... МВФ предсказывает российской экономике в 2017 году 1-процентный рост и инфляцию, стремящуюся к 4% Фото: Елена Колебакина

«В 2016 ГОДУ СПАД ЭКОНОМИКИ СОСТАВИТ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО 1,5 ПРОЦЕНТА»

Международный валютный фонд улучшил прогноз по ВВП России, объявили вчера его представители на презентации доклада в Москве. Иностранные эксперты ожидают, что падение ВВП по итогам 2016 года составит не 1,8%, как заявлялось ранее, а 1,5%. При этом уже в 2017 году экономика страны должна показать рост на 1% (ранее прогнозировалось 0,8%). «Рецессия продолжается и в 2016 году; по прогнозам, спад экономики составит приблизительно 1,5 процента, что обусловлено снизившимися ценами на нефть, слабым ростом доходов домохозяйств и бюджетной консолидацией, — говорится в заключительном заявлении миссии МВФ. — С учетом прогнозируемой стабилизации цен на нефть и смягчения внутренних финансовых условий ожидается, что в 2017 году рост экономики возобновится и составит приблизительно 1 процент».

С заезжими экономистами наверняка с радостью поспорил бы министр экономического развития Алексей Улюкаев, чье ведомство также любит выдавать на-гора прогнозы. Однако его в зале ТАСС, где проходила пресс-конференция, не оказалось, а то могла бы получиться любопытная дискуссия. Ведь еще в конце апреля на расширенной коллегии МЭР министр защищал российский ВВП от «посягательств» иностранных экспертов с пылом наседки, обороняющей птенцов. «Эти коллеги и в этом году продолжают упорствовать в своем заблуждении и рисуют цифры спада в этом году в 1,5 - 2 процента. Я хочу им сказать: не дождетесь!» — не без пафоса заявил тогда министр. Подтверждение своих слов Улюкаев нашел в динамике прошлого года, когда экономика России «показала свою адаптивность и устойчивость», упав всего на 3,7% — на удивление большинства отечественных и зарубежных аналитиков. Напомним, что по итогам первого квартала и Росстат выдал даже более оптимистичные цифры: падение ВВП в годовом выражении за три месяца составило 1,2%, а вовсе не 1,4%, как ожидали в ведомстве Улюкаева.

Что касается еще одного немаловажного макроэкономического показателя — инфляции, которую старается обуздать ЦБ РФ, то эксперты МВФ констатировали ее значительное замедление «вследствие слабой экономической активности, жесткого курса денежно-кредитной политики и политики правительства по ограничению роста доходов». По итогам года они ожидают роста потребительских цен на 6,5%, а вот в 2017-м инфляция и вовсе может снизиться до намеченных Центробанком 4%. Сам регулятор в этом, кажется, ничуть не сомневается. «Очень хороших результатов Банк России добивается в снижении темпов инфляции. Мы действительно серьезно занимаемся инфляционным таргетированием. У нас есть достаточно высокая уверенность, что те обещания, которые мы сделали, достижимы», — заявил в тот же день первый зампред ЦБ Сергей Швецов на конференции национальной ассоциации участников фондового рынка. Хотя тот же Улюкаев еще недавно просил «не фетишизировать» таргет по инфляции в 4%, поскольку «простых решений быть не может».

Сергей Швецов: «Очень хороших результатов Банк России добивается в снижении темпов инфляции. Мы действительно серьезно занимаемся инфляционным таргетированием. У нас есть достаточно высокая уверенность, что те обещания, которые мы сделали, они достижимы» Сергей Швецов: «Очень хороших результатов Банк России добивается в снижении темпов инфляции. Мы действительно серьезно занимаемся инфляционным таргетированием. Те обещания, которые мы сделали, достижимы» Фото: ©Игорь Генералов, finparty.ru

«МЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРИВЕЛИ К СТАБИЛИЗАЦИИ»

Нынешние да и будущие «достижения» не были бы возможны без действий финансово-экономического блока правительства, они оцениваются экспертами МВФ исключительно со знаком плюс. «Мы по-прежнему считаем, что меры экономической политики, осуществленные властями, привели к стабилизации и позволили экономике адаптироваться к новой ситуации. Имею в виду действия, предпринятые Центробанком и министерством финансов», — уверенно заявил руководитель миссии МВФ по макроэкономической политике Эрнесто Рамирес Риго. Следом согласно кивал руководитель миссии МВФ по оценке стабильности финансового сектора Карл Хабермейер: «Главный вывод, который мы сделали, — меры, предпринятые официальными органами в самом начале нестабильности, в конце 2014 года, принесли успех, стабилизацию банковской системы. В большинстве отношений регулирования и надзора ЦБ предпринимает обоснованные меры». Присутствовавшему на пресс-конференции корреспонденту «БИЗНЕС Online» сразу вспомнилось, что журнал Euromoney осенью прошлого года признал Эльвиру Набиуллину лучшим главой Центробанка в мире.

При такой мировой поддержке неудивительно, что предложения включить печатный станок и насытить экономику деньгами (апологеты этой идеи, как известно, советник президента РФ Сергей Глазьев и ряд его товарищей по Столыпинскому клубу) решительно отметаются властями. Да и МВФ такой подход точно не поддерживает — по крайней мере, в отношении России. «Относительно печатания денег, многие об этом говорили. Наверное, это касается тех стран, которые уже достигли слишком низкого показателя инфляции, когда имеется дефляционное давление на экономику. Тогда это могло бы быть использовано. Я не думаю, что это нужно делать в России», — заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Риго.

В целом в МВФ настаивают, что если в экономике не произойдут серьезные структурные реформы, то вряд ли Россия может в долгосрочной перспективе рассчитывать на рост более 1,5%: по крайней мере, в этом они солидарны с «экономистами-патриотами». «Ключевым фактором ухудшения данного прогноза является цена на нефть; более низкий ее уровень по сравнению с прогнозируемым окажет отрицательное влияние на рост, даже если существующие резервы обеспечат управляемость ситуации с точки зрения внешней стабильности. Кроме того, отсутствие убедительных мер по обеспечению сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе может создать неопределенность и дополнительно ограничивать рост. Наконец, устойчиво слабая банковская система может ухудшить перспективы экономики, поскольку ограниченное предложение кредита окажет воздействие на инвестиции», — пишут эксперты МВФ в своем заключении.

Журнал Euromoney осенью прошлого года признал главу Эльвиру Набиуллину лучшим главой центробанка в мире Журнал Euromoney осенью прошлого года признал Эльвиру Набиуллину лучшим главой центробанка в мире Фото: kremlin.ru

СОКРАЩАТЬ ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА, НО БОЛЕЕ ПЛАВНО

Естественно, экономисты фонда не преминули дать российским властям несколько рекомендаций. Правда, полный отчет миссии МВФ будет опубликован только в конце июня, пока же остается довольствоваться лишь кратким заключением.

Итак, экономическая политика должна быть нацелена на управляемую адаптацию к упавшим ценам на нефть и восстановительный рост экономики. А этого можно добиться, снижая дефицит бюджета. «Масштаб бюджетной корректировки, необходимой для обеспечения сбалансированности бюджета, составляет, по оценкам, около 4 - 5% ВВП в среднесрочной перспективе и остается значительным. Кроме того, было бы желательно наличие плана более плавной бюджетной корректировки, зафиксированного в рамках убедительной системы мер, рассчитанной на несколько лет», — советуют эксперты МВФ.

Тем временем за январь-апрель 2016 года дефицит федерального бюджета составил 1,23 трлн. рублей, что равно 4,7% ВВП. Напомним, что президент РФ Владимир Путин ставил задачу перед минфином не превышать 3-процентную планку. Однако пока в ведомстве Антона Силуанова ожидают, что по итогам года дефицит должен составить 3,3%, если среднегодовая цена на нефть марки Urals останется в районе отметки $40 за бочку.

В то же время МВФ говорит о необходимости вернуться к планированию бюджета на три года. Как известно, на этот год сформирован однолетний бюджет, прогнозные 2017 - 2018 годы не рассматривались. «Возобновление практики составления бюджета на трехлетний период в рамках бюджета 2017 года в сочетании с убедительным бюджетным правилом будет иметь важнейшее значение для снижения неопределенности в отношении мер политики, создавая более четкое представление о налогово-бюджетных мерах на предстоящий период», — считают эксперты. При этом они настаивают, что любая бюджетная корректировка должна обеспечить защиту расходов на эффективные госинвестиции, образование и здравоохранение — на то, что усиливает перспективы роста (эти слова бы в уши федеральным оптимизаторам, первым делом норовящим сэкономить на государственной медицине и образовании). Впрочем, минфин РФ уже не раз заявлял о готовности вернуться к трехлетнему планированию.

В ведомстве Антона Силуанова ожидают, что по итогам года дефицит должен составить 3,3%, если среднегодовая цена на нефть марки Urals останется в районе отметки 40 долларов за бочку В ведомстве Антона Силуанова ожидают, что по итогам года дефицит должен составить 3,3%, если среднегодовая цена на нефть марки Urals останется в районе отметки $40 за бочку Фото: kremlin.ru

«ЦБ УДАЛЯЕТ СЛАБЫХ ИГРОКОВ ИЗ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА»

Что касается денежно-кредитной политики, то полагают, что ее смягчения можно ожидать лишь со снижением инфляционных рисков. «Денежная политика должна следовать параллельно ожиданиям относительно инфляции. Конечно, чем меньше будут эти ожидания, тем больше будет либерализация денежно-кредитной политики», — убежден Риго. Поэтому МВФ одобряет вызвавшее много споров решение Центробанка повысить в декабре 2014-го ключевую ставку, которая тогда, как считает Риго, «снизила волатильность рынка». Нынешняя 11-процентная ставка удерживается с прошлого года, что тоже является обоснованным, уверены эксперты фонда. Надеяться на ее снижение можно будет лишь в случае, если инфляционные ожидания продолжат сокращаться. При этом смягчение денежно-кредитной политики иностранные экономисты предлагают проводить постепенно, учитывая волатильность цен на нефть, неопределенность в отношении политики правительства в области доходов и динамики зарплаты. Спутать карты в этом случае могут только ужесточение монетарной политики США и проблемы в странах с развивающимися рынками.

Вчерашняя пресс-конференция наверняка подбросила аргументов тем противникам Набиуллиной, которые считают ее ставленницей незримых заморских кукловодов. МВФ хвалил все ее действия, включая продолжающуюся «зачистку» банковской системы. «ЦБ удаляет слабых игроков из банковского сектора, в основном это небольшие банки, у которых плохие финансовые условия или которые нарушают соответствующие нормативы. Доля этих банков на самом деле небольшая — 4 процента от всего количества банков. Мы, наверное, согласны с ЦБ, что надо завершить этот процесс устранения слабых банков. Наверное, это надо сделать в ближайший год», — считает руководитель миссии МВФ по оценке стабильности финансового сектора Карл Хабермейер.

Помимо этого, фонд советует приватизировать государственные банки «при наличии экономических условий». Какие это условия, в документе не говорится. Напомним, что на повестке правительства стоит вопрос о приватизации «Алросы», «Совкомлота», «Роснефти», «Башнефти» и ВТБ. При этом ранее Силуанов не исключал и продажу госпакета Сбербанка. Всего на продаже госимущества, по оценкам министра финансов, правительство должно заработать 1 трлн. рублей.

ОБРАЗОВАНИЕ И МЕДИЦИНУ ЗАЩИТИТЬ ОТ «ОПТИМИЗАЦИЙ», ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ — ПОВЫСИТЬ

Отдельный блок своего заключения МВФ посвятил советам по структурным реформам. Во-первых, эти преобразования должны способствовать перенаправлению ресурсов в сектор торгуемых неэнергетических товаров (то есть в промышленность и сельское хозяйство). «В этой связи важное значение будут иметь инициативы в области торговой интеграции с целью расширения доступа к рынкам для экспортеров», — говорится в документе. Увы, последнее пока выглядит лишь благим пожеланием на фоне «развода» России с такими значимыми прежде партнерами, как Турция или Украина, а также всевозможных санкций и контрсанкций, которыми наша страна обросла за последнюю пару лет.

А чтобы повысить инвестиции, стране просто необходимо снизить административное давление на бизнес, повысить надежность обеспечения исполнения контрактов и защиту прав собственности, выступает МВФ в роли Капитана Очевидность. В эту же копилку пойдет и поддержка инноваций в секторах с более высокой добавленной стоимостью, защищенные расходы на инфраструктуру, в частности, на электроэнергетику и транспорт.

Также на рост инвестиций должна, как считают в МВФ, работать политика на рынке труда. «Повышение мобильности рабочей силы и сокращение несоответствия квалификации работников требованиям работодателей путем совершенствования качества образования и профессионального обучения, усиления координации между работодателями и учебными заведениями, а также усиления активной политики на рынке труда», — считают эксперты.

И, пожалуй, одна из самых щекотливых и болезненных тем — пенсионная реформа. Аналитики МВФ прежде всего советуют начать с повышения законодательно установленного возраста выхода на пенсию. Этот вопрос муссируется уже много лет, но команды с самого верха пока не было. «Если это и делать, то делать нужно, как по чиновникам: принять решение не спеша, спокойно. Когда это нужно сделать, у меня пока нет на это ответа, — уклончиво рассуждал Путин на большой пресс-конференции в декабре прошлого года. — Когда-то это придется сделать. Во всех странах это сделано, кто нас окружает. Но когда это нужно будет сделать, пока я бы не хотел говорить об этом публично, потому что ответа у нас пока нет». Тем временем чиновники решили показать гражданам пример, начав с себя: взяв под козырек, Госдума в апреле сразу во втором и третьем чтениях приняла, а Совет Федерации одобрил соответствующий закон.

Тем временем министры и дальше продолжают играть с этой непростой и животрепещущей темой пенсионной реформы. Например, на днях возмутителем спокойствия стал Силуанов, заявивший, что россияне сами должны заботиться о достойной пенсии, забыв упомянуть, что государство три года подряд замораживает и тратит пенсионные накопления граждан. Замминистра Алексей Моисеев позже уточнил, что человек, получавший от 40 - 50 тыс. рублей в месяц, «должен был копить себе на пенсию сам». И в ближайшие месяцы подобных заявлений, похоже, только прибавится.