Сегодня полномочия президента ассоциации предпринимателей-мусульман официально сложил Марат Кабаев, чье имя помогло организации открыть многие двери. Как выяснил «БИЗНЕС Online», его преемник Айдар Шагимарданов начертал на знаменах новый лозунг — «этического бизнеса».
Камиль Самигуллин потратил немало усилий, чтобы уговорить Марата Кабаева взять под опеку неоднозначный, хотя и перспективный проект — ассоциацию предпринимателей-мусульман
АПМ ВЫХОДИТ НА ТРЕТИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ
Сегодня председатель ассоциации предпринимателей-мусульман РФ (АПМ) Марат Кабаев официально уступил это кресло преемнику, которым стал его первый заместитель, председатель совета НП «Группа Тархан» Айдар Шагимарданов. Власть в ассоциации меняется во второй раз: в ноябре 2014 года Кабаева назначили вместо Радика Гафурова, стоявшего у истоков АПМ. Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин тогда потратил немало усилий, чтобы уговорить отца известной спортсменки Алины Кабаевой взять под опеку неоднозначный, хотя и перспективный проект. И вот спустя всего полтора года организация «перезагружается», меняя лидера и обновляя президиум. Чем это может быть вызвано?
О том, что Кабаев переехал в Москву, «устал» и решил уйти со своего высокого поста, «БИЗНЕС Online» уже рассказывал. По словам муфтия Москвы, Центрального региона России и Чувашии Альбира Крганова, были и другие причины, обусловившие неожиданную отставку Марата Вазыховича. «Он недоволен формой и деятельностью АПМ, которую ему навязывают, — свидетельствовал в апреле Крганов. — Чтобы его имя использовали в делах, к которым он отрицательно относится. Он категорически не согласен с курсом некоторых членов президиума ассоциации, которые хотят, чтобы она работала лишь в бизнес-направлении. А Кабаев видел ее больше как духовно объединяющую мусульман-предпринимателей России».
Следует заметить, что сам Кабаев, профессиональный спортсмен и футболист (подробно о своей жизни он рассказывал в интервью «БИЗНЕС Online»), практически не имеет предпринимательского опыта, за исключением участия в небольшой фирме, которую он в 2006 году зарегистрировал в Казани, но впоследствии закрыл. Возможно, этим и объясняется мировоззренческая разница в подходах Кабаева и его окружения. Тем не менее заслуг Марата Вазыховича никто не умаляет: наоборот, в свете его ухода становится более-менее понятной логика развития ассоциации предпринимателей-мусульман РФ.
Что касается его предшественника, то при Гафурове проект изначально позиционировал себя как федеральный, но в действительности был мало кому известен за пределами РТ. Сам глава АПМ формулировал свои задачи двояко: объединить коммерсантов, желающих вести бизнес по канонам ислама, и создать единое информационное поле для делового общения правоверных предпринимателей между собой. Тогда же определилась идеология ассоциации — стремление делать бизнес по совести, в соответствии с принципами мусульманской уммы. В целом же на долю Гафурова выпало самое трудное: старт организации, подбор кадров, позиционирование в публичном пространстве.
По словам Альбира Крганова, были и другие причины, обусловившие неожиданную отставку Кабаева. «Он категорически не согласен с курсом некоторых членов президиума ассоциации, которые хотят, чтобы она работала лишь в бизнес-направлении», — отмечал муфтий
«Надо делать все то, для чего задумывалась эта организация, — настаивает Гафуров в разговоре с «БИЗНЕС Online». — Чтобы росли связи между регионами не по вертикали, как сейчас происходит (пирамида получилась), а самостоятельные региональные организации взаимодействовали между собой. АПМ должна действовать как некий объединительный орган информационной поддержки. Но ни в ком случае не собирать деньги с регионов. Регионы должны распоряжаться своими бюджетами, наоборот, надо приезжать и помогать им. Может быть, в обучении, может быть, связями какими-то. Тогда это будет способная организация».
При Кабаеве АПМ как раз и начала активно продвигаться в российские регионы и за рубеж. Это и ознаменовало второй этап в развитии ассоциации, которая ковала свою федеральную административную структуру. Имя Кабаева открывало многие двери, в этом смысле выбор Самигуллина был абсолютно верен. В настоящее время, согласно официальному сайту организации, она имеет представительства в Крыму, Дагестане, Башкортостане, Оренбургской области, Пермском крае, Республике Адыгея, Северо-Кавказском округе и, разумеется, в Татарстане. Есть свой офис в Москве, а также представительство в Кувейте. Со многими субъектами РФ и иностранными государствами переговоры еще ведутся, так что процесс сооружения административного каркаса по-прежнему в самом разгаре.
Многие недоумевали: для чего АПМ такая масштабная экспансия и не идет ли она во вред внутреннему развитию самой организации? Получить ответ на этот вопрос можно лишь на третьем этапе развития ассоциации, начало которого ознаменуется избранием нового лидера. Последнее сегодня уже произошло.
Процедура избрания Айдара Шагимарданова состоялась сегодня вечером в «Туган авылым». Собрание скромно называлось внеочередным — никакого съезда организации на этот период не планировалось
«ЭТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС — ЭТО ПРАВИЛЬНЫЙ И УСПЕШНЫЙ БИЗНЕС»
То, что Шагимарданов заступит на место Кабаева, было предсказуемо: в последнее время, после фактического отхода Марата Вазыховича от дел, его правая рука исполняла обязанности президента ассоциации. В этом качестве он и провел 29 апреля в Москве первый конгресс АПМ с участием российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и российского центра парламентаризма (РЦП). Там же была озвучена новая концепция. «Наша основная цель — объединить предпринимателей всех конфессий для ведения «этического бизнеса», — рассказал на конгрессе Шагимарданов. — Это включает в себя создание новых рабочих мест, выплату белой заработной платы, уплату всех налогов, постоянное улучшение качества условий труда и привлечение инвестиций в российскую экономику. Также в особом фокусе нашего внимания лежит вопрос внедрения и развития инструментов исламской экономики, финансов и банкинга».
Представительства, уже учрежденные АПМ, станут, следуя изначальному замыслу, площадками для пропаганды новой концепции. Однако само по себе избрание Шагимарданова решает еще одну задачу ассоциации — сугубо внутреннюю. Во главе организации встает опытный бизнесмен, давно и плотно интегрированный в среду, которую ему предстоит направлять.
«Нужно развивать этические принципы в бизнесе», — уверен Рустам хазрат Батров
В ДУМ РТ не видят угрозы в том, что чисто мусульманский посыл дополнен внерелигиозной концепцией «этического бизнеса». «Нужно развивать этические принципы в бизнесе, — уверен Рустам хазрат Батров (Батыр), первый заместитель председателя ДУМ РТ. — Это правильный мотив. А как же иначе? Мне кажется, этический бизнес — это в стратегическом отношении самый правильный и успешный бизнес. Многие предприниматели, вне зависимости от своего вероисповедания, демонстрируют успех на больших дистанциях тогда, когда они соблюдают свои обязательства, когда они ведут себя порядочно, дают клиентам больше, чем ожидали. Время 90-х прошло, когда люди стремились урвать побыстрее, кинуть партнеров. Это все в прошлом. Сейчас все-таки люди ориентированы на долгосрочные отношения. В этом смысле бизнес-отношения, построенные на этике, будут иметь будущее. Поэтому это особенно правильный лозунг».
КАК ЗАВЕРШИЛАСЬ НЕДОЛГАЯ «ЭПОХА» КАБАЕВА
Сама процедура избрания Шагимарданова состоялась сегодня вечером в ресторанно-развлекательном комплексе «Туган авылым». Собрание скромно называлось внеочередным — никакого съезда организации на этот период не планировалось.
По традиции заместитель муфтия РТ Рустам хазрат Хайруллин начал общее собрание с чтения избранных аятов Священного Корана, после чего обратился с приветственным словом от муфтия Самигуллина, который из-за поездки в Таджикистан не смог присутствовать на мероприятии. Не появился здесь и Кабаев, который тоже, как говорят, находится за пределами России (его мобильный, как убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», выключен). Письмо от его имени зачитал руководитель аппарата АПМ Марсель Сабиров, избранный заодно секретарем заседания. Послание сводилось к тому, что действующий президент слагает с себя полномочия «по личным обстоятельствам».
Шагимарданов, еще оставаясь в статусе и. о., вкратце перечислил заслуги своего предшественника. Среди наиболее значимых мероприятий, проведенных ассоциацией при Кабаеве, его первый зам назвал III республиканский ифтар на 5 тыс. человек, межконфессиональный футбольный матч «Дружная Россия — сильная страна», первый всероссийский съезд предпринимателей-мусульман России, а также конгресс АПМ РФ. По завершении этого краткого и, по существу, прощального панегирика вопрос о прекращении полномочий Кабаева был поставлен на голосование — с предсказуемым результатом. Итак, 11 мая примерно в 18:00 по мск недолгая «эпоха» Кабаева в АПМ РФ завершилась.
А уже через несколько минут начался отсчет для Шагимарданова: голосование по его кандидатуре по поводу избрания президентом АПМ РФ также прошло без сучка и задоринки. Заодно «перезагрузили» состав президиума ассоциации. Впрочем, после переизбрания в него вошли уже узнаваемые лица: Радик Абдрахманов, Рамиль Адыгамов, Ринат Габбасов, Марат Минибаев, Марсель Сабиров и другие деятели АПМ.
«ГЛАВНЫЙ ВОПРОС — ОСТАНЕТСЯ ЛИ АССОЦИАЦИЯ ТАТАРСТАНСКОЙ ИЛИ СТАНЕТ ВСЕРОССИЙСКОЙ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» разошлись в оценке промежуточных итогов работы АПМ РФ.
Линар Якупов — президент фонда развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund), советник премьер-министра РТ:
— В принципе, на первоначальном этапе АПМ свою функцию — обозначить себя, открыть филиалы и т. д. — выполняла. Наполнение любой такой организации конкретной работой — это, конечно, вызов. Шагимарданову остается пожелать удачи. Во-вторых, ему надо постараться, чтобы ассоциация стала на деле всероссийской организацией, ведь пока она чисто татарстанская. По крайней мере, для меня так она воспринимается. Если я не ошибаюсь, и в управлении одни татары. Я не видел мусульман другой национальности, которые бы активно высвечивались в этой организации. Главный вопрос — останется ли ассоциация татарстанской или сможет перезагрузиться и станет всероссийской. Мне кажется, в этом будет основной вызов. Ну и конечно, что дает членство в организации ее участникам? Этот вопрос всегда ставится. А проводить раз в году ифтары — это хорошо, но это не может стать основной движущей силой данной ассоциации. Поэтому будут большие вызовы по отношению к тому, какой будет контент, какой будет функционал и какая задача для членов этой организации. Мы всегда готовы поддержать работу АПМ, лишь бы это было во благо развитию бизнеса. Если мы говорим про исламские финансы, без них не получится исламского бизнеса. Ассоциация должна быть еще объединяющей площадкой, а вот механизмы этого объединения, то, как их правильно подобрать и применить, — это уже большой вызов.
Абдулхаким Пахрутдинов — представитель АПМ РФ в Республике Дагестан:
— Что, Кабаева убрали? Я не знал об этом, нас не известили. С ним были связаны все наши надежды. Если он уйдет, как ассоциация будет функционировать? Ведь все вокруг этого человека и строилось. На сегодняшний день членство в АПМ ничего не дает. У нас была своя ассоциация, сельская. И вдруг мы решили на федеральный уровень выйти. Думали, нам поможет эта ассоциация. Но фактической помощи нет. Я несколько раз посылал им вопросы, адресовал, но они ничем нам не помогли. Наша внутренняя ассоциация хорошо себя зарекомендовала, пользуется авторитетом, а эта вращалась вокруг Кабаева. Он ушел — и все заглохнет. Это в моем понимании. Может, они меня уберут, другого поставят, не знаю.
«НАМ УЧАСТИЕ В АПМ ДАЕТ ЛИШЬ ДУШЕВНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ»
Нафигулла Аширов — муфтий, председатель духовного управления мусульман азиатской части России:
— Я слышал об этой ассоциации, но о целях точно не знаю. Думаю, что такая ассоциация должна быть, потому что как в бизнесе, так и в других сферах жизнедеятельности мусульман есть своя специфика, особенности. И если эта ассоциация ориентируется на ценности нашей религии в сфере бизнеса, то я думаю, что это дело благое. Сможет ли она объединить всех бизнесменов-мусульман? Всех даже церковь не может объединить. Поэтому, я думаю, объединятся те люди, который поддерживают ценности и принципы. Шагимарданова я лично не знаю, но в любом случае тому, кто бы ни пришел, пожелал бы, чтобы вот эта ассоциация мусульманских бизнесменов не была просто заголовком их деятельности, но была бы их сутью. Естественно, при соблюдении общегосударственных законов с учетом специфики нашей религии.
Руслан Кабехов — представитель АПМ РФ в Республике Адыгея:
— К сожалению, ассоциация сильно не развилась. Год только прошел. А так идея была хорошая. Должны идти по этому пути. То, что ушел Кабаев, — это большой минус для организации. Новое руководство сможет продолжить работу, но только в рамках Республики Татарстан. Нам участие в АПМ РФ дает лишь душевное удовлетворение. В физическом плане, материальном ничего не дает. Мы и так входили, на местном уровне помогали людям, а хотелось помочь людям более масштабно. Так не получилось пока. Айдар Шагимарданов хорошо работал в республике. Наверное, эффективно: и съезды проводили, и привлекали бизнесменов. Многие его знают. Задачи ассоциации хорошие. Будет ли он справляться? Посмотрим.
Айдар Шагимарданов родился в 1972 году в Казани.
Образование
Казанский техникум легкой промышленности, техник-технолог (1991); Казанский государственный университет им. Ленина, юридический факультет (2003); Высшая международная школа бизнеса (Франция) — Казанский государственный финансово-экономический институт, мастер делового администрирования МВА (2005); Российская академия наук — Казанский институт культуры мира (2005); Российский исламский университет (по настоящее время).
Знает татарский, русский, английский, турецкий, арабский.
Этапы карьеры
1992 - 1995 — начальник отдела маркетинга совместного российско-австрийского предприятия «Ильдан КУ-СО».
1995 - 1999 — помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Азата Киямовича Хамаева.
1998 - 1999 — директор ООО «Плюс Инвест Консалтинг».
1999 - 2002 — заместитель генерального директора по развитию ОАО «Центральный депозитарий РТ».
2002 - 2008 — генеральный директор ООО «Хлебный альянс».
2008 - 2010 — советник генерального директора ОАО «СГ-транс» (ведущий железнодорожный оператор по перевозке нефтегазовых и нефтехимических грузов России).
2009 - 2014 — помощник председателя комитета по экологии, природопользованию и аграрным вопросам Государственного Совета РТ.
С 2010 года по настоящее время — генеральный директор международной компании ELIF Construction&Investment.
Общественная деятельность
С 2005 года по настоящее время — председатель совета некоммерческого партнерства предпринимателей-мусульман «Группа Тархан».
2014 - 2016 — первый вице-президент, исполнительный директор ассоциации предпринимателей-мусульман Российской Федерации.
С 11 мая 2016 года — президент ассоциации предпринимателей-мусульман Российской Федерации.
Женат, имеет троих детей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 76
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.