Герман Греф (с советник председателя Банка России Сергей Игнатьев): «Мы с вами прожили очередной непростой год. Это был второй год экономического кризиса в стране. В 2015 году стало ясно, что тренды, которые мы наблюдали последние десятилетия, стали ломаться» Герман Греф (с советником председателя Банка России Сергеем Игнатьевым): «В 2015 году стало ясно, что тренды, которые мы наблюдали последние десятилетия, стали ломаться» Фото: ©Евгения Новоженина, РИА «Новости»

ПРИБЫЛЬ 223 МЛРД. РУБЛЕЙ И 20% НА ДИВИДЕНДЫ

Сегодня на годовом собрании акционеров Сбербанк подвел итоги 2015 года. После всех формальных процедур на сцене по традиции появился председатель правления банка Герман Греф. «Мы с вами прожили очередной непростой год, — с печалью в голосе начал он. — Это был второй год экономического кризиса в стране. В 2015 году стало ясно, что тренды, которые мы наблюдали последние десятилетия, стали ломаться». Для наглядности Греф запустил видеоролик (еще одна традиционная фишка годового собрания), в котором под динамичную музыку сообщалось, что мировой ландшафт меняется, мир становится цифровым, геополитическое напряжение нарастает, кризис беженцев в Европе продолжается, цены на сырье и энергоносители стремятся вниз, замедляется рост развивающихся рынков... «Кризис? — вопрошалось с экрана. — Нет. Новая реальность и новые возможности. Но для России — пока вызовы».

Последние слова звучали как-то угрожающе, тем более что на экране столбики с ВВП и динамикой промпроизводства под вспышки молний проваливались куда-то в бездну. Уже и музыка была как в хорошем триллере, а на экране красные треугольники сигнализировали: минус 4,3% — реальные доходы населения, минус 9,3% — реальные зарплаты, минус 9,6% — потребление домохозяйств. Непросто пришлось и банкам: за два года с рынка ушел каждый четвертый, на санацию потратили 1 трлн. рублей, вот и агентство по страхованию вкладов исчерпало свои фонды, да и весь банковский сектор без Сбербанка в 2015 году оказался убыточным. «Сбербанку тоже было нелегко», — продолжал нагнетать обстановку клип.

Как банк отвечает на эти вызовы, взялся комментировать лично Греф. И с этого момента гнетущая атмосфера начала стремительно развеиваться. «Выход из кризиса потребует от нас перехода к принципиально новому этапу — этапу инновационного развития, проведения масштабнейших реформ всех сфер того, чем мы занимаемся», — объявил глава Сбербанка. В этот момент было не совсем понятно, говорит ли он о своем банке или о стране в целом. Впрочем, и то и другое реформ действительно требует.

Каковы же финансовые достижения Сбербанка? По словам Грефа, в прошлом году чистая прибыль составила 223 млрд. рублей. «Это стало возможным за счет восстановления нашего чистого процентного дохода. Чистый процентный доход в первом квартале резко упал, это произошло потому, что мы вошли в год с высокой долей средств от ЦБ. Доля средств ЦБ в составе наших пассивов составляла примерно 15 процентов. Когда в декабре 2014 года ЦБ поднял ставку до 17 процентов, стоимость этих средств резко выросла», — пояснил он. В результате Сбербанк, понимая, что ситуация нестабильная и тренд на высокую ключевую ставку будет длительным, решил максимально быстро вернуть средства ЦБ (в прошлом году удалось вернуть порядка 3 трлн. рублей), чтобы обеспечить выход на плановую прибыльность.

В итоге Сбербанк решил вернуться к прежнему объему дивидендов — 20% чистой прибыли. «Объем выплаченных дивидендов составит 44,5 миллиарда рублей всего, это будет составлять по 1 рублю 97 копеек на обыкновенную акцию и столько же — на привилегированную... В совокупности за 2015 год наши акционеры получили хороший доход: 86 процентов — по обыкновенной акции за год, 105 процентов — по привилегированной акции», — объявил Греф. Напомним, в предыдущем году на дивиденды Сбер выделил рекордно мало денег — только 3,5% чистой прибыли.

Еще из достижений банка за прошлый год — качество кредитного портфеля, которое оказалось вдвое лучше среднерыночного. «Два года назад приняли решение ужесточить требования к заемщикам. Мы видели, что тенденции начали ломаться. В результате качество потребительских кредитов в 2015 году оказалось даже лучше, чем в прошлые годы», — подчеркнул глава Сбербанка.

А вот с дочерними банками ситуация в 2015 году была не так однозначна. По словам Грефа, турецкая «дочка» Denizbank показывает стабильные результаты и является одним из лидеров как на турецком рынке, так и в группе по внедрению инновационных продуктов, а вот банки в Казахстане и Беларуси резко снизили прибыльность из-за роста расходов на резервы, из-за украинского кризиса, естественно, пострадала и «дочка» Сбербанка в этой стране, хотя она, как заверил Греф, по-прежнему остается одним из самых надежных банков среди других украинских. Тем не менее трудная ситуация в Центральной и Восточной Европе привела к тому, что пришлось продавать банк в Словакии.

«КАРТЫ УЖЕ ПРИНИМАЮТ ВСЕ СТАНЦИИ В НОВОСИБИРСКЕ, КАЗАНИ»

«Мы достигли неплохих результатов за прошедший год. Но, как сказал Конфуций, того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности», — философски продолжил глава Сбербанка. Думая о будущем, Сбер уже сейчас старается превратиться в цифровую компанию. Так, число клиентов, которые владеют картами Сбербанка, по словам Грефа, достигло рекордной отметки — 120 млн. человек. По всей стране установлено 86 тыс. банкоматов — самая большая сеть в мире. При этом все чаще клиенты Сбербанка используют банкоматы не для того, чтобы получить, а для того, чтобы внести наличные.

«Укрепили позиции на рынке эквайринга. Наша задача — наращивать проникновение карт в тех секторах, где доминировали расчеты в наличных», — обозначил ориентир Греф. Например, Сбербанк активно поглощает транспортную сферу, наращивая число станций метро, где можно будет оплатить проезд картой. «Сегодня 5 станций метро уже позволяют пользоваться нашими картами. В июне уже на 66 станциях московского метро можно будет оплачивать проезд в бесконтактном режиме. Карты уже принимают все станции в Новосибирске, Казани. В течение лета подключим Нижний Новгород», — рассказал глава кредитной организации.

Отдельная гордость Грефа — мобильное приложение «Сбербанк Онлайн», которым уже сейчас активно пользуются более 29 млн. человек, и число юзеров растет на 600 - 800 тыс. в месяц. Как итог — рост мобильных переводов с карты на карту между клиентами Сбербанка. В прошлом году он составил 2,8 трлн. рублей, тогда как годом ранее показатель не превышал 1,3 трлн. рублей.

«КОШЕЛЕК» И МЕССЕНДЖЕР ОТ СБЕРБАНКА

В 2016 году Сбербанк готов предложить клиентам новые сервисы. Вероятно, именно эти сюрпризы вчера на пресс-конференции анонсировал зампредседателя правления банка Александр Морозов. Одна из разработок, которая будет доступна уже летом, — «Кошелек от Сбербанка». «Собственно говоря, он копирует все, что вы носите в своем кошельке. Мы изучили содержание наших кошельков и решили воспроизвести полностью в электронном виде все функции вашего любимого потертого кожаного кошелька», — объяснил суть нововведения Греф и добавил, что для женщин, имеющих ворох скидочных карт, это будет «Сумочкой от Сбербанка». Звучало это довольно заманчиво.

При этом он призвал не волноваться по поводу того, что конфиденциальная и личная информация клиентов может утечь на сторону. По словам председателя правления банка, программа разработана таким образом, чтобы мошенники не смогли получить к ней доступ. «Наши программисты — лучшие программисты — проработали таким образом, что, во-первых, ни один человек не получит доступа к этим документам. В момент внесения вами этих данных они будут тут же шифроваться и в криптовиде помещаться на сервер Сбербанка, к которому не будет иметь доступ никто. Эта информация будет храниться в зашифрованном виде», — подчеркнул Греф.

Его бы слова да богу в уши: до сего момента киберпреступники демонстрировали потрясающий навык поиска обходных путей.

Еще одно новшество этого года — мессенджер, теперь и у Сбербанка он будет свой. «Это коммуникационная платформа уже тестируется для пользователей и бизнеса. С ее помощью можно будет легко решать повседневные задачи (такие как покупка товаров), искать исполнителей, каталоги компаний и многое другое, а бизнес может привлекать клиентов и общаться в новом формате», — несколько туманно описал функционал софта глава банка.

Сбербанк решил создавать систему внутреннего мониторинга подозрительных операций и их блокирования

6 ТЫС. РУБЛЕЙ ЗА ГОЛОВКУ СЫРА

Традиционное развлечение собрания в этом году было представлено липецким фермером Андрем Букаревым, ставшим своего рода живой рекламой цифровых технологий Сбербанка. Для демонстрации его фермы всем собравшимся Греф пригласил на сцену самого юного — 12-летнего — акционера Данилу, на которого первым делом одел очки виртуальной реальности. Букарев попросил показать своих коров — и вот на огромном экране зала отражалось то, что видел в очках Данила: небольшое стадо парнокопытных пощипывало травку. Вторая точка — автолавка, в которой (сюрприз, сюрприз!) картой Сбербанка за сметану и молоко расплачивался молодой человек. Букарев, в свою очередь, не преминул похвастаться своими сырами, цех по их производству тоже вывели на экран. В финале перформанса внушительная головка сыра материализовалась в руках отца фермера, успевшего подняться на сцену. Ее семейство Букаревых преподнесло Грефу. Тот засмущался:

— Подарки мне все-таки не очень с руки принимать. Мог бы я оплатить головку сыра?

— С помощью продуктов Сбербанка это займет минуту. Можно я выставлю вам счет? — принял подачу Букарев.

Греф тут же перечислил ему 6 тыс. рублей. Рекламная пауза закончилась.

«СИСТЕМА ВЫЯВЛЯЕТ АНОМАЛИИ В ПОВЕДЕНИИ НАШЕГО КЛИЕНТА»

От этих развлечений Греф перешел к серьезной проблеме, с которой сталкивается не только Сбербанк, но и любая кредитная организация: тот же казанский Энергобанк не так давно продемонстрировал на всю страну, как опасны хакеры. По словам главы Сбера, в прошлом году удалось отразить 55 мощных атак, а в первом квартале нынешнего года таких — уже 42. Но если с кибератаками на серверы банк справляется, то вот с атаками на самих клиентов, особенно на пенсионеров, с использованием социальной инженерии бороться сложнее.

Поэтому Сбербанк решил создавать систему внутреннего мониторинга подозрительных операций и их блокирования. «Эта система выявляет аномалии в поведении нашего клиента, которые характерны для мошенничества. Если машина видит, что транзакция не характерна для вашего профиля, вы раньше никогда не переводили такое количество денег этому клиенту, то тогда транзакция автоматически откладывается в сторону как подозрительная. После этого специальные машинные алгоритмы изучают, могли ли вы совершить такую операцию или нет. Делается еще один отсев. Те операции, которые попадают в третий ящик, уже отправляются в группу специальных аналитиков, которые занимаются выявлением мошенников по признакам, которые дала им система», — объяснил Греф. По его словам, уже можно говорить о снижении количества успешных атак на клиентов: за неделю предотвращаются мошенничества на 170 - 200 млн. рублей.

«УМЕР ПАПА СТАЛИН...»

Выступление главы Сбербанка было красочно иллюстрировано и насыщено историческими отсылками: в PR-части спича относительно дальнейшего развития Сбера он смог совместить цитаты Махатмы Ганди и Альберта Эйнштейна, присовокупив их к прозвучавшему ранее Конфуцию. Но, пожалуй, Грефа переплюнули сами акционеры, которым предоставили не только право голоса, но и слово. «На этом собрании мы до сих пор работали головой, я предлагаю дать отдых голове и хочу прочесть несколько своих стихотворений», — заявил Олег Пушкин, вероятно, решивший оправдать свою фамилию. Следующие пять минут, несмотря на все попытки председателя наблюдательного совета Сбера Сергея Игнатьева усадить на место поэта-акционера, со сцены звучали строки о том, что «Гитлер наступает», про Машу, про 15-летнего убийцу, за которого «патриарх Кирилл проси скорее прощения, ты это допустил». А последнее про «Культ личности» было и вовсе из ряда вон: «Умер папа Сталин, плачут стар и млад, и Хрущев Никита делает доклад. Умирает Путин — вся страна в слезах. Кто нам скажет правду о его делах?»

Следующий акционер заявил, что все акции Сбербанка продал, а на собрании он оказался случайно. Мужчина жаловался, что у его жены подсмотрели пароль от карты и в итоге она лишилась 70 тыс. рублей.

Еще один держатель акций обвинил Сбербанк в обмане. Первый случай относился к сберкнижке, заведенной еще в 1972 году на Украине. «С этой сберкнижки я не могу получить ни одной копейки денег все эти годы по той причине, что не являюсь гражданином Украины, по той причине, что Сбербанк там не работает», — возмущался мужчина, тряся в руках серенькую книжечку. Второй случай, как он утверждает, касался не только его и родителей, но и большинства присутствующих. В этот момент акционер извлек еще одну бумажку — внутренний выигрышный заем 1982 года. «Когда вернут деньги за это, доверие граждан к Сбербанку значительно повысится», — добавил он. А чтобы руководство банка не ломало голову, где взять средства на восстановление доверия, выступающий предложил запустить печатный станок. Акционера не смущало, что упомянутый станок находится немного в других руках.

«МЫ НИКОГО НЕ ДЕРЖИМ В СБЕРБАНКЕ НАСИЛЬНО»

Далее Греф отвечал на вопросы. Акционеры спрашивали про кибербезопаность, рост акций банка, ставки по кредитам и вкладам, про то, появится ли Сбербанк в Израиле и вернется ли в Крым. Что касается полуострова, то председатель правления банка заверил, что, как только появится возможность, банк будет одним из первых, кто начнет там работу. «Ни для кого не секрет, что мы не можем вернуться в Крым, потому что против нас тут же включится еще один режим санкций, это будет настолько болезненно для страны в целом и для Сбербанка в частности, что сейчас это делать точно нецелесообразно. Когда будет режим санкций смягчен, я думаю, что мы будем одной из первых компаний, которая сможет там работать», — ответил он.

Интересовал собравшихся и широко обсуждаемый вопрос приватизации. Греф не скрывал, что всегда являлся сторонником того, чтобы на долю ЦБ оставалось не больше 25% акций Сбера. «Сегодня этот вопрос на повестке дня не стоит. Президент сказал, что пока время не пришло, соответственно, мы эту тему не поднимаем», — казалось, с сожалением объявил он.

Спросили его и о том, почему на дивиденды направляется 20% прибыли, а выплаты членам набсовета при этом значительно индексируются. «На мой взгляд, наш наблюдательный совет работает очень эффективно, это один из наиболее эффективных и представительных советов среди всех российских компаний. Я оцениваю работу наших директоров очень высоко. Мы должны соответствовать среднерыночному уровню оплаты директоров, если хотим, чтобы в нем были квалифицированные люди. Поэтому индексация очень и очень скромна. Я считаю, что надо индексировать, наша прибыль позволяет это делать», — заявил Греф.

Он так разошелся в своем возмущении заданным вопросом, что предложил всем недовольным купить акции других компаний и сравнить. «Если кто-то считает, что у нас маленькая прибыль, ну купите акции ВТБ или любого другого российского банка, пожалуйста. Все опции открыты. Кто-то сказал, что уходит от нас в «Газпром», милости просим: «Газпром» в прошлом году вырос на 4,5 процента, мы — на 84 процента. Мы же никого не держим в Сбербанке насильно. Поэтому все, кому нравятся наши результаты, оставайтесь с нами, кому не нравятся — рынок открыт, продавайте свои акции и переходите в другие компании. И мне очень странно слышать здесь такие претензии, мы вам показали цифры — в прошлом году заработали 170 процентов прибыли российского банковского сектора. О чем здесь еще можно рассуждать по поводу эффективности работы и всего остального? Если это серьезный квалифицированный разговор, то выходите и давайте с цифрами разговаривать. Если это попытка использовать нашу трибуну для того, чтобы зафиксировать свое участие в собрании или рассказать стишки, то лучше поищите другое акционерное общество. У нас на это времени нет. У нас время слишком дорогое», — эмоционально завершил Греф.

В НАБСОВЕТ СБЕРБАНКА ВКЛЮЧИЛИ ЭКС-ПРЕМЬЕРА ФИНЛЯНДИИ

Наконец, после перерыва объявили результаты голосования акционеров за новый состав наблюдательного совета. Всего было представлено 15 кандидатур, из них в состав вошли 14. Новичком стал только бывший премьер-министр Финляндии, ныне профессор Гарвардского университета Эско Ахо, который сменил ректора Всероссийской академии внешней торговли Сергея Синельникова-Мурылева.

Места в совете сохранили: министр финансов РФ Антон Силуанов, первые зампреды ЦБ РФ Дмитрий Тулин, Георгий Лунтовский, Сергей Швецов, зампред ЦБ Надежда Иванова и советник председателя ЦБ Сергей Игнатьев, глава Сбербанка Герман Греф, экс-министр финансов Алексей Кудрин, ректор РАНХиГС Владимир Мау, экс-глава итальянской банковской группы Unicredit Алессандро Профумо, почетный профессор Высшей школы экономики Мартин Гилман, член наблюдательного совета ВТБ, бывший первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян, консультант по инвестициям и корпоративному управлению Надя Уэллс.

Кроме того, на собрании акционеров (как бы поддерживая крик души Грефа) решили изменить размер вознаграждения членам наблюдательного совета. Отныне базовое вознаграждение будет составлять 5,9 млн. рублей, а сверху дополнительно: плюс 20% от базового — члену комитета набсовета, плюс 30% — председателю комитета и старшему независимому директору, плюс 50% — председателю набсовета. Предыдущий размер вознаграждения был установлен собранием акционеров в 2013 году, базовое составляло 4,2 млн. рублей.