ИЗВЕСТНЫЙ ТАТАРСКИЙ ПИСАТЕЛЬ ДОЛГИЕ ГОДЫ БЫЛ "ЧУЖИМ СРЕДИ СВОИХ" 

Сегодня на 73-м году жизни умер Диас Валеев, один из самых неординарных и интеллектуальных писателей Казани. В свое время его пьесы шли в 75 театрах СССР, он был всерьез востребован в Москве.  Последние годы своей жизни Валеев оказался одинок, не понят, посвятил созданию собственного философско- религиозного учения, которое, возможно, еще прославит Казань на весь мир…    

РОДИЛСЯ В ТАРАНТАСЕ 

У него была необыкновенная, нелегкая, но яркая судьба, похожая – прямо с его юности – на крутой детектив. Наверное, поэтому и книги у него получались такими, что выбивались из привычного ряда. 

Возможно, отпечаток на всю жизнь Диаса Валеева наложило то, что даже родился он не в роддоме и даже не под крышей родного дома, но – в дороге. Сам Диас Назихович рассказывал об этом так: 

"В своей автобиографии я обычно пишу: родился 1 июля 1938 года в селе Казанбаш Арского района Татарстана. Но на самом деле я родился на дороге между деревней Казанбаш и Арском… В тарантасе… В соломе…". 

Будущему писателю повезло родиться в очень интеллигентной семье: мама у него была известным в Казани врачом, отец – комсомольским, а затем партийным работником, первым секретарем Алькеевского райкома партии. В начале 40-х его арестовали, дали десять лет и три года поражения в правах. Но – редкий случай! – по кассационной жалобе в уголовную коллегию Верховного суда РСФСР он был за отсутствием состава и события преступления освобожден и направлен рядовым на войну. Несправедливый, жестокий арест любимого отца тоже не мог не сказаться на характере писателя… Кстати, возможно, на характере сказалось и испанское имя – в "горящие 30-е" их было модно давать детям… 

ВСЕ-ТАКИ ГОРЯТ И РУКОПИСИ, И ДЕКОРАЦИИ 

 Валеев поступил учиться на геологический факультет казанского университета. В студенческие годы два месяца бродил по России, прошел пешком тысячи километров. Получил массу впечатлений. Студентом пришел в известное литературное объединение при музее Горького. 

Однако Валеева долго не печатали, отказывая по причине "очернения действительности". Об этом же с ним беседовали и в КГБ – после того, как все-таки вышло несколько рассказов о любви. После таких "профилактических бесед" в пожаре сгорели рукописи Валеева, которые он, опасаясь обыска, спрятал в сарае. Странный пожар уничтожил все, что Валеев написал за 15 лет. Всю жизнь Диас Назихович жалел об этих рукописях, а тогда ему пришлось начинать с чистого листа… 

70-е годы прошлого столетия – это взлет "звезды"  Валеева. Его пьесы шли примерно в 75 театрах страны. Его издают в столице, ставят, дают звания  – лауреат госпремии Татарстана им. Тукая, заслуженный деятель искусств России и Татарстана, трижды лауреат всероссийского и всесоюзного конкурсов национальной драматургии… 

В Казани ему, как он считал, завидовали, постановки пьес запрещали… Тем не менее, он вел много лет литературную мастерскую, ему многим обязана целая плеяда казанских писателей – те, что родом из 70-80-х. Он не жил, как многие коллеги, в башне из слоновой кости. Это открыл миру народного мецената Асгата Галимзянова, написав про него первый очерк… Писал публицистику, в конце 80-х именно его статья в "Вечерке" "Национальное и интернациональное" целый год бурно обсуждалась читателями и стала, как он считал, спусковым крючком для национального возрождения. Но… Остроту – и боль – в жизни мастера добавляло то, что он всегда считал себя татарским писателем, но, поскольку писал на русском языке, его не принимали в свой круг коллеги из родной республики. Звание именно татарского писателя ему пришлось отстаивать почти всю жизнь. 

У НЕГО ЕСТЬ ЧИТАТЕЛИ 

Постсоветское время – это борьба за выживание и… неожиданный поворот в творчестве. Свои последние годы  Валеев посвятил созданию собственного философско-религиозного учения, апостолом которого он себя считал  (роман-эссе "Третий человек, или Небожитель", проповеди "Истина одного человека, или Путь к Сверхбогу" и философские записки "Мысли о Едином"). 

Далеко не все его понимали и принимали, но сам писатель был уверен, что читатели этих его книг найдутся. Несмотря на то, что, как он сам говорил, "мы живем в стране глухонемых, где читателей становится все меньше и меньше. Но они есть…" 

Наверное, для любого писателя это главное – что у него есть свои читатели. У  Валеева они точно есть. И никто не знает, что будет через какое-то время. Уровень сложности произведений этого интеллектуала был таков, что, возможно, через много лет нам придется засесть за его книги и гордиться, что мы были его современниками и жили с ним в Казани…   

Елена Чернобровкина

 

P.S.  Мы знакомим наших читателей с двумя интервью Диаса Валеева. Первое он дал он дал автору этих строк к своему последнему юбилею в 2008 году. Второе  было опубликовано в книге "100 великих татар" в рамках проекта "Татарский век".

 

СПРАВКА

Валеев Диас Назихович родился 1 июля 1938 года в селе Казанбаш Арского района Республики Татарстан.

Окончил геологический факультет Казанского Университета (1962 год), Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М.Горького (1975 год, Москва). В составе геологических партий работал в Удмуртии, Кировской области, на Южном Урале, в Кемеровской области, Хабаровском крае. В 1966-1972 годах литературный сотрудник газеты "Комсомолец Татарии". Первые лирико-философские рассказы опубликованы в 1959 году в журналах "Молодая гвардия", "Смена", "Сельская молодежь". 

Талант Диаса Валеева раскрылся в области драматургии. Его первая драма "Суд совести" (другое название "Охота к умножению", 1971 год) поднимала серьезные морально-этические проблемы взаимоотношений интеллигенции и власти.  

Наибольший успех выпал на долю трагедийной хроники "Дарю тебе жизнь" (1972 год, Государственная премия ТАССР им. Г.Тукая, 1976 год). Пьеса была поставлена в Казанском Большом драматическом театре, Московском драматическом театре им. М.Н.Ермоловой, а также более чем в 50 других театрах страны.  

Пьесы "Диалоги" (1976 год), "Пророк и черт" (1977 год), "1887" (1979 год), "Ищу человека" (1985 год) и другие шли на профессиональных сценах Казани, Москвы, Ташкента, Минска и других городов. 

Многие произведения Диаса Валеева издавались и ставились на татарском языке, переведены на белорусский, украинский, чешский, азербайджанский и другие языки.  

Валеев - трижды лауреат Всероссийского и Всесоюзного конкурсов национальной драматургии (1973, 1979, 1981 годы).  

В прозаических произведениях большое внимание он уделяет философским проблемам. Книги "Старики, мужчины, мальчишки" (1975 год), "По вечному кругу" (1981 год), "Стук резца по камню" (1988 год) отличает пристальное внимание автора к философским основам жизни, нравственным проблемам и смыслу человеческого бытия. Совмещением реального, романтического и мистического планов выделяется роман "Астральная любовь" (1999 год). 

Особое место в творчестве Диаса Валеева занимает философский труд, посвященный разработке концепции новой религии, – "Уверенность в Невидимом" (объединяет роман-эссе "Третий человек, или Небожитель", проповеди "Истина одного человека, или Путь к Сверхбогу" и философские записки "Мысли о Едином").  

(Информация из Татарской энциклопедии)