится и о внеочередном общем собрании пайщиков, тема которого именно положение кооператива. Однако Хуснуллин утверждает, что все не так плохо, как может показаться со стороны. «По «Кредит Центру» все разруливается, никаких особых сложностей нет, — комментирует бизнесмен. — Все как обычно, как в любом бизнесе — бывают рост и снижение. Да, было несколько жалоб, но мы провели общее собрание пайщиков, приняли план оздоровления, более 70 пайщиков лично проголосовали. По этому плану оздоровления мы и работаем, и сейчас «Кредит Центр» выполняет свои обязательства. Не в полном объеме пока, но мы все «расшиваем». Кто-то, наверное, желает нам банкротства, но на данный момент обращений в арбитраже на эту тему нет». На сайте Арбитражного суда, действительно, мы не нашли подобных исков. Один был подан от частного лица пару месяцев назад, однако затем иск был отозван.

Очевидно, что и лоббированием интересов соседствующего с театром кафе занимается сам Хуснуллин, хотя официально арендатором помещения выступает его супруга. Бизнесмен заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что пока никаких документов о выселении не получал и позицию арендатора считает правой: «Мы свои обязательства по данному договору выполняем, аренду платим, кафе работает. А у директора театра есть там свой интерес, хотя имущество это не муниципальное, а минзема. С ними у нас и заключен договор, претензии со стороны ведомства нам не высказывались. Они сами предложили нам оформить бессрочное соглашение, мы его и подписали. Да, кто-то где-то говорит, что УФАС провело проверку, выдало какое-то предписание. Но я пока никаких документов не получал. Я жду. Какой-то слушок пока только был, меня никто не известил. Когда получим документы, будем с юристами смотреть, думать, что делать».