. По задумке Даши Намдакова фигуры с четырех сторон будут охранять входы в «Чашу», одновременно оберегая семейные союзы, заключенные здесь

«С «ЧАШЕЙ» СОЧЕТАЮТСЯ, ПО СТИЛЮ ПОДХОДЯТ, КАК КУЛЬТУРНЫЙ ОБЪЕКТ ПОДХОДЯТ КАЗАНИ»

Видимо, сказалось воскресное утро, и любопытных зевак, в отличие от VIP-гостей, на церемонии оказалось немного. Хотя пускали всех, на КПП не было даже металлоискателей, сотрудники полиции досматривали лишь содержимое сумок. Приготовления к торжественному открытию шли до последнего: буквально за 10 минут до начала настраивался звук, а барышни в нарядных костюмах протирали информационный стенд. Без зрителей, конечно, не обошлось. Но, как оказалось, часть из них по нашей старой, доброй традиции явилась к центру семьи в добровольно-принудительном порядке. «Вы из какого района?» — встретили корреспондента «БИЗНЕС Оnline» на входе кураторы. Большинство собравшихся не захотели высказать свое мнение о творении Даши Намдакова, только пожимали плечами, но при этом с удовольствием фотографировались на фоне зилантов и барсов.

«Нет, скульптуры не нравятся. Страшные. Лучше бы лебедей поставили», — все же высказалась одна дама. А вот девушка Алия надеялась на разъяснения самого автора. «Очень уж жутковато, страшновато, слишком образно. Мы привыкли там медвежата с мамой, обезьянки даже, но не зилант. Оно красивое, мифическое, очень интересное, и скульптуры красивые — столько мелких деталей, такие симпатичные котята, но если переносить это на семью... я не вижу параллелей. Может, сейчас нам пояснят видение художника. С «Чашей» сочетаются, по стилю подходят, как культурный объект подходят Казани», — поделилась она мнением с «БИЗНЕС Online».

Но были и те, кому «Он и Она», напротив, понравились. «Без них «Чаша» была какой-то одинокой. Вот в Болгаре им делать нечего, изначально же их там хотели поставить», — донеслась из толпы не вполне точная информация (в Болгаре с легкой руки Минтимера Шаймиева должна была появиться другая скульптура — «Хранительница»).

Напомним, что в Татарстане знаменитый бурятский художник Намдаков известен как автор «Хранительницы», общественная дискуссия вокруг которой пока так и не позволила найти скульптуре место на территории республики, а также как автор проекта здания центра семьи «Казан». А открывшаяся накануне композиция «Он и Она» — это продолжение единой экспозиции. Сама группа представляет собой символы Казани и Татарстана, изображенные парами. Кроме того, рядом со скульптурами, олицетворяющими женское начало, изображены детеныши — маленькие барсы и зиланты. По задумке автора фигуры с четырех сторон будут охранять входы в «Чашу», одновременно оберегая семейные союзы, заключенные здесь.

. Рустам Минниханов не удержался от завуалированной критики однополых браков

«ДАШИ, ТЕБЯ, НАВЕРНОЕ, В ЕВРОПЕ ЛЮБИТЬ НЕ БУДУТ, У НИХ СОВСЕМ ДРУГИЕ ЦЕННОСТИ...»

Сама церемония проходила с той стороны, где расположились барсы. У скульптур перед микрофоном появились Рустам Минниханов, Ильсур Метшин и сам Намдаков — все трое были в приподнятом настроении, много шутили. Наконец, ведущая объявила: «Два крылатых барса — символы Татарстана, два дракона зиланта — символы Казани, они призваны демонстрировать непоколебимость основ брака и крепких семейных традиций, призваны защищать семейные союзы от невзгод». Первым слово взял мэр столицы: «За три года центр семьи „Казан“ зарегистрировал и сделал счастливыми 3 тысячи семей. Это новый символ Казани. Я хочу поблагодарить двух авторов — президента Минниханова и Намдакова, один родил идею, второй претворил ее в жизнь. Казань — одна большая семья, и пусть наши два символа „Он и Она“ — барс и зилант — символизируют любовь, семью и самые главные ценности на земле».

Президент Минниханов, в свою очередь, много говорил о семейных ценностях, не удержавшись от завуалированной критики однополых браков: «Это прекрасное место, прекрасный комплекс, и эти скульптуры украсят нашу столицу. Я и Даши говорю: тебя, наверное, в Европе любить не будут, у них совсем другие ценности. Они принимают законы, которые совершенно чужды для нас, непонятны, а мы вот продолжаем наши ценности — сохранять, укреплять. И этот комплекс тоже будет служить для этого. Призываю за крепкую семью, за то, чтобы было много детей, и все мы радовались нашему семейному счастью».

Обратившись к татарстанцам со словами «Дорогие земляки!», автор скульптур, бурятский художник, вспомнил историю их появления. «Я сейчас встал на это место и вспомнил, с чего это начиналось. Мы сидели в кабинете президента как раз в этом составе, — Намдаков указал на противоположный берег Казанки, в сторону Кремля. — И когда я привез проект, показал, и думали, где это ставить, президент подошел к окну, растворил шторки и говорит: „Будем ставить там!“ То есть оттуда — сюда, на этом месте. Я был в шоке. Прошло время, и мы сначала построили дворец, сейчас поставили скульптуры. Для меня это огромная честь. Я хочу поблагодарить народ Татарстана, руководство республики, руководство города за доверие. Я надеюсь, что мои дети [скульптуры] приживутся в Казани и будут приносить массу всего — хороших эмоций для жителей республики и ваших гостей».

Объяснил Намдаков и появление идеи: «Все началось с казана самого. Приезжаешь в Казань — казан, казан. Понимаешь происхождение этого названия, а самого символа нет. Символ-то очень красивый, — продолжил Намдаков. — В разговоре Шаймиев мне сказал: „Мне начинает нравиться твоя идея, потому что вокруг казана собирается семья, собираются друзья, народы. Это такой объединительный символ“. И мы начали эту идею развивать, а скульптуры возникли как хранители. Но потом, когда это здание стало Дворцом бракосочетания, соответственно, усилились эти смыслы — хранители семьи, хранители республики. Сделал от чистого сердца для Татарстана, я доволен».

. Намдаков так объяснил появление идеи: «Все началось с казана самого. Приезжаешь в Казань — казан, казан...» / Фото: president.tatatsrtan.ru

ФАЗЛЕЕВА И КАМАЛОВА ПРИДУМАЛИ НОВУЮ ГОРОДСКУЮ ЛЕГЕНДУ

Глава аппарата президента РТ Асгат Сафаров в темных очках и вельветовом пиджаке отказался развернуто делиться своими впечатлениями от скульптур, о которых так много в последнее время говорили в столице республики, переадресовав вопрос помощнику президента Лейле Фазлеевой, лишь сказав: «Мне нравится». Но потом добавил: «Не надо увязывать это с религией».

«С эстетической точки зрения мне эти скульптуры нравятся. У них потрясающее качество исполнения. Они вне религии, какие-то они космические, какие-то они особенные — для меня, по крайней мере, точно. Они вне времени, вне пространства, мы уйдем, они останутся. Особенно этот барсюшка (маленький барсик, висящий на хвосте у барсихи-мамы прим. ред.) Сколько людей, столько и мнений. Исполнение структур с технической точки зрения — и коготочки, и крылышки, и мускулы, и ребрышки...» — рассказала «БИЗНЕС Online» Фазлеева. «Так это по-настоящему, по-семейному, по-теплому, — присоединилась к ней первый замминистра культуры РТ Эльвира Камалова. — Я тоже хочу здесь повисеть, приду вечером, повишу», — пошутила она в беседе с нашим корреспондентом.

И тут же Фазлеева с Камаловой придумали новую примету для города: хочешь, чтобы в семье появились дети, потри хвостик барсика! «Этот хвостик скоро точно заблестит. Точно появится новая легенда», — резюмировала помощник президента Татарстана.

. Фазлеева с Камаловой придумали новую примету для Казани: хочешь, чтобы в семье появились дети, потри хвостик барсика!

МИННИХАНОВ: «ЭТО НАДО БУДЕТ ДЕМОНТИРОВАТЬ»

Вся церемония длилась не более 20 минут. После окончания торжественной части Минниханов в сопровождении многочисленной свиты направился осматривать скульптуры. Особенно приглянулся президенту все тот же маленький барсик. Президент останавливался у статуй и приглашал всех на совместное фото. Отдав кому-то свой IPhone, он остался недоволен снимком. «Нужно обрезать еще. Подальше отойди, подальше, придется обрезать потом», — со знанием дела давал распоряжения он и тут же выкладывал фото в сеть. Около зилантов Минниханов останавливаться не стал, сделал лишь одно фото зиланта-мамы.

Под ней же он сел передохнуть на лавочке, беседуя с Метшиным и Намдаковым. Мужчины вновь много шутили, а Минниханов по-хозяйски раздавал указания, донеслось: «Это надо будет демонтировать». Как выяснилось позже, президент РТ дал команду поменять фонари и скамейки. «Сейчас они уже не соответствуют, — рассказал позже корреспонденту „БИЗНЕС Оnline“ Намдаков. — Я обещал нарисовать эскиз, а местные мастера будут делать. Чтобы это было в едином стиле, единым ансамблем. Люди, у которых воспитанный глаз, видят диссонанс».

В конце осмотра экспозиции навстречу президенту попалась группа туристов из Екатеринбурга. Они хором принялись хвалить Казань: «Город очень красивый, спасибо большое, мы приехали за тысячу километров отсюда». Минниханов, будучи в крайне хорошем расположении духа, легко отозвался на просьбу сделать совместное фото. Фотографировать на этот раз было поручено Метшину. «Это самый дорогой фотограф», — улыбнулся Минниханов.

«Вот нам повезло! Красота! Впечатляет. Необычные. Мы такого еще нигде не видели», — еще долго делились своими впечатениями гости из Екатеринбурга.

После отъезда президента Метшин с Намдаков еще долго и неспешно прогуливались вокруг «Чаши», беседовали и фотографировались.

. Даши Намдаков: «Искусство должно будоражить»

«ПОСЛЕ «ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ» БЫЛО СТРАШНО БРАТЬСЯ ЗА НОВЫЙ ПРОЕКТ»

В процессе осмотра скульптур Даши Намдаков ответил и на несколько вопросов корреспондента «БИЗНЕС Online».

— Даши, в Татарстане традиционно неоднозначное отношение к вашим творениям: «Хранительнице», скульптурам «Он и Она». Как вы к этому относитесь?

— Я, конечно, сильно переживал. Тем более для художника это очень... Но прошло время, время лечит все. И я понимаю, что были какие-то нюансы, понимаю, что некоторые претензии были оправданными. Но сейчас мы поставили эти скульптуры, построили дворец. Я профессионально доволен. Я думаю, что это станет со временем и даже уже стало неотъемлемой частью города. Здесь всегда ходит огромное количество людей.

А искусство должно будоражить, оно не должно быть безликим. Если что-то было бы безликое, люди просто проходили бы мимо и не хвалили бы, не возмущались бы. А когда искусство сильное, бывает и реакция. А реакция всегда бывает, не бывает так, чтобы всем нравилось. Со временем это все устаканится. Мы же знаем множество скульптур, мимо которых проходишь каждый день и даже головы не поднимаешь. А на эти вещи есть реакция. Реакция разная, а на серьезные вещи никогда не бывает однозначной реакции.

— После шумихи с «Хранительницей» не страшно было браться за новый проект в нашей республике?

— Конечно, страшно. Это довлело. И я думаю, если бы того опыта не было, эти работы были бы немножко другими.

— Какими?

— Не знаю. Вот в какую сторону — не понятно, но, наверное, были бы немножко другими. Сейчас у меня гармония в душе, я очень доволен. Я понимаю, что профессионально, эстетически и этически я сделал все правильно. Надеюсь, что приживется в городе. Хотим мы этого или не хотим, они простоят очень долго, и это будет неотъемлемой частью Казани.

— Вы назвали их своими детьми сегодня на церемонии.

— Ну да, это же реально мои дети. Это мой продукт. Я их родил, поэтому у меня отношение к ним как к своим детям. Поэтому мне бывает очень грустно, когда их ругают. То же самое было с «Хранительницей», когда ее ругали. Я переживал за нее как за своего ребенка. Не столько за себя, сколько за нее. Когда мы выставляли ее в Лондоне — масса людей ходила вокруг, и каждый гость Лондона ее видел. У меня душа радовалась, что у нее есть жизнь, что у нее уже есть большая история. Я буду очень рад, если ее когда-нибудь установят в Татарстане, для чего она и была сделана.

— Финансово во сколько вылился проект «Он и Она»?

— Вы знаете, у меня дырка в голове с этими цифрами. Я занимаюсь творчеством.

— В планах есть новые проекты, связанные с Казанью?

— Пока нет. Я очень доволен, что это реализовали. Этого достаточно.

— А какова судьба «Хранительницы»?

— Пока никто не знает. Но она готова, она в Татарстане. Я думаю, что если найдем ей подходящее место, можно будет поставить...