Марат Хуснуллин

МАРАТ ХУСНУЛЛИН: «ОСТАВИТЬ ДВА-ТРИ КОМПЛЕКСА»

Более полусотни депутатов муниципальных советов московских районов подписали обращение к президенту России Владимиру Путину с тремя основными требованиями. Во-первых, остановить снос объектов конструктивизма — и прежде всего поселка «Погодинская». Во-вторых, отправить в отставку заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, который, по мнению авторов обращения «постоянно демонстрирует крайнее невежество и полное пренебрежение к закону». В-третьих, передать градостроительную политику на федеральный уровень.

Поводом для возмущения народных избранников стало заявление бывшего министра строительства Татарстана, сделанное на форуме «Диалог с инвестором» по поводу произведений конструктивизма в Москве. Вице-мэр обратился 1 июня с приветственным словом к гостям форума. В числе прочего он (в изложении агентства ТАСС) сказал: «Мы за конструктивизм, хотя я лично считаю, что эти дома надо оставить как памятники того, как нельзя строить. Оставить обязательно два-три комплекса». Эта личная оценка конструктивизма заместителем Сергея Собянина и вызвала бурное негодование архитекторов, защитников памятников старой Москвы и муниципальных депутатов. Дело в том, что конструктивизм 1920 - 1930-х годов, по сути, единственный вошедший в мировую историю архитектуры стиль, который был изобретен в СССР. По словам доцента кафедры реставрации и реконструкции архитектурного наследия Казанского государственного архитектурно-строительного университета Рената Мухитова, «именно русский конструктивизм является не только местным, российским наследием, он имеет статус международного наследия, которое изучают во всех архитектурных школах мира, это востребованный и самый основной стиль». «Все объекты конструктивизма являются памятниками архитектуры. В Казани их очень мало, поэтому они вдвойне ценны», — говорит эксперт.

Координатор движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин высказал свое мнение нашему изданию: «Некомпетентное, просто невежественное высказывание Хуснуллина звучало так, что он оставил бы два-три конструктивистских комплекса как памятники того, как не надо строить. Это, безусловно, стимулирует инвесторов к практически сносной, разрушительной деятельности. Сразу после этого заявления началась подготовка к сносу комплекса на Погодинской улице, и 6 июня начался этот снос. Едва ли это является совпадением».

Помимо эстетической стороны спора копья ломаются и по политическому вопросу о том, кто должен определять внешний облик Москвы и других российских мегаполисов. Хуснуллин на том же форуме с говорящим названием ясно дал понять, что музыку (в данном случае застывшую в камне и бетоне) заказывает тот, кто платит, то есть инвестор. «Если, например, запретить полностью строительство, то надо принять решение: жители, которые живут в аварийных и ветхих домах, мы их рабами сделаем в этих домах? Мы ничего там не будем делать? Или будем находить консенсус, как приводить в порядок такие кварталы?» — задался вопросом заместитель мэра Москвы.

Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о своей реакции на требование депутатов и общественности об отставке, Хуснуллин сказал: «В Москве вообще много чего заявляют. У нас в зданиях конструктивизма живут люди в ветхом жилье, которые просят их отселить». Более подробно прокомментировать скандал вице-мэр не смог, сославшись на совещание и посоветовав обращаться в свою пресс-службу. На момент публикации материала официальной реакции на наш запрос в пресс-службу комитета градостроительной политики и строительства города Москвы не последовало.

КТО ГОВОРИТ «ХВАТИТ ХУСНУЛЛИТЬ МОСКВУ»?

Надо отметить, что это далеко не первый случай подобного «наезда» на выходца из татарстанской элиты в правительстве Москвы. Например, 1 февраля прошлого года в столице прошел митинг против сноса исторической застройки, самым популярным лозунгом которого было «Хватит хуснуллить Москву!». Митинг организовали партия «Яблоко» и ее тогдашний лидер, глава московского отделения Сергей Митрохин. Главным требованием была опять же отставка главы строительного комплекса столицы. Поводом стал снос доходных домов Привалова на Садовнической улице.

Негодование оппозиционеров вызывает деятельность комиссии при правительстве по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия, более известной как «сносная комиссия». Возглавляет ее не кто иной, как Хуснуллин. Комиссия появилась еще при Юрии Лужкове, когда ею руководил столь же нелюбимый «Архнадзором» предшественник Хуснуллина Владимир Ресин. Также по наследству с лужковских времен перетекла в современную Москву и «войнушка» между градостроительным комплексом мэрии и защитниками архитектурных памятников.

«Митинги за отставку Хуснуллина, как это можно узнать в интернете, уже случались. Но сейчас это не обращение общественности «вообще», а именно муниципальных депутатов, депутатов, работающих на земле, на самых разных муниципальных участках города Москвы», — подчеркивает разницы предыдущих и нынешних протестов Рахматуллин.

«ХУСНУЛЛИН СКАЗАЛ ПРО ОСТОЖЕНКУ, САМЫЙ ЦЕНТР МОСКВЫ, ЧТО ЭТИ ТРУЩОБЫ НАДО СНОСИТЬ»

В интервью «БИЗНЕС Online» о причинах конфликта рассказал один из активистов «Архнадзора» Андрей Новичков: «Вопрос с Хуснуллиным стоит у нас в Москве уже давно. Про него неоднократно высказывались и другие градозащитники. В частности, московское ВООПИиК (всероссийское общество охраны памятников истории и культурыприм. ред.) неоднократно критиковало вице-мэра Москвы. Когда он года два назад сказал про Остоженку, самый центр Москвы, что эти трущобы (там одни усадьбы, среди которых усадьба Римского-Корсакова) надо сносить и строить там новое жилье. Тогда мы обращались к мэру Москвы с просьбой его снять, однако никакого ответа не получили. На этот раз муниципальные депутаты обратились непосредственно к президенту в свете его последних высказываний на совете по культуре, когда он призвал сохранять объекты культурного наследия. Нам понятно, что такой человек, как Хуснуллин, который так высказывается о памятниках, возглавлять стройкомплекс Москвы не должен».

Рустам Рахматуллин Рустам Рахматуллин: «Сразу после этого [Хуснуллина] заявления началась подготовка к сносу комплекса на Погодинской улице, и 6 июня начался этот снос. Едва ли это является совпадением»

Один из муниципальных депутатов, подписавших обращение к президенту, Сергей Менделеев, представляющий район Ясенево, отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online»: «Существует такое понятие, как последняя тростинка, переламывающая хребет верблюду, и последняя капля, переполняющая чашу с водой. В последнее время произошли два события, которые переполнили нашу чашу терпения. Во-первых, на эти выходные была перекопана Тверская улица. В процессе раскопок был найден ряд исторических артефактов: своды древних храмов, еще что-то. И вместо того чтобы, как положено по закону, вызвать туда представителей технадзора, архитекторов и приостановить работу, эти памятники в авральном порядке просто уничтожили. А вторым моментом стало то, что вчера в Хамовниках избили двух депутатов этого муниципального округа, которые пытались защитить Погодинскую слободу, которую начали разрушать».

Тверскую действительно реконструируют, что прежде всего выражается в расширении тротуаров и восстановлении зеленых насаждений. При этом, согласно официальной версии, никаких сводов древних зданий строители не откапывали. Чиновники мэрии утверждают, что на фотографиях, взбудораживших общественность, видны своды конструкций, которые установили в ходе нынешней реконструкции улицы, чтобы не допустить провалов грунта. Откопанная же деревянная мостовая Тверской XVII века частично будет накрыта прозрачным экраном и оставлена для обозрения.

Что же касается реформы градостроительной политики, то депутат Менделеев указывает: «Высказывая просьбу о передаче градостроительных решений на федеральный уровень, мы надеемся, что в этом случае будут соблюдать порядок в предоставлении разрешений на строительство. На федеральном уровне будет гораздо сложнее добиться левых ходов при получении подобных разрешений».

Фарида Забирова Фарида Забирова: «У нас благодаря Хуснуллину все 43 района имеют разделы сохранения наследия»

«Я БЫ НЕ СКАЗАЛА, ЧТО ХУСНУЛЛИН ТАКОЙ УЖ ВРАГ ПАМЯТНИКОВ»

Хуснуллин, напомним, почти 10 лет (до конца 2010 года) был министром строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана. В интервью нашему изданию член координационного совета по сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РТ Фарида Забирова отметила: «В то время, когда Хуснуллин был у нас министром строительства и ЖКХ, он нас поддерживал. Я была начальником управления охраны памятников, потом работала у него в министерстве. При нем стали разрабатывать разделы сохранения наследия в схемах территориального планирования. Он дал распоряжение сделать их, хотя на это деньги и не выделялись. Конечно, мы сами, за маленькие деньги это делали, но это было при нем, когда он был министром. Поэтому я бы не сказала, что он такой враг памятников. У нас благодаря ему все 43 района имеют разделы сохранения наследия». Однако факт остается фактом: именно на годы «правления» Хуснуллина стройкомплексом приходится утрата большого количества архитектурных памятников, а разворот в сторону сохранения архитектурного наследия в преддверии Универсиады совершил президент РТ Рустам Минниханов, наведя мосты дружбы с градозащитным движением через назначение Олеси Балтусовой своей помощницей.

Теперь Балтусова ставит проводимую в Казани работу по восстановлению памятников, в том числе конструктивизма, в пример Москве: «У нас памятники конструктивизма развивают и реставрируют благодаря вниманию президента Татарстана к наследию нашей республики. Например, недавно открылся после реставрации дом печати с приспособлением под новые функции. Полным ходом идут ремонтные работы в здании горбольницы №5 на Камала, по которой довольно долго принималось решение и было принято только после визита президента в больницу. Обсуждается на всех уровнях вопрос по зеленому Мергасовскому дому... Он сложнее, так как дом многоквартирный и аварийный, по некоторым экспертным оценкам, возможно, потребуется полная реконструкция. Так что мы, в отличие от других, перешли от разрушительной политики к созидательной в вопросах объектов культурного наследия. У нас есть понимание ценности памятников и ответственности за них». Здесь есть о чем подумать и Собянину, и Хуснуллину.