АВИАТОРЫ ТАТАРСТАНА РАССКАЗАЛИ «БИЗНЕС ONLINE», ЧТО НОВЫЕ ПРАВИЛА  ДЛЯ ЧАСТНОЙ АВИАЦИИ СОЗДАДУТ БУМ СРЕДИ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ НА ВЛАДЕНИЕ САМОЛЕТАМИ

С сегодняшнего дня, с 1 ноября в России вступает в силу уведомительная система полетов. Это упростит частным пилотам жизнь и прибавит интереса к частной легкой авиации. За комментариями газета «БИЗНЕС Online» обратилась к региональным авиационным властям, проектировщикам легких летательных аппаратов, владельцам частных самолетов, энтузиастам авиации.

С сегодняшнего дня требования к полетам на легких частных самолетах в России станут значительно демократичнее. Это предполагают вступившие сегодня в силу федеральные правила использования воздушного пространства РФ. Теперь не понадобятся сложные согласования полетов с Росавиацией – можно сказать, взял и полетел.

Отметим, что на сегодня в Татарстане парк частной авиации пока невелик, по данным экспертов, он насчитывает 50 частных (в основном легких) самолетов, а также 25 вертолетов – в основном различных зарубежных марок. Многие специалисты, к которым мы обратились за экспертными комментариями, полагают, что с упрощением требований интерес к их полетам резко вырастет – поскольку они доступны не только крупным бизнесменам, но и среднему бизнесу.     

ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ ПОЛОЖИЛИ ГЛАЗ НА «БЕРКУТ»

Владимир Гайнутдинов - завкафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов КГТУ им. Туполева:

- Во всяком случае, люди, которые уже купили такие аппараты и летают втихую, смогут все это узаконить (думаю, соотношение незарегистрированных и зарегистрированных аппаратов в Татарстане - три к одному). В основном, летают крупные бизнесмены. Вот для них, да, будет гораздо больше свободы. Впрочем, и другие зашевелились - деньги и интерес в республике точно есть. Вон наш «Беркут» периодически просят продать разные деловые люди. Ребята, говорю, он у меня один, к тому же он - опытный. Да ладно, отвечают, вы себе еще построите, а то, что опытный, нам все равно.

- Вы со студентами проектируете сверхлегкие летательные аппараты. Отразятся ли на вашей работе изменения в законодательстве?

- Напрямую - нет. Я этим занимаюсь потому, что и самому, и ребятам интересно, у них глаза горят! На кафедре давно нет типовых дипломных проектов - каждый рассчитан на то, что в перспективе он будет воплощен в «железо». А для масштабного производства легких и сверхлегких самолетов и вертолетов надо создавать инфраструктуру, промышленное производство. Но я реально оцениваю то, что происходит в стране. Шевеления какие-то идут, но успехов нет. Возможно, что-то закрутится, если во главе направления встанут хваткие ребята с замашками Остапа Бендера – наверное, без этого сегодня нельзя.

САМОЛЕТ ЭТО ТОТ ЖЕ АВТОМОБИЛЬ

Магомед Закаржаев - генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие» (КАП):

- Я 35 лет этого дня ждал! Но проблема в том, что делают доморощенный вариант авиационных правил, со значительными ограничениями. Возможно, это переходный этап, но есть опасения, что этим перемены и закончатся. Один перестрахуется, второй. Авиационные (и не только) власти никак не могут понять, что частный самолет это такое же средство передвижения, как и частный автомобиль. Получил свидетельство пилота, купил самолет, зарегистрировал, застраховал, заключил договор на обслуживание. Если что-то случится – твои проблемы. Ведь до абсурда доходит. Как-то дали заявку на полет до одного райцентра и пришел запрет: в этом районе проводится Сабантуй, массовое скопление народа, поэтому вертолет туда лететь не может – кто даст гарантию, что он не упадет на людей? А почему он должен упасть? Техника проверена, на месте есть вертолетная площадка, пилот – не самоубийца.

Второй момент – отношение к авиации, как к повышенной террористической угрозе. Слишком много зон, в которых ограничиваются полеты. В Штатах можно летать без всякого согласования хоть вокруг Статуи Свободы.

- Скептики говорят, что пока менталитетом не вышли.

- Никогда не считал, что мы дурнее кого бы то ни было.

- Те, кто доверяет КАП обслуживание своих вертолетов и пользуется услугами ваших пилотов, заметят перемены?

- Да, это бизнесмены, и время на согласования им тратить некогда. Но самое главное, появится больше желающих купить вертолет или самолет и летать для удовольствия. А то многие думают, что это невозможно. Это было возможно и раньше, а теперь - тем более.

- Где берете запчасти для своего Як-12?

- Сегодня запчасти тоже не проблема. А Як почти не ломается, хотя и 1957 года выпуска, но еще лет сто пролетает. Отличную технику делали.

КОНЧИЛАСЬ В РОССИИ АВИАЦИЯ

Шавкат Умаров – руководитель татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта федерального агентства воздушного транспорта:

- Как государственный чиновник, очень доволен этим решением и очень рад, что с 1 ноября вступает в силу уведомительная система полетов. Это упростит частным пилотам жизнь и прибавит интереса к частной авиации. Уже сейчас рост числа самолетов в частном владении – системный, каждый год их становится больше примерно наполовину.

Новые правила достаточно просты, рассчитаны на здравый смысл. База данных на всех пилотов и самолеты еще не до конца систематизирована, но она отработается. И в Татарстане есть все для нормальных полетов. У нас и президент мобильный, спортивный и все понимает. Но бюрократические барьеры мешают. Да что «мешают» - просто убивают, руки опускаются! И удивляет точка зрения силовых структур: то, что поднимается в воздух более чем на десять сантиметров, опасно. Лучше все запретить!

- Приходилось сталкиваться с точкой зрения, что в этой области царит бардак, а с новыми свободами его будет еще больше…

- Так говорят люди, которым ничего не надо, которые только языком трепать могут.

- Сами летаете?

- Почти каждую неделю.

- Какой самолет купили бы для себя?

- «Цессну» - идеальный частный самолет.

- Есть у России перспективы в области производства воздушных судов авиации общего назначения?

- Я профессиональный летчик, начал летать с 19 лет – Ан-2, Як-40, Ту-134, Як-42, Ту-154. И закончил только потому, что все поменяли на «Боинги». Нет больше у нашей страны авиации, кончилась! Где Ту, Яки, Илы? Кто мешал их выпускать? Заводы есть, специалисты есть, а самолетов нет. Просто прекратили выпуск и все! Примерно то же происходит сегодня и с малой авиацией.

БОЛЬШОЙ АВИАЦИИ НЕ ОБОЙТИСЬ БЕЗ МАЛОЙ

Заместитель начальника цеха окончательной сборки ОАО «КАПО им. Горбунова» Евгений Ковбасенко вместе с заводской молодежью возрождает некогда действовавший на предприятии самодеятельный клуб авиационного технического творчества конструкторов и пилотов-любителей «Импульс». Весной здесь надеются вновь поднять на крыло старенький (1976 года выпуска) Як-18Т. В 1990 году самолет привезли из Актюбинского училища гражданской авиации, восстановили, в чем активно помогал тогдашний руководитель предприятия Виталий Копылов, который с пониманием отнесся к идее создания молодежного авиаклуба, в том числе и для привлечения молодых кадров на КАПО.

«Думаю, количество частных самолетов и пилотов вряд ли так уж резко увеличится - все-таки это прерогатива богатых людей, - считает Ковбасенко. - Да и сложности с оформлением самолетов, наверное, пока сохранятся. Но все равно развитие авиации общего назначения - очень серьезное дело. А для молодых рабочих и инженеров знакомство с такой авиацией просто необходимо - они должны знать, что это такое - работать на авиационной технике, что такое полет. Через это и укрепляется любовь к выбранному делу».

Тимур Латыпов