ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА СТОЛИЦЫ ТАТАРСТАНА ЕЖЕГОДНО ОБХОДИТСЯ В 550 МЛН. РУБЛЕЙ

Долговая нагрузка на Казань, не включая бюджетных кредитов, составляет 5,5 млрд. рублей – при доходной части бюджета в 8,7 млрд. рублей. В публикуемом сегодня «БИЗНЕС Online» интервью начальник финансового управления исполкома Казани Айрат Гарипов говорит о том, что долговая политика заимствований у столицы РТ должна быть постоянной, но доля привлеченных кредитов вместе со стоимостью обслуживания должна составлять не более 30% собственных доходов города.

БЕЗДЕФИЦИТНЫЙ ЗА СЧЕТ КОМПЕНСАЦИЙ

- Принятие бездефицитного бюджета города Казани на 2011 год весьма выгодно смотрится на фоне заявлений федерального минфина о пошатнувшихся планах вывести российский бюджет на бездефицитный уровень к 2015 году. Расскажите, благодаря чему финансистам столицы Татарстана удалось добиться таких результатов?

- Это удалось благодаря тому, что доходов, которые мы планируем получить в бюджет в 2011 году, и определенных компенсаций со стороны республиканского бюджета впервые оказалось достаточно, чтобы покрыть первоочередные расходы бюджета города. Как известно, бюджет Казани, как и любой муниципальный бюджет, по определению является социально ориентированным. Поэтому в первых расходных строчках – зарплаты учителей, врачей, содержание учреждений городского образования и здравоохранения, расходы на уборку дорог, на освещение улиц, на капитальный ремонт жилых домов (в рамках программы «Капитальный ремонт жилого фонда») – на все то, без чего не может нормально функционировать городское хозяйство.

С другой стороны, в период кризиса город научился экономить, оптимизировать неприоритетные расходы. В их числе – сокращение штатной численности, накладных расходов на содержание аппарата. Все это позволило нам впервые в жизни рассчитывать на то, что мы примем, наконец, бездефицитный бюджет.

- То есть, можно сказать, что кризис стал подспорьем на пути к бездефицитному бюджету?

- Да, конечно, любое негативное состояние учит нас извлекать из опыта соответствующие уроки, и кризис очень помог в отношении корректировки приоритетных направлений расходования средств бюджета. Я считаю, что экзамен на выживание был сдан успешно!

«ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА ЗАИМСТВОВАНИЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОСТОЯННОЙ»

- А если говорить о перспективах для горожан, что означает, переводя с финансового на человеческий язык, бездефицитный бюджет? Это означает, что жить станет лучше, или все-таки жить мы будем так же, но более надежно?

- Бездефицитный бюджет говорит о том, что у нас не возникнет новых долгов для того, чтобы покрывать возможный дефицит. А это значит, город не будет тратить деньги на обслуживание этих дополнительных долгов и сможет рассчитывать на дополнительные резервы развития.

Ведь несколько лет подряд в Казани принимался дефицитный бюджет, мы получили соответствующую сумму долга, которая теперь требует серьезных расходов и на погашение, и на обслуживание. Если чистый объем городского долга без бюджетных кредитов на сегодня – 5,5 миллиарда рублей, даже при небольшой ставке в 10 процентов годовых только на обслуживание ежегодно уходит по 550 миллионов рублей. Это достаточно серьезно для городской казны.

Именно поэтому принятие бездефицитного бюджета важно. Более того, мы бы хотели получить не только бездефицитный, но и прибыльный, профицитный бюджет. И если в 2011 году городу удастся выбиться из нулевой отметки в плюс и получить дополнительные доходы, – это позволит нам снизить расходы на обслуживание долга и получить небольшую экономию. А значит, в конечном счете, городское хозяйство и социальная сфера получат больше денег в последующие годы, например в следующий трехлетний цикл.

- Вообще, это нормально – жить в долг постоянно, или у Казани есть стратегическая цель аннулировать городской долг и жить исключительно на свои средства?

- Жизнь в долг – это нормально. Как для крупной корпорации, так и для города. К примеру, федеральный центр сейчас приучает регионы жить в долг, привлекать деньги на финансовом рынке и постепенно уходить от практики прямых дотаций. Внедряются новые способы привлечения финансов – выпуск облигаций, кредитование. Казань – в числе первых городов России, где были внедрены современные технологи реструктуризации муниципального долга, – рефинансирование под более низкие проценты и выпуск публичных долговых обязательств – облигаций. Поэтому долговая политика заимствований должна быть у города постоянной. Другое дело, что доля привлеченных кредитов и займов вместе с расходами на их погашение должна занимать, на мой взгляд, не более 30 процентов собственных доходов города.

ЗЕРНА И ПЛЕВЕЛА ОТ FITCH

- Имеет ли Казань шансы прийти к такому показателю?

- Вся наша энергия нацелена на увеличение доходов города и на снижение уровня долга. Мы планируем, что исполнение бюджета будет достаточно эффективным, и что уровень собственных доходов города в ближайшие три года приблизится к планке в 10 миллиардов рублей. Несмотря на то, что сейчас мы принимаем бюджет с доходами на уровне 8,7 миллиарда.

Стало быть, повышая доходы города, мы одновременно должны стремиться к тому, чтобы муниципальный долг (без учета бюджетных целевых кредитов) в ближайшие годы снизить до трех миллиардов. Это нормальный уровень и для обслуживания, и для работы на рынке заимствований.

Это важно и для инвесторов. Ведь город узнают не только по рейтингам в журнале Fоrbes или по сарафанному радио в бизнес-кругах. Нужно знать, что Казань, как участник долгового рынка, является городом кредитоспособным, соответственно, там и адекватное отношение к бизнесу, то есть бизнес в Казани вести комфортно. Это серьезный фактор имиджа города в деловых кругах.

А вообще у нас великолепная кредитная история. «Стабильный» прогноз по рейтингам от международного агентства Fitch Ratings Казань получила в самое тяжелое время – в 2009 году. Тогда многие вообще стеснялись получать рейтинги. Считалось, что кредитные рейтинговые агентства скомпрометировали себя из-за ряда дефолтов крупнейших мировых корпораций с рейтингом ААА. Мы же, получив рейтинг, доказали, что даже в такое кризисное время, имея приличный муниципальный долг, мы все-таки кредитоспособны.

- Но некоторое время назад многие деловые СМИ всколыхнуло сообщение того же агентства Fitch Ratings, которое понизило рейтинг Казани со «стабильного» до «негативного»…

- Как в любом информационном сообщении, здесь необходимо отделить «зерна от плевел». Прогноз «негативный» исходит из того, что Казань имеет высокую долговую нагрузку – бюджетные кредиты от Республики Татарстан в общей сумме 12 миллиардов рублей. Они нам давались на финансирование строительства объектов Универсиады, дорожной инфраструктуры и т.д. После того, как эти кредиты будут переоформлены в субсидии, наш прогноз, я уверен, вернется на уровень «Стабильный», если еще и не улучшится.

А основной смысл этого сообщения говорит о том, что рейтинг в национальной и иностранной валюте за городом Казань сохранен на уровне «B+». Это очень высокий показатель. Не все субъекты Российской Федерации имеют такой рейтинг. Разумеется, в пользу Казани работает и тот факт, что у нас, как говорится, – республика «за спиной».

Главное – это то, что рейтинг сохранен. Прогноз, как я уже я объяснил – это исключительно долговая нагрузка, которая в данном случае нас привести к дефолту не может никоим образом.

«НДФЛ – ПОЛОВИНА ВСЕХ НАШИХ ДОХОДОВ»

- Когда обсуждаются бюджеты регионов, Татарстана, России, часто говорится о привязке их показателей к стоимости нефти. Что является определяющим индикатором для бюджета Казани? У нас нет нефти, но из чего состоит городская казна?

- Стоимость нефти – это один из ключевых показателей, как бы мы ни хотели от него абстрагироваться. У нас в доходах нет НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых – ред.), иных нефтегазовых доходов, все они в федеральном или республиканском бюджете. Для бюджета основной источник дохода – налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Это половина наших собственных доходов. Так, из 8,7 миллиарда планируемых собственных доходов более четырех составляет именно этот налог. И мы должны признавать, что НДФЛ – это вторая производная от цены нефти в любом случае. И если сравнить графики изменений цены на нефть и поступления доходов в бюджет – они будут практически идентичны. Другое дело, что изменение цены на нефть отражается на нашем бюджете ровно через полгода – в худшую или в лучшую сторону. Поэтому муниципальный бюджет самым первым чувствует кризис и самым последним из него выходит.

КАК УЧИЛ ВЕЛИКИЙ ЛИ КУАН Ю

- У вас на столе - книга отца-основателя сингапурского экономического чуда Ли Куан Ю. Есть какие-то ориентиры в развитии муниципальных финансов Казани, будь то Сингапур или другой город зарубежья? На кого мы хотим быть похожими и хотим ли?

- В России бюджетная система несколько отличается от мировой. Поэтому, чтобы быть похожим на кого-то там, надо существенно менять федеральное законодательство, а это, безусловно, эволюционный процесс – революциями тут никаких результатов не добьешься.

За рубежом все приближено к предпринимательскому подходу, даже в области управления государственными и муниципальными финансами. Например, в зарубежном бизнесе есть два основных документа, которые характеризуют деятельность предприятия, – это в нашем отечественном понимании бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках или тот же бюджет. Так вот, бюджет является одним из двух документов с точки зрения предпринимательства. А в российском бюджетном законодательстве понятие «баланс муниципального образования» достаточно размыто. Оно, конечно, присутствует в виде муниципальной имущественной казны, то есть в виде некоего имущества, которое находится у соответствующего балансодержателя, но цельного понятия не существует. Тогда как у иностранцев оно есть. И вот к этому надо стремиться однозначно. Необходимо, чтобы как в бизнесе была четкая и логическая связь между имущественной казной (включая имущественные и неимущественные права) и финансовыми результатами с точки зрения предпринимательства или бюджетом, как его называем мы.

Управление финансами сложно оценивать с позиций других городов. Есть города, у которых структура финансов на бумаге лучше нашей, доходы больше, расходы больше, долг меньше, дефицита нет, допустим. Но мы же не знаем всю подноготную этих процессов, поэтому говорить, что у них все здорово и они живут беззаботно, я бы не стал. В целом в России есть одна общая проблема муниципалитетов – это необеспеченность полномочий муниципалитетов собственными доходными источниками. Ведь местное самоуправление работает в прямом смысле «на земле», круг ответственности огромный, все вопросы и претензии жителей поступают именно сюда. А достойного финансового подспорья пока нет. И управлять «пустым корытом» сложно, если не сказать – невозможно. Об этом сейчас много говорят и на федеральном уровне, и мы ждем новых решений, которые бы позволили муниципалитетам достаточно «зарабатывать» и своими доходами решать весь круг проблем и задач по развитию.

Kzn.ru
Фото kommersant.ru