«Кто-то теряет, а кто-то находит — те, кто сделал приоритетными направлениями Турцию и Египет, проиграли. Но кто-то и выиграл», — говорит владелица самой первой турфирмы в Нижнекамске Светлана Муллина, которая делает ставку на речной туризм. Как оправилась отрасль спустя пять лет после трагедии «Булгарии», что тянет людей в плавание и чего не хватает отечественным курортам, она рассказала в интервью «БИЗНЕС Online».
Светлана Муллина: «Чем мы можем взять туриста? Прежде всего отличным питанием — домашней кухней, разнообразной культурной программой, плюс экскурсиями на любой вкус и любой кошелек»
«ТЕПЛОХОДЫ — ЭТО ТАКОЕ ДЕЛО: ИЛИ ТЫ НА КОНЕ, ИЛИ КОНЬ ТЕБЯ СБРОСИЛ»
— Светлана Михайловна, ваша турфирма специализируется на речных круизах. Совсем недавно озвучивалась статистика по Татарстану — спрос на круизный отдых у жителей республики вырос на 20 процентов по сравнению с прошлым годом. Каковы ваши прогнозы относительно этого вида отдыха на ближайший год в Татарстане? Многие уверены, несмотря на статистику, что речной туризм скоро изживет себя...
— Ни в коем случае! Я не согласна с этим. Речные круизы никогда не заглохнут! Напротив, они активно развиваются. Знаю, новые суда планируют строить, да и сервис здорово улучшился в последнее время. Буквально на днях мы встречали теплоход «Константин Коротков», принадлежащий крупной речной компании «Водоход». Дело в том, что наша фирма работает не только на отправке, но и на приеме туристов. Так вот, такие лайнеры совершают с каждым годом все больше и больше рейсов. Чтобы обслуживать этих туристов должным образом, нам приходится очень стараться — уровень их запросов с каждым годом растет.
Я вижу, что на реках в последнее время много судов. Теплоходы, которые не были задействованы лет 10 назад, сейчас ремонтируются и спускаются на воду, проходят освидетельствование и снова работают. А все почему? Востребованность в речных круизах очень большая. Есть туристы, которые в буквальном смысле живут этими путешествиями. Речные круизы либо нравятся, либо нет. Среднего, как правило, не бывает. У нас есть клиентка, которая 25 лет путешествует на теплоходах от нашей фирмы! Она так и говорит: «Я не могу без этого жить». Так она уже в декабре бронирует маршрут, хотя в это время даже расписания еще нет! И таких сотни!
Но теплоходы — это такое дело: или ты на коне, или конь тебя сбросил. Здесь нужна основа прочная. Если ты хотя бы на 50 процентов не уверен в том, что загрузишь теплоход, не стоит и начинать. Многие погорели на этом... А мы, сделав ставку на речной туризм, не ошиблись. Мы арендуем теплоходы на протяжении уже примерно 20 лет. И доход нам стал приносить, в общем-то, именно речной туризм.
Стали делать дешевые рейсы, поскольку не могли тогда арендовать четырехпалубники. Да и сейчас не можем: это очень большие корабли, и суточная аренда таких теплоходов очень дорого обходится, поэтому брали двухпалубники 305-го проекта. Они не очень новые, но надежные, экономичные и мобильные. Особую роль в этом деле играет профессионализм команды.
Организуя речные круизы, мы рассуждали так: чем мы можем взять туриста? Прежде всего отличным питанием — домашней кухней, разнообразной культурной программой, плюс экскурсиями на любой вкус и любой кошелек. В каждом городе у нас по три-четыре варианта экскурсий. Составлять их не стоило особого труда — помогало полученное в университете образование географа. В последние годы провели много корпоративных мероприятий, так как у нас были определенные наработки и договоры с крупными предприятиями.
«Категория туристов меняется, становится больше молодежи»
— Кто чаще отправляется на теплоходах? Раньше, по-моему, в основном пенсионеры.
— Категория туристов меняется, становится больше молодежи. Понимаете, речные маршруты бывают разные. Есть дальние, спокойные маршруты, где плывешь и созерцаешь Волгу, Каму или реку Белую. Здесь по большей части публика степенная. Есть маршруты 3-4-дневные, куда в основном едут семьями, а на выходные дни больше молодежь с ночными дискотеками и со своей культурной программой.
— А какова стоимость и маршруты?
— Среднюю стоимость маршрутов невозможно указать, потому что все зависит от классности кают и типа теплохода, но на 10 дней на двухпалубнике в среднем выходит 30 тысяч на человека, на 15 дней — 40 тысяч, трехдневные маршруты в среднем от 8,5 до 20 тысяч рублей (это если в самой дорогой каюте). Отправление из Казани, Самары и Нижнекамска. Чаще туристы ездят в трехдневные круизы в Казань, Самару, а также в Новгород, Ярославль. Самые длинные круизы (до 17 дней) — в Питер, с заездом во все города Золотого кольца и близлежащие города. В Волгоград или Астрахань до 12 дней с заездом в Самару, Саратов, Тольятти.
«Туризм — такая отрасль, которая моментально реагирует на экономические спады и внешнюю ситуацию в стране, мире. Все это отражается на нем молниеносно»
«ЛЮДИ ПРИХОДИЛИ И БРОСАЛИ НА СТОЛ ПУТЕВКИ...»
— Какой год был самым удачным и самым неудачным для вашей фирмы?
— Самым удачным, наверное, был период, когда мы уже встали на ноги и начали стабильно работать. Даже не столько удачным, сколько интересным, я бы так сказала. А самым неудачным могу сразу сказать — это год, когда затонула «Булгария».
— Насколько сильно ударила по вашему бизнесу эта трагедия?
— В это время наш теплоход «Александр Головачев» находился в Волгограде. Я уже ночью знала: что-то произошло, хотя никаких официальных сообщений еще не было. Я всегда отслеживаю маршрут теплохода: где туристы находятся, как у них дела. Обычно звоню капитану ночью, когда он заступает на вахту. Вот и в ту ночь я позвонила ему. Он меня успокоил: дескать, ничего особо страшного не произошло, затонул катер, пропали два человека... Тогда еще никто не знал масштабов случившегося, а потом капитан позвонил под утро и рассказал, какая страшная случилась трагедия. Я сразу же вылетела в Волгоград, на наш теплоход. К тому времени туристов уже атаковали родные: шли звонки от родителей, детей, у некоторых бабушки путешествовали с внуками. Родные требовали, чтобы туристы немедленно вернулись обратно...
Я опасалась, что начнется паника, и приняла решение быть с туристами до конца круиза. По иронии судьбы, я не умею плавать! В детстве тонула, меня со дна озера достали, еле откачали. Я не помню этого, знаю только по рассказам родных. И хотя потом практически вся моя жизнь была связана с водой, плавать я так и не научилась.
И вот когда я оказалась на теплоходе, то собрала туристов, чтобы ответить на любые вопросы, приготовилась к трудному разговору. Вопросы задавались самые разные, а в конце туристы устроили мне овации: им хорошо отдыхалось... Но на душе было очень тревожно. Шутка ли — столько человек утонули...
Пока теплоход шел, каждый день шли звонки из газет, телевидения — просили дать комментарии, а в фирму пришла прокурорская проверка: как и что тут у вас... Два или три дня ребята в офисе сидели, проверяли. После того как затонула «Булгария», люди приходили в фирму и бросали на стол путевки. Я тогда приняла решение: всем, кто придет и будет швырять путевки, в течение нескольких минут возвращать деньги. Для этого бухгалтер специально сняла наличность в банке. И мы выдавали деньги тут же, люди были в недоумении. Они думали, что мы начнем их футболить либо уговаривать — мы никого не уговаривали. А потом наступил переломный момент, стали приходить другие туристы. В общем, одни швыряли путевки и доходило вплоть до оскорблений, другие, наоборот, приходили и покупали их. Да, в тот год мы потеряли клиентов. И не только мы — весь речной бизнес. Именно в тот год мы приняли решение арендовать теплоходы не на весь летний сезон. Но потом, чтобы люди не думали, что мы испугались, решили еще два года отработать по полной. Что, собственно, и сделали.
— Сейчас оправились? Вышли на то же количество туристов, что и до трагедии с «Булгарией»?
— Год на год не приходится, но в этом году выходим на тот спрос, что был до «Булгарии», потому что развернулись на внутренний рынок, а он всегда был нашим коньком. Сейчас у нас соотношение между теми, кто едет на море и отдыхает на реке примерно 50 на 50. Но это не в каждой турфирме так. Мы же всю жизнь на речных круизах работаем, поэтому клиентов уже наработали по полной.
— У кого арендуете суда и насколько надежен ваш перевозчик?
— Мы все годы арендовали теплоходы у Башкирского речного пароходства. Во-первых, нам нужны были небольшие суда, потому что мы не смогли бы загрузить в таком маленьком городе, как Нижнекамск, большие лайнеры. Во-вторых, мы с этим пароходством работали и знали лично капитанов судов, знали, какую школу они прошли, знали также тех, кто работал в сфере облуживания. Это во многом помогло.
Что же касается «Булгарии», в трагедии в первую очередь стали обвинять арендаторов. Арендатор виноват косвенно. В том, что не было дисциплины, не была проработана финансовая составляющая и так далее, — в этом вина арендатора. А куда смотрели те службы, которые выпустили теплоход в рейс? Арендатор берет готовое судно, у которого уже есть свидетельство, есть вся документация, подтверждающая готовность судна. Есть службы, которые дают отмашку для выхода теплохода в рейс.
В работе с перевозчиком мне помогают опыт в туристическом деле и знание тех, кто там работает. Я могу посоветовать, могу сказать, что мне не нравится или в чем я сомневаюсь. Естественно, обосновав свои доводы. И со мной считаются. Но техническую часть поездки обеспечивает капитан и пароходство, которому принадлежит это судно.
«Экономтуры сейчас идут как горячие пирожки. Это прежде всего автотуры, чартеры на автобусах в Санкт-Петербург, Москву, Белоруссию, на юг и т. д. Цены на них более чем приемлемые»
САНАТОРИЙ — ТОТ ЖЕ ALL INCLUSIVE
— Какой отдых популярен сейчас, помимо речных круизов?
— Туризм — такая отрасль, которая моментально реагирует на экономические спады и внешнюю ситуацию в стране, мире. Все это отражается на нем молниеносно. В этом году из-за кризиса и политических факторов, связанных с Египтом и Турцией, более востребованы экономтуры по России. Нас это, собственно, не удивило. Мы предполагали, что так оно и будет.
Экономтуры сейчас идут как горячие пирожки. Это прежде всего автотуры, чартеры на автобусах в Санкт-Петербург, Москву, Белоруссию, на юг и т. д. Цены на них более чем приемлемые: 13 - 14 тысяч стоит автобусный тур в Петербург на четыре дня с трехразовым питанием, Москва — 6,5 тысяч на две ночи. Это я называю самыми экономичными турами. Сейчас мы работаем с рядом казанских фирм в этом направлении. Совместно работать легче: они специализируются на автотурах, а мы знаем тот сегмент и ресурсы, которые есть в Нижнекамске. Поэтому беремся за это дело, и оно себя оправдывает. Кстати, сейчас автобусные туры — это настоящий бум, а у некоторых фирм вообще конек, они делают себя на таких турах. И я считаю, что это правильно: востребованность предопределяет услугу.
— А как распределяются вкусы нижнекамцев по сезонам?
— Летом все-таки традиционно море, зимой — оздоровительный туризм: санатории или базы отдыха. Кстати, санатории сейчас выполняют не только лечебные функции, можно взять путевку и без лечения, просто отдохнуть с хорошим питанием и экскурсиями. По сути, та же самая база отдыха получается. У нижнекамцев очень популярен оздоровительный туризм.
— В условиях отсутствия для туристов Египта и Турции санатории — это то же «все включено». Наверное, сейчас спрос на санатории увеличивается?
— Эта цифра еще до Турции и Египта шла по нарастающей. Санаторий — это два, точнее, три в одном. Отдых, питание (шведский стол — пожалуйста, во многих санаториях практикуется), всевозможные экскурсии и культурные программы. И опять-таки можно еще попутно и подлечиться. Причем я веду речь о санаториях Сочи. Так, отдохнуть 10 дней в санатории с оздоровлением, с трехразовым питанием можно за 25 - 35 тысяч рублей. Есть санатории, где путевки стоят вообще в пределах 20 тысяч на такой же срок, и тоже с трехразовым питанием, но это без дороги.
— Как вы вообще пережили закрытие Египта и Турции для туристов?
— После запрещения вылетов в Египет у нас порядка двух десятков семей не вылетели на отдых. Естественно, мы их не бросили, нашли выход, несмотря на то, что вопросов к туроператорам было много. Турист вроде бы может поехать, но в течение определенного времени. Потом это время растянули на год. Вопрос о возврате денег тоже не был решен. Но в целом нам удалось разрешить все сложные ситуации и отправить отдыхать всех наших «пострадавших» туристов — кого-то во Вьетнам, кого-то в Таиланд. Осталась одна семья, которая решила отложить свой отдых на эту осень, мы их тоже отправим. В принципе, только один человек подал в суд на туроператора, но он с самого начала был так настроен. С помощью нашего юриста пришли к обоюдному соглашению. Туроператор «Пегас» выплатил этому туристу все, что тот требовал, мы не пострадали. Единственное — это было морально нелегко.
— То есть вы считаете политику ограничения выездов за границу для наших туристов правильной?
— Кто-то теряет, а кто-то находит: те туроператоры, которые сделали для себя приоритетными направлениями Турцию и Египет, конечно, потеряли. Но ведь кто-то и выиграл. Многие туроператоры резко вернулись на наш юг, ушли на другие направления, расширив рынок своих услуг. Ничего страшного, считаю, не произошло. Никто не умер от того, что Турцию закрыли...
«НЕЛЬЗЯ БЫЛО ОТМЕНЯТЬ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ. ЭТО В КОРНЕ НЕВЕРНО»
— После череды банкротств туроператоров сколько сейчас их осталось на рынке и насколько они, по вашему мнению, надежны?
— Мы работаем со многими ведущими туроператорами, которые остались. Но сказать, что какие-то из них надежные, а какие-то — нет, было бы, наверное, неправильно. Я еще раз говорю: многое зависит от ситуации. Если у нас остаются какие-то нерешенные с туроператорами вопросы, мы их решаем.
К слову, эта череда с закрытием туроператоров началась годом раньше — «Ланта-тур», «Нева»... Получается, у нас туристы сегодня выкупили путевки в «Ланта-тур», а назавтра фирма закрыла свой офис и вывесила объявление с просьбой обращаться всем в страховую компанию. Но туристы это даже не почувствовали, мы их через другого туроператора отправили. Вот тут-то и плюс фирмы, которая давно и крепко стоит на ногах, — в том, что у нее есть резерв средств на то, чтобы разрешить подобные неприятные ситуации и не заставлять туристов страдать. Их отдых должен быть на первом месте, а уж потом юридические взаимоотношения с туроператором.
— В последнее время в Нижнекамске закрылось очень много турфирм. Как вы думаете, когда они снова вернутся на рынок? Или уже не стоит ждать возвращения мелких туристических фирм, в которых один человек сидит в офисе и сам себе, грубо говоря, и директор, и менеджер.
— Это зависит от того, какая будет политика по отношению к российскому туризму. Почему об этом говорю? Я не согласна со многими моментами. Ну, во-первых, в свое время отменили сертифицирование и лицензирование. Считаю, что это в корне неправильно. Что давало лицензирование? Раньше существовали требования, которые нужно было обязательно выполнить, чтобы получить соответствующую лицензию. Директор, к примеру, должен был проработать в туризме не менее, допустим, 5 - 6 лет, определенный процент менеджеров должен иметь туристическое образование, опыт и так далее. Критериев было не так уж много, но именно их выполнение приводило к тому, что в туризме работали и задерживались профессионалы. А не те, кто сел за стол, вывесил объявление с названием фирмы «Голубые глаза» и начал продавать путевки.
Это одно. Второе — нельзя было отменять обязательное сертифицирование. Добровольное оставили, а обязательное отменили. Оно тоже во многом нас подстегивало: мы должны были пройти его, должны были доказать, что можем работать качественно.
Далее — введение страхования гражданской ответственности. К примеру, туроператор закрылся, и на дверях вывешивают соответствующее объявление. Куда все вопросы? В страховую компанию! Бедный турист с чемоданами в руках, завтра должен был вылетать... И что? Он должен обращаться в страховую компанию? То есть туроператор сегодня практически не несет никакой ответственности. Он застраховал туристов на несколько миллионов, а туристов-то самих, допустим, несколько сот тысяч. И если поделить страховую сумму в несколько миллионов на всех, туристы пшик получат. При этом считается, что страховая компания возместила убытки всем туристам. Ну какое здесь возмещение? Турист потратил 100 тысяч, а получил, условно, рубль. О чем тут говорить? Неправильно все это!
«Сейчас у нас есть имя, собственный клиент, и мы уже умеем и знаем, как нужно работать»
«НАСТАЛО ВРЕМЯ ОТДЫХАТЬ В СВОЕЙ СТРАНЕ»
— Сегодня россиян усиленно заманивают в Сочи и Крым. Как вы считаете, они когда-нибудь станут альтернативой Египту и Турции?
— Тут разный может быть подход. Во-первых, смотря для кого отдых, смотря, что именно востребовано и каковы финансовые возможности человека. Если говорить об отдыхе на нашем юге, в нем есть свои минусы. Но в то же время есть и свои большие плюсы. В прошлом году я ездила на форум в Сочи, который проходил в Имеретинской низменности. Город уж не тот, каким он был всего три-четыре года назад. Сколько там понастроено гостиниц прекрасных, как много там сделано за последние годы! Не сравнить с тем, что было раньше. Сама Имеретинская низменность, Чистые пруды, Бархатный квартал, целый ряд гостиниц, которые даже не берусь перечислять, потому что их много. Условия хорошие, гостиницы новые, питание отличное и одни из самых лучших экскурсий. Уж поверьте мне, я за свою долгую жизнь немало поездила и посмотрела. Может, я просто патриотичный, старой закалки человек, и молодежь со мной поспорит. И все-таки считаю, что одни из лучших природоведческих экскурсий именно на юге. Территорию курорта «Роза Хутор» не узнать! На «Ласточке» до него долетаешь всего за 40 минут... Резкий скачок вверх, в смысле качества, в Сочи налицо.
Что касается Крыма, спрос на него в этом году большой. Правда, нам его в какой-то степени даже навязывают. Навязывай не навязывай, но если человек не хочет ехать в Крым (а мы все знаем, что он из себя пока представляет), то он не поедет. А тот человек, который всю жизнь мечтал о Крыме, он все равно туда отправится, каким бы Крым ни был. У нас есть определенный контингент, который едет туда.
Сейчас вообще настало время отдыхать в своей стране. Давайте повернемся лицом к России! Полупансионы, пансионы, все включено — выбирай, что хочешь. Диапазон цен различный, цены разумные и приемлемые. Честно говоря, не ожидали такого потока в этом году. Крым, Абхазия, Геленджик, Анапа, Большой Сочи — востребовано все! По России большой прогресс наметился. Дай бог, чтобы мы отправили всех туристов, и они вернулись с отдыха неразочарованные...
Хочу подчеркнуть один важный момент. Все-таки многие еще не компетентны относительно климатических особенностей южных мест, особенно молодежь. Приходит мама и говорит: «У меня ребенок все время болеет, кашляет, хочу свозить его в Сочи». Но ребята, Сочи — это влажные субтропики. География за 5 класс! Какие Сочи? Такому ребенку нужна Анапа — сухие субтропики. Все это и нужно говорить людям, доносить до них, чтобы потом, когда они вернутся с юга, говорили нам спасибо за отдых, а это всегда и приятно, и задел на будущее.
— Плюсы российского юга вы очень хорошо обрисовали. А в чем все же минусы?
— Минусы в сервисном обслуживании. Главные составляющие — цена-качество — должны быть реальными. Да, немало сделано, но еще многое нужно сделать. Операторы, которые отправляли раньше в Египет и Турцию, быстро и мобильно развернулись к югу и сейчас предлагают турпакеты уже на наше море, и в Крым в том числе. Полные пакеты с перелетом, проживанием и питанием. И это огромный плюс. Единственное — осталось подкорректировать цену, хотя ее тоже пытаются сделать приемлемой, расширить сервисные услуги и поднять немного качество. Я имею в виду отели среднего уровня. Есть на нашем юге прекраснейшие отели по системе «все включено», где по 5 - 6 бассейнов, великолепные территории, мероприятия проводятся, но их не так много, и не все могут туда поехать. Я веду речь о массовом туризме, о людях со средним и чуть ниже среднего достатком. Думаю, что не открою Америку, если скажу, что нужно поднять уровень обслуживания в гостиницах и обеспечить таких туристов более дешевым проездом.
— Куда вы предлагаете лететь тем, кто все-таки хочет полноценную замену Египту и Турции?
— На данный момент это Кипр, Греция, Тунис, Болгария. Ну а те, кто любит подальше, как ездили туда, так и ездят. Мы не говорим сейчас о тех, кто не считает деньги и может вылететь куда угодно, лишь бы время позволяло. Мы опять же ведем речь о массовом туризме.
— На Кипр, в Грецию, Тунис сильно разнятся цены с Египтом и Турцией?
— В этом году все разнится по сравнению с прошлым годом. Возьмите продукты питания и прочее. И не забывайте, что сейчас из семейного бюджета уходит гораздо больше денег, чем раньше, на решение каких-то насущных проблем. Не скажу, что цены на туры заоблачные, но мы всегда предлагаем туристам брать туры заранее, потому что чем ближе к июлю и августу, тем цены будут, естественно, выше, и туристы должны это понимать.
Разумеется, цены в этом году подскочили: инфляция плюс колебания доллара и евро. Сейчас на Кипре, например, можно отдохнуть от 100 тысяч рублей на двоих, а где-то и в 80 тысяч можно будет уложиться. Я всегда говорю менеджерам: «Вы не стесняйтесь спрашивать, на какую сумму рассчитывает клиент». Некоторые туристы побаиваются: а вдруг они скажут, что рассчитывают на 50 тысяч, а могли бы, оказывается, сэкономить и съездить, допустим, за 45 тысяч.
Когда человек называет предельную для него сумму, которую готов потратить на отдых, это совсем не означает, что менеджер подведет его именно к этой цифре. Он сделает выборку туров в диапазоне от 25 до 50 тысяч, чтобы человек дома еще раз внимательно все посмотрел, посоветовался с родными и определился со страной и отелем. Поэтому мы даем клиенту возможность подумать и выбрать тур не спеша, чтобы не было потом упреков, что его куда-то тянули и что-то навязывали...
— Посоветуйте, на чем можно туристу сэкономить?
— Сэкономить можно на питании. Во всех городах есть кафе, где можно перекусить, а комплексные обеды не всем нравятся и не всем подходят. Это одно. Второе — на транспорте: поезд, самолет. Почему бы не отправиться на отдых на автобусе, особенно молодым. Автобусы сейчас используются комфортабельные, с запланированными заранее остановками. Стоимость путевки от вида транспорта очень и очень варьируется.
Можно сэкономить на пакете — брать все в одном: и дорогу, и проживание, и питание. Зачастую туристы берут только гостиницу с питанием и сами оплачивают дорогу. У нас есть своя железнодорожная и авиакасса, и я знаю, что такая путевка выходит дороже, нежели отправка чартером. И менеджеры стараются объяснить это туристам.
На речных маршрутах можно сэкономить. Мы продаем много путевок на теплоходы по ценам туроператора. Среди них есть теплоходы, проходящие через наш город, с расчетом уже непосредственно из Нижнекамска. Здесь можно очень хорошо сэкономить на классности кают. Зачем брать дорогую каюту, когда они, в принципе, не сильно разнятся, тем более что питание и культурная программа на теплоходе одинаковы для всех. А цена разнится! Я понимаю, если люди могут себе позволить не считать деньги, и переплата в 5 - 10 тысяч для них несущественна, а если ты считаешь пусть не каждую копейку, но, по крайней мере, каждую тысячу, лучше брать каюту подешевле. Они разнятся в цене не только по комфортности, но и по месту нахождения на корабле.
И конечно же, раннее бронирование, оно дает существенную скидку.Тем не менее хотелось бы напомнить туристам известное правило: скупой платит дважды. Есть грань, которую нельзя перешагивать. Это чревато резким несоответствием желаемого с действительным. Также советую идти в проверенные фирмы. Не потому, что себе рекламу делаю, просто знаю, сколько людей прогорает на этом. И жалуются потом: был в фирме, а мне никакого договора не дали. Как это не дали? Разве такое может быть в нашем цивилизованном мире? Клиенту дают на руки только бланк путевки и поясняют: вот поедешь туда-то, встреча там-то... Это просто смешно! Нужно знать предел, ниже которого нельзя опускаться...
Дружный коллектив туристической фирмы «Сафар» / Фото предоставлено фирмой "Сафар"
«ТУРАГЕНТСТВА ЗАКРЫВАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО НЕ МОГУТ ВЫЖИТЬ, ПРОСТО ОНИ ВСЕ МЕНЕЕ ВОСТРЕБОВАНЫ»
— В последнее время многие сами планируют свой отдых — заказывают, минуя турфирмы, билеты на самолеты и бронируют отели. Это сильно бьет по вашему бизнесу? И не перейдут ли со временем все туристы на полную самостоятельность?
— Наверное, в далекой перспективе это реально, но только в далекой. Пока мы не ощущаем на себе последствий такой самостоятельности, а в будущем, наверное, да. И начнется это, скорее всего, с мелких, небольших турагентств, число которых, я думаю, резко уменьшится, что мы, собственно, с вами сейчас уже и наблюдаем. Турагентства закрываются не только потому, что не могут выжить в таких условиях, просто они все менее и менее востребованы. На рынке останутся, как мне кажется, более крепкие, сильные и более профессиональные в своей работе фирмы.
— Вы говорите, что делаете упор на массовый туризм. А у вас есть что-то необычное? Например, экзотические туры, индивидуальные, экстремальные, свадебные?
— Если к нам клиент обратится (а такое бывает) и попросит сделать тур для молодоженов, к примеру, на Бали или в Санкт-Петербург, мы делаем это. Такой тур требует от нас определенных затрат по времени, а от клиента — материальных затрат. Все-таки индивидуальный тур не массовый туризм. Но ставку на таких туристов не делаем по той простой причине, что нашим менеджерам нужно получать стабильную заработную плату, отпускные и прочее.
Что касается необычных предложений, был, к примеру, свадебный тур на Мальдивы. Но здесь мы выступали не организаторами тура, а заказчиками — все шло через туроператора.
Если говорить о России, мы как туроператоры делаем много заказов корпоративных мероприятий, и в них входит все, что клиент пожелает. Естественно, в любом конце нашей необъятной родины — с проживанием, питанием и экскурсионными программами. Когда люди выезжают на такие корпоративы, они не только совещаются, они хотят и отдохнуть хорошо, и что-то посмотреть, и все это в сжатые сроки.
В 2006 году турфирма «Сафар», выиграв тендер, 10 дней обслуживала на теплоходе «Головачев» всемирные Цветаевские чтения. 7 лет подряд мы проводили конференции для поставщиков и потребителей продукции ОАО «Нижнекамскшина», провели ряд семинаров для профкомов «Нижнекамскнефтехима», «Татнефти» и других предприятий. Очень много было спецкруизов. Я сейчас пытаюсь вспомнить города на Каме и Волге, в которых наши туристы еще не бывали... При этом мы делаем по пять экскурсионных программ в каждом городе. По пять! Обычно бывают классические варианты экскурсий — обзорные, этнографического плана, по музеям, исторические и прочие. Мы стараемся проводить больше тематические экскурсии, которые подразумевают более узкое и глубокое восприятие.
— Казань становится все более привлекательной для туристов. Много нижнекамцев ездит в столицу?
— Очень даже много. У нас есть большая тематика экскурсий по Казани, и в нашу фирму многие обращаются. Казань сейчас действительно очень интересна для туристов, там много тематических музеев, открываются и частные музеи, есть великолепные экскурсии по объектам, которые были построены к Универсиаде. А Казанский кремль — это вообще что-то! Экскурсии интересные, объектов много, вопрос с питанием решен. Немало в Казани и хороших экскурсоводов, получивших аккредитацию, с которыми интересно работать.
На днях мы обслуживали японцев. Нужно было работать на английском языке, поскольку экскурсовода со знанием японского найти очень сложно. Казанский экскурсовод, аккредитованный по Кремлю, так провела экскурсию, что японцы пришли к нам, принесли сувенир и высказали слова благодарности. И таких случаев немало.
В Свияжск и Болгар у нас много экскурсий. Когда мы только начинали работать, в 90-е годы, на теплоходе отправили туда в течение одного лета 11 рейсов с молодежью. А вы представляете, что такое молодежь 90-х? И в Болгар! На два дня! Но я видела, как они, открыв рот, замирали и внимательно слушали экскурсовода, а ведь это происходило, когда в Болгаре не было и сотой доли того, что мы сейчас там имеем. Душа радуется, что там сейчас все есть и все это интересно туристам.
«Туризм — это сезонная вещь. То, что ты заработаешь летом, зимой можно все легко скушать, а ведь еще нужно было своих коллег заработной платой обеспечить»
«В ЭКСКУРСОВОДЫ МЕНЯ ПОЗВАЛА ПАРТИЯ»
— Где вы работали и чем занимались до того, как открыли свой бизнес?
— Я окончила Казанский государственный университет, где получила две специальности: географ плюс преподаватель географии. Вернулась в родной город и года два проработала в школе и в училище одновременно, а к туризму меня подтолкнуло, наверное, стечение обстоятельств. Если бы мне 40 лет тому назад сказали, что буду всю жизнь работать в туризме, я бы не поверила. Поверила бы, скорее, если бы мне прочили карьеру педагога — все-таки я родилась в семье учителя, знала, что это такое, и даже как-то готовила себя к профессии педагога. Но так получилось, что в 78-м году меня пригласили в горком партии и предложили стать первым экскурсоводом Нижнекамска. Собственно, с этого и начала.
— По каким объектам тогда проводились экскурсии?
— Экскурсии в Нижнекамске в те годы были специфичными. В том плане, что экскурсионных объектов как таковых в городе было не так много. Но зато была богатейшая история Нижнекамского края. Это во-первых. Во-вторых, в то время наши предприятия — прежде всего производственное объединение «Нижнекамскнефтехим» — уже гремели на всю страну. Гремели и тем, что было построено, и тем, что еще предстояло построить. Патриотизм в Нижнекамске был очень высоким. Кроме того, проводилось много экскурсий для участников совещаний различного уровня, в том числе для участников конференций по линии совета экономической взаимопомощи, экономической организации стран социалистического содружества, да и просто познакомиться с молодым, перспективным городом в то время приезжало немало делегаций. Стала заниматься экскурсиями, увлеклась и поняла, что это интересное дело.
— Когда пришло осознание того, что это интересное дело должно стать собственным делом?
— К открытию своего бизнеса меня подтолкнула жизнь. Помните, что творилось в 90-е годы? В то время у нас была единая организация «Татарстантуризм», которая подчинялась российскому, а российский — центральному совету по туризму в Москве. Вот такая была лестница, но затем все это постепенно сошло на нет. Экскурсии прекратились, начались в основном поездки за вещами, обмен товарами, живых денег не было... Если бы я знала, какой трудный путь мне предстоит пройти, сколько проблем решать, я бы, возможно, и не решилась открыть свое дело. Сейчас мне кажется, что на это меня толкали молодость, незнание того, что мне предстоит, а также новые, неизведанные времена, наступившие в России.
В бюро путешествий и экскурсий, в котором я работала в Нижнекамске, начались преобразования. После долгих размышлений, учитывая семейные обстоятельства, я остановилась на двух вариантах: или вернуться в школу, или открывать что-то свое. Как раз тогда в Нижнекамске стали организовываться первые ТОО — товарищества с ограниченной ответственностью и кооперативы. Мне стало это интересно. Я решила действовать, благо в Нижнекамске появился так называемый центр новообразований. Это как раз то, чем сейчас занимается одно из подразделений налоговой службы, куда можно подать заявление и начать работать в качестве предпринимателя. Сейчас все это гладко, быстро делается — в одно окно подаешь все документы и работаешь, а в 90-е такого не было... Я пришла в этот центр, решив работать в туризме — все-таки к тому времени за плечами был уже достаточный опыт в экскурсионном деле. Хотя видение будущего бизнеса у меня было очень смутное. Тем не менее товарищество было создано, а дальше мы стали называться НТЭЦ — Нижнекамский туристско-экскурсионный центр.
— Получается, когда вы начинали работать в Нижнекамске, у вас вообще конкурентов не было?
— Да, практически не было.
— А потом, когда появилось много турфирм, вы почувствовали на себе снижение потока туристов?
— Нет. Зато я почувствовала, что мне дышат в затылок. Но сейчас у нас есть имя, собственный клиент, и мы уже умеем и знаем, как нужно работать. На 50 процентов погоду в нашей фирме делают корпоративные договоры. Когда работаешь с предприятиями — это ответственно, но в то же время дает определенную стабильность, дает возможность расширить спектр услуг.
«Чтобы работать более мобильно, стали увеличивать спектр туруслуг»
— На какие средства открывали бизнес?
— Большие деньги для открытия были не нужны. Это не как сейчас — открываешь ООО, уставной фонд требуется и прочее, а тогда нужно было просто зарегистрироваться, получить свидетельство и можно было начинать работать.
Через знакомых мне выделили под офис обычную рекреацию в общежитии. Там даже стен не было! Сами клали кирпичную кладку, таскали кирпичи, раствор... Потом в офисе появился телефон, а в те годы установить его в Нижнекамске было очень сложно. Пришлось договариваться с начальником районного узла связи. Он меня принял, понял и попросил помочь в решении вопроса отдыха за рубежом. Денег, что у меня было, хватило только на телефон, а за рекреацию мы стали платить по счетам позже, когда начали зарабатывать.
В то время с путешествиями началась беда — мало кто мог позволить себе поехать отдыхать, поэтому занялись организацией автобусных коммерческих рейсов. Отправляли людей на московские рынки — на Черкизовский, в Лужники и т. д. Чтобы заключить договоры на них, пришлось ехать в Казань, договариваться там с ребятами, иногда руки опускались. Особенно по вечерам, когда приходила усталая домой. Одно успокаивало: ну не может так долго продолжаться, когда-нибудь да сдвиг должен произойти...
— И когда же произошел сдвиг, которого вы ждали?
— Скорее всего, в 96 - 97-м году. Было понятно, что на одних экскурсиях, которые уже не приносят доход, далеко не уедешь. Нужно было осваивать другие направления в туризме. При социализме туризм не был на самофинансировании, его, говоря нынешним языком, субсидировало государство, а тут нам нужно было самим зарабатывать, мы должны были быть самодостаточными в плане финансов, чтобы развиваться дальше. Экскурсии — это лишь одна ветвь, нужно было что-то такое, что приносило бы доход. Это путешествия — немножко более доходная вещь, а чтобы ими заниматься, к тому времени нужно было уже ООО. Многочисленные преобразования, проверки очень мешали в работе.
Чтобы работать более мобильно, создали и ИП, и ООО, стали увеличивать спектр туруслуг. В частности, помимо экскурсий и путешествий, начали заниматься оздоровительным туризмом, познавательным, стали проводить семинары, конференции совместно с учебными центрами.
Понимаете, туризм — это сезонная вещь. То, что ты заработаешь летом, зимой можно все легко скушать, а ведь еще нужно было своих коллег заработной платой обеспечить... Поэтому нужно было параллельно еще чем-то заниматься. Начали заниматься торговлей. Появился магазин, который давал зимой небольшую подпитку. Позже пришли к выводу, что лучше полностью заниматься только туризмом, но более глубоко и по самым разным направлениям. Для этого нужно было стать туроператором. В этих условиях одним из направлений стал речной туризм, автобусные туры. Позже пошла заграница, дальнее и ближнее зарубежье, санатории, куда мы продавали и продаем сейчас много путевок. Есть санатории, где у нас собственные блоки мест.
«Мечты действительно материализуются, если этого очень хочешь»
«САМОЕ ГЛАВНОЕ В БИЗНЕСЕ — УМЕНИЕ БЫТЬ ГИБКИМ»
— Насколько знаю, у ваших братьев и сестер тоже свой бизнес.
— У меня, слава богу, много родственников. Мой родной брат Владимир Михайлович когда-то вел, и довольно успешно, строительный бизнес.
— Чем любите заниматься в свободное время? Есть хобби?
— Есть. Люблю путешествовать по России. Когда выезжаю за границу, хочу быстрее вернуться домой. Не устаю открывать для себя историю и многообразие природы нашей страны.
— Где мечтаете побывать?
— Мечты действительно материализуются, если этого очень хочешь. В свое время мне довелось побывать в сердце сибирской тайги, в гостях у истинных староверов, облазить Саяны, побывать на вечных ледниках горных вершин Тянь-Шаня на высоте 4 тысячи метров. Есть задумки. Я оптимистка по жизни. Думаю, успею...
— Каковы три главные, на ваш взгляд, составляющие успешного бизнеса?
— Трудолюбие, конечно, прежде всего. Во-вторых, нужно обладать интуицией. Это важно, потому что бизнес — это такое дело: сегодня он есть, а завтра его нет. Нужно уметь предвидеть и предчувствовать. Но самое, наверное, главное — умение быть гибким. Когда нужно — жестким, когда требуется — идти на компромиссы. Умный в гору не пойдет, не нужно лезть на рожон. Я не случайно говорила о золотой середине: нужно ставить реальные цели и реальные задачи. Выполнил их — иди дальше. Нужно быть приземленным и в то же время обладать богатой фантазией, и во всем должна быть мера — риск должен быть оправдан.
Визитная карточка компании
ООО «Туристическая фирма «Сафар»
Год создания: 2007
Количество сотрудников: 10
Основной владелец: Светлана Муллина
Выручка (2014 год) — 6,2 млн. рублей
Визитная карточка руководителя
Муллина Светлана Михайловна
Родилась в Нижнекамском районе, в деревне Шингальчи в 1952 году.
Окончила Казанский государственный университет в 1975 году по специальности «географ».
1975 - 1977 — преподаватель географии в школе и училище.
1977 - 1991 — внештатный экскурсовод и методист по подготовке экскурсоводов «Бюро путешествий».
1995 — частный предприниматель, руководитель турфирмы «Сафар».
Замужем, есть дочь и два внука.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.