Как стало известно «БИЗНЕС Online», челнинский «Астейс» продал внутренним войскам первые два бронеавтомобиля новой модели «Патруль», которые были специально созданы для спецопераций в городских условиях. Челнинская разработка призвана потеснить в этой роли «Тигр» от Олега Дерипаски.
БРОНЕВИК ДЛЯ ГОРОДСКИХ УСЛОВИЙ
Росгвардия, при создании которой было объявлено о корректировке госпрограммы вооружений, начинает обзаводиться новыми типами военной техники. И, судя по всему, набережночелнинское АО «Астейс» станет одним из первых поставщиков новой силовой структуры. МВД России определилось с покупкой двух первых серийных бронеавтомобилей «Патруль», сообщил «БИЗНЕС Online» директор конструкторско-технологического центра предприятия Владимир Бабаев. Очевидно, МВД — «временный» заказчик. По информации сайта госзакупок, получатель товара — одна из московских воинских частей внутренних войск МВД (ВВ). А, как известно, Росгвардия создается именно на базе ВВ. Кстати, именно эту структуру возглавляет Виктор Золотов — бывший начальник службы охраны Владимира Путина, поставленный им во главе нового «силового кулака». Предположительно, пакет документов о формировании новой военной структуры примут до августа, а техника поступит уже в новую структуру в августе-сентябре.
Сегодня у ВВ есть свои инженерные, артиллерийские, авиационные и морские части. Если говорить о принятых на снабжение автомобилях, то это «УАЗ-31514», «УАЗ-31519 Hunter», «КАМАЗ-5350», «Урал-4320-0911-60», «Урал-32552-3013-79 «Вахта», «Урал-4320 «Федерал-42590». Бронеавтомобили представлены специальной бронированной машиной «ВПК-233136 «Тигр» (Арзамасский машиностроительный завод, входит в группу «Базовый элемент» Олега Дерипаски) — она эксплуатируется МВД уже два года.
«Патруль» разработан по заказу ВВ с учетом опыта современных боевых действий и проведения спецопераций в городских условиях. Напомним, по обнародованным документам, Росгвардия вправе использовать бронемашины при освобождении заложников и пресечении массовых беспорядков, но в течение 24 часов с момента их применения гвардейцы должны уведомить об этом прокурора. Комментируя решение о создании Росгвардии, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что она будет отвечать в том числе за поддержание порядка на общественных мероприятиях, а также на акциях протеста. На уточняющий вопрос, можно ли полагать, что это означает подготовку к потенциальным протестным митингам, Песков ответил отрицательно, но осадок в общественном мнении, что называется, остался.
Судя по всему, бронеавтомобили предназначены для новой силовой структуры — Росгвардии, которую возглавил экс-начальник службы охраны Путина Виктор Золотов
Впервые «Патруль» представили широкой публике на выставке вооружений и военной техники «Интерполитех-2014». Ранняя версия машины предлагалась с 261-сильным дизельным двигателем Cummins ISBe 6.7 250, в 2015 году представили модификацию с силовой установкой «КАМАЗ-740.652-260», напоминает блог, созданный по инициативе центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ). «Патруль» создан на базе шасси «КАМАЗ-43502» с колесной формулой 4×4 — такое «заимствование» в порядке вещей у российских фирм, разрабатывающих бронеавтомобили. Согласно спецификации, новая машина предназначена для патрулирования местности, разведки, перевозки личного состава (10 бойцов). Полная масса броневика — не более 11,2 т, максимальная скорость — 100 км/час. Корпус — бронированный, цельносварной, есть противоминная защита. Судя по сайту госзакупок, стоимость машины — 12 млн. рублей. По словам Бабаева, в машине — минимум импортных комплектующих, например компрессор кондиционера, как вариант, предусмотрена система управления двигателем от Bosch. Двигатель и коробка — камазовские. Машина прошла все необходимые испытания, включая обстрел и подрыв, а также полярную экспедицию. Замечаний, которые потребовали бы серьезной доработки, не оказалось.
«ТИГР» НЕ ОЧЕНЬ УСТРАИВАЕТ НАШИХ ЗАКАЗЧИКОВ»
Перспективы у «Патруля» многообещающие, ведь две машины — это почти ничто в масштабах Росгвардии, численность которой предполагается в 300 тыс. человек. По словам Бабаева, машин подобного класса с такой вместимостью сегодня нет: «Конкурируем где-то с «Тигром», но он поменьше, чем не очень устраивает наших заказчиков. «Тайфун» в варианте 4×4 — в другой ценовой категории, но и класс защиты у него может быть повыше».
Сегодня главная платформа внутренних войск — бронеавтомобиль «Тигр»
В пользу массовой закупки «Патрулей» говорит и еще одна локальная победа «Астейса» в борьбе за благосклонность ВВ. В начале мая центральное окружное управление материально-технического снабжения МВД заключило контракт на поставку двух командно-штабных машин (КШМ) Р-145БМА. Они предназначены для обеспечения связи подразделений спецназа и разведывательных батальонов ВВ. Создаваться машина будет на базе «Патруля», об этом сообщает блог, созданный по инициативе ЦАСТ. Стоимость каждой — почти 34 млн. рублей. Исполнитель — тамбовский завод «Революционный труд». Интересно, что изначально КШМ создавалась на базе «Тигра». В 2009 - 2010 годах для нужд МВД выпустили не менее 9 таких авто. Но в связи с прекращением в 2011 году поставок «Тигров» с импортными двигателями Cummins был приостановлен и выпуск Р-145БМА.
Впрочем, у экспертов сомнения в востребованности «Патруля» есть. «Внутренние войска и так были профессионально укомплектованы, поэтому эпохальных изменений не ожидаю, — отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. — У нас есть унификация бронетехники: бронеавтомобили — это прежде всего «Тигры», поэтому какие-то отдельные разработки вряд ли будут превалировать в той системе заказов, которая существует. Но под какие-то полицейские задачи или под конкретные задачи региона возможна закупка специализированной номенклатуры бронеавтомобилей».
Один из вариантов «Патруля» на учебных занятиях саперов
«Де-факто «Тигр» уже конкурент, хотя так его можно назвать с большой натяжкой — все же это разные по классу автомобили, — считает известный ВПК-блогер Александр Привалов. — И я бы не стал говорить ни о камазовском, ни об ураловском «Тайфунятах» в качестве прямых конкурентов «Патруля» — для МВД они слишком дорогие и избыточно защищенные. Впрочем, «Тайфунята» в нынешнем виде (как макетные образцы, и даже по завершении ОКР) вряд ли массово пойдут в войска — скорее всего, можно говорить об относительно небольших заказах. О варианте для ВДВ разговор особый, но там и автомобиль нужен чуть иной... Я бы обратил пристальное внимание на другого конкурента — «Урал ВВ», который был изначально разработан по заказу внутренних войск. Да, все видели «Урал ВВ» с колесной формулой 6×6, но никто не мешает автомобильному заводу «Урал» сделать вариант с колесной формулой 4×4, тем более что база для такого автомобиля есть — это серийный «Урал-43206» (4×4), а все остальное уже отработано. Напомню, что «Урал» ВВ уже испытывали в «боевых» условиях, и по требованию заказчика были выполнены необходимые доработки. Минобороны также присматривается к этому автомобилю, и, насколько мне известно, под требования военных также будут модификации».
Впрочем, Привалов указывает, что сегодня МВД предпочитает не складывать все яйца в одну корзину и заказывает разработку разным исполнителям.
«ЭТО ДОСТАТОЧНО ЗАКРЫТЫЕ ТЕМЫ»
Новая челнинская разработка может оказаться востребованной и за рубежом. По словам Бабаева, уже есть экспортный вариант «Патруля» с двигателем Cummins и с коробкой Zahnrad Fabrik. «Ведем переговоры: в ближнем и дальнем зарубежье интересуются этим вариантом», — отметил он.
Бабаев также рассказал, что сегодня идет опытно-конструкторская работа (ОКР) по «Патрулю» для военных. «У нас есть конкретные заказчики от оборонно-промышленного комплекса под эту ОКР», — уточнил он. Очевидно, речь идет о серии модификаций, как в случае с командно-штабной машиной ВВ. А вообще испытания проходили два варианта «Патруля» — для перевозки людей и оборудованный пулеметной турелью. Третий экземпляр машины был подорван на испытаниях.
По итогам 2014 года (это наиболее свежие данные) «Астейс» стал одной из самых динамичных компаний РТ. Он увеличил выручку на 305 млн. рублей (или на 22%) до 1,697 миллиарда (правда, это далеко от рекорда 2012-го — 2,57 млрд.). Успех предприятия во многом связывают с энергичной деятельностью его владелицы Юлии Шафиковой — дочери бывшего замгендиректора КАМАЗа Анатолия Самаренкина и, соответственно, сестры председателя совета директоров АО «Казанский жировой комбинат» Дмитрия Самаренкина.
До последнего времени «Астейс» был широко известен только как официальный партнер челнинского автогиганта. Например, он делает немало собственных вариаций на тему «КАМАЗов», в том числе и для оборонки, а также выпускает комплектующие для бронеавтомобиля «Тайфун» (КАМАЗ Бабаев называет соседом-партнером-конкурентом). «Патруль» стал первой самостоятельной разработкой «Астейса». Точнее, первой относительно широко разрекламированной. Бабаев несколько приоткрыл завесу тайны над другими специальными разработками «Астейса»: «Я бы не сказал, что «Патруль» — наша первая самостоятельная разработка. Такие машины, в принципе, были, просто это достаточно закрытые темы. Некоторые из них сейчас находятся на госиспытаниях, другие — в процессе получения литеры (идет доработка документации после госиспытаний). Сегодня мы ведем порядка 10 опытно-конструкторских работ».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 104
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.