Тимур Кадыров Тимур Кадыров заверил, что энергосберегающие стандарты постепенно будут внедряться. Например, сертификацию по стандартам энергоэффективности должен будет пройти стадион «Казань Арена» и строящийся комплекс «Казань Экспо»

БЮРО ТРАНСПОРТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОТ ТИМУРА КАДЫРОВА

Внедрению стандартов экологического проектирования и строительства был посвящен прошедший в выходные в Казани семинар «Зеленая архитектура: инновации и устойчивое городское развитие». Инициатором его проведения стала главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, однако сама она присутствовать не смогла, из-за участия в съезде архитекторов, проходившем в эти дни в Москве, мероприятие провел ее заместитель Тимур Кадыров. Среди докладчиков были историк архитектуры из Москвы Анна Броновицкая, ее казанская коллега и аудитор DGNB Анна Новикова, а также гендирекор компании «КамаСтройИнвест» Делюс Сиразетдинов.

Кадыров отметил, что семинар — третье мероприятие из цикла встреч, посвященных зеленому строительству. Их цель — реализация этой идеи на конкретных проектах в Татарстане. Помощник главного архитектора презентовал собравшимся тему «Модель устойчивого развития как принцип формирования умного города. Он заметил, что умные города — тема сегодня очень обсуждаемая, однако часто она фокусируется лишь на развитии информационно-коммуникационных технологий и датчиков, а это не совсем верно: «Умный город — это прежде всего умные горожане, умные жители, их умные практики в этом городе. Нужно воспитывать горожан, а делать это можно через изменение среды. Очень важно уделять внимание физической и экологической безопасности, — подвел собравшихся к теме семинара Кадыров. — Важный момент — передвижение. Развитие транспорта — неотъемлемая часть развития города. И управлением архитектуры под моим руководством сейчас ведется процесс создания бюро транспортного планирования, которое бы занималось вопросами внедрения новых видов транспорта, прогнозирования транспортных потоков». О транспортном бюро попросили рассказать подробнее. Кадыров заявил, что сегодня в городе отсутствует орган, стратегически планирующий транспортное развитие: «У нас есть комитет по транспорту, но он, к сожалению, работает по принципу „есть проблема — давайте ее решать“. Частично эту функцию выполняет управление архитектуры и градостроительства, но нет консолидированности между тем же комитетом, минтрансом и так далее. Организация комплексного подхода, видения на будущее — для этого и создается новый отдел».

В продолжение выступления он напомнил, что в Казани будет свой умный город — «Смарт Сити». Да, сегодня проект тормозится, но «это одна из ступеней того, чтобы казанская агломерация выстроила идею развития по сценарию умного города. Далее Кадыров рассказал о главных составляющих такого подхода — трех Э: экологичность, эффективность и эстетика. Под экологичностью понимается внимание к эколого-природному каркасу города, под энергоэффективностью — раздельный сбор мусора, снижение энергозатрат в зданиях и сооружениях. Рассказать об эстетической составляющей Кадыров предложил Броновицкой.

Анна Броновицкая и Анна Новикова Анна Броновицкая и Анна Новикова

«ЗЕЛЕНАЯ АРХИТЕКТУРА — ЭТО НЕ РОЗОЧКА НА ТОРТЕ»

«Зеленая архитектура — это не розочка на торте и не дело далекого будущего, а острейшая необходимость, — обратилась к собравшимся Броновицкая. — Еще в 80-е годы человечество достигло того рубежа, когда стало ясно, что мы потребляем больше зеленых ресурсов, чем можем себе позволить». Она заверила, что во многих странах зеленые стандарты прочно вошли в практику и стали необходимым условием строительства. Эксперт отметила, что экологи связывают со зданиями до 60% вреда, который человечество приносит окружающей среде. Еще одна большая проблема — то, что происходит со зданиями после сноса: по-настоящему зеленая архитектура предполагает либо возможность вторичного использования материалов, либо их безобидной переработки после того, как здание завершит свой жизненный цикл.

Примером новых технологий Броновицкая назвала лондонское здание «Кристалл», строительство которого инициировала компания Siemens, как известно, выпускающая бытовую технику. «Те, кто объективно способствуют увеличению потребления энергии, показывают себя как ответственные предприниматели и рассказывают о том, каким образом можно снизить энергопотребление и ущерб природе», — обратила внимание эксперт. На неискушенный взгляд может показаться, что форма здания рассчитана только на внешний эффект, но на самом деле она определена желанием внедрить как можно больше энергосберегающих технологий. Изгиб кровли рассчитан на то, чтобы установленные на крыше солнечные батареи эффективно ловили солнечный свет в не самой солнечной стране. Там же расположен бассейн для сбора дождевой воды, которая используется и в системе охлаждения здания. Рядом разбит парк, для орошения которого используется очищенная вода, которая потребляется внутри комплекса.

«В последнее время в ландшафтном дизайне максимально используется естестенная флора, — рассказала Броновицкая. — Но это ни в коем случае не самосев, а подобранные растения, которые требуют минимального ухода и при этом дают значительный декоративный эффект». Красота извлекается из сдержанных цветов, не очень яркой расцветки. При этом на одном участке соединяется много разных видов растений, что способствуют как устойчивости (одни погибнут, а другие — приживутся), так и жизни разнообразных насекомых и птиц.

«КОГДА КВАДРАТНЫЙ МЕТР СТОИТ 400 - 800 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ, МЫ ПОНИМАЕМ, ЧТО ЕСТЬ МНОГО СЛОЖНОСТЕЙ»

Говоря о ревитализации постиндустриальных пространств, Броновицкая привела в пример парк «Дора» в Турине, созданный вокруг старой промзоны в новом жилом районе. «Во всех городах промышленно развитых стран остаются ненужные промзоны. Их опасно сразу же застраивать, потому что, даже если вывезти значительное количество почвы, остается риск сохранения вредных веществ, — рассказала она. — По науке требуется до 20 лет, когда растения и естественное воздействие сил природы очищают эту территорию». В Турине же решили использовать остатки сооружений как архитектуру крупного общественного парка. Там сохранились высокие — до 30 м — металлические опоры старого цеха, бетонные «быки», градирни. Рядом построили дома, в которые в довольно короткие сроки заселились люди, привлеченные наличием рядом парка. Сейчас там проходит большое количество городских мероприятий, устраиваются пикники. «Такой подход помогает решить проблему со свалками, с гигантским массивом этой ткани зданий и сооружений, которые больше не используются», — подчеркнула Броновицкая.

Еще одним примером зеленого строительства стал миланский жилой комплекс «Вертикальный лес». Это симбиоз жилого многоэтажного здания и зеленых насаждений: все этажи выполнены из бетонных конструкций, а наружные поверхности украшены обширными горшками-тумбами, в каждом из которых найдет свой дом то или иное растение. Соответственно, здание будет менять свой внешний вид в зависимости от времени года и улучшать экологию города и соседних домов. Пока зрители восхищенно смотрели на слайды и представляли райскую жизнь обитателей миланских квартир, Кадыров поспешил опустить их на землю: «Для интереса я посмотрел, сколько стоит квадратный метр жилья в этом комплексе. И конечно, когда квадратный метр стоит от 400 до 800 тысяч рублей, мы понимаем, что есть много сложностей. Их нужно преодолевать, но идеологически мы движемся в верном направлении».

Делюс Сиразетдинов Делюс Сиразетдинов: «Если бы мы смотрели по затратам, экономисты бы пришли и сказали: «Это 23 года будет окупаться»

СОЛНЕЧНЫЕ БАТАРЕИ ОТ «КАМАСТРОЙИНВЕСТА»

Далее Кадыров передал слово гендиректору «Камастройинвеста» Делюсу Сиразетдинову. Застройщик, специализирующийся в том числе и на элитном жилье, вызвался рассказать о том, как могут окупиться затраты на энергоэффективные технологии. Оказалось, что очень просто — за счет маркетинговой составляющей. «Сейчас на рынке жилой недвижимости достаточно серьезная конкуренция, — констатировал Сиразетдинов. — А внедрение энергоэффективных технологий способствует повышению конкурентоспособности и, как следствие, увеличению спроса. При строительстве жилых домов мы учитываем автоматический съем показаний счетчиков — людям не нужно звонить в диспетчерскую и говорить, сколько у них насчитано тепла. Также мы поддались такому модному тренду, как раздельный сбор мусора». Он предложил обратить внимание на слайд с проектируемым ЖК «Красное Яблоко»: «Это абсолютно стандартный дом по доступной цене. И здесь мы хотим внедрить солнечные панели. В дневное время, когда будет происходить выработка электроэнергии, она будет распределяться по квартирам. А ночью, как обычно, — из сетей. По расчетам, электроэнергии будет хватать на затраты, идущие на освещение мест общественного пользования. В Казани это будет прорыв, и если мы это реализуем, это будет первый масштабный объект, которым будут пользоваться 180 семей». Кадыров предупредил, что похожие планы есть у компании «Юит». «Как бы они вас не опередили», — шутливо предостерег он Сиразетдинова. Как расскахал «БИЗНЕС Online» Кадыров, финский концерн — еще одна компания, которая внедряет в Казани принципы энергоэффективного строительства: «В этом году они хотят стандартизировать одно из зданий ЖК „Современник“. Они внедряют очень много технологичных вещей. Это хороший аргумент против сторонников идеи о том, что „у нас нельзя применять европейское“. Как видим, можно».

Слушателей интересовало, насколько экономически оправданны подобные внедрения, и глава «Камастройинвеста» вынужден был признать, что экономики в них нет: «Если бы мы смотрели по затратам, экономисты бы пришли и сказали: „Это 23 года будет окупаться“. Но у нас есть бюджет маркетинговый. Давайте ограничим затраты, будем меньше печатать брошюр». «Это необычное жилье, это жилье для людей, которые предъявляют к нему какие-то требования, — продолжил тему в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ Кадыров. — Это жилье более высокого класса. И, как сами юитовцы признавались, часто это люди, которые ведут образ жизни, подверженный трендам. Чем моя квартира круче твоей? Тем, что у меня есть такая вещь, а не просто метраж побольше».

Кадыров заверил, что энергосберегающие стандарты постепенно будут внедряться и на уровне городских объектов. Например, сертификацию по стандартам энергоэффективности к Кубку Конфедераций 2017 года должен будет пройти стадион «Казань Арена», и, вероятнее всего, строящийся комплекс «Казань Экспо».