3D-БЛИНЧИКИ, КОРОВЫ С АЙПАДОМ НА ШЕЕ И МОРОЖЕНОЕ СО ВКУСОМ БАРБЕКЮ

Использование беспилотников, роботов и в целом ускорение технического прогресса может привести к печальным последствиям — к массовой безработице среди людей, которые оказались вне индустрии 4.0. Мобильный компьютеринг и облачные системы скоро вытеснят руки и головы живой рабсилы. О том, что с этим делать, рассуждали участники дискуссии под названием «Человек и машина: новая индустриальная революция» на петербургском международном экономическом форуме.

Состав спикеров был внушительным. В него вошли российские эксперты: президент компании «Когнитивные технологии», разрабатывающей беспилотники для «КАМАЗа», Ольга Ускова, гендиректор агентства развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» Роберт Уразов, вице-президент по инновационному развитию ОАО «РЖД» Валентин Гапанович. Кроме того, пригласили на дискуссионную сессию и представителей компаний с мировыми именами, разрабатывающих всевозможные софты и бизнес-кейсы, призванные освободить человека от трудовой повинности. В числе таковых оказались главный исполнительный директор Danieli Джанпьетро Бенедетти, вице-президент по европейскому региону компании Nokia Маркус Борхерт, главный технический директор Teradata Стивен Бробст, председатель Enterprise Ireland Теренс О'Рурк, сооснователь компании Tibco Software, член правления всемирного экономического форума Мурат Сонмез, президент по странам Европы компании SAP Штефан Хохбауэр.

Начиная дискуссию, Сонмез философски заметил, что еще совсем недавно мы наблюдали 3D-принтер как игрушку, но как-то у члена правления всемирного экономического форума сломалась машина и механик распечатал все детали. «А в Давосе у меня был замечательный завтрак с блинчиками. И мне сказали, что их тоже распечатали на 3D!» — поражал публику Сонмез. Правда, после блинчиков спикер заметил, что революция еще далека от всеобъемлющей, так как 4 млрд. людей на планете живут без доступа к интернету, а 1,5 млрд. — без доступа к электроэнергии. Но надо, мол, стремиться к тому, чтобы хотя бы молодежь до 35 лет, коей в мире половина от общего населения, получала выгоду от деятельности компаний, занимающихся роботизацией производства. Ирландец О'Рурк рассказал о том, что его компания активно помогает другим с инновациями. В частности, фирма Enterprise Ireland снабдила всех ирландских коров айпадами, которые мониторят рацион и режим их питания. Кроме того, ирландцы сейчас работают над разработкой продуктов питания с новыми вкусами, например мороженого со вкусом барбекю.

ДЛЯ РЖД ИНДУСТРИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — ЭТО 250 ТЫС. КОМПЬЮТЕРОВ

После того как аудиторию просветили на предмет инноваций, этаким откатом в прошлое прозвучало слово представителя РЖД. Гапанович так и сказал, что, мол, железная дорога — отрасль консервативная. Но раз инновационная тема обязывает, то он расскажет, что для русских железнодорожников считается технологической революцией. «Это проект использования сжиженного природного газа в качестве моторного топлива на газотурбинных локомотивах. Мы будем скоро подписывать большой контракт на реализацию этого инновационного проекта. Для нас революция — это организация движения без смены тележек между Москвой и Берлином, что мы реализуем уже в этом году. Это новая прорывная технология, объединяющая две наших колеи — узкую европейскую и широкую российскую. Для нас революция — это 250 тысяч компьютеров, которые есть в компании, это 4 миллиона ежесуточно обрабатываемых сообщений в ЦОДах, которые разбросаны по всей территории РФ. И в обозримом горизонте мы обозначили цифровую железную дорогу. Так что интернет вещей для нас не лозунг, а реализация в начальной стадии», — заявил Гапанович.

При этом он отметил, что для РЖД кроме IT-технологий на первом месте все-таки стоит управление человеческим капиталом. И это несмотря на то, что, по его же собственному признанию, ремонтников путей в РЖД за 3 года сократили на 10 тыс. человек. Но появились новые профессии — программисты для машин, электронщики, а это «принципиально другой уровень работников».

После выступления Гапанович даже удостоился похвалы от модератора Бруно Бертона, управляющего директора компании Accenture. «Спасибо за то, что поезда ваши вовремя приходят», — вежливо заметил Бертон. Видимо, он сам имел возможность оценить пунктуальность российских железнодорожников, иначе откуда ему это знать.

«Если поезд более чем на 50 минут опоздал, то пассажир вообще должен бесплатно проехать», — высказался в продолжение тематики Бробст. Он также поведал о проекте, который сейчас осуществляет компания Teradata вместе с Siemens. Касается он увеличения эффективности железнодорожной техники. «Люди сейчас не хотят покупать поезда, они хотят покупать потенциал перевозок, чтобы вовремя доставлять людей и грузы и обеспечивать безопасность. Было время, когда 80 процентов людей летали самолетами, но теперь, когда мы создали новый потенциал, провели бизнес-аналитику, 70 процентов из этих 80 ездят на поездах. Мы делаем это не для того, чтобы увеличивать скорость поездов, а для того, чтобы обеспечивать эффективность», — заметил спикер.

«ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ КОНКУРИРОВАТЬ»

После того как гости мероприятия озвучили победы их компаний в высокотехнологичных сферах, обсуждение коснулось непосредственно вопроса социальной ответственности перед будущими безработными. Хохбауэр высказал мнение, что из-за внедрения беспилотных автомобилей в США, например, 10% рабочей силы потеряют места. Прогнозы других участников были еще более жесткими. Бенедетти сообщил, что в целом в мире потребуется меньше половины людей, чем сегодня, чтобы производить тот же объем продукции. Однако в некоторых странах (очевидно, подразумевалась Россия) такая кадровая чистка пойдет даже на пользу, потому что уровень деторождения очень низкий, а иногда и отрицательный, количество работающих естественным способом год от года сокращается. Так что, по всей видимости, внедрение хай-тека может пройти без сучка и задоринки.

Ситуацию в России с персоналом обрисовал Уразов. По его словам, фактически в ближайшие годы придется решать две задачи. Первая — как вырастить тех людей, которые смогут работать в индустрии 4.0. Вторая — что делать с остальными, кто остался за ее бортом. «Мы выделили несколько компетенций, которые точно появятся и будут востребованы. Это умение работать с сенсорикой. Любой завод в индустрии 4.0 сам себя анализирует, сам себе врач и диагност. Следующее — это умение работать с промышленной робототехникой. Другая компетенция — это умение программировать продукт, работающий среди интернета вещей. Последнее — это умение интегрировать все элементы завода в единую сеть. Если сейчас в каждой компании есть сисадмины, которые соединяют все компьютеры, то в индустрии 4.0 он перерастет в админа для заводов, который будет объединять все «умное» оборудование, заставляя его грамотно работать. Но главная компетенция — критически важная для конкурентоспособности организации, человека и страны — это мейкер, который сможет создавать хорошие цифровые 3D-модели», — перечислил Уразов.

При этом, по логике гендиректора агентства развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия», бывшим заводчанам нужно начинать переквалифицироваться под творческие профессии либо работать по схеме «человек — человек». «Традиционный ресторан не пропадет никогда, потому что человек приходит туда не столько поесть, сколько получить приятные впечатления. А это не может быть автоматизировано, роботизировано. А второе — это то, что называется творчеством. Машина не сможет вытеснить человека в создании ценностей не для прибавочного продукта, а для удовлетворения духовных потребностей. Звучит несколько утопично, но по экспериментам многих стран с введением безусловного дохода мы к этому и идем. Поэтому людей надо учить создавать и учиться трудиться вместе. К лаборации и творчеству!» — призвал Уразов.

Наконец, Ускова, президент ООО «Когнитивные технологии», которое занимается разработкой беспилотного «КАМАЗа», сообщила, что за 10 лет будет произведен полный переход на беспилотное автономное вождение. Все крупные автомобильные компании объявили в своих планах переход на беспилотники. И сегодня идет речь о росте этого рынка как минимум на 28% в год. «Робот намного эффективнее человека. Когда мы ставим робота на комбайн, производительность техники вырастает в три раза. Человек не может конкурировать. Жестко меняется вся структура работников на селе, как только роботизируются сельскохозяйственные компании. Мы должны задуматься о трудоустройстве этих людей, о переучивании, о том, чтобы человеческая раса через 20 лет не исчезла под давлением роботов, которых мы сами же создаем», — определила тренд Ускова.

«СЕРЕЖА, А ТЫ НЕ БОИШЬСЯ?»

Подводя итоги дискуссии, ее участники высказали в целом свое отношение к внедрению новых разработок и созданию роботов и беспилотников. Зарубежные гости форума все как один были настроены оптимистично, лишь соотечественники не разделяли большой радости от предстоящей технологической революции. В частности, Гапанович осторожно заметил, что оптимизм его умеренный, потому что при использовании суперсовременных технологий в него вселяет опасение такой элемент, как кибербезопасность. И здесь опять же вспомнили про беспилотные «КАМАЗы». «Я своему другу Когогину Сергею, генеральному КАМАЗа, все время задаю вопрос: „Сережа, а ты не боишься, если твоим „КАМАЗом“ кто-то вольно или невольно поуправляет не из Набережных Челнов, а из другого места?“ Пока ответа нет», — улыбаясь, заметил вице-президент по инновационному развитию ОАО «РЖД».

Ускова, сначала бодро заявившая о том, что ее «компанию эта тема будет кормить еще лет 50», под конец выложила горькую правду. Как выяснилось, из Китая заводы Adidas переносят производство в Германию на полностью роботизированные площадки. И сейчас идет речь о высвобождении в течение 6 лет более 1,2 млн. человек. «Когда ездили по китайским фабрикам, мы видели такие сетки, которые устанавливаются с наружной стороны зданий. Потому что при сообщении об увольнении человек выбрасывается в окно, это массовая процедура! И сейчас есть даже бизнес по установке этих сеток на фабриках! Для стран, которые зарабатывали за счет дешевых услуг, то, что происходит в сфере роботизации, — это серьезная социальная катастрофа. И требуется много усилий, чтобы снизить ее негативный эффект. России здесь повезло — у нас огромная территория, мало народа и много ресурсов. И для нас это просто экономический выход», — заключила она.

Уразов при этом добавил, что новая индустриальная революция высвободит людские ресурсы для других потребностей. И правительству для бывших таксистов или водителей грузовиков нужно уже сейчас активно формировать новые рынки, а не ждать, когда они сами образуются. В противном случае страна получит миллионы безработных.