Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (слева) условился с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом о том, что 21 июля Кирилл примет участие в церемонии закладки Казанского собора Богородицкого монастыря Митрополит Феофан (слева) условился с патриархом Московским и всея Руси Кириллом о том, что 21 июля Кирилл примет участие в церемонии закладки Казанского собора Фото: ©Сергей Пятаков, РИА «Новости»

ИНТРИГА ПЕРВАЯ: «КОМАНДОВАТЬ ПАРАДОМ» БУДЕТ ПАТРИАРХ

21 июля сего года обещает стать для Казани памятным днем, сравнимым с Универсиадой и даже превосходящим ее если не по масштабу, то по количеству именитых гостей. Впрочем, для верующих людей значимость этого дня выше и Универсиады, и ЧМ по водным видам спорта, и грядущего футбольного мундиаля вместе взятых, ведь речь идет об одной из главных святынь России — Казанской иконе Божией Матери. На закладку воссоздаваемого Казанского собора Богородицкого монастыря, предназначенного для иконы, съедутся высокие государственные чины, церковные иерархи и культурные деятели со всего мира. Уже известен предварительный список имен, который возглавляет патриарх Московский и всея Руси Кирилл. О том, что 21 июля Кирилл обязательно прибудет в Казань, где прежде он никогда не бывал в нынешнем высоком сане, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан условился с патриархом на апрельской встрече в Москве.

Напомним, что Кирилл собирался посетить Казань в сентябре 2012 года, но тогда его визит, тоже анонсированный заранее, был неожиданно отменен. Как поговаривали в православной среде, высшее лицо церковной иерархии было очень недовольно разразившимся о ту пору скандалом и информацией о злоупотреблениях в Татарстанской митрополии. Поэтому митрополит Анастасий так и не удостоился чести принимать у себя патриарха. Что касается Феофана, то он славится своей близостью к Кириллу, под началом которого работал еще в 1990-е годы в отделе внешних церковных связей. И с назначением нынешнего правящего архиерея в Казань стало понятно, что рано или поздно здесь появится и Кирилл.

ИНТРИГА ВТОРАЯ: ПРИЕДЕТ ЛИ В КАЗАНЬ «ОТЕЦ СОБЫТИЯ» ВЛАДИМИР ПУТИН?

Другая интрига заключается в том, приедет ли на церемонию президент РФ Владимир Путин. Как рассказали «БИЗНЕС Online» сведущие люди, вероятность его визита в Казань, где российский лидер и без того нередкий гость, очень высока, и тому есть свои причины.

Дело в том, что еще 15 лет назад, будучи свежеиспеченным премьер-министром, о котором принято было спрашивать «Who is mr. Putin?», будущий хозяин Кремля возглавил госкомиссию по празднованию тысячелетия Казани. Одним из пунктов программы, над реализацией которой трудилась комиссия, значилось: способствовать возвращению Ватиканского списка Казанской иконы Божией Матери в Россию.

Владимир Путин договаривался о возвращении Ватиканского списка Казанской иконы Божией Матери с Папой Римским Иоанном Павлом II Владимир Путин договаривался о возвращении Ватиканского списка Казанской иконы Божией Матери с Папой Римским Иоанном Павлом II Фото: ©Владимир Родионов, РИА «Новости»

«Роль Путина в возвращении этой иконы очень важная, потому что он был не только номинальным руководителем программы, — считает активный участник тех событий — советник мэра Казани Дмитрий Хафизов. — Он сам договаривался об этом с Папой Римским Иоанном Павлом II, и именно он разрулил спорную ситуацию, чтобы икону привез не глава Ватикана, а его посредники просто передали ее в Россию. Фактически с помощью Путина проблема была решена. Поэтому российского президента можно считать отцом предстоящего в столице Татарстана события, и было бы очень логично, если бы он сам открывал церемонию закладки собора. Ведь Путина уважают в Татарстане не только как лидера государства, но и как руководителя знаковых для республики программ, среди которых подготовка тысячелетия и возвращение иконы занимают далеко не последнее место. Причем возвращение именно в Казань, а не в Москву. Я знаю, что были в окружении тогдашнего патриарха РПЦ люди, которые выступали за то, чтобы оставить икону в столице или в Петербурге».

Приезда Путина в Казань не исключает и митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Это он дал понять на одной из своих последних пресс-конференций, где, рассуждая о возможном визите президента РФ, загадочно выразился стихами Алексея Толстого: «Ходить бывает склизко по камешкам иным, итак, о том, что близко, мы лучше умолчим».

Собор в Богородицком монастыре станет уже третьим храмом, который Казанская икона Божией Матери восстановила после своего возвращения на родину, напоминает Хафизов. Первым был знаменитый Казанский собор в Санкт-Петербурге, на возвращении которого верующим настоял в то время митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (до этого здесь размещался музей истории религии и атеизма прим. ред.). Вторым — полностью утраченный в советское время Казанский собор в Москве (предполагалось, что Ватиканский список иконы постоянно будет находиться здесь и лишь на большие праздники будет уезжать в Северную столицу). Но Алексий II, став патриархом, принял решение передать святыню в Казань с условием — возродить собор, в котором она хранилась до революции. Татарстанские власти в лице в то время президента РТ Минтимера Шаймиева и мэра Казани Камиля Исхакова дали обещание, что так и произойдет. Теперь пришло время сдержать слово.

Участие Шаймиева и Исхакова в истории с Ватиканским списком иконы общеизвестно. Напомним, что в октябре 2001 года Исхаков лично ездил к Папе Римскому и беседовал с ним на протяжении получаса. Именно тогда весы Ватикана впервые склонились в пользу Казани. Теперь из четырех героев того времени, сыгравших главные роли в деле возвращения иконы, — Путина, патриарха Алексия II, экс-президента РТ Шаймиева и бывшего казанского мэра Исхакова — в столице Татарстана на церемонии 21 июля смогут встретиться только трое.

Добавим, что минувшие выходные президент России провел в духовном центре на Афоне. И это добавляет уверенности в том, что он примет участие в церемонии закладки камня в основание Казанского собора.

ИНТРИГА ТРЕТЬЯ, ГЛАВНАЯ: ОБРАЗ БОГОМАТЕРИ «ПРИЗОВЕТ» В ТАТАРСТАН ПАПУ РИМСКОГО?

Но самым интригующим представляется слух о том, что на июльское торжество в Казань прибудет сам Папа Римский Франциск. Разумеется, эту информацию никто не подтверждает, и в списке приглашенных Папа отсутствует. На целый ряд информированных источников, близких к оргкомитету мероприятия, говорят об этом как потенциально реальном: «Вопрос прорабатывается».

Кроме того, после знаменитой встречи на Кубе главы Ватикана и главы РПЦ это больше не кажется таким невероятным. Тем более что и митрополит Феофан считается старым знакомым Франциска: впервые он свиделся с ним, работая в экзархате Центральной и Южной Америки. В то время будущий Папа заведовал семинарией Буэнос-Айреса. Впрочем, ни митрополит Феофан, ни даже патриарх Кирилл не способны самостоятельно решить вопрос о приезде Папы Римского в Россию: здесь потребуется равнодействующая многих воль, в первую очередь — Кремля.

Однако митрополит Казанский и Татарстанский Феофан заявил, что приезд понтифика не обсуждается ни на церковном, ни на светском уровне. «Нигде и речи не было о Папе Римском, — сказал он в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — И речи быть не может, и не ставился никогда этот вопрос».

Внезапная встреча Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска на Кубе готовилась в условиях величайшей секретности Внезапная встреча патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска на Кубе готовилась в условиях величайшей секретности Фото: patriarchia.ru

Известно, что Иоанн Павел II, передавший в Россию Ватиканский список иконы, стремился в Казань и как даритель вроде бы имел на это полное право. Лик Казанской Божией Матери был особо почитаем Папой: он висел в его личных покоях, «недалеко от письменного стола», и дважды в день «наместник Бога на земле» склонял свои колени перед русским иконописным образом. Об этом свидетельствуют многие, в частности Исхаков и отец Диогенес Уркиза, настоятель римско-католического прихода Воздвиженского креста в столице РТ.

«В 2003 году я проездом был в Риме и сослужил Иоанну Павлу II, — рассказал «БИЗНЕС Online» отец Диогенес. — У Папы был обычай: ежедневно приглашать простых священников и паломников на совместную службу в часовню. К моему удивлению, хотя я поздно подал заявление на участие, меня допустили. После богослужения я подошел к секретарю и попросил показать икону. Он задумался немного, взял меня за руку и повел в кабинет Папы. Там я и увидел Казанский образ Богоматери — с правой стороны, над комодом, целовал его. Конечно, эта икона для католической церкви очень почитаемая. Когда всего пару лет спустя Папа передавал эту святыню, он сказал: «Пусть эта икона расскажет русскому народу о чувстве любви, которую питает к ним римский понтифик, об уважении Папы к их великим духовным традициям».

Приглашали Иоанна Павла II в Россию лично патриарх Алексий II и президент РФ Борис Ельцин. Но Папа должен был приехать не в качестве главы католической церкви (в этой роли его не звали ни разу), а как паломник и как глава государства Ватикан. Причем в первую очередь как паломник.

«Большая часть верующих людей едут к мощам, иконам, старцам и святым источникам — это богомольцы, — объясняет суть паломничества Хафизов. — А те, кто едет по местам, связанным с Господом или с Божией Матерью, — это паломники, это более высокий статус. Единственным местом в России, куда до революции ехал паломник, была Казань (сегодня еще и Дивеево). То, что в нашем городе явила себя Богоматерь, признает и католическая церковь. Всего в мире есть три места явления Девы Марии, признаваемых Ватиканом: это Казань (1579 год), Лурд (Франция, 1858 год) и Фатима (Португалия, 1917 год). Причем Казань в этом ряду — первая не только по времени, но и по значению. Более поздние явления Богородицы католики сверяли с казанским, чтобы убедиться в их подлинности».

В свое время Иоанн Павел II в качестве паломника посетил все места, связанные с Девой Марией. Кроме главного — Казани. Известно, что в Фатиме Божия Матерь поведала христианам, что мир может спастись лишь тогда, когда Россия повернется к Богу. «И теперь 99 процентов католиков живут по этому принципу: они ждут, когда Россия повернется к Богу», — резюмирует Хафизов. Это во многом объясняет «месседж», который был вложен в «жест доброй воли» Ватикана в 2005 году.

Однако приезд не состоялся из-за того, что отношения с католическим Римом опять оказались испорченными. В 2008 году в Казани удалось побывать лишь кардиналу Вальтеру Касперу, председателю Папского совета по содействию христианскому единству, да и то с частным визитом. Приезжали также несколько католических групп из США, Германии, Италии и даже Дамаска. «Прибыли посмотреть на Казань. Около 100 паломников, — вспоминает Хафизов. — Из них 14 человек после посещения нашего города перешли в православие».

Интересно, что до революции в Казани числилось 30 тыс. католиков, а сейчас римско-католический приход Воздвиженского креста насчитывает не больше 400 верующих. Зато в казанском католическом храме представлена вторая по значимости в мире статуя Фатимской Божией Матери, подаренная «Синей Армией», переданная городу в контексте все тех же эсхатологических ожиданий, через призму которых католики продолжают смотреть на Россию.

Приедут ли представители Ватикана на закладку собора пока не известно Приедут ли представители Ватикана на закладку собора, пока неизвестно Фото: Ирина Ерохина, «БИЗНЕС Online»

Так будут ли представители Ватикана на торжествах 21 июля? На этот вопрос пока нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа. Известно, что внезапная встреча патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска на Кубе готовилась в условиях величайшей секретности, информация о ней была передана в прессу всего за несколько дней. Такой же сценарий, во избежание протестов консервативной православной общественности, может быть применен и на этот раз. Хотя пока что даже среди докладчиков богословской конференции католиков нет. Возможно, что они будут приглашены на церемонию закладки камня. «Обычно в таких мероприятиях участвуют представители всех конфессий, и я не думаю, что 21 июля станет исключением», — замечает отец Диогенес Уркиза.

В братских отношениях католиков и православных Уркиза уверен. «Разделение церквей противоречит воле Христа, — говорит он. — Иоанн Павел II понимал, что он как глава католической церкви несет ответственность за преодоление этого разделения. Конечно, как и сегодняшний Папа Франциск, он осознавал все трудности воссоединения. Мы не знаем, когда наступит это время, но раз Христос сказал: «Да будет едино стадо и един пастырь», — значит, так оно и будет».

Можно уверенно сказать одно: если Папа Римский приедет в Казань, это будет событием мирового значения, информационным взрывом...

ИНТРИГА ЧЕТВЕРТАЯ: ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ К НАМ

А в том, что в эти дни в Татарстан потянутся и многочисленные чиновники, и церковные иерархи — как российские, так и зарубежные — сомневаться не приходится. Дело в том, что закладка собора станет лишь кульминационной точкой торжеств, которые откроются 19 июля международной научно-практической конференцией «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». В списке участников конференции — 200 человек. Сопредседатель оргкомитета (наряду с Феофаном) — зампред Госсовета РТ Юрий Камалтынов.

Полистав этот список, лишний раз убеждаешься в масштабности мероприятия. Здесь и председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин, и экс-председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин (в качестве председателя императорского православного палестинского общества), и сопредседатель ОНФ Ольга Тимофеева, и заместитель министра культуры РФ Александр Журавский, и советник мэра Москвы Александр Векслер.

Закладка собора станет лишь кульминационной точкой торжеств, которые откроются 19 июля международной научно-практической конференцией Закладка собора станет лишь кульминационной точкой торжеств, которые откроются 19 июля международной научно-практической конференцией Фото: Ирина Ерохина, «БИЗНЕС Online»

Но еще большее впечатление производит перечень духовных лиц: митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский РПЦЗ Марк, профессор МДА Алексей Осипов, управляющий делами украинской православной церкви, ректор Киевской духовной академии митрополит Антоний, ректор Минской духовной академии архимандрит Сергий, ректоры Московской и Санкт-Петербургской духовных академий архиепископ Верейский Евгений и архиепископ Петергофский Амвросий соответственно и т. д.

Из приглашенных в эти дни в Казань культурных деятелей наиболее известны: писатель Александр Проханов, журналист и телеведущий Максим Шевченко, писатель Николай Коняев, профессора Литературного института Олеся Николаева и Александр Ужанков, а также автор книг о Казанской иконе Божией Матери американский адвокат Питер Андерсон.

Будут и представители аристократии: граф Петр Шереметьев и маркиза Иммаколата Соларо дель Борго. Оба лица хорошо знакомы советнику мэра Казани по вопросам культуры и религии, историку Дмитрию Хафизову. О графе Шереметьеве, чей статус в списке обозначен как «ректор Парижской русской консерватории имени Сергея Рахманинова, председатель президиума международного совета российских соотечественников», Хафизов вспоминает в связи с его помощью по возвращению иконы и восстановлению Богородицкого монастыря.

«Петр Петрович — архитектор по образованию, он внес свою лепту в проект по возрождению монастыря, — говорит советник мэра Казани. — Когда я его приводил на это место, там еще работала табачная фабрика, приезжали «КАМАЗы», и нас с трудом пустили на территорию охранники. «Димитрий, здесь место, где явилась Богоматерь?» — спросил меня Шереметьев. И ложится прямо в эту грязь крестом и молится. Для меня это было шоком: я тогда еще был некрещеным и, как мне казалось, просто восстанавливал историческую справедливость».

Что касается маркизы дель Борго, то она, несмотря на свой статус советника посла суверенного Мальтийского ордена в России, «больше любит православных, чем католиков», свидетельствует Хафизов. В России маркизу знают с 1986 года как благотворителя и человека, передавшего в православные храмы нашей страны сотни христианских святынь: частицы древа Животворящего Креста и ризы Божией Матери, а также мощевики с частицами мощей святого Иоанна Предтечи, двенадцати апостолов, великомученика Георгия Победоносца, великомученика Пантелеимона и пр. Часть этих святынь в настоящее время находится в Татарстане: в Крестовоздвиженской церкви и Свято-Успенском Свияжском монастыре.

ИНТРИГА ПЯТАЯ: ВАЛЕРИЙ СОРОКИН ПОКАЖЕТ СВОЮ СУПЕРКОЛЛЕКЦИЮ ИКОН?

График кульминационных торжеств 21 июля в общих чертах уже составлен. День откроется утренней литургией в Благовещенском соборе Казанского кремля, которую отслужит сам патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. В собор по этому случаю доставят из Национального музея РТ найденную недавно в его фондах чудотворную икону Божией Матери «Паммакариста» (Всеблаженная). Образ был написан специально для России греческими иконописцами в утешение после утраты Казанской иконы Божией Матери и передан Константинопольским патриархом Иоакимом в 1905 году. По случаю грандиозного праздника ему позволят ненадолго покинуть пределы музейного фонда.

В самом республиканском музее в эти дни будет проходить масштабная выставка иконописи из собрания Валерия Сорокина, председателя совета директоров ПАО «АК БАРС» БАНК и гендиректора АО «Связьинвестнефтехим». Сорокин, как подтвердили «БИЗНЕС Online» сразу несколько экспертов, считается превосходным специалистом по казанской школе иконописи. Его экспозиция представит храмовые и аналойные образы, написанные в XVI - XX веках. В это же время в ГМИИ РТ будет экспонироваться проект регенерации Богородицкого монастыря, который позволит судить, каким монастырский комплекс станет после восстановления.

Валерий Сорокин  считается превосходным специалистом по казанской школе иконописи Валерий Сорокин считается превосходным специалистом по казанской школе иконописи Фото: tatarstan-mitropolia.ru

Не исключено, что в окончательном проекте будет учтена и идея создания паломнического центра на территории монастыря, с которой давно выступает историк Хафизов. По крайней мере, пресс-секретарь казанской епархии Дмитрий Аликин подтвердил «БИЗНЕС Online»: «Митрополит Феофан этой мыслью озабочен, надеемся, с помощью Божией замысел будет реализован».

«Мы рассчитывали: ежегодно на 21 июля в Казани могут собраться до 700 тысяч верующих, — объяснил Хафизов свою идею. — Откуда такая цифра? Дело в том, что в Мекке рекордом было 1,5 миллиона человек в день. В Фатиме 1,5 миллиона человек было уже трижды. В Лурде рекорд — 4,5 миллиона человек в день. Поэтому, когда делали казанский проект (в его старой версии), задействовали экспертов из Лурда и Фатимы, которые считают, что Казань по статусу выше, ведь это было первое место явления Богородицы. Для прогнозируемых 700 тысяч паломников и богомольцев строящийся собор станет локомотивом, который будет привлекать в Казань все новых и новых людей. Побывав здесь, они наверняка захотят посмотреть и Кремль, и Свияжск, и Болгар».

Но пока что крестный ход, который в 11:30 потянется от Благовещенского собора к Крестовоздвиженской церкви, застанет на месте явления Богоматери лишь стройплощадку. Здесь, начиная с 12:30, как и предусмотрено графиком, совершится торжественная церемония закладки памятного камня на месте возрождаемого собора Казанской иконы Божией Матери. Ответственным за эту часть мероприятий назначен заместитель премьер-министра РТ Василь Шайхразиев.

Ожидается, что на закладке будут присутствовать и представители исламской общественности, ведь Казанская икона Божией Матери, по замечанию Хафизова, никогда не использовалась против мусульман. «Против внешних и внутренних врагов, против католиков — сколько угодно, — рассуждает историк. — Общеизвестно, что в Казани к иконе с молитвами приходят и мусульмане (не так давно мэр Казани Ильсур Метшин рассказал журналистам, как обращался с просьбами к чудотворному образу, прим. ред.). Это, пожалуй, единственный православный образ, к которому может подойти неправославный человек, помолиться, и икона тебе поможет».

«КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ РОДИЛАСЬ В МОМЕНТ РАСПРЕЙ, КОГДА СРАЖАЛИСЬ РУССКИЕ И ТАТАРЫ»

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» опросили экспертов, как они оценивают значение предстоящего события, и собираются ли посетить его.

Камиль Исхаков — экс-мэр Казани:

— Да, я планирую приехать. Это событие, безусловно, важно для Татарстана, и оно также имеет большое значение и для России, поскольку в этом соборе было явление Богоматери, а оно, как мы знаем, достаточно редкое.

В окружении Патриарха Алексия II были люди, которые выступали за то, чтобы оставить икону в Москве или в Петербурге, но она возвратилась в Казань В окружении патриарха Алексия II были люди, которые выступали за то, чтобы оставить икону в Москве или в Петербурге, но она возвратилась в Казань Фото: tatarstan-mitropolia.ru

Александр Проханов — писатель:

— Да, я получил приглашение на это мероприятие и ответил согласием. Казанская икона Божией Матери сегодня играет роль более значимую, чем в прежние времена, она перестает быть иконой только православной, перестает свидетельствовать одно лишь торжество русского духа и государства в самые тяжелые времена. Сегодня эта икона, этот образ покровительствует державе в целом. Месту, где она зародилась, покровительствует — Татарстану, она питается нашими двумя народами, охраняющими и сберегающими державу. Я убежден, что на закладке храма очень достойно будут представлены православная и духовная общественность, татарские муфтии, которые, я думаю, согласны с моим представлением о значении этой иконы.

Казанская икона Божией Матери родилась в момент распрей, когда сражались русские и татары. Это была пора горения Казани, пора завоевания Казанского ханства. Были сражение, боль, было торжество победителя и горе, печаль побежденных. С тех пор татары, никогда не бывшие колониальным регионом, вошли в очень мощный контекст русской державы. Уже сразу после взятия Казани татарская элита была включена в управление московским царством. И в дальнейшем, во все времена русской истории, татары и русские были рядом, они сражались и за Москву, и за Казань, и за Россию в целом. Сегодня Казань становится одной из столиц государства российского, и данная икона в эти новые времена, повторю, перестает быть иконой победного торжества, она становится иконой державного единства, державного строительства и державного становления, в котором участвуют и татары, и русские.

Максим Шевченко — журналист, телеведущий:

— Если митрополит Феофан, человек, который, на мой взгляд, много делает для единства нашей страны и для сближения русского и татарского народов, благословит меня приехать, то я, конечно, приеду.

Если же говорить о самой святыне... С одной стороны, тема Казанской иконы Божией Матери для многих татар болезненная, будем откровенны. Она связана с завоеванием Казани Иваном Грозным. Но мне кажется, что это все в прошлом, в далеком XVI веке, когда на самом деле эти события стали трагедией для татарского народа. Мы сегодня живем в другой стране, когда и Казанская икона, и башня Сююмбике, и мечеть «Кул Шариф» — это все символы демократического единства наших народов. Я уверен, что многие жители РТ, в том числе мусульмане, будут воспринимать воссоздание Казанского собора как укрепление федеративного единства, как утверждение позиций Татарстана в составе РФ. Мусульмане могут радоваться этому, как радуются, к примеру, христиане в РТ наступлению Уразы. Хотелось бы жить в государстве, где не осколки тяжелого кровавого прошлого определяют наше настоящее, а где мы отталкиваемся от реалий сегодняшнего дня. И я считаю, что митрополит Феофан — это как раз тот церковный и государственный политик, который способен придать новую символику отношениям между христианами и мусульманами, между русскими и татарами.

Константин Душенов — публицист, директор агентства аналитической информации «Русь Православная»:

— Значение духовного возрождения фундаментально, но его невозможно достичь единичными акциями. Замечательно, что будет возрожден Богородицкий монастырь, однако принципиальный смысл имеет тот факт, что за последние 15 лет были возрождены тысячи церквей и монастырей по всей России.

По грехам нашим было попущено, что Казанская икона Божией Матери исчезла в 1904 году. Может быть, это урок всем нам, что надо меньше внимания обращать на хотя и очень важные, но все-таки материальные объекты православной веры, которые почитались на протяжении веков? Будь то монастырь или сама икона... Как говорили наши предки, церковь не в бревнах, а в ребрах.

Что касается католиков и их возможного участия в церемонии, то что тут сказать? Католики, как тараканы, в любую щель пролезут. Проворнее их, наверное, только евреи. Если же говорить серьезно о католических мечтах в отношении России, то мечтать не вредно, пусть мечтают. Никакого реального влияния на духовные процессы в России католики не оказывают и оказывать не смогут, учитывая вектор российского развития, который сформировался в последние два-три года. Да и влияние Ватикана на Западе катастрофически падает. Западная цивилизация теперь уже окончательно превращается в богоборческую, либерально-сатанинскую. А католики хотят свой статус на Западе сохранить, и для этого им надо показать, что они с русскими умеют договариваться.