Вчера привезли первую скульптуру зиланта известного бурятского скульптора Даши Намдакова для установки у чаши казанского ЗАГСа Вчера привезли первую скульптуру зиланта известного бурятского скульптора Даши Намдакова для установки у чаши казанского загса

«МАМА, А ЧТО ЭТО — ЦИРК, ЭТО НОВЫЕ ДИНОЗАВРЫ!?»

Вечером чаша казанского загса становится настоящим центром притяжения для горожан. Помимо вездесущих велосипедистов здесь можно встретить семейные пары, прогуливающиеся с коляской, и влюбленных, которые, обнявшись, улеглись прямо на газоне. Однако непонятное заграждение, за которым находились огромные ящики с непонятно чем, вызывали интерес фактически у всех.

— Мама, а что это — цирк? — спрашивала 5-летняя девочка у своей мамы. То, что было запрятано в одном из ящиков, напоминало ей слона. Некоторые дети подумали, что перед чашей разворачивается очередной парк с динозаврами...

Никто из прогуливающихся вечером возле чаши не понимал, кто же будет охранять счастье и оплот всех казанских молодоженов. Но когда корреспондент «БИЗНЕС Online» провел небольшую экскурсию в недалекое будущее, основываясь на имеющейся информации и фото в социальных сетях, реакция у людей оказалась разной.

«Вы знаете, малые архитектурные формы всегда украшают мегаполис, — признался Николай, который проводит свой отпуск с женой в ближайшем от родного Нижнего Новгорода регионе. — У нас на Покровке очень много непонятных памятников, причем даже местные пытаются разгадать загадку, кому из известных актеров они возведены. А это просто для того, чтобы привлечь, как я понимаю, туристов. И всегда возле них полно народу. Почему бы Казани не переплюнуть нас в застывших формах?»

Группа из четырех скульптур под названием «Он и Она» должна быть установлена до 30 августа этого года Группа из четырех скульптур под названием «Он и Она» должна быть установлена до 30 августа этого года

Другая, уже казанская, компания разошлась во мнении. С одной стороны, молодой человек и его девушка утверждали, что лучшего селфи, чем на фоне крылатого чудовища, и придумать нельзя, другая пара смеялась, что загс подберет эту потенциально коммерческую жилку под себя. «Вот увидите, они за фото на фоне скульптур будут деньги брать, — уверяла Алия. — У меня было много родственников из районов, которые на свадьбе гуляли и которым хотелось сфотографироваться на смотровой площадке. Мало того, что платить пришлось за каждого, кто захотел подняться наверх, так еще и спускаться они должны были сами, а лифт только для молодоженов».

Однако большинство разгуливавших вокруг людей были либо равнодушны к изменениям, либо были за нововведения, потому как в соцсети можно выкладывать что-то необычное, что как минимум привлечет дополнительных туристов, ну и подписчиков на собственные страницы в «Инстаграм».

ИСТОРИЯ РОМАНА СКУЛЬПТУР ДАШИ НАМДАКОВА С ТАТАРСТАНОМ

Напомним, что 6-метровые зиланты и барсы Даши Намдакова должны были быть возведены еще до конца октября прошлого года. Однако группа из четырех скульптур под названием «Он и Она» у центра семьи «Казан» теперь, по новой информации, должна быть установлена до 30 августа этого года. Вчера привезли первую скульптуру зиланта известного бурятского скульптора, согласно страничке управления загс на официальном портале мэрии Казани, — известного в республике как «проектант здания Дворца бракосочетаний — «Чаши», ставшей узнаваемым туристическим магнитом города». Вспоминала об этом осенью и главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева. «Я хочу напомнить, что скульптуры «Он и Она» Даши Намдакова являются частью оригинального замысла скульптора, который был, в общем-то, автором всего комплекса вокруг центра семьи «Казан», — рассказывала она тогда «БИЗНЕС Online». — Они должны были быть в оригинальном проекте, который разрабатывался. Ничего не поменялось, скульптуры будут установлены».

Сами скульптуры представляют собой символы Казани и Татарстана, изображенные парами, и эта инсталляция носит название «Он и Она». Кроме того, «рядом» со скульптурами, олицетворяющими женское начало, также изображены детеныши — маленькие барсы и зиланты. Фигуры будут с четырех сторон охранять входы в центр семьи, одновременно оберегая все семейные союзы, заключенные здесь.

До этого еще одно творение Намдакова, статуя «Хранительница», вызвала массу споров и пока так и не смогла прижиться на татарстанской земле, хотя ее и планировали с подачи Минтимера Шаймиева установить в Болгаре.

ОГРОМНЫЕ ПОДЕЛКИ БОЛЬШЕ ЯЗЫЧЕСКОГО ТОЛКА МОГУТ НЕ ПРИЖИТЬСЯ В ТАТАРСТАНЕ

Большинство экспертов «БИЗНЕС Online» настороженно относятся к предстоящим архитектурным экспериментам в центре Казани.

Сергей Саначин — архитектор, краевед:

— Я еще не видел эти скульптуры, однако, если ориентироваться на прошлые работы Даши, то китаизация нашего края — это не очень здорово. У каждого человека есть предрасположенность к чему-то. Кто-то наверху у нас в Кремле в него влюбился, вот его и тянут. Я считаю, что 80 процентов населения у нас его не признает. Во всяком случае, если судить по моим знакомым. При установке таких скульптур, мне кажется, нужно выходить на суд как минимум профессионального цеха. Научно-методические советы и различные профсекции при министерстве культуры есть. Можно было бы и на общественное слушание этот вопрос обсудить. А получается, что это остается уделом обсуждения не профессионального цеха, а чиновников.

Ильгизар Хасанов — художник, руководитель ЦСК «Смена»:

— Я с ним познакомился еще в 2014 году, когда выставлялся в Цюрихе в галерее. И там он показывал свою малую пластику. Весь его успех вначале состоял в том, что Владимиру Путину подарили его работу. У него уже работало свое пиар-агентство. Даши Намдаков — это не отдельный художник, который со своей скульптурой носится, они правильно внедряются сами, это целая архитектура. Сам-то он ювелир, симпатичный, слегка инфантильный парень. Но когда его стали везде таскать, он стал парадным, я немного испугался. Потому что он делает малую пластику, камерные вещи. Он свои фантазии помножил на фэнтези. Это имеет право существовать, если человек себе в замок покупает, в частную коллекцию. И увеличение его скульптур изначально не предполагалось. Он очень камерный. Настольные фигуры, на подиумах, на подставках — это действительно работает. Но не всякая скульптура может увеличиваться. Она становится монстром. Я не очень был согласен и с «Хранительницей». Если вы помните, он бурят, и это совсем иная культура. К тюркам это не имеет никакого отношения. Мне это не близко. Тем более сама «Чаша» — своеобразное сооружение. Она должна вроде создавать семейные ячейки, а там получается шаманский уголок. А если эти парные животные размножаться начнут и по городу бегать?

В частном пространстве — пожалуйста. Прогуляйтесь по той же Федосеевской, у нас же любят всяких монстриков. Грифоны, вурдалаки на зданиях. Сначала якобы с античности начинается, но чем дальше — какая-то готика, сплошная чернуха. Я бы не стал дальше развивать эту тему. Избрали ложный путь. Его кто-то лично выбрал... В Швейцарии у него тогда ничего не купили, народ испугался его язычества и псевдомузейства. От его работ действительно немного веет архаикой.

Гузель Файзрахманова — искусствовед, преподаватель КГАСУ:

— Я пока скульптуры не видела, но стилистику, в какой работает Даши Намдаков, не поддерживаю, особенно в городской среде. Этот скульптор начинал работу как художник камерной пластики, которая предназначена для интерьера. Там ювелирный подход. А монументальное искуство имеет свои пластические законы. Его попытки работать в этой области оцениваются некоторыми специалистами как неудачные. В Лондоне установили «Хранительницу», да и то до конца 2015 года. Это вообще практика паблик-арта, когда скульптуры выставляются в общественном пространстве временно. Они бывают и спорны, но вообще таков сейчас характер современного искусства, когда делаются временные экспозиции даже в масштабных монументальных формах. А у нас продолжается советская традиция. Если что-то сделано из металла, то это на века. Хотя вариант традиционной официозной скульптуры ушел в прошлое.

Виктор Тимофеев — художник:

Даши Намдаков — замечательный скульптор, и скульптуры у него совершенно чудесные, барсы и зиланты вполне могут вписаться перед чашей. А то, что случается негодование в обществе по поводу его работ, так это может быть непонимание. Если произведение вызывает негодование, значит, оно художественно случилось. Если поменять местами памятники Сайдашеву и Шаляпину или просто поменять на памятниках фамилию, то ничего не изменится. Даши — человек непростой, и скульптуры у него интересные. Просто у него свой собственный взгляд. Мне, к примеру, чаша совсем не нравится, но это же не повод, чтобы ее совсем убрать? Вроде и красивая, но очень не изящная. Публика всегда хочет быть умнее, и она всегда будет орать, что не туда деньги потратили. Это старая история. Когда строили дом Кекина, говорили, что он полное уродство. Несоблюдение стилей или еще что-то. В данном случае никто не врывается в историческую часть. Я думаю, что хуже наш город от этих скульптур не станет и будет только лучше. Любая архитектурная форма должна обжиться, глазами все ее округлости должны отполировать. Она должна войти в город как любое новое образование. Другое дело, что на это приходится тратить много сил, здоровья и человеческой энергии. Но там эти скульптуры никому не мешают. Перед чашей хоть космический объект появится, ничего страшного. Ну и то, что эти фигуры не сильно привязаны к Казани, — это уже хорошо.

Марья Леонтьева — координатор центра прикладной урбанистики Казани, исследователь ЦПУ при МВШСЭН:

— Я видела только фотографии, которые начинают появляться в социальных сетях, не видела экспозицию в комплексе, поэтому не считаю возможным мнение формировать. Вообще, для города хорошо, когда есть объекты малой архитектурной формы, поскольку это создает культурный ландшафт, но очень важно, чтобы они согласовались с историческим контекстом и традициями города и могли вызывать у людей эмоции и образы желательно благоприятные, нежели неблагоприятные. Сейчас посмотрим, как на это отреагируют горожане. Все может оказаться не так однозначно. Но пока комментировать что-то рано. Пока можно говорить только о том, что скульптуры Даши Намдакова больше анималистические, больше к языческому, монгольскому стилю. И насколько это будет принято в республике, где достаточно давно есть ислам и христианство как основные религии и, соответственно, культурные парадигмы — это вопрос. Всегда есть часть людей, кто воспримет это негативно, есть большинство городских пассажиров, к которым относится, как правило, 80 процентов населения, которые в основном посещают дом, работу и магазин, они даже не заметят появления данных скульптур. А есть те, кто ценит в городе все новое. Так что поживем — увидим.

Есть некий замысел архитектора и планировщика относительно того, как должно выглядеть общественное пространство рядом с тем или иным общественным заведением, в данном случае загс и территория возле него. И, насколько я понимаю, по закону, где речь идет о благоустройстве общественного пространства, общественные слушания рекомендованы, а в урбанистической науке так просто показаны. Поэтому обсуждаться должны и какие-то конструктивные особенности, и элементы украшения малых архитектурных форм. Урбанистов и проектировщиков призывают опираться на те культурные коды, то есть образы, эмоции, истории, события, которые есть в данном месте или в городе, для того чтобы люди больше воспринимали данное место позитивно и чувствовали его своим.