«Здесь нет никаких хотелок, это все необходимость», — объяснил на деловом понедельнике патовую ситуацию с водопроводами и очистными сооружениями мэр Казани. Искать деньги решили у республики и в банках. А пока рост тарифов ЖКХ будет вдвое ниже, чем год назад. Между тем разрешилась и интрига с наделавшей много шума идеей установить у озера памятный знак в честь российской императрицы.
Сегодня на деловом понедельнике в исполкоме Казани искали деньги
РОСТ КАЗАНИ УПЕРСЯ В КАНАЛИЗАЦИЮ — А ПОКА ПОЛМИЛЛИОНА ЧЕЛОВЕК ЖИВУТ ПОД СТРАХОМ КОЛЛАПСА ВСЕЙ СИСТЕМЫ
Сегодняшний деловой понедельник в исполкоме Казани прошел под знаком изношенных на 60% канализационных, водопроводных сетей и «потолка» строительного развития Заречья. Вопрос уперся в вечное — презренный металл. Чтобы выйти на безаварийность и полноценное развитие города, МУП «Водоканал» нужно свыше 20 млрд. рублей. Ни у города, ни у республики денег нет. А пока придется латать самые «текущие» дыры на кредиты.
«Большая программа, но нужны серьезные вливания, — признал наличие проблем мэр Казани Ильсур Метшин, анонсируя доклад гендиректора МУПа Андрея Егорова. — Подошло время, а мы не можем расти! У нас целые города рядом строятся — микрорайоны М14, „Салават Купере“. Здесь нет никаких хотелок, это все необходимость, которую нужно делать уже вчера. Не только у предприятия и города нет таких средств, их не может в один день дать и республика. Нужны длинные деньги, но одной таблетки нет — тут и заемные средства, и поддержка республики».
Среди наиболее острых задач — строительство завода по утилизации ежесуточного илового осадка и канализационно-насосной станции (КНС) «Заречная». Действующая сегодня КНС «Верхняя», построенная в 1973 году, — на грани аварийного состояния. «Станция работает с перегрузкой и без резервной мощности, — предупредил Егоров. — Под угрозой объекты, с которых она принимает стоки, а это касается почти половины населения Казани. Без строительства новой станции невозможно развитие всего Заречья». Ранее пропускную мощность «Верхней» увеличили с 9 тыс. до 12 тыс. куб./м в час, а проект строительства новой станции разработали в 2014 году — КНС «Заречье» прошла экспертизу и получила положительное заключение. Цена вопроса — 6,8 млрд. рублей.
Егоров предложил поделить строительство станции на этапы. Первый потребует 890 млн. рублей, из которых 275 млн. рублей уже выделяет «Водоканал». «Разбив на этапы, мы сможем начать строительство без резкого увеличения тарифов для населения», — объяснил Егоров свое предложение и сказал, что предприятие разрабатывает экономическую модель для привлечения кредита.
Начать первый этап на собственные средства планируют в этом году. «Сейчас мы разрабатываем пакет документов, чтобы провести аукцион [на поиск подрядчика], и после его проведения приступим к части первого этапа, — сказал Егоров. — Напорные коллекторы мы построим только после того, как будет финансирование, — они занимают большую долю. К сожалению, федеральных программ нет. Мы над этим работаем не первый год, обращались и в правительство РФ».
«Мы прирастаем квадратными метрами жилья, социальной инфраструктурой, населением, — сказал Метшин. — Это все дополнительная нагрузка на коммунальные сети „Водоканала“, который делает все, что можно. То, что предприятие собирает деньги за подключение, — это малая толика того, что необходимо для развития города. В той же Москве, мы знаем, они по энергетике, воде были „заперты“. Есть деньги, есть инвесторы, а сдать объекты не могут — сети перегружены. То же самое у нас. Все Заречье на сегодняшний день заперто! Мы уже сегодня испытываем проблемы подключения новых микрорайонов, объектов социальной инфраструктуры».
Андрей Егоров
ЛИКВИДАЦИЯ ИЛОВЫХ ПОЛЕЙ: «РЕШЕНИЕ СУДА ТРУДНОВЫПОЛНИМО... ДЕНЕГ НЕТ И НЕ ВЫДЕЛЯЛОСЬ»
Складировать иловый осадок города, который нужен для очистки огромных потоков канализации миллионой Казани, тоже уже негде. Его нужно утилизировать на заводе. Как именно — варианты прорабатываются (один из них — сжигание на будущем мусоросжигательном заводе «Ростеха» в Казани). Введенные в 1973 году иловые поля площадью 100 га уже переполнили на 140%. Природоохранные прокуроры не дремлют: уже есть решение суда о запрете эксплуатации иловых полей, срок исполнения — до марта 2017 года. И вот в этой ситуации «Водоканалу» приходится буквально выкручиваться. С одной стороны, предприятие обязано заботиться о безопасности своих объектов, с другой — денег на это нет ни от кого: ни от жителей, ни от бюджета.
«Для нас выполнение решения суда трудновыполнимо не только из-за отсутствия финансирования, но и потому что после выбора технологии рекультивации срок реализации занимает от 2 до 10 лет, — мягко заметил Егоров. — В первую очередь необходима утилизация ежесуточного илового осадка. Есть несколько вариантов».
В конце мая на форуме природоохранных прокуроров в Казани стало известно, что выделенных на рекультивацию по федеральной целевой программе 516 млн. рублей не хватит — только на 60 га иловых полей. «Некоторые источники говорили, что есть 516 млн. рублей, но этих денег нет, и нигде не выделялось, — сказал Егоров, отвечая на вопрос „БИЗНЕС Online“. — Есть проект постановления РФ о том, чтобы выделить эти деньги в 2018 году. Но будет это или нет — мы не знаем».
По словам Егорова, износ оборудования «Водоканала» составляет 70%, сетей — 45%, в среднем по городу — 60%. Глава МУПа объяснил это тем, что с 2009 по 2015 годы на баланс предприятия приняли более 800 км бесхозных сетей, тех, которые когда-то были брошены предприятиями-банкротами или стихийно были «слеплены» жителями поселков. В 2015 году городская сеть приросла 99 км, в 2016 году — еще на 120 километров. Сейчас на балансе предприятия более 3 тыс. км водопроводов и канализации. «Это только те сети, о которых мы знаем. Каждый год эта цифра растет, — сказал Егоров. — Бесхозные сети сильно повлияли на процент аварийности — у них разные диаметры, глубина залегания, материалы, в том числе бэушные. Таким сетям зачастую почти 50 лет и более», — отметил директор «Водоканала».
ЦЕНА КУБОМЕТРА — ОДНА ИЗ САМЫХ НИЗКИХ В РОССИИ, НО «ЛЮДЯМ ФИОЛЕТОВО»
На фоне этих проблем у казанского «Водоканала» один из самых низких тарифов на водоснабжение. Один кубометр воды стоит 17,6 рубля. В Нижнем Новгороде, правда, еще меньше — 15,6 рубля. Но в Уфе — 21,1 рубля, в Москве — 30,8 рубля, в Ростове-на-Дону — 38,4 рубля, в Ставрополе стоимость услуг самая высокая — 41,6 рубля за 1 куб. метр. «Водоканал» — на 10-м месте в России по стоимости кубометра. Тарифы на водоснабжение и водоотведение, как и в целом жилищные тарифы, вырастут с 1 июля в Казани на 2%.
«Людям фиолетово, что в соседнем городе тарифы дороже, — оценил эту информацию Метшин. — Казань должна отличаться не только низкой стоимостью услуг ЖКХ, но и их высоким качеством. Важно, чтобы горожане понимали, на какие нужды идут деньги потребителей».
Егоров пояснил, что в прошлом году предприятие вложило 376 млн. рублей в работы по строительству, реконструкции и ремонту объектов. Из них 203 млн. — средства, полученные от жителей за услуги по водоснабжению и водоотведению, — пошли на поддержку существующих сетей и оборудования. Благодаря этому заменено и отремонтировано 8 км сетей, 530 водопроводных и канализационных задвижек, 186 пожарных гидрантов, 1720 водопроводных и канализационных колодцев.
Еще 173 млн. в прошлом году «Водоканал» направил на проектирование, строительство и реконструкцию базовых для благополучия города объектов в рамках своей инвестиционной программы. Напомним, что она формируется за счет платы за подключение вновь строящихся объектов и амортизационных отчислений.
«Объекты инфраструктуры достались нам, как и другим городам, от крепкого Советского Союза, в свое время они были построены на совесть. Это базовые вещи для нормального функционирования города. Прошло 40 - 60 лет. И мы не слышали, чтобы строились новые водоканалы, системы канализации», — констатировал мэр.
А старые — большинство объектов построено в 50 - 70-е годы прошлого века — тем временем неумолимо выходят из строя и давно уже не справляются с растущими объемами потребностей горожан. Нужны, в частности, новые сооружения очистки питьевой воды Волжского водозабора, новый водопроводный узел «Тэцевский» и «Дербышки», необходима реконструкция комплекса очистки сбрасываемых в Волгу стоков.
Везде на карте — здоровье и комфорт людей. Везде стоимость нового строительства — порядка миллиарда и выше. Даже проектно-сметная документация стоит миллионы — с 2010 года «Водоканал» вложил в проектирование жизненно необходимых для города объектов свыше 275 млн. рублей.
В результате по многим важным объектам есть полная готовность к строительству — нет только денег, чтобы его вести. Так, положительное заключение получено для проекта новых сооружений очистки питьевой воды. «Этот проект позволит уйти от двух фильтровальных станций, построенных в 1942 и в 1956 годах, — сказал Егоров о проекте. — Новая станция повысит качество и надежность водоснабжения города, но масштаб работ превышает возможности предприятия».
Искандер Гиниятуллин
Не завершен новый водопроводный узел «Тэцевский» стоимостью 944 млн. рублей. Он строится с 2010 года и был «заморожен» в 2014 году из-за нехватки денег. Его строительство — один из этапов северной закольцовки города для улучшения водоснабжения поселков и домов Московского и Кировского районов. За счет собственных средств предприятия строительство растягивается на 7 лет, объяснял перспективы этого проекта Егоров. Найдутся деньги в бюджете — уложатся в течение трех. Примерно такая же перспектива у спроектированного водопроводного узла в Дербышках за 1,4 млрд. рублей (он решит острую проблему жесткой воды для 85 тыс. людей). Будет финансирование из бюджета — проект завершат за три года, силами «Водоканала» строительство растянут до 2022 года. «Если мы получим кредитные средства, то строительство может начаться в этом году. Если его не будет, то начать не сможем», — уточнил журналистам о сроках и другом варианте финансирования Егоров.
«У «Водоканала» никогда и никаких бюджетных средств не было, — так ответил он на вопрос журналистов о том, почему работы не проводились в докризисные времена. — Предприятие существовало и существует за счет денежных средств, которые получает от абонентов. Стоимость подключения снизилась в разы. Если раньше дом можно было подключить за 3 миллиона рублей, то сегодня этот же дом подключаем за 15 - 20 тысяч рублей. Всегда была инвестиционная надбавка, но уже третий год ее нет».
РОСТ УСЛУГ ЖКУ НА 3,5% В КАЗАНИ: «НИКТО, КОНЕЧНО, В ЛАДОШИ ХЛОПАТЬ НЕ БУДЕТ...»
Тарифную тему продолжил глава комитета ЖКХ Искандер Гиниятуллин. Он сообщил о неприятном: с 1 июля на 3,5% вырастут цены на услуги ЖКХ.
«Повышение тарифов ЖКХ что-то в основном происходит всегда летом, — заметил Метшин. — Вопрос болезненный, к сожалению, от действия городских властей по федеральному закону зависит мало. Мы можем влиять на размеры платы за содержание помещения, и то далеко не для всех собственников».
Гиниятуллин объяснил, что в последние три года по решению правительства РФ изменения тарифов перенесли с начала года на его середину. Новые платежки казанцы получат в первых числах августа. Увеличение тарифов глава комитета разъяснил ростом стоимости энергоресурсов, топлива, а также расходов при обслуживании и ремонте оборудования коммунальных предприятий. Подчеркнем: размеры коммунальных тарифов утверждаются федеральной службой по тарифам и госкомитетом по тарифам РТ. В среднем стоимость набора коммунальных услуг вырастет на 4%.
Тарифы «Водоканала», как уже упоминалось, вырастут на 2%: цена кубометра холодной воды — с 17,69 до 18,08 рубля/куб. м, на водоотведение — тоже на 2% до 15,14 рубля/куб. метр. Рост теплоснабжения составит 4% (по ОАО «Казэнерго» — до 1,6 тыс. рублей/Гкал, в ОАО «Генерирующая компания» — до 1,5 тыс. рублей/Гкал). «Как видим, стоимость тепловой энергии у этих поставщиков практически выровнялась», — обратил внимание Гиниятуллин, добавив, что на электроэнергию расходы вырастут на 7% до 3,4 рубля/кВт/ч. Но это не все. Ожидается на 7% рост стоимости уборки внутридомовых территорий до 1,66 рубля/кв. м, ремонт жилых зданий и благоустройство вырастет на 7% до 2,69 рубля/кв. м, технический ремонт и обслуживание сетей центрального отопления вырастет на 6% до 1,55 рубля/кв. метр. В среднем размер платы за содержание и ремонт дома вырастет в Казани на 2%.
В АДМИРАЛТЕЙСКОЙ СЛОБОДЕ — ПАМЯТНИК ЛАШМАНАМ, А У ОЗЕРА КАБАН — ХАНСКОМУ ЗОЛОТУ?
Помимо этого сегодня же мэр Казани Ильсур Метшин поручил подвести итоги конкурса по концепции памятного знака указу Екатерины II, но при этом предложил с установкой не торопиться. Мол, жизнь вносит свои коррективы. Ранее знак предлагали разместить на берегу озера Нижний Кабан (на улице Марселя Салимжанова).
О творческом конкурсе на концепцию памятного знака «Тергезү» («Возрождение») стало известно 14 апреля, когда новость об этом разошлась в СМИ. Сам конкурс стартовал 11 апреля, постановление исполкома Казани об этом появилось 1 апреля. По условиям конкурса концепция памятного знака должна отражать памятное событие 1767 года — указ императрицы, разрешающий татарским купцам строить каменные мечети и оказавший огромное влияние на возрождение и развитие ислама в России. Итоги конкурса планировалось подвести 1 июля — в следующем году этому по-своему символичному документу как раз исполняется 250 лет . Главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева сообщила, что на прошлой неделе завершился прием проектов на конкурс— из 14 заявок условиям удовлетворяют 10 работ.
«Спасибо всем авторам. Но идея установки памятного знака вызвала большой резонанс в обществе. Мы услышали различные мнения, в том числе тех, кто выступает резко против того, чтобы установить знак на озере Кабан. Мы увидели, что тема памятников историческим и культурным деятелям остро волнует наших людей. Возможно, еще потому, что Казань не избалована их большим количеством. В любом случае мы услышали мнение нашего ДУМа, других общественных организаций и просто неравнодушных людей. Поэтому предлагаю сейчас подвести итоги конкурса, но памятный знак пока не устанавливать, а еще раз посоветоваться с горожанами, — сказал Метшин. — На будущее, я прошу организаторов конкурса детальнее вносить техническое задание. Никогда речь о Старо-Татарской слободе не шла».
Ранее всемирный форум татарской молодежи опубликовал открытое письмо Метшину с просьбой приостановить открытый конкурс, связанный с созданием памятного знака в честь Екатерины II. Споры вокруг установки памятного знака комментировал и госсоветник РТ Минтимер Шаймиев. Против установки знака высказался ректор Российского исламского университета, заместитель муфтия Татарстана Рафик Мухаметшин — он полагает, что толерантная императрица достойна мемориальной доски на одном из зданий Казани. «В Казани побывало много императоров, но они не отмечены, а Екатерине, которая здесь присутствовала на балах, уделяется особое внимание? — отметил сегодня Мухаметшин. — В Казани сохранились здания, которые посещала императрица, я думаю, будет достаточно установки на одном из них мемориальной доски. Вопрос памятника Екатерине не самый насущный. Давайте соблюдать паритет, поскольку Татарстан — это республика, где мы сохраняем принцип толерантности. Мы поднимали более насущные вопросы установки памятника казанским ханам — Юсуфу Акчура, Садри Максуди и другим крупнейшим деятелям национальной культуры».
Журналист и общественный деятель Римзиль Валеев приветствует неспешность мэра Казани в принятии решения о местоположении памятного знака. «Увековечивать нужно сам факт [посещений Екатериной II Казани], а лучше, чем карета в центре города, лучше, чем галера на воде, невозможно придумать, — рассуждает Валеев. — Над вопросом местоположения памятного знака стоит подумать, если бы татары взяли и поставили Екатерине где попало памятник, не поставив памятник основателям Казани, основателям своего государства, это выглядело бы странным. Обязательно нужно и эти факты в истории Казани обозначить».
«Мы, как общественная организация, благодарны Ильсуру Раисовичу за то, что он с уважением отнесся к сложной истории татарского народа, что он обратил на это внимание, прислушался, — говорит председатель всемирного форума татарской молодежи, инициатор письма Табрис Яруллин. — Я надеюсь, что в будущем решения мэрии, администрации города Казани будут очень внимательны при установке новых символов. Если брать период существования Республики Татарстан, то в Казани не было символов императоров. С этой точки зрения важно эту традицию продолжить. Важнее выделить людей, которые тогда приложили усилия для того, чтобы Казань росла, развивалась, это ученые, видные деятели».
В Адмиралтейской слободе логичнее увековечить лашманов, считает Яруллин (это государственные крестьяне, участвующие в заготовке корабельного леса для постройки флота России — прим. ред.). А озеро Кабан наверняка можно было бы связать с мифом о том, что там спрятано ханское золото, полагает он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 193
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.