Россия и Китай готовятся подписать межправительственное соглашение о кредите China Development Bank на сумму 400 млрд. рублей для строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань. Ожидается, что это может произойти во время июньского визита президента России Владимира Путина в Китай. Тем не менее РЖД не отказываются от других предложений и возобновляют переговоры с немецкими и французскими компаниями.

РЖД рассматривают возможность привлечения «Немецкой инициативы» (Siemens, Deutsche Bahn, Strabag, Vossloh и др.) и других европейских партнеров в качестве потенциальных участников и инвесторов проекта ВСМ Москва — Казань и других участков ВСМ, рассказал «Ведомостям» вице-президент РЖД Александр Мишарин. Консорциум французских компаний (Systra, SNCF) уже оказывает услуги технического консультирования в проектных работах на линии Москва — Казань, добавил Мишарин.

Напомним, протяженность ВСМ Москва — Казань — 770 км, стоимость — до 1,2 трлн. рублей. Время в пути от Москвы до Казани составило 3,5 часа. На некоторых участках скорость будет достигать 400 км/ч. Ежегодный пассажиропоток в первые годы эксплуатации оценивается в 10,5 млн. человек. Стройка будет вестись на условиях государственно-частного партнерства. Концессионером будет специально созданная проектная компания, где главным акционером будет «дочка» РЖД «Скоростные магистрали». Инвесторы тоже могут поучаствовать в капитале проектной компании. Например, российско-китайский консорциум («Мосгипротранс», «Нижегородметропроект» и China Railway Eryuan Engineering Group) готов вложить в капитал концессионера 52 млрд. рублей.

«Немецкая инициатива» еще в конце 2015 года предлагала РЖД подписать меморандум о сотрудничестве, который бы обязывал ее предоставить 2 млрд евро (около 145 млрд. рублей по текущему курсу) для финансирования строительства. Ранее президент Siemens в России Дитрих Меллер отмечал, что китайских ассигнований будет недостаточно для финансирования строительства всей трассы и подвижного состава, поэтому консорциум может профинансировать часть работ. Позднее Меллер говорил, что Siemens совместно с «Синарой» готов к трехстороннему сотрудничеству с китайскими компаниями и предлагает подвижной состав, а также заинтересован в автоматике, сигнализации, энергоснабжении ВСМ.

Развитие высокоскоростных железных дорог в России невозможно без использования международного опыта, поэтому РЖД активно взаимодействует с крупнейшими мировыми экспертами, в том числе китайскими, европейскими партнерами. С европейскими компаниями обсуждается как трансфер технологий, так и инвестирование в стройку. На транспортном форуме в Сочи прошли переговоры, где немецкие инвесторы заявили о готовности представить инвестиционные и технические предложения по строительству ВСМ. Эти предложения могут стать альтернативой китайским.