США необходимо как можно скорее слезть с "долговой иглы", поскольку иначе их вынудят это сделать мировые рынки. С таким предостережением выступили на страницах журнала Foreign Affairs, издаваемого Советом по международным отношениям США, президент СМО Ричард Хаас и бывший заместитель министра финансов США Роджер Алтман. Их статья "Американская расточительность и американская мощь" сразу вызвала широкий общественный резонанс, отмечает ИТАР-ТАСС.
На цифрах и фактах специалисты доказывают, что нынешние темпы наращивания долгов в США "исторически беспрецедентны и в конечном счете непосильны" для страны. В 2000 г долг федерального правительства страны составлял около 3,5 трлн долл /примерно 35 проц ВВП/, а сейчас оценивается в 9 трлн долл /62 проц ВВП/. По прогнозам Бюджетного бюро Конгресса США, к 2020 г он может достичь 90 проц ВВП. МВФ не исключает более крутого роста - до 100 проц ВВП уже к 2015 г.
Однако, и это еще не все. Как пишут авторы, "реальная перспектива по дефицитам и долгам еще гораздо хуже". В частности, федеральные власти США гарантируют долги ряда компаний и организаций, включая "фактически обанкротившиеся агентства ипотечного финансирования Fannie Mae и Freddie Mac, еще на 8 трлн долл. Долги властей в штатах и на местах оцениваются примерно в 3 трлн долл, непокрытые обязательства пенсионных систем в штатах и муниципалитетах - еще в 1 трлн долл. "И опять же Вашингтон косвенно стоит за всем этим или почти за всем", - указывают Алтман и Хаас.
Финансово-бюджетные перспективы Америки они называют "катастрофическими", а после 2020 г - "попросту апокалиптическими". Тому есть две причины: быстрое старение американского общества и сопутствующий рост расходов на медицинское обслуживание и "экспоненциальный рост затрат на обслуживание федеральных долгов". Проценты по ним могут "вытеснить целые категории федеральных расходов", - предупреждают специалисты, поясняя, что, "например, бюджеты на научные исследования, образование и инфраструктуру неизбежно будут сокращаться".
США ведут две войны - в Ираке и Афганистане, - и о сокращении численности вооруженных сил, изнуренных регулярными ротациями в зоны боевых действий, речи не идет. Но военные расходы, достигающие с учетом стоимости обоих конфликтов 700 млрд долл в год, "будут урезаться", поскольку это "будет диктоваться политикой", - утверждают авторы. Соответственно, на их взгляд, "в обозримой перспективе маловероятно повторение" зарубежных военных операций США, "сравнимых по масштабам с Ираком или Афганистаном" /хотя "конфликт с Ираном возможен из-за его ядерных амбиций"/.
По убеждению Алтмана и Хааса, "бюджетный нажим" не сможет не отразиться и на американских программах помощи другим странам, оцениваемых в 30 млрд долл, и на бюджетах госдепартамента /15 млрд долл/, разведки США /в публикации названа цифра "более 40 млрд долл" в год, однако, по недавно рассекреченным данным, реальная сумма за 2010 г - свыше 53 млрд долл, а с учетом военной разведки - более 80 млрд долл - прим. ИТАР-ТАСС/ и министерства национальной безопасности США /около 50 млрд долл)/.
Все это, по признанию специалистов, чревато "ослаблением глобального влияния" США, включая их роль в международных организациях. Более того, "уменьшается привлекательность американской модели рыночного капитализма", служившей "мощным инструментом американского влияния, особенно во время "холодной войны", - признают они. На их взгляд, в результате "ускоряется формирование неполярного мира", подъем таких быстро растущих держав, как "Китай, Бразилия, Индия и другие".
Пекин помимо всего прочего - это сейчас и "крупнейший кредитор США", - напоминают Алтман и Хаас, отмечая "заведомую нестабильность" ситуации, при которой Америка с ее самой большой в мире экономикой одновременно является и самым большим должником. Примерно половина долговых облигаций Минфина США сейчас принадлежит иностранцам, в т.ч. примерно 22 проц - Китаю. В нормальных условиях Пекин заинтересован в экономическом успехе США, но что если условия перестанут быть нормальными? - спрашивают авторы, добавляя, что "даже просто объявление о сокращении Китаем своих долларовых активов создало бы колоссальный нажим на доллар и/или процентные ставки в США".
Вывод из всех этих рассуждений достаточно ясен: Америке нужно незамедлительно сокращать расходы казны и повышать налоги. Но в условиях массовой безработицы и других последствий тяжелого финансово- экономического кризиса, а также жесткой межпартийной конфронтации во внутренней политике США сделать такие шаги "чрезвычайно трудно", - пишут Алтман и Хаас.
Другое дело, что, следуя их логике, выбора у Вашингтона по существу нет. "Если лидеры США не примут мер для прекращения этой долговой зависимости, - поясняют авторы, используя тот же термин, которым обычно описывается наркозависимость, - то глобальные рынки капитала сделают это за них и форсируют резкую и карательную корректировку финансово-бюджетной политики" США.
Истоки нынешних проблем Америки специалисты возводят к серии шагов администрации Джорджа Буша-младшего. Это прежде всего снижение налогов в 2001 и 2003 гг, а также расширение программы медицинской помощи престарелым Medicare и развязывание войн в Афганистане и Ираке.
Правда, стоимость обоих этих конфликтов для США не идет ни в какое сравнение ни с размерами госдолга и составляет лишь 10-15 проц годового бюджетного дефицита страны, указывают Алтман и Хаас. Поэтому общий их вывод сводится к тому, что "не безрассудные американские действия в мире подрывают американскую платежеспособность, а американская расточительность у себя дома угрожает влиянию и безопасности Америки".
Согласно Интернет-сайту Foreign Affairs, эта статья - одна из самых читаемых публикаций в последнем номере журнала, целиком посвященном теме "Мир будущего". Она вызвала ряд откликов в других СМИ США и оживленные обсуждения в политологических "мозговых центрах" в Вашингтоне.
(ПРАЙМ-ТАСС, 09.11.10)
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.