Сегодня сломом собственного дома занялись владельцы таунхауса на Гривской, 52а. Как выяснил «БИЗНЕС Online», снести квартиры они решили из-за гнета судебных приставов: те внесли их в список должников, арестовали все имущество и не пускают за границу.
Начался снос лжекоттеджа на улице Гривской в Казани
РЕДКИЙ СЛУЧАЙ: ДОЛЖНИК СНОСИТ ЗА СВОЙ СЧЕТ МНОГОКВАРТИРНЫЙ ДОМ
Сегодня в Казани начался снос лжекоттеджа на Гривской, 52 — решение суда по нему было принято еще в 2014 году. Несмотря на то что решение суда должно было вступить в законную силу в течение 30 дней, дом простоял еще 2 года. Пресс-секретарь УФССП по РТ Арсений Галеев пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что такая задержка в исполнении судебного решения — нормальное явление.
«Сносить такой дом за счет бюджета смысла особого нет, взыскатель не дает денег. Но сейчас ожидается снос за счет должника (собственники — прим. ред.). Насколько я знаю, они нашли фирму и технику. Мы со своей стороны обязаны проконтролировать. Если не будет сноса, то тогда обязаны сами технику «подтягивать», но в какие это будет сроки... Это редкий случай, когда должник сносит постройку за свой счет», — сообщил Галеев.
Пока рабочие разберут все, что может пригодиться в будущем: окна, двери, кровлю... Затем прибудет техника, чтобы разобрать несущие конструкции. «Было возбуждено 11 исполнительных производств в отношении каждого собственника, — пояснил Галеев. — Постройка была незаконной, поэтому все тяжбы легли на их плечи».
После решения суда о сносе дом простоял еще два года
Таунхаус на Гривской, 52а соседствует с частными домами — кирпичными и деревянными. По сравнению с ними он выделяется своей массивностью: три этажа, большие окна, еще не потертый временем фасад. Ворота у самовольной постройки нараспашку. Внутри жилищ рабочие уже выламывают монтажками пластиковые оконные рамы, снимают железные двери. На запыленных лестницах лежат почтовые конверты, игрушечное детское ведерко, даже фотографии... В этом доме на дюжину квартир, оказывается, жили — вплоть до 2014 года. Кто-то успел пожить два года, кто-то — четыре. Говорить в этом случае о везении не совсем уместно. Мало того что у некоторых из жильцов квартира была взята в ипотеку, так еще и расходы за снос дома легли на плечи собственников. Стереть некогда самовольно возведенную постройку с лица земли будет стоить 400 тыс. рублей. Сносом занимается ООО «УютСтройСервис».
Дом построен с нарушениями норм градостроительного и строительного законодательства. Такое заявление журналистам сделал Наиль Галеев — начальник управления градостроительных решений Казани. Он отметил, что разрешение на строительство многоквартирного дома не выдавалось — его возвели самовольно на земле, предназначенной под индивидуальное жилье. Согласно иску, визуальный осмотр данного объекта не позволяет идентифицировать его как индивидуальное строительство.
Наиль Галеев заявил журналистам, что дом построен с нарушениями норм градостроительного и строительного законодательства
«Я ПЛАЧУ ЗА ВОЗДУХ С РЕБЕНКОМ НА РУКАХ...»
Приехали к месту разбора и собственники жилья — совладельцы земельного участка, разбитого на 11 долей по числу квартир. Мария Юрыгина, пока ее ребенок спокойно спал в коляске, рассказала, что около двух лет жила здесь на втором этаже. Причем квартиру купила у предыдущего жильца, а не застройщика.
«Это у вас была ипотека?» — поинтересовалась корреспондент «БИЗНЕС Online».
«Почему была? Она и есть. Я плачу за воздух с ребенком на руках», — вздохнула Юрыгина, не сдержав слез. И она, и дочь прописаны по адресу: ул. Гривская, 52а...
За два минувших года, по словам женщины, ни в судах, ни в правоохранительных органах им не помогли. Дом сносится по решению Кировского районного суда. В 2014 году ответчиками в суде выступили собственники, купившие доли в доме по договору купли-продажи. А с застройщиков Айрата Багабиева и Гюзель Сибгатуллиной судья Андрей Андреев обвинения почему-то снял, хотя собственники и просили привлечь их как соответчиков. Жильцы до последнего отстаивали свой кров. После решения суда в пользу исполкома они подали апелляционную жалобу. Но в августе 2014 года Верховный суд РТ оставил в силе решение Кировского райсуда о сносе дома.
Мария Юрыгина квартиру купила у предыдущего жильца, а не застройщика, и продолжает выплачивать ипотеку
На снос ни один из двух застройщиков не явился. Более того, Багабиев, что называется, пропал. «Полиция говорит, что не может его найти, он без прописки. Денег нам он не возвращал. Второй застройщик оказался порядочным, возместил ущерб. В возбуждении уголовного дела в отношении Багабиева по статье «Мошенничество» мне тоже отказали, заявив, что это гражданско-правовые отношения», — объяснила Юрыгина. Несмотря на эмоциональное возбуждение, молодая мама признается, что в жалости нуждается меньше всего. Сейчас она живет у своих родителей.
Другая собственница Инга Полынцева выглядит чуть бодрее — ей в скором времени предстоит стать мамой. Сейчас она живет в служебной квартире. «Мы обращались во все суды: в Верховный суд РТ, Верховный суд РФ, Конституционный... Но везде получили отказ», — рассказывает Полынцева. По ее словам, есть надежда на Страсбург, но она долгосрочная. На их с мужем счастье второй застройщик Ильгизар Сибгатуллин оказался более порядочным — он частично компенсировал ущерб. «Мне повезло. Сибгатуллин вернул 50 процентов от стоимости квартиры, то есть около 1,3 миллиона рублей».
Казалось бы, зачем сносить, если, как говорится, недвижимость есть не просит? Как выяснилось, еще как просит! Невыполненное решение суда тяжким грузом легло на всех покупателей квартир в этом домике. Сейчас на их имущество наложен арест, есть запрет на выезд за границу. Приставы обещают, что после окончательного демонтажа и вывоза мусора инициируют окончание производства, то есть снимут ограничения на запрет на выезд за границу, арест на имущество.
«ЗАЧЕМ ЭТИ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВО ПРИНЯЛО НА СЕБЯ И ТЕПЕРЬ НИ ЗА ЧТО НЕ ОТВЕЧАЕТ?»
Вместе с тем защита жильцов нашла для них еще одну «соломинку». В ноябре 2014 года их иск был принят в Страсбургском суде.
«Осенью 2014 года жильцы подали иск в Страсбургский суд с требованием взыскать компенсации с государства (Российской Федерации — прим. ред.), — пояснил адвокат пострадавших Борис Рыбак. — Около года назад дело официально приняли к производству. Правда, такие процессы рассматриваются долго — по 5 - 7 лет. Но перспективы на победу у них 100 процентов».
Борис Рыбак: «Даже если эти дома построены с нарушениями закона, государство должно было за этим следить»
Его клиенты разделились на две части: тех, кто готов добровольно снести дом за собственный счет, и тех, кто настойчиво выступает против этого. «В любом случае обе стороны защищают свои права. Если дом пошел на снос, им должны сразу компенсировать затраты на квартиры, — заявил Рыбак в разговоре с «БИЗНЕС Online». — Государство разрешило договор купли-продажи, взяло на себя ответственность за законность сделок. Даже если эти дома построены с нарушениями закона, государство должно было за этим следить».
Представитель собственников рассказал, что судебная практика складывается в пользу истцов. Причем отвечать по решению суда будут не городские власти, а государство.
«К примеру, в Неаполе под Везувием (Италия — прим. ред.) прежнее коррумпированное правительство выделило места под жилое строительство. Там построили дома, но оказалось, что эта зона опасна. Дома снесли, а государство по решению суда выплатило компенсации их владельцам. Люди же не виноваты в том, что правительство недосмотрело», — подчеркнул Рыбак.
Здесь же, по логике защитника, государство разрешило сделку купли-продажи, а дом требует снести. Тогда зачем нужна госрегистрация, если теперь государство ни за что не отвечает?
Невыполненное решение суда тяжким грузом легло на всех покупателей квартир в этом домике. Сейчас на их имущество наложен арест, есть запрет на выезд заграницу
НЕ ПЕРВЫЙ ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ АЙРАТ БАГАБИЕВ
Как рассказали корреспонденту «БИЗНЕС Online» владельцы квартир, получившие компенсации от Сибгатуллина, к расчету с ними застройщик подходил индивидуально. Один из собственников Ильдар Гафаров купил квартиру за 1,7 млн. рублей, и ровно эту сумму Сибгатуллин ему выплатил. «Для покупки квартиры я брал потребительский кредит», — рассказал Гафаров. По словам собеседника издания, для остальных покупателей, включая двух «ипотечников», это была не первая квартира. «У всех остальных уже была квартира, у меня одного было нарушено право на жилье» — отметил Гафаров.
Другой владелец лжекоттеджной недвижимости Арман Шайхутдинов также получил свою компенсацию — миллион рублей полтора года назад. «Единственное, что меня теперь беспокоит, — это ограничение на выезд из страны. Но теперь снос дома начался, и я рассчитываю, что через месяц все запреты с меня снимут», — рассказал Шайхутдинов. Собственник квартиры полагает, что правды в европейских судах истцам не добиться. «Этот иск в Страсбургский суд бесполезен», — полагает он.
Оба владельца теперь уже ничего не стоящих квартир убеждали корреспондента «БИЗНЕС Online» в том, что этот дом не единственный, который построил Багабиев. Говорит об этом и Юрыгина — она как раз надеется на Страсбург.
На снос ни один из двух застройщиков не явился
«Он [Багабиев] просто пропал — и все. При этом мы знаем, что он живет в частном доме в Больших Клыках, — возмущалась Юрыгина. — Но наша доблестная полиция его не смогла найти под предлогом того, что официально он нигде не прописан. Вся надежда на Страсбургский суд. Вопрос один: выплатит ли нам компенсации наше государство, когда мы победим?!»
А пока по договору со строителями дом должен быть снесен в течение 10 дней.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 152
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.