Слухи о массовой облаве на мотоциклистов прокатились сегодня по Казани после резонансного ДТП, унесшего этой ночью жизни двух молодых людей. Байкеры видят в этом «железную» руку Рифката Минниханова с его знаменитым афоризмом «Хочешь убить ребенка — подари ему скутер». Между тем сам главный автоинспектор считает, что не так страшны мотоциклисты, как пешеходы без светоотражающих элементов.
Рифкат Минниханов: «Я не понял, за день их так задушили, что они жалуются?»
БАЙКЕРЫ ПОЧУЯЛИ ОБЛАВУ
История противостояния республиканского ГИБДД и мотоциклистов, кажется, развивается по тому же сценарию, что и с велосипедистами. Напомним, после резонансного ДТП 12 апреля в Набережных Челнах, в котором погиб 57-летний велосипедист, 37 из 1,5 тысяч участников пробега «Велолето-2016» были привлечены к административной ответственности за нарушения ПДД. В итоге ведомство Рифката Минниханова в официальном сообщении рекомендовало организаторам велопробега проводить подобные акции «в специально оборудованных или, по крайней мере, отгороженных от автомобильного движения местах: в парках, скверах, на стадионах и подобных территориях», поставив мероприятие следующего года под угрозу. На этот раз отправной точкой для подозрений по поводу массовых облав стало резонансное ДТП на ул. Глушко, которое произошло накануне ночью. При столкновении на большой скорости с автомобилем LADA Kalina погибли мотоциклист и его пассажирка. Вслед за этим в соцсетях появились сообщения о массовых случаях проверок мотоциклистов.
Молодой человек, создавший в соцсетях группу взаимопомощи мотоциклистов, в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» назвался Ильмаром. Он рассказал, что после ДТП на ул. Глушко в Казани начали массово отлавливать мотоциклы и ставить их на штрафстоянки. «Как мне кажется, сотрудники ГИБДД начали превышать свои полномочия, — рассуждает Ильмар. — Якобы им приказали закрывать все мотоциклы на стоянку из-за ДТП. Что они делают? Подходят к стоящим мотоциклам и выписывают протокол о том, что якобы у него неисправное рулевое управление».
Собеседник издания пояснил, что определить исправность или неисправность рулевого управления мотоцикла на глаз невозможно, для этого нужно провести соответствующие измерения на специальных стендах. По подсчетам мотоактивиста, только за минувшую ночь не менее 6 мотоциклов в Казани были эвакуированы на штрафстоянки. Ильмар говорит, что в планах мотоциклистов встретиться с представителями ГИБДД, но когда и где пройдет эта встреча, пока неизвестно.
Также он заявил, что не знает, планируют ли байкеры подавать на Госинспекцию в суд в связи с необоснованными, на их взгляд, штрафами, объяснив, что такое решение будут принимать сами владельцы техники. Сотовый телефон представителя ФАР по Казани Дмитрия Золотова сегодня утром разрывался от звонков мотоциклистов. «Мне с раннего утра звонят и пишут обеспокоенные байкеры, около 20 человек уже позвонили, у шестерых из них уже отогнали на штрафстоянки мотоциклы, — рассказал Золотов. — Все просят дать совет, что делать в этой ситуации, пытаются понять, почему так происходит. Люди боятся выезжать на дороги на своих мотоциклах. Не все мотоциклисты беспредельщики, есть среди них нормальные, но все почему-то попадают под раздачу. Надо понять, что нельзя проснуться и в один день решить жесткими методами проблему нарушений мотоциклистами ПДД. Я голословно не могу говорить о том, что все мотоциклисты невинны, понятно, что любой водитель будет себя защищать. Но вчера еще все ездили нормально, а теперь вдруг все поголовно стали нарушителями. Куда в ГИБДД смотрели до этого?»
При этом Золотов не отрицает нарушений со стороны мотоциклистов: «Лихачат, у многих стоит прямоток (глушитель без шумопоглотителя — прим. ред.), грязные номера, у многих с рулевым управлением проблемы, 30 процентов ездят вообще без номеров и документов. Двухколесный транспорт сам по себе агрессивный, ни один байкер не ездит по полосе, он ездит между полос. В потоке, в пробках они всегда снуют между машинами и первыми вылезают на светофоре. Вот поэтому их и не любят — неясно, когда и откуда они выкатят. Но когда пересаживаются на автомобиль, начинают ездить по правилам. На мотоцикле у них просто меняется культура вождения».
В соцсетях появились сообщения о массовых случаях проверок мотоциклистов
Собеседник издания припомнил, что подобная ситуация с запугиванием водителей якобы развернулась в канун проведения Универсиады. «Тогда сотрудники ГИБДД пустили слух, что все битые машины будут на штрафстоянку ставить, и дороги опустели. С мотоциклистами сейчас то же самое. Надо 20 - 30 человек прессануть, чтобы остальные 100 начали бояться», — заключил борец за права автомобилистов.
Юрист ФАР Владлен Копвиллем получил уже порядка 10 протоколов об административных правонарушениях, которые байкерам сегодня выписали сотрудники ГИБДД. «По словам мотоциклистов, обвиняются они по двум позициям: либо вилка руля неисправна, либо тормозная система не в порядке, — пояснил Копвиллем. — Но почему-то это делают сотрудники ППС ГИБДД, хотя должны делать сотрудники технадзора, специального отдельного подразделения при ГИБДД. Причем неисправности определяют органолептическим методом, проще говоря, на глаз, вид, свет».
Юрист советует владельцам мотоциклов, считающих себя потерпевшими, забирать свои мотоциклы со штрафстоянок и подавать иски в суд «в порядке административного судопроизводства на неправомерные действия сотрудников ГИБДД». «Если суд будет выигран, люди вернут себе деньги, штрафы им отменят, а потерянные средства будут взысканы с сотрудников ГИБДД», — предлагает Копвиллем.
Между тем проблемы после постановки железного коня на штрафстоянку у мотоциклистов только начинаются. По свидетельствам членов ФАР, получить транспортное средство в день эвакуации практически невозможно. «Сотрудники ГИБДД, что дежурят на штрафстоянке, отправят автовладельца в районное ГИБДД, где ему откажут под предлогом отсутствия необходимых для выдачи документов, и так будут гонять по кругу три дня, чтобы деньги хорошие набежали. Это тоже стоит обжаловать в суде. Когда автовладельцы будут массово подавать в суд, они перестанут это делать. Кроме того, надо каждому отдельно писать заявления в прокуратуру о неправомерных действиях сотрудников ГИБДД», — советует юрист.
«При запрете эксплуатации любой владелец может сам вызвать эвакуатор или взять и укатить свой мотоцикл самостоятельно, просто как велосипедист, ведя его по тротуару, это законно», — считает Золотов.
Президент же казанского мотоклуба Trespassers MCB Виктор Лопухов указал на дилемму мотоциклистов: либо идти в суд, но тогда нужно оставить свой байк на штрафстоянке и лишиться его минимум на два месяца в самый разгар сезона, либо заплатить штраф и фактически признать вину. «Даже учитывая неправомерность этой ситуации, наверное, никто не рискнет остаться без мотоцикла на два месяца. Поэтому будут ли они подавать? Наверное, только самые упертые! — считает Лопухов. — В этом и кроется корень проблемы, когда выбираются такие безвыходные ситуации, когда человеку проще отдать [деньги], чем бороться за свои права». Отметим, по подсчетам Лопухова, в Казани порядка 3 тыс. мотоциклистов.
По подсчетам президента казанского мотоклуба Trespassers MCB Виктора Лопухова, в Казани порядка 3 тыс. мотоциклистов
«МЫ К СУДУ ГОТОВЫ, ПУСТЬ ПОДАЮТ»
Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось дозвониться до главы республиканского ГИБДД Минниханова, который все подозрения по поводу массовых облав отверг, заявив о том, что сотрудники его ведомства работают в штатном режиме.
«Я не понял, за день их так задушили, что они жалуются? — удивился Минниханов. — У нас каждый день столько машин ставится [на штрафстоянку]. Для нас нет разницы, мотоцикл или автомобиль. Мы пешеходов привлекаем точно так же к ответственности. Если он нарушает, мы что, должны их по головке гладить, что ли?»
Впрочем, руководитель Госавтоинспекции все же признал, что в республике «к сожалению, количество мотоциклов растет» и число нарушений, которые они совершают, увеличивается, но такую статистику его ведомство не ведет. «Что нам, делать больше нечего, только по байкерам работать? — задал риторический вопрос собеседник издания. — Техническую неисправность мы проверяем потому, что машины правдами и неправдами техосмотр все же проходят, а мотоциклы — не проходят. И мы всегда проверяли состояние транспортных средств. Если они считают, что здесь что-то неправильное, пусть обращаются в суд и обжалуют наши действия. Нас всегда ругают, что Госавтоинспекция Татарстана привлекает к ответственности, если ребенка перевозят на адаптере [ремня безопасности]. Но в суд-то на меня никто не подал из водителей почему-то. Значит, они где-то что-то не так делают? Мы к суду готовы, пусть подают».
На первом месте в списке интересов республиканской ГИБДД стоят не велосипедисты или мотоциклисты, а пешие участники дорожного движения. «Мы активизировали работу по пешеходам, которые [переходят дорогу] без световозвращающих элементов, по этому направлению мы работу ведем, это большая проблема, как и выезд на «встречку», — отметил Минниханов. — С наездами на пешеходов у нас проблемы. С мотоциклистами тоже есть проблема, но не такая. Честно говоря, с ними работать намного сложнее. Они сами себя убивают, поэтому за ними не гоняемся. Но тех, кого вылавливаем, привлекаем».
Будут байкеры оспаривать действия сотрудников ГИБДД в суде или нет, пока неизвестно. Но одно последствие у всей этой истории есть: на фоне слухов о «зверствах» ГИБДД по соцсетям прошло сообщение о новом переносе мотопробега с девушками топлес, который организаторы хотят провести уже две недели подряд с целью «встряхнуть умы граждан, живущих скучной, серой жизнью и стандартами» и «показать автомобилистам, какую красоту они ежедневно пытаются убить и повредить».
Будут байкеры оспаривать действия сотрудников ГИБДД в суде или нет, пока неизвестно
«Я НЕ ПОНИМАЮ, ПОЧЕМУ ТОЛЬКО В КАЗАНИ ТАКАЯ ОЗЛОБЛЕННОСТЬ НА БАЙКЕРОВ»
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», предлагают сотрудникам ГИБДД не бороться с лихачами-байкерами, а возглавить движение мотоциклистов в Казани.
Олег Шатов — руководитель Казанской школы высшего водительского мастерства:
— Гаишники очень любят под предлогом технической неисправности забирать на штраф-стоянку в общем-то исправный автомобиль, который им чем-либо не понравился — поведение водителей и т. д. Например, дрифтеров, которые тренировались в лесу на глухой парковке, где Сабантуй два раза в год проводится, взяли, забрали на штрафстоянку за неисправность рулевого управления. Это при том, что парень два дня назад все новое поставил, всю рулевую перебрал. А у меня, например, машина была внесена в список тонированных автомобилей, хотя она никогда не была тонированной. Только за то, что я был организатором любительских автомобильных соревнований.
С мотоциклистами бороться сложно. Во-первых, у нас нет экипажей мотоциклетных ГАИ, которые могли бы им противодействовать. На автомобиле за мотоциклом, понятное дело, не угонишься. Поэтому мотоциклисты себя ведут очень даже нагло некоторые, ничего тут не скажешь. Не самая дисциплинированная категория водителей. Многие мотоциклы ездят даже без номеров, их даже вычислить невозможно — ни камерой, никак. Устраивать облавы какие-то, те же самые погони за мотоциклом устраивать, а если разобьется он, кто будет виноват? Ну косвенно хотя бы. Кто организовал погоню? Будут все винить экипаж ГИБДД, который в погоню бросился. А не бросился — все живы остались.
Я сторонник воспитательных мер и знаю, что они работают, если к этому правильно подойти. Но при этом у ГИБДД свои полицейские методы, они тоже работают. Есть такая фраза: чтобы развалить какое-то движение, надо его возглавить. Если бы ГИБДД работало вместе с этими автоклубами, мотоклубами, как-то все это дело помогала организовывать, глядишь, порядка было бы все-таки больше в самих клубах.
Виктор Лопухов — президент казанского мотоклуба Trespassers MCB:
-— Может быть, потому, что я мотоциклист, но у меня складывается впечатление, что у нас в Татарстане нет других проблем на дорогах — нужно всех мотоциклистов изгнать, и тогда все будет хорошо. В данном случае осмысленности действий ГИБДД я не вижу.
Вместо того чтобы заниматься конкретно нарушителями, вводится проверенная советская система коллективной ответственности. Мотоциклист четко отдает отчет, что нарушать правила это опасно — за исключением нескольких человек, которые, видимо, считают, что они бессмертны, и ведут себя на дорогах аккуратно.
Михаил Шутов — мотобайкер:
— При мне не раз забирали мотоциклы по статье 12.5 КоАП РФ. Только по этой статье можно забрать технику — неисправность тормозной системы. По закону человек имеет право исправить любой недочет на месте, но они не дают этого делать. При том что в реальности бывает так, что мотоциклы новые, а всем без разницы — это просто озлобленность народа в сторону байкеров. Я много чего понимаю, я сам родом из Казани, и я не понимаю, почему здесь так происходит. Я проехал на мотоцикле очень большое количество городов, начиная от Нижневартовска и заканчивая Москвой, и там в сторону Питера доходил. И я не понимаю, почему только в Казани такая озлобленность на байкеров. При условии, что здесь есть мотобатальон, здесь есть скорая помощь и МЧС на мотоциклах.
Именно эта озлобленность и приводит к тому, что происходят ДТП. В сообществе Kazan bikers news люди пишут такие глупости, что не знаешь, что делать. Единственное, что людям приходит в голову, — это купить цепь и приковать себя к мотоциклу, потому что эвакуировать транспортное средство с человеком они не имеют право.
По логике, если у человека неисправная тормозная система, он не может мотоцикл забрать со штрафстоянки. А люди их забирают, только через три дня, платят 5 тысяч рублей, потому что за эвакуатор деньги, за штрафстоянку, штраф, который выписывают за тормозную систему — 500 рублей и 500 рублей за глушитель. При мне делали замеры мотоциклу, у которого родная труба стоит. То есть там на ней написано Honda CBR600. То есть у нормального мотоцикла на трубах пишется название мотоцикла. Делают замер — превышение. Я говорю: как может быть превышение замера, если труба родная? Мы еле-еле мотоцикл отбили у сотрудников ГАИ.
При мне был случай, когда остановили парня, а уже три мотоцикла забрали на штрафстоянку. Я стою рядом с мотобатальонщиком, и он делает запрос. А ему просто отвечают: план выполнен, отпускай его. То есть три мотоцикла закрыл за смену по Технадзору — и им достаточно, а Технадзор подчиняется непосредственно начальнику ГИБДД РТ, больше никому он не подчиняется.
В 2015 году в РТ произошло 59 ДТП с участием мотоциклистов: 2 человека погибли и более 60 получили травмы
ПОСЛЕДНИЕ ГОНКИ КАЗАНСКИХ БАЙКЕРОВ
ДТП с участием мотоциклов и скутеров, к сожалению, случаются в Татарстане нередко. Так, 11 декабря 2015 года Евгений Кормаков на Range Rover сбил насмерть мотоциклиста на станции Высокая Гора. В апреле этого года он был приговорен к двум годам колонии-поселения. Обвиняемый свою вину признал. Интересно, что сначала СМИ приписывали злосчастный джип Валерию Егорову — брату гендиректора «Ак Барс Холдинга» Ивана Егорова.
В мае этого года в Верхнеуслонском районе РТ водитель мотоцикла «Урал» без прав опрокинулся в кювет и погиб. Погибший сел на мотоцикл не только без прав, но и без мотошлема. Также в мае 2016 года в Зеленодольском районе РТ 17-летний жителя поселка Осиново скутера Indigo погиб под колесами грузовика. На него наехал 19-летний водитель на «ГАЗ-330252». Как сообщали тогда в ГИБДД, водитель грузовика не выбрал безопасную дистанцию и скорость, не учел дорожные и метеоусловия, в результате стал виновником ДТП. В то же время водитель скутера ехал без шлема, не имея водительского удостоверения.
25 июня этого года в Отарах водитель Chevpolet Lacetti сбил школьников, ехавших на скутере. В ГИБДД посчитали, что водитель авто нарушил ПДД, не выбрав безопасную дистанцию, и в результате совершил столкновение. На скутере ехали двое школьников без мотошлемов, кроме того, водитель скутера сел за руль, не имея водительского удостоверения. В результате ДТП пассажир скутера от полученных травм скончался на месте ДТП, а водитель госпитализирован.
Буквально пару дней назад на проспекте Мира в Челнах наделал шуму мотоциклист-акробат, который стоя ехал на своем мотоцикле. На видео зафиксировано, как спустя примерно минуту он садится за руль и, подняв мотоцикл «на дыбы», на одном колесе резко уносится вдаль на большой скорости. Видео в сети набрало много просмотров.
Еще в 2013 году Госдума приняла закон, запрещающий подросткам младше 16 лет управлять мопедом на дорогах. Также были введены новые категории водительских удостоверений: появилась новая категория М — мопеды и скутеры. С сегодняшнего дня выезжать на дороги на мопеде можно только с правами. Соответственно, выезжать без прав на мопеде было запрещено.
В мае этого года в Госдуме РФ задумали ввести санкции на шумных байкеров. Было предложено штрафовать владельцев слишком громких мотоциклов, которые мешают жителям спать по ночам, на 10 тыс. рублей и эвакуировать их транспортные средства. Поправки к КоАП подготовил зампред комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак из «Справедливой России», но судьба законопроекта пока неясна.
В 2015 году в РТ произошло 59 ДТП с участием мотоциклистов: два человека погибли и более 60 получили травмы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 152
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.