Широкий резонанс вызвал накануне арест 64-летнего Махмуда Велитова — имама мечети «Ярдям» на северо-востоке Москвы, которая входит в знаменитый храмовый комплекс татарского бизнесмена Рашида Баязитова с неофициальным названием «Новый Иерусалим». На суде побывала корреспондент «БИЗНЕС Online».
В Москве был экстренно задержан и по решению Бутырского суда Москвы взят под домашний арест 64-летний шейх Махмуд Велитов – имам мечети «Ярдям»
«Я ТАК ПОНЯЛ, ЧТО МОЯ ВИНА В ТОМ, ЧТО В ОДНОМ ИЗ ЧЕТЫРЕХ РОЛИКОВ Я СТАЛ ПОСОБНИКОМ ТЕРРОРИСТОВ»
В Москве накануне по решению Бутырского суда Москвы взят под домашний арест до 27 августа 64-летний шейх Махмуд Велитов — имам мечети «Ярдям», которая находится в составе духовно-просветительского комплекса в районе Отрадное. Новость о задержании Велитова накануне облетела федеральные СМИ. Перед началом заседания адвокат имама Дагир Хасавов сообщил «БИЗНЕС Online», что его клиенту предъявили обвинение по ч. 1 ст. 205.2 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма»). Имаму грозит до пяти лет лишения свободы. Дома и в мечети, где служил Велитов, провели обыски, изъята исламская религиозная литература.
Когда журналистов пустили в зал заседания, Велитов уже находился на своем месте — в стеклянной камере. Имам, одетый в светлый костюм, сидел на лавке со скрещенными на груди руками и выглядел несколько растерянным, такого интереса к своей персоне со стороны заполонившей зал прессы, вероятно, не ожидал. Пришедшие на суд жена и дочь, увидев его, расплакались.
Следователь по фамилии Ратников зачитал фабулу обвинения. По его словам, Велитов 23 сентября 2013 года в мечети «Ярдям» в интервью каналу «Аль Ислами», а также в ходе проповеди в мечети произнес речь, в которой содержится «совокупность психологических и лингвистических признаков оправдания» Абдуллы Гаппаева — участника террористической деятельности «Хизб ут-Тахрир» (запрещена в России). По данным СМИ, как раз в сентябре 2013 года его убили в Дагестане 25 выстрелами, когда он возвращался домой. Какие именно «оправдывающие» слова содержало интервью и проповедь, озвучено не было. Далее следователь попросил поместить имама под домашний арест, упомянув, что при задержании тот частично признал свою вину.
— Ваше отношение к заявленному следователем ходатайству? Он просит избрать вам меру пресечения в виде домашнего ареста. Как вы к этому относитесь? — поинтересовалась судья Светлана Ненашева у Велитова.
— Оптимально, — отреагировал замешкавшийся имам.
— Я думаю, полученный ответ показывает, насколько скромный человек. Он даже не претендует на что-то большее. Все, что говорят органы, для него это и есть закон, — попытался сгладить неловкий ответ своего подзащитного Хасавов.
По версии обвинения, Велитов в ходе проповеди произнес речь, оправдывающую действия террориста
А далее он перешел в атаку, упирая на то, что следователи не имеют никаких доказательств кроме частичных признательных показаний Велитова. Но это, по его словам, имеет свое объяснение: «Мы, как все бывшие советские люди, всегда считаем себя виноватыми во всем: что живем в этой стране — виноваты, что верим — виноваты, что богобоязненны — виноваты!.. — с жаром упирал защитник. — В исламе нет ничего, что нарушает закон. Это телевидение нам внушает, что ислам, терроризм и т. д. Это работает против мусульман, против таких уважаемых лидеров. Мне неловко, что мы сидим здесь, а он — там».
Хасавов категорически был не согласен с обвинениями своего подзащитного, списывая это на неопытность следственных органов. «Если его понимание ислама как-то по-другому толкуется светским законом, то это не значит, что он так и сказал. Следствие пытается сказать, что раз террорист приходил в мечеть и молился, то и Велитов — террорист, во всяком случае, пособник», — искренне возмущался он и продолжал нагнетать. — Это как раз то, от чего гудит все общество, — такой «пакет Яровой». Вы решили испробовать его на нашем мусульманском лидере? Так не пойдет! Нельзя так! Так не должно быть!»
В заключении своей пламенной речи Хасавов просил суд не удовлетворять ходатайство следствия, а уже если такое случится, то просил позволить Велитову хотя бы по пятницам ходить в мечеть, а в выходные ездить на дачу.
К возмущению адвоката судья приняла решение отправить имама под арест до 27 августа
«Я так понял, что моя вина в том, что в одном из четырех роликов я стал пособником террористов... — задумчиво произнес Велитов. — Дай Аллах, чтобы восторжествовала правда, истина».
В итоге, к возмущению адвоката, судья приняла решение отправить имама под арест до 27 августа. Сам Велитов, казалось, воспринял решение оптимистично — во всяком случае, он без конвоя возвращался домой.
— Мне надо сосредоточиться, прийти в себя, а потом уже я выскажусь через некоторое время, — растерявшись, сказал он прессе.
— Он не считает себя виновным и с предъявленным обвинением не согласен, — вступился за него Хасавов. — Мы будем это доказывать. Это позор нашей системе правовой и судебной, что такие люди в таких местах оказываются. Это недостойно нашей правовой системы, я считаю. Он не виновен ни в чем. Он один из порядочных людей в России, вообще в духовенстве. Он очень авторитетный человек. За ним миллионы людей!
Пришедшие на суд жена и дочь имама, увидев его, расплакались
— Как прихожане отреагируют? — последовал вопрос от журналистов.
— Надо встретиться и определиться. Сейчас я должен в себя прийти, а потом скажу. В мечеть приходите, — с неуверенной улыбкой приглашал Велитов.
— Они-то придут, а вас не пускают туда, — вовремя поправил его Хасавов, вернув к действительности.
— А, да… — огорчился имам. — Тогда после всех следственных мероприятий потом встретимся.
Тут же его окружили и родственники, и знакомые.
— Становлюсь известным через некоторые неудобства, — как бы оправдываясь, говорил Велитов, пожимая руку кому-то из своих знакомых, пришедших поддержать имама.
— Ну прощаюсь с вами, — Велитов с улыбкой пожал руку следователю. — Пусть будет объективное следствие, — по лицу Ратникова скользнула несколько виноватая улыбка.
Уходил Велитов домой в окружении самых близких родственников без конвоя и наручников.
Уходил Велитов домой в окружении самых близких родственников без конвоя и наручников
ВОТ ОНИ, ПЕРВЫЕ ЯГОДКИ «ПАКЕТА ЯРОВОЙ-ОЗЕРОВА»!»
По словам адвоката, больше всего защита удивлена появлением обвинений спустя столь долгий срок. «Вот проходит три года, в этом году неожиданно в апреле проводится экспертиза. Нам пока непонятно, как она проводилась, кто выступал экспертом. Много вопросов юридического характера. Мы имеем право участвовать в выборе учреждения экспертов, делать отводы экспертов, участвовать в формировании вопросов. Многое зависит, какой ответ получишь, от того, какой вопрос поставишь», — говорит Хасавов.
При этом, комментируя дело, он попытался привязать его к скандальному пакету законов Яровой-Озерова. «Шейха Махмуда обвиняют в том, что он якобы поддержал высказывания Гаппаева — сейчас же у нас принят антитеррористический «пакет Яровой-Озерова», где говорится о том, что необязательно участвовать в экстремистской или террористической организации, достаточно оказания содействия или поддержки, — считает Хасавов. — Но поддержка имеет широкое толкование, вот они первые ягодки этого закона. Но эта норма не может быть применена — закон не имеет обратной силы, потому что дело было в 2013 году. Лично у Махмуда Велитова никаких проблем с законом не было и не могло быть, у прихожан были. Он защищал права мусульман, исламские ценности, публично высказывался, но до сих пор в его словах не находили ничего экстремистского и ничего, связанного с пособничеством».
Отметим, впрочем, что ст. 205.2 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма») существовала задолго до принятия антитеррористических поправок.
ИМАМ «НОВОГО ИЕРУСАЛИМА» РАШИДА БАЯЗИТОВА
Велитов родился в религиозной семье выходцев из мишарского села Зимницы Старокулаткинского района Ульяновской области, сообщает сайт islamrf.ru. Первичное религиозное образование он получил в семье, а позже у Ахметзяна Мустафина, многолетнего имам-хатыба Московской соборной мечети. После обучения в медресе «Мир-и-Араб» в Бухаре Велитов отслужил в армии и окончил в 1979 году Ташкентский исламский институт.
В 1980 - 1986 годах он был имамом в Новосибирске, после чего вернулся в Москву, где служил в Соборной мечети. В 1988 году стал одним из лидеров религиозной организации мусульман «Байт-Аллах», целью которой был возврат мусульманам здания Исторической мечети. В 1991 - 1999 года Велитов работал имамом старейшей в столице Исторической мечети Москвы, с 1993 года – председатель ДУМ «Ассоциация мечетей». При Велитове за Исторической мечетью закрепилась репутация «самой демократической мечети Москвы». В 1999 году Велитов был из нее удален, как говорят, не без некоего скандала. Женат, воспитывает 6 детей и 8 внуков.
Официально мечеть «Ярдям», возглавляемая Велитовым, входит в юрисдикцию ЦРО «ДУМ Сибири (Омский муфтият)», который возглавляет Зулькарнай Шакирзянов. Само духовное управление относится к ЦДУМ России под руководством Талгата Таджуддина, но фактически находится в подчинении у фонда развития татарского духовного наследия «Хиляль» известного бизнесмена Ряшида Баязитова.
По информации экспертов «БИЗНЕС Online», мечеть в Отрадном держится обособленно, имамы мечети не особо общаются с имамами из других мечетей. Связано это с тем, что мечеть материально не зависит ни от каких-либо структур, ни от государства — ее полностью содержит Баязитов. Собственно, именно он выступил создателем комплекса, куда помимо мечети входит еще и учебно-административный корпус, татарский культурно-просветительский центр, дом ритуальных мусульманских услуг, магазин и кафе. По данным сайта «Парки Москвы», Баязитов — владелец крупной строительной компании. Живет в Москве, но строит по всей России, в основном детские сады и школы. По своей личной инициативе помогает восстанавливать мечети и православные храмы.
Храмовый комплекс Баязитова, открытый и построенный в 1997 году, местные жители называют Малым Иерусалимом или Новым Иерусалимом. Комплекс объединяет в себе также православную часовню, мечеть и синагогу. В частности, на двух противоположных берегах реки Лихоборка расположились татарская мечеть «Ярдям» («Помощь»), азербайджанская мечеть «Инам», православный храм святого Николая Мирликийского и часовня святого великомученика Пантелеимона-целителя, синагога «Даркей Шалом» («Пути мира»). Также здесь предполагается постройка буддийского храма со ступпой, но, по некоторым данным, местные жители района Отрадное выступили категорически против строительства буддистского храма. При этом суннитская мечеть «Ярдэм» и шиитская мечеть «Инам» находятся под одной крышей.
В совете муфтиев России отказались дать комментарий по поводу ареста Велитова, сославшись на то, что руководителя пресс-службы совета муфтиев России Гульнур Газиевой нет на месте. Отказались комментировать ситуацию и в самой мечети: «Вся информация на сайте, других подробностей пока нет», — сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» там. Дозвониться до муфтия Москвы и Центрального региона Альбира Крганова не удалось.
Отказались прокомментировать ситуацию и другие религиозные деятели в Москве, сославшись на то, что мечеть «Ярдям» была закрытой и ее представители ни с кем из других мечетей или муфтиятов не общались.
Уголовное дело в отношении Гаппаева и Велитова — не единственный случай проявления интереса следователей к мечети «Ярдям». По сообщению информагентства «Интерфакс», в ноябре 2013 года правоохранительные органы задержали мужчину, который выступил с проповедью антироссийского содержания перед многочисленными верующими у входа в мечеть. Им оказался уроженец Узбекистана Сирдорбек Ситдиков, член террористической организации «Хизб ут-Тахрир». В конце 2011 года правоохранители зафиксировали факт распространения у мечети в Отрадном экстремистских листовок и возбудили уголовное дело. Авторство листовок принадлежало членам «Хизб ут-Тахрир». Последний провокационный случай у мечети произошел буквально в марте 2016 года, когда один из посетителей «Ярдяма» якобы начал проповедь, в которой русские обвинялись в убийстве мусульман.
«Становлюсь известным через некоторые неудобства», — как бы оправдываясь, говорил Велитов
«ДЛЯ ПРОПОВЕДНИКОВ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ОФИЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС, «ПАКЕТ ЯРОВОЙ» НЕ ИМЕЕТ ОГРАНИЧЕНИЙ»
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», указывают на то, что обвинения в пособничестве террористам в отношении имамов выдвигаются крайне редко.
Азат Ахунов — доцент кафедры регионоведения и исламоведения Института востоковедения и международных отношений КФУ:
— Судя по биографии, имам получил классическое религиозное образование, в советское время учился в Бухаре, Ташкенте. В этом отношении это выглядит очень странно, потому что «советские» имамы очень редко увлекались экстремистскими течениями или новыми направлениями. Речь здесь, как я понимаю, идет о некой симпатии к запрещенной в России организации «Хизб ут-Тахрир». Многого не надо, человек, который симпатизирует ей или вступает в защиту, может превратиться в обвиняемого. Я не знаю, призывал он — не призывал, но закон сейчас в самом широком смысле трактует призыв к экстремизму.
Я не думаю, что это как-то связано с антитеррористическим «пакетом Яровой» — законы и до этого позволяли судить за экстремистскую деятельность. Вариантов и раньше было множество в законодательстве, после принятия «пакета Яровой» ситуация может лишь осложниться.
Привлечение по 205 статье УК РФ религиозных деятелей в Татарстане происходит очень редко. Начнем с того, что все мечети в республике входят в состав ДУМ, у них есть устав. Последний случай был с имамом мечети «Аль-Ихлас» Рустамом Сафиным (в 2013 году его признали виновным в участии и организации деятельности международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» по ст. 282.2 УК РФ — прим. ред.).
Список запрещенной литературы огромен, при желании ее можно найти у любого человека — мусульманина, религиозного деятеля. Здесь закон трактуется так, что литературу можно держать, использовать в личных целях, но нельзя пропагандировать, использовать в проповедях.
Рафик Мухаметшин — заместитель муфтия Татарстана, ректор Российского исламского института:
— Сейчас в Центральной России официальное духовенство работает аккуратно, в рамках законодательства, и такие обвинения встречаются не так часто. С имамами работает духовное управление, и сами они понимают, что они не просто люди с улицы, а несут определенную ответственность. Насколько я помню, он [Махмуд Велитов] работал в Исторической мечети Москвы и давно в религиозной сфере.
Если «пакет Яровой» был принят Госдумой в этом году, то здесь речь идет о деле 2013 года. В данном случае для проповедников, которые имеют официальный статус, «пакет Яровой» не имеет ограничений. Я не думаю, что закон Яровой имеет прямое отношение к этому делу, вероятно, расследование долго тянулось и только сегодня вылилось в публичное пространство.
Человек, который профессионально занимается правоведческой деятельностью, должен знать, что он критикует. За что мы будем ругать ваххабитов, если мы не видели их книг? Вопрос возникнет, если в библиотеке обнаружат такую литературу в двух и более экземплярах.
Вениамин Чубаренко — адвокат:
— Самый известный последний случай — это задержание и, насколько мне известно, осуждение имама в Дагестане, который на похоронах произнес проповедь, где правоохранительные органы усмотрели экстремистские призывы. По гражданам, по недуховным лицам это достаточно распространено, потому что вы понимаете, в каком времени мы сейчас живем. Каждое неосторожное слово, если оно трактуется в рамках, предусмотренных законом, является противоправным деянием, за которое предусмотрена уголовная ответственность, в том числе за призывы к экстремизму или поддержку терроризма.
Прогнозировать эту ситуацию очень сложно, все будет зависеть от того, как квалифицированно следственные органы докажут, что это деяние преступно. Здесь необходимо провести специальную экспертизу лингвистическую и другие судебные экспертизы, которые бы четко определили, являются ли эти призывы призывами именно к экстремистской и террористической деятельности. Потом, нельзя забывать, что это духовное лицо, и надо смотреть, как сама эта проповедь строилась, если это было в проповеди. То есть не выдергивать отдельные слова из контекста, а смотреть полностью весь текст его выступления, за которое его хотят привлечь. Я думаю, что здесь может быть и место перегибов со стороны правоохранительных органов, потому что наверняка проповедь шла не на русском языке — Коран читается по-арабски. Все может быть, надо еще скрупулезно смотреть и не забывать, что это духовное лицо и он является лидером части населения, которая исповедует ислам. То есть очень надо быть осторожным.
Была ли здесь провокация? Я не думаю, наши официальные органы не пойдут на это против духовного лидера. Это ведь вызывает всегда определенный негатив у населения, у общества, у верующих.
Связь с каким-то исламским активистом — это как врач: мы же врачу не можем вменять, что к нему приходил кто-то на лечение, и он потом оказался преступником или был преступником. Так и здесь — к духовному лицу приходят люди общаться и так далее. На них же не написано, что они террористы, экстремисты и так далее. Я не думаю, что здесь что-то было сделано специально со стороны имама московской мечети.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.